Нормативно-правовая основа для самостоятельного применения учителем методики без получения предварительного согласия директора школы.




Вывод: Нормативно-правовая основа возможности применения авторских методик образовательной организацией содержится в статьях 13, 28 и других Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, а также иных, в том числе, подзаконных актах: Письмо Минобрнауки России от 01.04.2013 г. №ИР-170/17 «О Федеральном законе об Образовании в Российской Федерации», Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования» и других. Возможность применения авторских методик при реализации образовательного процесса ограничена необходимостью соблюдения требований образовательных программ и соответствия результатов образовательной деятельности федеральным образовательным стандартам.

 

Нормативно-правовая основа для самостоятельного применения учителем методики без получения предварительного согласия директора школы.

 

Нормативно-правовая основа для самостоятельного применения учителем авторской методики преподавания берет свое начало в ст. 44 Конституции Российской Федерации, где указано, что каждому гарантируется свобода преподавания.

Не стоит считать это положение эфемерной общей нормой, так как оно находит свое развитие непосредственно в Законе об Образовании. Закон в п.3 ст. 47 устанавливает так называемые академические права и свободы педагогических работников и гарантии их реализации.

Рассматривая свободу педагогической деятельности в контексте вопроса о применении авторских преподавательских методик, можно перечислить следующие академические свободы, которые могут быть реализованы педагогом в ходе профессиональной деятельности:

1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;

2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;

3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;

5) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;

6) право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций.

Академические свободы направлены на то, чтобы педагог мог самостоятельно разрабатывать или выбирать программы и методики обучения, свободно выражать свое мнение, свободно участвовать в научных исследованиях и т.д.

В целом при анализе законодательства об образовании можно отметить тенденции к поощрению самостоятельности педагогических работников, в том числе при самостоятельной разработке методик преподавания.

Академические свободы ограничены лишь необходимостью соблюдения прав и свобод других участников образовательных отношений, требований законодательства Российской Федерации, норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах организации, осуществляющей образовательную деятельность. В эту же концепцию вписывается обязанность, закрепленная ст.48 Закона – применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.

Таким образом, педагог, обладая свободой преподавания, то есть свободой в разработке, выборе и применении методик организации образовательного процесса в то же время остается ответственным за качественный уровень получаемых учащимися знаний.

В то же время рационально предположить, что может возникнуть ситуация, когда мнения педагога и директора образовательной организации на способы реализации образовательного процесса, в частности, использование отдельных образовательных методик, не совпадают. В этом случае Закон закрепляет за преподавателем право обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, а также право на защиту профессиональной чести и достоинства (п. 12 ч. 3 ст. 47).

В Законе содержатся ссылки на соблюдение педагогом норм профессиональной этики, касающихся как отношений с обучаемыми, так и коллегами, в том числе директором. Отметим, что в настоящее время кодекс профессиональной этики педагогических работников не принят. Постановлением Совета Российского Союза ректоров от 25 июня 2012 г. утвержден лишь проект кодекса.

Вывод: При анализе законодательства об образовании приходим к выводу, что обладая свободой преподавательской деятельности, выражающейся в наличии академических свобод, преподаватель может получить разрешение директора на применение авторских (разработанных им самим) или иных выбранных методов и способов организации учебного процесса. В то же время, используемые методики должны быть педагогически обоснованными, так как преподаватель в частности и образовательная организация в целом являются ответственными за качественный уровень получаемого образования.

 

 


[1] См., например, Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

[2] Термин «федеральный образовательный стандарт» (п. 6 ст.2 Закона) изначально использован в ч. 5 ст. 43 Конституции РФ и означает установление государством неких общих требований к совокупности знаний, умений, навыков и компетенций, характеризующих определенный вид профессиональной деятельности, утвержденный Министерством образования и науки РФ.

[3] Сама «образовательная программа» (п.9 ст. 2 Закона) включает комплекс обязательных элементов: объем, содержание, планируемые результаты, формы аттестации, календарный учебный график, рабочие программы, а также иные компоненты. Так как перечень элементов учебной программы является открытым, т.е. предусматривает возможность ее дополнения, что превращает ее в примерную программу (п.10 ст.2 Закона). Разработка образовательных программ на основании пп.6 п. 3 ст. 28 также относится к компетенции образовательной организации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: