СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВТО




Сегодня ВТО является главной международной организацией, в рамках которой обсуждаются и разрабатываются все основные вопросы, связанные с режимом международной торговли товарами и услугами, осуществляется контроль за соблюдением правовых норм. Более того, развитие ВТО за первые шесть лет ее деятельности отчетливо показало, что круг ведения ее вопросов расширяется и, очевидно, в ближайшие годы пополнится новыми сложными вопросами: проблемы защиты окружающей среды, связанные с торговлей; внешняя торговля и международное перемещение капиталов, внешняя торговля и обмен передовыми технологиями, внешняя торговля и конкурентная политика, ряд других. Таким образом, ВТО все активнее превращается в универсальную международную организацию по регулированию всех процессов международного обмена товарами, капиталами, услугами, рабочей силой. Именно поэтому многие страны стремятся в ВТО, т.к. такое участие дает ряд преимуществ:

· благоприятный доступ на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-участницами ВТО;

· доступ к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов, если они ущемляются партнерами, и таким образом устранение дискриминации;

· возможность реализации своих стратегических торгово-экономических интересов, путем эффективного участия в международной торговой политике при выработке правил международной торговли.

В настоящее время полноправными участниками ВТО являются 157 государств (24 августа 2012 года статус полноправного члена обрело государство Вануату), из 193 независимых государств. Это говорит о том, что подавляющее большинство стран принимает политику и принципы ВТО.

Более двадцати государств имеют статус наблюдателя в ВТО. Подавляющее большинство из них находятся на различных стадиях присоединения к ВТО.

Помимо этого, свыше 60 международных организаций имеют статус наблюдателя в различных структурах ВТО, в т.ч. ООН, ЮНКТАД, МВФ, МБРР, ФАО, ВОИС, ОЭСР, региональные группировки, товарные ассоциации. Под эгидой ЮНКТАД/ВТО действует Международный торговый центр (МТЦ), оказывающий содействие развивающимся странам в сфере мировой торговли.

Правила ВТО предусматривают ряд льгот для развивающихся стран. В настоящее время развивающиеся страны — члены ВТО имеют, в среднем, более высокий относительный уровень таможенно-тарифной защиты своих рынков по сравнению с развитыми.

Остановимся кратко на событиях, которые произошли в ВТО за последние время.

С 2001 года по настоящее время продолжаются переговоры раунда Доха – «раунда тысячелетия». Доха-раунд (Doha Round) – это текущие торговые переговоры вокруг Всемирной торговой организации (ВТО), которые начались в ноябре 2001 по решению Конференции министров стран-членов ВТО. Это первый раунд многосторонних торговых переговоров. Цель раунда – понизить торговые ограничения во всем мире, которые позволяет странам увеличивать торговлю во всем мире. На 2008 переговоры остановлены по главным проблемам, таким как сельское хозяйство, индустриальные тарифы и нетарифные барьеры, услуги, и защита торговли. Самые существенные различия проявились между развитыми странами во главе с Европейским союзом (ЕС), Соединенными Штатами (США) и Японией и основными развивающимися Индией, Бразилией, Китаем и Южной Африкой. Есть также значительное расхождение во взглядах и между ЕС и США по обслуживанию их субсидий на развитие сельского хозяйства. В связи с мировым кризисом 2007-2009 года, когда покупательная способность во всем мире резко упала, и различные виды протекционизма стали проявляться все сильнее, переговоры приобрели еще более важное значение для восстановления мировой торговли и экономики.

Переговоры нового раунда буксовали уже девятый год, когда Паскаль Лами, для продвижения переговоров вперед, предложил в марте 2010 г. воспользоваться новой стратегией – «коктейльным» подходом, смысл которого заключается в параллельном проведении обсуждений на двустороннем уровне, в группах с ограниченным числом участников и в групповых консультациях делегаций с Гендиректором ВТО. По мнению делегаций, «коктейльный» подход помог достичь положительных результатов. Майкл Панке (руководитель делегации США) отметил, что новая стратегия принесла в переговоры «некоторые первоначальные, обнадеживающие признаки», а китайский посол Сун Чженью охарактеризовал ее как «позитивную и полезную». В настоящее время раунд не завершен.

Основа деятельности организации ВТО – это своеобразный, многосторонний контракт. Он состоит, по меньшей мере, из 56 основных соглашений (~ 30000 страниц) и является самым крупным в мире договором, регулирующим торговлю практически всеми видами товаров услуг. Заключив его, государство получает гарантии, что его экспортная продукция не будет подвергаться какой-либо дискриминации на рынках других участников в обмен на аналогичные обязательства.

В настоящее время по правилам ВТО осуществляется ~ 95% всей мировой торговли.

 

Россия и ВТО

Членство какого-либо государства в ВТО является в настоящее время важнейшим условием его интеграции в мировую экономику, создания благоприятных возможностей для наращивания своего экспорта.

Не будет преувеличением сказать, что установленные ВТО нормы являются, по сути дела, международным торговым законом. Находясь вне общего правового пространства, не будучи членом этой организации, любое государство обрекает себя на положение аутсайдера(посторонний) в международной торговле, ибо к нему не применяются общие правила. Это побуждает присоединиться к ВТО, но одновременно надо принимать и общие для его членов обязанности.

При всем своем масштабном потенциале современная российская экономика может эффективно развиваться лишь при активном взаимодействии с мировым рынком товаров и услуг. Того же требуют проводимые в стране рыночные преобразования. Экономика России все сильнее интегрируется в мировую торговлю, для нашей страны назрела необходимость включиться в работу международных экономических организаций, важнейшей из которых является ВТО. Еще СССР в 1986 году подал заявку о получении статуса наблюдателя в Уругвайском раунде переговоров с целью последующего присоединения к ГАТТ. Но заявка была отклонена в связи с тем, что СССР являлся страной с плановой экономикой, что несовместимо с принципами свободной торговли. В 1995 году начались переговоры по вступлению России в ВТО.

22 августа 2012 года после 17-летнего мучительного процесса переговоров Россия наконец-то официально вступила в ВТО, став 156-м членом. Такое решение приняла министерская конференция ВТО в Женеве. Присоединяясь к ВТО, вместе с обязательствами Россия получает права, которые дадут ей возможность защищать свои внешнеторговые интересы на мировом рынке. Кроме того, это дает положительный импульс сложному процессу интеграции России в мировое хозяйство.

В целом вступление в ВТО является положительным фактором для углубления интеграции экономики страны в мировую экономику. По оценке Министерства экономического развития и торговли вступление России в ВТО дает дополнительные 2% в год к росту ВВП и 10% к притоку инвестиций. Членство в ВТО означает для любой страны урегулированность с другими странами – членами организации всех вопросов взаимодействия, особенно в вопросах торговли. Участие в ВТО дает стране множество преимуществ.

Основными целями присоединения для России можно считать следующие:

· получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;

· доступ к международному механизму разрешения торговых споров;

· создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;

· расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в том числе в банковской сфере;

· создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;

· участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;

· улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.

Понятно, что, вступив в ВТО, Россия получает возможность на равных вести переговоры по торгово-политическим вопросам. Совсем недавно практически все важнейшие проблемы многостороннего торгового сотрудничества – установление таможенных тарифов, использование количественных ограничений, согласование механизма разрешения торговых споров, совершенствование общей торговой практики – делались без влияния России. Мы пользовались всеми этими решениями ВТО на практике, но никак не влияем на их принятие.

Кроме того, Россия, будучи членом ВТО, получает возможность защититься от одностороннего произвола в применении тех или иных ограничительных мер, в частности, от растущего количества антидемпинговых (это поставка товара на экспорт по цене ниже нормальной стоимости, то есть ниже цены на аналогичный товар при продажах на рынке страны-экспортера) расследований по отношению к российским экспортным товарам. Присоединение России к ВТО не означает, что Россия стремится к каким-то льготам, привилегиям, она хочет стать равноценным участником международной торговли.

В интеграции России в систему ВТО заинтересованы также и наши торговые партнеры, поскольку внешнеторговый режим России остается нестабильным. Чем быстрее Россия войдет в ВТО, тем быстрее наступит здесь стабилизация. Такое положение подталкивает партнеров к тому, чтобы принять Россию в ВТО. Вышесказанное наглядно демонстрирует преимущества, которые дает членство в ВТО.

С другой стороны, вступая в ВТО, Россия принимает на себя и обязательство соблюдать жесткие правила поведения. Если Россия не будет выполнять этих правил, будет нарушать дисциплину организации, то такого несговорчивого партнера в рамках ВТО фактически ожидает торговая война со всем торговым сообществом.

По условиям вступления в ВТО в ответ на открытие для ее товаров зарубежных рынков Россия должна будет шире открыть внутренний рынок для импорта. При этом понятно, что большая часть выпускаемой в России продукции конкуренции с зарубежной не выдержит. Это будет означать дальнейший спад в промышленности, сельском хозяйстве, что может привести к сворачиванию многих предприятий. Вместе с тем понятно, что только защитой рынка производство не вытащить. Здесь необходим целый комплекс мер – изменение налоговой системы, создание предпосылок для предложения дешевого кредита для развития производства, меры повышения конкурентоспособности отечественного производителя, стимулирование экспорта и т.п. Кроме того, поскольку после создания ВТО предметом регулирования в мировом масштабе стали и услуги, рынок услуг тоже должен быть либерализован. А здесь позиции отечественных компаний еще слабее. Следовательно, напрашивается вывод о необходимости разработки комплекса протекционистских мер, направленных на поддержку собственных производителей. Однако в этом вопросе мы не всегда остаемся последовательными. С одной стороны, постоянные изменения импортного тарифа свидетельствуют об ужесточении режима поставок. Благодаря усилиям лоббистов (люди, проталкивающие в правительстве, сенате и министерствах интересы своих корпораций и организаций) от некоторых отраслей уровень таможенных платежей на определенные товары стал в несколько раз превышать контрактные цены. На первый взгляд может показаться, что защита внутреннему рынку обеспечена. Но с другой стороны – практика предоставления льгот практически не разрушила. Закономерным итогом такой политики стало то, что российские товары стали стремительно замещаться иностранными, а в крупных городах этот процесс практически завершился. Поэтому многие российские экономисты сейчас утверждают, что защиты внутреннего рынка в данный момент нет вообще – он полностью открыт для зарубежной продукции. Но поскольку импортный тариф и сейчас не выполняет свою защитную функцию, то дальнейшее его снижение может иметь поистине катастрофические последствия для российской промышленности.

Трудные проблемы встают, в частности, перед российским сельским хозяйством, традиционно держащимся «на плаву», благодаря бюджетным вливаниям. В соответствии с условиями соглашений «Уругвайского раунда», эти вливания будет необходимо сократить.

Между тем существует мнение, что следует устанавливать жесткие ограничения для иностранной продукции с тем, чтобы дать собственным предприятиям возможность модернизировать производство, наладить выпуск конкурентоспособной продукции. В этой связи задача заключается в том, чтобы найти тот самый правильный баланс, который с одной стороны, обеспечивал бы доступ на внутренний рынок импортных товаров с тем, чтобы поддерживалась нормальная конкуренция, а с другой – чтобы она не превращалась в фактор разрушительного свойства для тех или иных отраслей хозяйства.

Присоединение России к данной международной органи­зации повлечет за собой необходимость специальной профессиональной подготовки, как федеральных государственных гражданских служащих соответствующих органов государственной власти, так и представителей бизнес-сообщества, поскольку вступление России в ВТО будет означать коренное изменения многих экономических процессов и правовых процедур.

 

Критика ВТО

Главное преимущество участия в ВТО с точки зрения мирового сообщества в целом – это обеспечение равных шансов для всех участников. Система ВТО уравнивает шансы всех членов, предоставляя право голоса небольшим странам, ограничивая, таким образом, возможности экономического диктата более крупных государств, что было бы неизбежно при двусторонних переговорах. Более того, объединяясь в союзы, небольшие страны способны добиваться большего успеха на переговорах. В то же время крупные государства-участники освобождаются от необходимости вести переговоры по торговым соглашениям с каждым из своих многочисленных торговых партнеров, так как согласно принципу недискриминации достигнутые в ходе переговоров уровни обязательств автоматически распространяются на всех участников ВТО.

Заявленная цель ВТО – распространение идей и принципов свободной торговли и стимуляция экономического роста. Однако многие считают, что свободная торговля не делает жизнь большинства более процветающей, а лишь приводит к дальнейшему обогащению уже богатых (как стран, так и личностей). Договоры ВТО также часто обвинялись в частичном несправедливом приоритете транснациональным корпорациям и богатым странам.

Критики полагают, что небольшие страны имеют очень малое влияние на ВТО, и, несмотря на заявленную цель – помощь развивающимся странам, – страны концентрируются, прежде всего, на своих коммерческих интересах. Также, по их утверждениям, такие немало важные вопросы по здравоохранению, безопасности и защиты окружающей среды постоянно игнорируются в пользу дополнительных льгот для бизнеса.

Таким образом, проведенный анализ показывает, что ВТО все-таки не обладает необходимой гибкостью и справедливостью, чтобы учесть интересы всех стран, независимо от их экономического развития. И, несмотря на некоторые положительные моменты, необходимо все же пересмотреть существующие принципы ВТО и определить пути реформирования организации с целью более результативной работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На данный момент членами ВТО являются 157 государства из 193 независимых государств. Это говорит о том, что подавляющее большинство стран принимает политику и принципы ВТО.

В связи с глобализацией страны все больше интегрируются в международную торговлю, и Россия – не исключение. Поэтому было важно изучить деятельность ВТО, которая занимается регулированием международных торговых отношений.

Проведенный анализ показал, что, несмотря на правильные принципы, ВТО все-таки не обладает необходимой гибкостью и справедливостью, чтобы учесть интересы всех стран, независимо от их экономического развития. Поэтому ВТО необходимо определить направления своей работы в пользу большей результативности.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бородулина Л.П., Кудряшова И.А., Юрга В.А. Международные экономические организации: учебное пособие. М.: Экономистъ, 2005.

2. Васильев И.А. Россия и Всемирная торговая организация: проблемы и перспективы присоединения. М.: Аспект-Пресс, 2002.

3. Васильева Н. В. Международно-правовое и национально-правовое регулирование электронной торговли. Автореферат диссертации на соискание уч. степени канд. юр. наук. М.: 2008.

4. Волков Г.Ю., Солодков Г.П. Международная торговля. М.: Феникс, 2008.

5. Всемирная торговая организация: документы и комментарии в 2-х томах. Составители: Н.М. Васильев, Ю.А. Васятин, А.А. Давыдов. М.: АНО «Издательский дом налоговой полиции», 2001.

6. Всемирная торговая организация и Россия. Справочный материал. Комитет РСПП по торгово-таможенной политике и ВТО (Рабочая группа по вступлению России в ВТО и реформе таможенной политики). М.: 2011.

7. ВТО: угрозы и возможности в условиях выхода на международный рынок / под общей редакцией С.Ф. Сутырина. М.: Эксмо, 2008.

8. Всемирная торговая организация. Краткое пособие для бизнеса.Подготовлено Центром торговой политики и права. М., 2004.

9. Вступление России в ВТО: проблемы и перспективы. Материалы международной научно-практической конференции / Под ред. С.Ф. Сутырина. СПб.: ОЦЭиМ, 2003.

10. Герчикова И.Н. Международные экономические организации. М., 2000.

11. Глобализация: Россия и ВТО / под общ. ред. В.А. Михайлова, В.И. Кушлина, В.С. Буянова. М.: издательство РАГС, 2005.

12. Данильцев А.В., Данилова Е.В., Медведков М.Ю. Основы торговой политики и правила ВТО. М.: Международные отношения, 2005.

13. Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. М.: Торгово-промышленная палата Российской Федерации, 1997.

14. Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. М.: Экономика, 2003.

15. Иванова С.В. Всемирная торговая организация. М.: Экономистъ, 2007.

16. Кобушко Т.В. Вступление России в ВТО и роль региональных властей в выполнении условий членства. М.: ИМЭМО РАН, 1999.

17. Ливенцев Н.Н., Лисоволик Я.Д. Актуальные проблемы присоединения России к ВТО. М.: Экономика, 2002.

18. Минаев С.В. Всемирная торговая организация и развивающиеся страны: научно-аналитический обзор. М., 1997.

19. Практическое руководство по Уругвайскому раунду. Международный торговый центр ЮНКТАД/ВТО, 1996.

20. Развитие регионов и предприятий в условиях вступления России в ВТО. Уфимский институт РГТЭУ, 2003.

21. Результаты Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров. Правовые тексты. М.: МАИК «Наука/Интерпериодика», 2002.

22. Ремчуков К.В. Россия и ВТО. Правда и вымыслы. М.: Международные отношения, 2002.

23. Роль Всемирной торговой организации в глобальном управлении / Под ред. Гэри П. Сэмпсона. М.: издательство «Весь Мир», 2004.

24. Россия и ВТО. К. Барыш, Р. Коттрелл, Ф. Фраттини, П. Хэр, П. Лами, М. Медведков и Е. Ясин. Центр европейских реформ, 2002.

25. DOHA WTO Ministerial 2001: Ministerial Declaration on global electronic commerce. Declaration on global electronic commerce. Adopted on 14 November 2001. WT/MIN(01)/DEC/1. 20 November 2001.

26. Final Act of the United Nations Conference on Trade and Employment: Havana Charter for an International Trade Organization.

27. Экономический словарь// Под ред. А.И.Архипова.//ТК «Велби», издательство «Проспект», 2004 г.

28. Cameron J., Gray K.R. Op. cit. Part 2. P. 249.

29. Cameron J., Gray K.R. Principles of International Law in the WTO Dispute Settlement Body // International & Comparative Law Quarterly. 2001. Vol. 50. April. P. 248.

30. Dumping. Clive Stanbrook / A Manual on the EEC Anti-Dumping Law and Procedure. Clement Publishers Ltd/European Business Publications. 1980.

31. Moore Pledges to Build on Doha Success in 2002 // WTO News: 2002 Press Releases. Press / 266. 2 January 2002.

32. Steven P. Croley, John H. Jackson. WTO Dispute Procedures, Standard of Review.

33. Surya P. Subedi. Op. cit. P. 425.

34. Sung-joon Cho. GATT Non-Violation Issues in the WTO Framework: Are They Achilles" Heel of the Dispute Settlement Process // Harvard International Law Journal. 1998. Vol. 39. No. 2. P. 314 - 315.

35. World Trade Slows Sharply in 2001 Amid the Uncertain International Situation // WTO News: 2001 Press Releases. Press / 249. 19 October 2001

 

Для подготовки данной работы были также использованы материалы сайтов:

1. https://www.wto.org – Сайт Всемирной Торговой Организации

2. https://www.rbс.ru – Информационное Агенство РосБизнесКонсалтинг

3. https://www.wto.ru

4. https://med-lib.ru/

5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Всемирная_торговая_организация

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: