Диагностика состояний тревожности (тревоги)




 

Проблема исследований и диагностики тревожности пользуется неиз­менным вниманием психологов, так как имеет немаловажное практиче­ское значение. Тревога может приводить к общей дезорганизации деятельности, проявляющейся в ее направленности и эффективности. Поэтому так важна диагностика этого состояния для решения ряда практических задач, связанных с трудовой, учебной, спортивной деятельностью.

Тревога рассматривается как механизм развития неврозов; в этом случае ее возникновение связано с наличием глубоких внутренних конф­ликтов на почве завышенного уровня притязаний, недостаточности внутренних ресурсов для достижения поставленной цели, рассогласо­вания между потребностью и нежелательностью способов ее удовлетворения и пр.

Поэтому диагностика состояния тревоги необходима в плане психопрофилактики для своевременного выявления тех индивидов, кто склонен к возникновению неврозов.

Обычно особое эмоциональное состояние, связанное с переживани­ем страха, причина которого неизвестна индивиду или недостаточно ясно им осознается, называют тревогой. Тревогой иногда считают диффузный или беспредметный страх. Но между страхом и тревогой существуют качественные различия. Если страх является реакцией на конкретную угрозу, то тревога обычно связана с опасениями социального характера, с угрозами представлению о себе, потребностям Я, ценностям, затрагивающими ядро личности, с ожиданием неудач в социальном взаимодействии.

Склонность индивида к переживанию состояния тревоги обычно называют тревожностью. Вместе с тем четкого разделения этих терминов нет, часто они оба применяются для обозначения психического состояния.

Но существует представление о том, что нужно различать тревож­ность как психическое состояние и тревожность как черту личности.

Личностная тревожность представляет собой устойчивое образо­вание, проявляющееся в разлитом, хроническом переживании сома­тического и психического напряжения, в склонности к раздражитель­ности и беспокойству даже по незначительным поводам, в чувстве внутренней скованности и нетерпеливости. Тревожность как черта личности отражает частоту переживаний индивидом состояния тревоги. Высокотревожные индивиды переживают состояние тревоги с большей интенсивностью и частотой, чем низкотревожные.

Тревожность как психическое состояние часто называют ситуатив­ной тревожностью (тревогой), т. к. она связана с конкретной внешней ситуацией. Поскольку различия в личностной и ситуативной тревож­ности заключены лишь в частоте переживаний состояния тревоги, ме­тодики их диагностики разрабатывают по одним и тем же принципам, используя описание максимально полного перечня симптомов трево­ги или ситуаций, ее вызывающих. Они направлены на выявление уровней тревожности и дифференциацию личностной и ситуативной тревоги.

Один из таких опросников был разработан Ч. Спилбергером и его сотрудниками (1983-85 гг.). Он носит название — Опросник для оцен­ки тревоги/тревожности. При разработке данного опросника тревога определялась как времен­ное, преходящее эмоциональное состояние, характеризуемое субъек­тивными ощущениями напряжения и опасения, и измерялась с помощью 20 коротких описательных утверждений. Испытуемый должен был оценить свое состояние в настоящий момент по 4-ступенчатой шкале.

Тревожность как черта определялась в качестве устойчивой склон­ности к тревоге и оценивалась с помощью 20 утверждений. Испыту­емый должен был оценить степень их применимости для описания того, как он себя чувствует обычно.

При использовании данного опросника было установлено, что ин­дивиды с высокой личностной тревожностью гораздо чаще испытыва­ют состояние тревоги, реагируя на более широкий спектр ситуаций по сравнению с теми, кто имел низкий уровень личностной тревожности. Однако то, как воспринималась каждая потенциально тревожная си­туация, зависело в первую очередь от прошлого опыта индивидов.

Наряду с описанной методикой для взрослых Ч. Спилбергером был разработан Опросник для оценки тревоги/тревожности у детей. Оба опросника Ч. Спилбергера переведены на 43 языка и широко применяются в диагностической практике. В нашей стране известен опросник Ч. Спилбергера для взрослых, адаптированный Ю. Л. Ханиным.

Наряду с опросником Ч. Спилбергера для диагностики тревожно­сти у взрослых используется Шкала явной тревожности, разработанная Дж. Тейлор (1951-53гг.). Эта методика была создана путем отбора из Миннесотского много­факторного личностного опросника (MMPI) таких пунктов, которые соответствовали клиническому представлению о хронических тре­вожных реакциях. В нашей стране опросник Дж. Тейлор, называемый Личностная шкала проявлений тревоги, получил широкое распрост­ранение в психологической практике. Он существует в нескольких адаптациях, среди которых наиболее известны варианты Т. А. Немчина и В. Г. Норакидзе. Последний предпочтителен тем, что в нем присутствует шкала лжи, включающая 10 пунктов; 50 утвержде­ний являются диагностическими, они отражают наиболее явные про­явления тревожности, относящиеся как к вегетативно-соматическим реакциям, так и к настроению, переживаниям, социально-психологическим установкам. С каждым утверждением следует согласиться (ответ «да») или не согласиться (ответ «нет»).

Для диагностики степени тревожности у детей в возрасте 3,5-7 лет применяется Тест тревожности, разработанный американскими пси­хологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен, переведенный и подготов­ленный к выпуску в нашей стране В. М. Астаповым. Это проектив­ная методика, стимульным материалом которой являются 14 рисунков, изображающих некоторые типичные для дошкольников ситуации. Например, игра с младшим ребенком, укладывание спать в одиноче­стве, собирание игрушек, еда в одиночестве.

Каждый рисунок выполнен в двух вариантах — для девочки (на ри­сунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). На рисунках не прорисовано лицо того ребенка, с которым при ответах должен себя идентифицировать отвечающий. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными изображениями детской головки, одно с улыбающимся лицом, другое с печальным. По разме­рам и контуру головки дополнительные изображения точно соответ­ствуют основному рисунку.

Рисунки предъявляются испытуемому индивидуально и в опреде­ленной последовательности. Показывая каждый рисунок, психолог кратко поясняет его содержание и спрашивает о том, какое — печаль­ное или веселое — лицо у изображенного на нем ребенка. В протоколе фиксируется выбор, сделанный ребенком для каждой ситуации.

Количественный анализ результатов сводится к вычислению ин­декса тревожности, который равен процентному отношению числа эмоционально-негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков. По индексу тревожности определяется ее уровень. Если индекс выше 50 %, то уровень тревожности считается высоким; при индексе от 20 % до 50 % уровень рассматривается как средний; индекс ниже 20 % означает низкий уровень тревожности.

Количественный анализ дополняется качественным, заключающим­ся в выявлении наиболее беспокоящих каждого ребенка ситуаций.

Для диагностики тревожности детей в возрасте 8-12 лет использует­ся Шкала явной тревожности, разработанная группой американских психологов (А. Кастанеда, В. МакКандлесс, Д. Палермо) в 1956 г. на основе шкалы явной тревожности Дж. Тейлор. Детская шкала широко применяется в странах Европы, психологи отмечают ее высокую надежность и валидность.

В отечественной практике используется вариант, адаптированный А. М. Прихожан в 1991-1993 гг. Его стандартизация и психо­метрические проверки были проведены на выборке школьников из разных регионов страны численностью 840 человек. Показатели гомогенности и ретестовой надежности удовлетворительны.

Шкала содержит 53 утверждения, из которых 42 являются диагнос­тическими и 11 относятся к шкале лжи. Для каждого утверждения в тексте опросника даны два варианта ответа— «верно» и «неверно». В утверждениях отражены проявления наиболее явных, очевидных, сильных симптомов тревожности.

При обработке результатов диагностических пунктов баллы начис­ляются за ответ «верно». Сырые баллы переводятся в шкальные оцен­ки (стены) с учетом пола и возраста ребенка. На основе шкальных оце­нок делается вывод об уровне тревожности испытуемого. По этой методике можно выделить пять уровней тревожности: первые три («чрезмерное спокойствие», нормальный и несколько повышенный) характеризуют либо отсутствие состояния тревоги, либо незначительную его выраженность; четвертый и пятый уровни означают наличие хронической тревожности (тревожности-черты).

Для диагностики старшеклассников (VIII-XI классы) применяется Шкала тревожности, разработанная А. М. Прихожан. Ее специ­фика состоит в том, что испытуемый должен оценивать не наличие у себя симптомов тревожности, а ситуации в отношении того, насколько каждая из них может вызвать состояние тревоги. Предлагается 5-ступенчатая система шкалирования (от 0 до 4).

Методика включает ситуации трех типов:

· ситуации, связанные со школой, общением с учителями;

· ситуации, актуализирующие представление о себе;

· ситуации общения.

Наряду с общим показателем тревожности описываемый опросник дает возможность оценить разные ее виды — школьную, самооценочную и межличностную.

При обработке результатов количество получаемых испытуемым бал­лов по каждому виду тревожности определяется той оценкой, которую он дал ситуации. Так, за пункт, где ситуация получила оценку 2, начисляется два балла, за оценку 4 — четыре балла и т. д.

Стандартизация опросника была проведена на городских школьниках. Получены критерии для выделения пяти уровней тревожности (аналогичных тем, что были рассмотрены выше для Шкалы явной тревожности).

Помимо рассмотренных методик актуальные психические состоя­ния можно оценить с помощью некоторых многофакторных личност­ных опросников и проективных методик. Так, Методика многосторон­него исследования личности (MMPI) позволяет выявлять состояния, характеризующиеся фрустрационной напряженностью, высоким уровнем тревоги, так как профиль на шкалах невротической триады и выраженность его подъема на седьмой шкале отражают характер невро­тических реакций. Многофакторные личностные опросники Р. Кеттелла дают информацию о тревожности и эмоциональной возбуди­мости. Есть попытки оценки психических состояний по Цветовой методике М. Люшера.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: