ГЛАВА IV. Кризис христианского мира (XIV – XV вв.)




 

Христианский мир в целом дошел до своих границ. Экспансии прекратились, нашествия практически тоже (не считая монголов). Но: прекратилась запашка новых земель, демография – вниз, рост цен. Восстания – последняя треть XIII в (в Безье в 1280 г, Тулузе в 1288 г., Реймсе в 1292 г., Париже в 1306 г.), завершилась в 1302 г. на землях современной Бельгии почти всеобщим восстанием. 1284 – рухнули своды собора в Бове. Девальвация, кризис в торговле, в сельском хозяйстве – неурожайные годы 1315-17 и голод. Великая чума с 1348 г.

Сокращение феодальной ренты и перемены, вызванные растущей ролью денег в крестьянских повинностях, пошатнули основы власти феодалов. Пережив период неурядиц, класс феодалов приспособился и стал в широких масштабах заменять земледелие более доходным скотоводством. Он изменил условия эксплуатации крестьян, характер повинностей и платежей. Пораженный кризисом феодализм прибегнул к войне как средству облегчения положения господствующих классов – Столетняя война.

Кризис XIV в. окупился перекройкой экономической и социальной карты христианского мира. Он создал благоприятные условия для государственной централизации.

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

ГЛАВА V. Генезис

Отношения, установившиеся между языческим наследством и христианством. Отношение выражено св. Августином, который заявил, что христиане должны пользоваться древней культурой точно так же, как евреи использовали в свое время добычу, захваченную у египтян. камни от разрушенных древних храмов, но иногда брали целые куски, как колонны для соборов, а бывало и целые храмы, как Пантеон в Риме, превратившийся в начале VII в. в христианскую церковь ценой небольших переделок и легкого камуфляжа.

часто даже один и тот же автор колеблется между двумя полюсами средневековой культуры – страхом перед языческой литературой, бегством от нее и страстным восхищением ею, влекущим широкие заимствования.

в каролингскую эпоху, в XII в., и, наконец, в эпоху великого Возрождения.

досадным интеллектуальным приемам: это систематическое искажение мысли древних авторов, постоянные анахронизмы, выдергивание цитат из контекста.

Св. Фома Аквинский в XIII в. сказал, что мало значит то, что хотел автор сказать, важно то, что он сказал и что может быть использовано. Благодаря идее «передачи» (translatio) Рим как бы уходил из Рима, и начиналось великое средневековое смешение всего и вся. Но этот синтез был условием возникновения нового мироустройства.

от Поздней империи, которая настолько перемолола, упростила и разложила греко‑римскую литературу, мысль и искусство

Словари, мнемонические стишки, этимологии (ложные), флорилегии – вот тот примитивный интеллектуальный материал, который Поздняя империя завещала Средневековью. Это была культура цитат, избранных мест и дигест.

то же самое произошло и с христианской частью культуры

Библия утонула в экзегетике. И Реформация XVI в. ощущала вполне понятное чувство ее обретения.

Сочинения отцов церкви также были тем материалом, из которого хорошо ли, плохо ли извлекали суть учения.

Упадок был вызван необходимостью приспособить к эпохе. Например, ораторское искусство не нужно – нет форумов и народных собраний, поэтому меняется система образования.

Опроститься, чтобы завоевать сердца, – таков был их выбор.

несмотря на варваризацию, шел поиск ценностей не менее важных, чем ценности греко‑римского мира

вещи, реалии имеют преимущество перед словами

что это было также время великих еретических движений или скорее великих доктринальных колебаний

триумф ортодоксии был успехом «среднего пути» между примитивностью арианства или манихейства и сложностью пеласгианства или присциллианства

отношение к свободе воли и благодати – пробный камень. Тоже выбрали средний путь.

отражавшее дух той эпохи монастырское устройство соединило презрение к миру с хозяйственной и духовной организацией жизни.

традиционные очаги культуры в той или иной мере еще сохраняли жизнь

благодаря торговле восточных купцов, паломничествам. Другие центры – городские резиденции варварских королей и епископов.

Павия при Лиутпранде (712 – 744), Монца при королеве Геоделинде на рубеже VI и VII вв., Толедо в царствование Реккареда (586 – 601) и до мусульманского завоевания в 711 г., Париж и Суассон при Меровингах

Ремесленники

Вкус варваров к роскоши и блеску мишуры удовлетворялся мозаиками, изделиями из слоновой кости и драгоценных металлов, дорогими тканями

Меровинги, предпочитали жить в своих сельских поместьях

богатые епископальные центры: Суассон, Париж, Сане, Тур, Орлеан, Клермон, Пуатье, Бордо, Тулуза, Лион, Вьенн, Арль. В вестготской Испании ярким очагом городской жизни была Севилья во времена епископата братьев Леандров (579 – 600) и Исидора (600 – 636).

наиболее крупными центрами раннесредневековой цивилизации были монастыри, причем монастыри сельские – мастерские, скриптории, земельные владения – все стороны культуры

цивилизация отдельных очагов жизни и оазисов культуры среди пустошей, лесов и заросших полей

Развал системы коммуникаций

возрождаться древние обычаи

Лерен – время христианизации городов, не ученая экзигеза, а аскетизм, духовная медитация. С 430 по 500 г. через Лерен прошли почти все крупные прелаты провансальской церкви – Сальвиан, Евхерий Лионский, Цезарий Арелатский, Фавст из Рие, бывшие вдохновителями провансальских синодов, на которых были выработаны глубоко запечатлевшиеся в западном христианстве каноны.

. Бенедикт Нурсийский, обосновавшийся около 529 г. в Монтекассино

Устав – отказался от излишнего восточного аскетизма. Равновесие между ручной, религиозной и интеллектуальной деятельностью – успехи бенедиктинского монашества в VI – XI вв. умерить власть аббатов, требуя мягкости и братских чувств

Совсем иным был дух ирландского монашеского движения. Распространение монастырей, проповедь и обращение язычников.

Путешествие Брендана.

Колумбан, который между 590 и 615 гг. основал Люксей и Боббио, в то время как его ученик Галл дал свое имя другому монастырю (Сен‑Галлен около 510 г.), которому было уготовано блестящее будущее. Всем этим и другим общинам Колумбан дал свой устав

строгая аскеза

Св. Кевин – 7 лет, птицы свили гнездо

Возродились библейские табу – похожи на древнекельтские, полуязыческие. Искусство - каменные кресты и книжная миниатюра. Романский стиль – почерпнул что-то из этого, скорее всего.

Боэций (480 – 524)

об Аристотеле и его логике - схоластика

музыка

Кассиодор (480 – 573)

«Наставлениями в божественных и светских науках» - основы риторики.

Переписка книг – скриптории

Исидор Севильский (560 – 636)

«Этимологии», программа семи свободных искусств, научный словарь

Страсть к энциклопедическому познанию

Беда Достопочтенный (673 – 735)

теория четырех смыслов Священного писания – экзегетика

астрономия

 

каролингское возрождение – преувеличено значение, церковные школы такого типа были и до этого, традиции сохранялись

академия при дворе – детские игрушки, как и мягкие буквы под подушкой у Карла

скорее предмет эстетического наслаждения и способ укрепления престижа, нежели образованность и средство управления

Тем не менее Каролингское возрождение было одним из этапов

Алкуин программа семи свободных искусств. Рабан Мавр энциклопедия «О вселенной» и педагогический трактат «О воспитании клириков»

гениальный и загадочный Иоанн Скот Эриугена, которого открыли в XII в, «Карл Великий схоластической философии»

это был новый ряд интеллектуальных авторитетов

шедевры миниатюры

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: