Тема: Использование практических методов анализа в практике управления и маркетинге персонала. В работе важно выявить направления, объекты и субъекты профориентации. Необходимо определить значение адаптации нового сотрудника для работы организации. Представить основные этапы и виды адаптации, содержательно их проанализировать. Важно изучить особенности организации управления трудовой адаптацией персонала и описать технологию процесса разработки решений при управлении адаптацией.
Управленческая ситуация. Задание направлено на изучение профессиональной дезадаптации. Оцените уровень психологической и физиологической профессиональной дезадаптации, используя ниже предложенный опросник (О.Н.Родина).
№ | Утверждение | Соответствует полностью | частично | Не соответствует |
Чаще всего у меня хорошее самочувствие | ||||
Обычно у мня хорошее настроение | ||||
У меня много различных интересов, помимо работы | ||||
Я стал раздражительным | ||||
Я стал чаще болеть в последнее время | ||||
Мне нравится работать в коллективе | ||||
У меня постоянно меняется настроение | ||||
В последнее время я чувствую общее недомогание | ||||
У меня ровный и спокойный характер | ||||
Меня часто одолевают мрачные мысли | ||||
Мои близкие стали замечать, что у меня портится характер | ||||
Мне стало трудно общаться с новыми людьми | ||||
У меня часто бывает подавленное настроение | ||||
В последнее время меня стали раздражать вещи, к которым я раньше относился спокойно | ||||
Я стал вялым и безразличным | ||||
Я часто бываю веселым и общительным | ||||
Мне стало неприятно бывать в местах, где собираются много людей | ||||
Я стал часто ссорится со своими родными и коллегами | ||||
В последнее время мне реже, чем обычно, хочется встречаться со своими знакомыми | ||||
Я с удовольствием прихожу на работу | ||||
Моя работа мне перестала нравиться | ||||
Обычно я работаю легко, без напряжения | ||||
В начале смены мне трудно собраться с силами, чтобы начать работу. | ||||
Во время работы я постоянно отвлекаюсь на посторонние мысли, забываю, что нахожусь на рабочем месте | ||||
Мне всегда хочется как можно быстрее закончить работу и уйти домой | ||||
Мой рабочий день обычно пролетает незаметно | ||||
Я без труда справляюсь с нормой | ||||
Мне часто приходится заставлять себя работать внимательнее | ||||
В последнее время мне стало труднее работать | ||||
Я часто ловлю себя на мысли, что мне просто ничего не хочется | ||||
Я стал пассивным | ||||
Я стал забывчивым | ||||
Мне трудно удержать в памяти даже те дела, которые надо сегодня сделать | ||||
После работы я всегда чувствую себя разбитым | ||||
В свободное время мне нечем не хочется заниматься, а только лечь и отдохнуть | ||||
При чтении книги на меня нападает сонливость | ||||
Когда я читаю, мне приходиться напрягать глаза | ||||
Я постоянно испытываю неприятные ощущения в глазах | ||||
В последнее время я стал хуже видеть | ||||
Меня мучают боли в висках и во лбу | ||||
Когда я работаю, у меня почти все время болит спина и шея | ||||
У меня отекают ноги | ||||
У меня иногда возникает ощущение тошноты | ||||
У меня часто болит голова | ||||
У меня бывают головокружения | ||||
Я чувствую постоянную тяжесть в голове | ||||
У меня бывает ощущение шума или звона в ушах | ||||
Иногда у меня перед глазами как будто летают блестящие мурашки | ||||
У меня бывают приступы сердцебиения | ||||
У меня появилась одышка | ||||
Иногда у меня бывает ощущения, что мне трудно вдохнуть | ||||
Я стал часто покрываться испариной | ||||
У меня легко потеют ладони | ||||
У меня часто выступают красные пятна на шее и щеках | ||||
Я легко засыпаю ночью | ||||
Я постоянно хочу спать днем | ||||
Обычно я сплю крепко | ||||
У меня чаще всего беспокойный сон | ||||
После пробуждения я засыпаю с трудом | ||||
Утром мне трудно проснуться | ||||
После сна я обычно встаю вялым, плохо отдохнувшим | ||||
У меня часто бывает бессонница | ||||
Я все время чувствую себя усталым | ||||
Я чувствую себя абсолютно здоровым человеком |
Обработка результатов: сопоставьте ответы с ключом. Подсчитайте общее количество ответов, совпадающих с ключом. Каждый совпадающий ответ оценивается в 2 балла, 2 ответ – 1 балл, Максимально возможное количество баллов – 128.
Подсчитайте количество баллов по отдельным признакам и сделайте вывод об уровне профессиональной дезадаптации: 96 и более баллов – высокий уровень; от 65 до 95 – выраженный уровень; от 32 до 64 баллов – умеренный уровень; до 32 баллов – низкий уровень. Количество баллов по отдельным признакам указывает на источники дезадаптации.
«Ключ»
Нет | Да | да | Да | ||||
Нет | Да | да | Да | ||||
Нет | Да | да | Да | ||||
Да | Нет | да | Да | ||||
Да | Да | да | Да | ||||
Нет | Нет | да | Да | ||||
Да | Да | да | Нет | ||||
Да | Да | да | Да | ||||
Нет | Да | да | Нет | ||||
Да | Нет | да | Да | ||||
Да | Нет | да | Да | ||||
Да | Да | да | Да | ||||
Да | Да | да | Да | ||||
Да | Да | да | Да | ||||
Да | Да | да | Да | ||||
Нет | Да | да | Нет |
Дешифратор
Признак | Номера утверждений |
Ухудшение самочувствия: Эмоциональные сдвиги | 2,4,7,10,13,14,15,31 |
Особенности отдельных психических процессов | 24,28,32,33 |
Снижение общей активности | 22,23,27,29,36 |
Ощущение усталости | 1,8,30,34,35,63 |
Соматовегетативные нарушения: | 5,37-54,64 |
Нарушения цикла «сон-бодрствование» | 55-62 |
Особенности социального взаимодействия | 3,6,9,11,12,16-19 |
Снижение мотивации к деятельности | 20,21,25,26 |
Проблема: Что может служить причиной профессиональной дезадаптации? По каким проявлениям можно судить о нарушениях профессиональной адаптации?