Религиозная духовность и её разнообразие.




По предмету: Философия

На тему: «Религиозное понимание духовности – сверхчувственная реальность»

Выполнила:

Студентка 2 курса 14 группы

Лечебно-Профилактического

Факультета

Ананян Л.И.

Г. Ростов-на-Дону

Г.

Религиозное понимание духовности – сверхчувственная реальность

Духо́вность — в самом общем смысле — совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии, а ещё чаще в публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральныхценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальное сознание называется совестью, а также утверждается, что укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди (увещания), просвещения, идейно- воспитательной или патриотической работы. Духовность — традиция бережного отношения к самому себе, окружающим людям, окружающему миру, природе, передающаяся из поколения в поколение. Духовность воспитывается в семье. Чем крепче семья, чем крепче в ней связь между поколениями, тем выше шансы воспитания в ней духовно развитого человека. Духовность — свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

Духовность – это то, что противоречит материальности, телесности, является условием экзистенции человека и общества.

• Духовность – специфическое свойство жизнедеятельности человека, выражающееся в бережном отношении к себе и окружающему миру, формирующее совокупность нематериальных ценностей, характеризующихся устойчивостью к девальвации.

Что такое религия?

Религия есть форма отражения действительности в фантастических понятиях и представлениях. Признак любой религии – вера в какие-либо сверхъестественные силы. Крупнейшими на сегодня религиями являются христианство и ислам. Также многие жители Земли исповедуют индуизм, буддизм, конфуцианство… Религий множество. Каждая религия включает в себя религиозное сознание, религиозный культ, религиозную организацию. Представлены эти три составляющих религии могут в быть в очень разных формах, но суть их примерно одинакова.

Религия как явление, присущее человеческому общест­ву на протяжении всей его истории и охватывающее до на­стоящего времени подавляющую часть населения земного шара, оказывается, тем не менее, областью, мало понятной для очень многих людей. Одной из причин этого, казалось бы, странного факта служит то обстоятельство, что рели­гию, как правило, оценивают по ее внешним признакам, по тому, как она практикуется ее последователями в культе, в личной и общественной жизни. Отсюда проистекает масса различных трактовок религии, усматривающих ее сущест­во либо в элементах, являющихся в ней второстепенными, незначительными, либо даже в ее искажениях, которых не избежала ни одна религия.

Поэтому вопрос о том, что составляет существо рели­гии, какие признаки являются в ней определяющими, а ка­кие — несущественными, требует особого рассмотрения.

Религия имеет две стороны: внешнюю — как она пред­ставляется постороннему наблюдателю, и внутреннюю, ко­торая открывается верующему, живущему в соответствии с духовными и нравственными принципами данной рели­гии.

С внешней стороны религия представляет собой преж­де всего мировоззрение, включающее в себя ряд положе­ний (истин), без которых (хотя бы без одного из них) она теряет самое себя, вырождаясь или в колдовство, оккуль­тизм и подобные псевдорелигиозные формы, являющиеся лишь продуктами ее распада, извращения, или в религиоз­но-философскую систему мысли, мало затрагивающую практическую жизнь человека. Религиозное мировоззре­ние всегда имеет общественный характер и выражает себя в более или менее развитой организации (Церкви) с опре­деленной структурой, моралью, правилами жизни своих последователей, культом и т. д.

С внутренней стороны, религия — это непосредствен­ное переживание Бога.Предварительное понимание религии дает и этимоло­гия данного слова.

 

Соотношение понятий.

Какой же смысл сокрыт в понятии «духовность»? Поисками ответа на этот вопрос заняты многие умы человеческие.

Определение духовности как результата нравственности, приобщения к общечеловеческим ценностям. При этом «дух» относится многими исследователями к культурологической, мировоззренческой категории. В большей части работ духовность отождествляется с развитием интеллекта, формированием мировоззрения, убеждений, с принципом саморазвития и самореализации личности.

«То, что может противостоять всему социальному, телесному и даже психическому в человеке, мы и называем духовным в нём… Человек вообще является человеком тогда, когда он как духовное существо выходит за пределы своего телесного и душевного бытия». Духовность означает, прежде всего, разрушение животной природы в человеке и раскрытие в нём его божественного сознания.

Только духовность может поставить человека на священный путь, который приведёт его к цели. Только духовность может возвысить человека и поднять его на более высокий уровень… Забывая о духовности, человек ведёт искусственную жизнь, в основе которой лежат земные удовольствия.

Почему духовность часто отождествляют с религией?

«Кто добр и духовен?» - спрашивали религиозные люди и давали ответ: «Только религиозный человек». Так и Конфуций признавался: «Небо - автор моей добродетели». А вот совсем другой пример - известного учёного В.И. Вернадского. Он был глубоко убеждён, что именно от религии происходят все вообще духовные проявления человеческой личности; с религией и только с ней связаны все формы духовности.

Первое. Понятие «духовность» почти совпадает с «духовным началом» как всем самым лучшим, светлым, возвышенным, что есть в человеке. А потому «духовность» всегда позитивна, всегда положительное явление.

Второе. «Духовное начало» рассматривается как нечто, связывающее и роднящее человека с Богом и божественным миром. В свою очередь и религия есть отражение такой связи с Богом. Не случайно слово «religio» означает буквально «восстановление связи» (re-ligio). Отсюда вполне логично отождествить религию и духовность.

В некоторых случаях духовность как «духовное начало» оказывается не просто положительным явлением, но вообще единственно хорошим, что есть в человеке. Она отрывается и противопоставляется всему «недуховному», под которым подразумевается «грубое», «тёмное», «злое» материальное начало. «Темницей» души называл тело Платон, полагая, что только бестелесная душа связывает человека с Божественным миром.

«Духовность, то есть преобладание духа, может и должна быть господствующим состоянием человека, потому что духовность - норма человеческой жизни и только тогда он стоит на уровне с человеческим достоинством».

Именно дух, а не тело является высшим и определяющим личность человека началом.

Казалось бы, все аргументы в пользу отождествления духовности и религии, довольно убедительны. И всё же такой подход значительно сужает понятие «духовности», оставляя за скобками множество аспектов.

Во многом это происходит потому, что основное внимание сосредоточивается на самом факте обладания духом (или душой, различение которых в данном контексте не важно). Но зададимся вопросом: только ли обладание духом может лежать в основе понимания духовности? Ведь духовность может рассматриваться и как проявление человеческого духа. Тогда вовсе не обязательно, что все проявления духа окажутся направленными к добру и свету. Ведь бывают демонические проявления духа, демонические религии, и демоническое в искусстве. Следовательно, духовность в таком ракурсе может оказаться со знаком «плюс» или со знаком «минус».

Если признать, что духовность может быть направленной и к добру и к злу, иметь множество видов и форм, то можно выделить несколько возможных вариантов соотношения духовности и религии (по чисто формально-логическим допущениям):

Религиозная духовность и её разнообразие.

По-видимому, религиозная духовность имеет столько же форм и образов, сколько существует религий и верований, стран и народов, культур и цивилизаций, социальных слоев, возрастных категорий и исторических эпох. Даже в одном и том же вероисповедании образы религиозной духовности могут быть весьма различны: ребенка и старца; мужчины и женщины; человека I и ХХI столетий; горожанина и сельского жителя; богача и бедняка; религиозного «модерниста» или, напротив, «фундаменталиста».

В определённом смысле, сколько верующих, столько и образов религиозной духовности. А возможно, не только верующих, но и вообще всех людей, так как даже убеждённый атеист может оказаться по сути верующим - в то, что Бога нет, что материя первична, что нет бессмертия души.

Очевидно одно - образов религиозной духовности значительно больше, чем самих вероисповеданий.

 

 

Заключение

Духовность – это воплощение во взглядах личности нравственного начала, утверждение в сознании человека веры в моральные Абсолюты.

Духовность есть одухотворенность жизни человека высокими нравственными идеалами, наполненность ее христианскими добродетелями, постоянное совершенствование себя. Такая духовность коренным образом преобразует человека и всю его жизнь.

Духовность - это тот внутренний стержень, который формирует личность, тот внутренний тормоз, который останавливает человека перед нарушением норм нравственности, или то, что воодушевляет на подвиг, подвижничество, жертвенность, героизм.

Преп. Серафим Саровский путь очищения от греха определял как «стяжание Святого Духа», то есть обретение человеком «духовных сокровищ», обретение им духовности.

Основа религиозной духовности - это вера в Бога и построение поведения определяется канонами веры, религиозной моралью. Религиозная духовность определяется через понятия «святой дух» и «душа». Духовность, таким образом, базируется на сверхъестественном трансцендентном начале.

В светской традиции под духовностью понимается совокупность всех функций сознания, а под «душой» - духовные (нравственные, эстетические и т.п.) качества человека. В светском образовании духовность часто отождествляется с культурой, которую наработало человечество, и со всем, что направлено на освоение культуры, на создание культуры.

 

 

Список использованной литературы

1. Каган М.С. О духовном//Вопросы философии. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 1985.

2. Кант И. Религия в пределах только разума//Трактаты и письма. – М., 1980.

3. Капустин Н.С. Свобода совести – общечеловеческая ценность. Ростов-на-Дону, 1991.

4. Келле В.Ж. Духовность и интеллектуальный потенциал. Серия «Мыслители», выпуск 4. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.

5. Ксенофонтов В.И. Духовность как экзистенциальная проблема //Философские науки, 1991.

6. Логинов Л.Ф. Сущность духовности. Православный голос Кубани: август 2003., №8.

7. Симонов Г.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. - М.: Наука, 1989.

8. Франк С.Л. Духовные основы общества. - М.: Республика, 1993.

9. Шадриков В.Д. Происхождение человечности. Учебное пособие для вузов. 2-е изд. – М.: Логос, 2004.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: