Введение
Охрана прав и законных интересов личности является задачей всего уголовного судопроизводства Российской Федерации. Согласно ст. 2 УПК Российской Федерации «уголовное судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению и искоренению преступлений, охране интересов общества, прав и свобод граждан»[1]. Огромную роль в объективности всего судебного производства играют органы предварительного расследования. От их работы во многом зависит исход дела. Данное обстоятельство обусловило актуальность темы нашего исследования.
Целью данной контрольной работы является исследование деятельности органов предварительного расследования. В связи с поставленной целью возникает необходимость разрешения следующих задач:
- дать определение понятию «предварительное расследование»;
- изучить формы предварительного расследования;
- проанализировать систему органов предварительного расследования и роль следственного комитета в этом процессе;
- исследовать организацию работы по выявлению и расследованию преступлений;
- выяснить правовой статус следователя и дознавателя.
Методами исследования, применяемыми для исследования указанных задач, являются современные положения теории научного познания общественных процессов и правовых явлений. Представляется целесообразным воспользоваться следующими частнонаучными методами: сравнительно-правовым, социально-правовым, системно-структурным.
Объектом научного анализа настоящей работы являются процессуальная деятельность органов предварительного расследования в Российской Федерации.
Предметная направленность определяется выделением и изучением, в рамках заявленной темы, нормативно-правовых источников.
Эмпирическая база исследования построена на нормативном материале. Нормативную основу составили: Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, федеральное законодательство.
Понятие и формы предварительного расследования. Система органов предварительного следствия
«Предварительное расследование - стадия уголовного судопроизводства, заключающаяся в правоотношениях и деятельности ее участников при определяющей роли органа дознания, дознавателя, следователя и прокурора при ограниченном контроле со стороны суда по установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для привлечения конкретных лиц в качестве обвиняемых и направления дела в суд»[2].
Сущность предварительного расследования как стадии уголовного процесса заключается в том, что это промежуток времени, в течение которого осуществляется одноименная уголовно-процессуальная деятельность.
Задачи стадии предварительного расследования:
ü защита прав и законных интересов физических и юридических лиц, пострадавших от преступления;
ü защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения прав и свобод;
ü отказ от уголовного преследования невиновных и реабилитация каждого, кто необоснованно подвергался уголовному преследованию;
ü привлечение конкретного лица в качестве обвиняемого;
ü выявление и принятие мер к устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления;
ü обеспечение гражданского иска;
ü подготовка досудебных материалов в виде уголовного дела для его рассмотрения в суде.
Существуют две формы предварительного расследования:
1. Дознание.
2. Предварительное следствие.
Предварительное следствие — это деятельность, содержание которой охватывает всю от начала до конца стадию предварительного расследования[3].
Предварительное следствие направлено на досудебное установление всех обстоятельств, подлежащих доказыванию (ст. 73, 421, 434 УПК РФ).
Именно оно, концентрирует гарантии соблюдения прав и законных интересов личности на досудебных стадиях уголовного процесса. Предварительное следствие производится следователями, которые обладают процессуальной самостоятельностью. Следственные подразделения в настоящее время имеются в прокуратурах, а также в органах внутренних дел, органах федеральной службы безопасности.
Предварительное следствие, согласно ст. 151 и 434 УПК РФ, обязательно по наиболее сложным делам и по всем делам о преступлениях, совершенных должностными лицами органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки РФ, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, Федеральной службы охраны РФ, органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, органов налоговой полиции, таможенных органов РФ, военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей; по делам в отношении лиц, совершивших запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, и лиц, у которых после содеянного наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение. Приведенный здесь перечень не исчерпывающий.
От судебного предварительное следствие отличается субъектами, средствами, целями, местом и ролью в уголовном процессе этих видов деятельности.
Предварительное следствие, как и любая другая форма предварительного расследования, состоит из процессуальных действий и процессуальных решений.
Оно включает производство следственных действий, применение мер принуждения, привлечение лица в качестве обвиняемого, допуск к участию в уголовном процессе защитника, законных представителей, гражданских истцов и других субъектов уголовного процесса, ознакомление участников с материалами дела и многое другое. Первоначальный срок предварительного следствия установлен в размере 2 месяцев. Однако он может быть продлен прокурором в установленном законом порядке.
Дознание – форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п.8 ст. 5 УПК РФ)
По действующему уголовно-процессуальному законодательству дознание является формой предварительного расследования и следовательно в первую очередь его следует отличать от оперативно-розыскной деятельности и деятельности административной.
Являясь формой процессуальной, дознание производится по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц, подозреваемых в совершении преступлений небольшой и средней тяжести (ч.3 ст. 150, ч.2 ст. 223 УПК РФ).
В сравнении с предварительным следствием дознание можно рассматривать как упрощенную форму расследования, предусматривающую специальные правила производства по уголовному делу (гл. 32 УПК РФ).
Итак, предварительное следствие осуществляется следователями прокуратуры, органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности и Федеральной службы налоговой полиции (ст. 125 УПК). В исключительных случаях его могут осуществлять начальники следственных отделов и прокуроры. В этом случае на них распространяются все полномочия следователя.
Круг дел, по которым обязательно производится предварительное следствие, установлен ст. 126 УПК. Там же определяется и подследственность конкретных дел следователям различной ведомственной принадлежности. В то же время следователи прокуратуры помимо дел о преступлениях, отнесенных к их исключительной подследственности, наделены правом производства предварительного следствия и по делам, подследственным следователям органов внутренних дел, ФСБ и ФСНП.