ПО КУРСУ «ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»




Требования к зачету по курсу

«Основы современного естествознания»

Преподаватель: к.ф.н., доцент Анастасия Сергеевна Комаровская

 

Курс «Основы современного естествознания» состоит из 18 лекционных часов, 12 часов семинарских практических занятий и 4 часов КСР. Содержание курса включает в себя 6 тематических разделов:

1. Естествознание как феномен культуры и комплекс наук о природе;

2. Современная физическая картина мира;

3. Основания химической картины мира;

4. Современная картина биологической реальности;

5. Феномен человека в естественнонаучной картине мира;

6. Естествознание на рубеже XX и XXI вв.

 

Для сдачи зачета необходимо выполнение следующих условий:

- посещение лекционных занятий, наличие конспекта лекций;

- посещение практических занятий (семинаров) и КСР;

- написание реферата по одной из предлагаемых тем с последующим обсуждением в аудитории;

Темы рефератов не должны дублироваться в группе. Список предлагаемых тем рефератов сопровождается перечнем рекомендуемой литературы, которую студенты могут использовать в процессе самостоятельной работы над курсом и для написания реферата.

- знание ответов на вопросы, которые выносятся на зачет.

 

Учебная литература по курсу «Основы современного естествознания»

1. Белкин П.Н. Концепции современного естествознания. М. 2004.

2. Горбачев В.В. Концепции современного естествознания. М., 2001.

3. Горелов А.А Концепции современного естествознания: Учебное пособие М., 2003.

4. Горохов В.Г. Концепции современного естествознания и техники. М., 2003

5. Дягилев Ф.М Концепции современного естествознания: Учебное пособие. М., 1998

6. Канке В.А. Концепции современного естествознания. М., 2003.

7. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. М., 2003

8. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Практикум. М.. 2002

9. Карташкин Б.А. Современные концепции естествознания: Учебное пособие М., 1997.

10. Кокин А.В. Концепции современного естествознания М., 1998.

11. Кравченко В.В. Тесты по курсу «Концепции современного естествознания». М. 2003

12. Лось В.А. Основы современного естествознания: Учебное пособие. М.. 2000

13. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М.. 2003.

14. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. М., 2004."

15. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. М., 1998.

16. Суханов А.Д., Голубев О.Н. Концепции современного естествознания. М., 2000.

17. Хорошавина С.Т. Курс лекций «Концепции современного естествознания». Р-н/Д., 2003.

18. Хрестоматия по курсу «Концепции современного естествознания». Киров. 1997.

 

Предлагаемая тематика рефератов по основным разделам курса

«Основы современного естествознания»

 

Раздел 1. Естествознание как феномен культуры и комплекс наук о природе.

Темы рефератов

1. Соотношение наукии вненаучных форм знания и познания.

2. Проблема двух культур в науке: от конфронтации к сотрудничеству.

3. Социокультурные предпосылки генезиса науки.

4. Исторические этапы познания природы в естественнонаучном исследовании.

5. Проблема лидера в развитии естествознания.

6. Динамика науки и проблема научных революций.

7. Научный эксперимент как основа точного естествознания.

8. Математика – универсальный язык естественнонаучного исследования.

9. Роль вычислительного эксперимента в современном научном познании.

10. Гипотеза как форма развития естествознания.

11. Проблема взаимодействия естественных и технических наук.

12. Идеалы науки и социальные ценности.

13. Наука как призвание и профессия.

14. Наука как важнейший социальный институт современного общества.

15. Эволюция организационных форм науки.

 

Рекомендуемая литература

Глебкин В.В. Наука в контексте культуры. М. 1994.

Елсуков А.Н. Мировоззренческие основания эмпирического познания //Мировоззренческие структуры в научном познании Мн., 1993.

Естествознание: системность идинамика. М.. 1990.

Лукашевич В.К. Анатомия научного метода. Мн., 1999.

Наука и ее место и культуре. Новосибирск, 1990.

Научные и вненаучные формы мышления. М., 1996.

Овчинников Н.Д Единство научного знания. М, 1990.

Огурцов А.И. Дисциплинарная структура науки. М., 1989.

Поликарпов В.С. Наука и мистицизм в XX веке. М., 1990.

Современное естествознание в системе науки и практики. М., 1990.

Степин В.С. Теоретическое знание. М., 2000.

Традиции и революции в истории науки. М, 1991.

Фейнберг Е. Две культуры: Интуиция и логика в искусстве кнауке. М.. 1992.

Философские и религиозные истоки науки. М. 1997.

Яблонский Л.И. Модели и методы исследования науки М., 2001.

 

Раздел 2. Современная физическая картина мира.

Темы рефератов

1. Понятия пространства-времени в СТО и ОТО.

2. Антропный принцип в современной космологии.

3. Проблема контактов с внеземными цивилизациями.

4. Новая астрономическая революция.

5. Сценарии будущего Вселенной.

6. Концепция Большого взрыва в космологии XX века.

7. Проблема корпускулярно-волнового дуализма в квантовой физике.

5. Принцип детерминизма и статистические законы современной физики.

9. Принцип дополнительности и современная научная картина мира.

10. Дополнительность и биофизика.

11. Эволюция научного знания и принцип соответствия.

12. Проблема элементарности в физике: история и современность.

13. Эволюция представлений о строении атома.

14. Программа Великого объединения в физике.

15. Перспективы развития физики микромира.

 

Рекомендуемая литература

Браун М.А., Яппа Ю.А., Козырев А.Н. и др. Физика на пороге новых открытий. М., 1990.

Горелик Г.Е. Космология XX века // Квант 1996, №№ 2, 3.

Дорфман Я. Г. Всемирная история физики с начала XIX века до середины XX века. М., 1979.

Естествознание в гуманитарном контексте. М., 1999.

Казютинский В.В. Астрономия и современная картина мира. М., 1996.

Комар А.А. Кварки - новые субъединицы материи. М., 1982.

Кузнецов В.И.. Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. М., 1996.

Марков М.А. О природе материи. М., 1976.

Ровинский Р.Е. Развивающаяся Вселенная. М, 1995.

Физика ХIХ-ХХ вв. в общенаучном и социокультурном контекстах. Физика XX века. М., 1997.

Физическое знание: его генезис и развитие. М.. 1993.

Фрейзер Г..Антиматерия. Зазеркальные миры М. 2002.

Фундаментальная структура материи. М. 1984.

Хокинг С. От Большого Взрыва до черных дыр Краткая теория времени. М.. 1990

Шмутцер Э. Теория относительности - современное представление. Путь к единству физики. М.. 1981.

 

Раздел 3. Основания химической картины мира.

Темы рефератов

1. Историческая динамика химического знания: алхимический период.

2. Революции в развитии химии.

3. Генезис химического знания в XIX веке.

4. Эволюция представлений о химическом элементе.

5. Понятие «структура» в химии. Теоретический и эмпирический уровни химического знания.

6. Основные этапы развития структурной химии.

7. Квантово-механические представления в химии.

8. Концепция самоорганизации в химии.

9. Проблема возникновения жизни на Земле в свете химической науки.

10. Химический синтез новых материалов.

11. Химия экстремальных состояний.

12. Химические средства в решении экологических проблем.

13. Химия и здоровье человека.

14. Химия будущего: проблемы и перспективы.

 

Рекомендуемая литература

Азимов А. Краткая история химии. Развитие идей и представлений в химии. М.,1983.

Алхимии золотые сны. М., 1995.

Браун Т., Лемей Т.Ю. Химия в центре наук. Т.1, 2. М., 1993.

Визгин В.П. Химическая революция как смена типов рациональности // Исторические типы рациональности. М., 1996.

Визгин В. П. Научная революция в химии: факторы запаздывания // ВИЕТ. 1993. № 1.

Войткевич Г. В. Возникновение развитие жизни на Земле. М. 1988.

Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание М. 1996.

Джуа М. История химии. М., 1966.

Кузнецов В.И. Общая химия. Тенденции развития. М., 1989

Соловьев Ю.И. История химии. М., 1983.

Становление химии как науки. Всеобщая история химии. М., 1983.

Федина Г.А. Проблема развития в химии. Л., 1989.

Химия и мировоззрение. М., 1986.

Штрубе В. Пути развития химии. Т. 1, 2. М., 1984.

 

 

Раздел 4. Современная картина биологической реальности.

Темы рефератов

1. Сущность революции в современной биологии.

2. Гуманистический смысл и ориентиры современного биологического познания.

3. Проблема лидерства биологии в современном естествознании.

4. Физико-химические методы исследования в современной биологии.

5. Хромосомная теория наследственности.

6. Революция в молекулярной биологии XX века.

7. Успехи генной инженерии и экология.

8. Общество и живая природа: возможные тенденции взаимодействия.

9. Концепция ноосферы в современной науке.

10. Основные факторы и движущие силы биологической эволюции.

11. Глобальные катастрофы и эволюция жизни.

12. Парадоксы эволюционной теории Ч.Дарвина.

13. Синтетическая теория эволюции: проблемы и перспективы развития.

14. Биология и научно-технический прогресс.

15. Биология и экологический идеал современной науки.

 

Рекомендуемая литература

Афанасьев В.Г. Мир живого системность, эволюция и управление. М., 1986.

Биология и современность. М., 1990.

Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., 2004.

Воронков Н.А. Основы обшей экологии. М., 1997.

Гайсинович А.Е. Зарождение и развитие генетики. М., 1988

Горелов А. А. Экология. М., 2001.

Гуманистические аспекты биологического познания. Киев, 1991.

Дарвинизм: история и современность. Л., 1988.

Дрейер O.K., Лось В.А. Экология и устойчивое развитие. М., 1997.

Мамзин А.С. Биология в системе культуры: Учебное пособие. СПб., 1998.

Небел В. Наука об окружающей среде. Как устроен мир. М., 1993.

Петров К.М. Общая экология: Взаимодействие обществ и природы. СПб., 1998.

Природа биологического познания. М., 1991.

Современные проблемы теории эволюции. М, 1993.

Югай Г.А. Общая теория жизни. М.,1985.

 

Раздел 5. Феномен человека в естественнонаучной картине мира.

Темы рефератов

1. Антропологический принцип в науке.

2. Методы исследования природных основ человека.

3. Естествознание XVIII — первой половины XIX века о происхождении человека.

4. Современная наука о факторах, закономерностях и этапах антропосоциогенеза.

5. Физиология высшей нервной деятельности и психика человека.

6. Социобиология в контексте идей глобального эволюционизма.

7. Перспективы человека: соотношение смерти и бессмертия.

8. Генная инженерия и проблема клонирования живого.

9. Здоровье и качество жизни человека.

10. Человек и биосфера: проблема коэволюции.

11. Человек как космопланетарный феномен.

12. Особенности экологии мегаполисов и здоровье человека.

13. Стратегия выживания человечества в условиях антропологического кризиса.

14. Основные направления разработки проблемы искусственного интеллекта.

15. Система «человек-природа-техника» как базисная структура развивающейся цивилизации.

 

Рекомендуемая литература

Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М., 1996.

Биоэтика: проблемы и перспективы М., 1992.

Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения М., 1998.

Казначеев В.П. Проблемы человековедения. Москва-Новосибирск, 1997.

Карпинская Р.С., Никольский С.А. Социобиология: критический анализ. М.. 1988.

Кессиди Ф.Х. Философские и этические проблемы генетики человека. М., 1994

Левонтин Р. Человеческая индивидуальность, наследственность и среда. М., 1993

Поведение приматов и проблемы антропогенеза. М., 1991.

Реймерс Н. Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология М., 1992.

Розин В.М. Человек культурный. Введение в антропологию. Воронеж, 2003.

Савченко В.К. Экология Чернобыльской катастрофы. Мн., 1997.

Современная наука: познание человека. М., 1988.

Человек в системе наук. М., 1989.

Человек, космос, эволюция. М., 1992

Шапиро Д.И. Человек и виртуальный мир М., 2001.

 

 

Раздел 6. Естествознание на рубеже XX и XXI вв.

Темы рефератов

1. Наука и будущее человечества.

2. Междисциплинарный статус синергетики и ее место в культурном пространстве постнеклассической науки.

3. Физика живого как научно-исследовательская программа постнеклассической науки.

4. Информационно-компьютерная революция в современном социальном контексте.

5. Виртуальная реальность как социокультурный феномен информационного общества.

6. Мультимедийные системы и виртуальный мир.

7. Социальные последствия развития современных информационных и мультимедийных технологий.

8. Естественнонаучные основы высоких технологий.

9. Научные основы модернизации технической базы современной промышленности.

10. Роль науки в решении проблем современной энергетики.

11. Новые горизонты развития современной медицины.

12. Естественнонаучные проблемы защиты окружающей среды

13. Свобода творчества в науке и социальная ответственность ученого.

14. Гуманитарная экспертиза естественнонаучных проектов.

15. Ценностные ориентиры науки третьего тысячелетия.

 

Рекомендуемая литература

Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. М.,1999.

Визгин В.П. Нравственный выбор и ответственность ученого-ядерщика в истории советского ядерного проекта //Вопросы истории и естествознания. 1998. № 3.

Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры. СПб.,1996.

Высокие технологии и современная цивилизация. М., 1999.

Естествознание в гуманитарном контексте. М., 1999.

Климонтович Н.Ю. Без формул о синергетике. Мн., 1986.

Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М., 1994.

Новое в синергетике. Загадки мира неравновесных структур. М., 1996.

Пасхин Е.Н. Информатика и устойчивое развитие. М., 1996.

Проблемы гуманитаризации математического и естественнонаучного знания. М., 1991.

Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М., 1991.

Социокультурный контекст науки М., 1998.

Ценности познания и гуманизация науки. М., 1992.

Юдин Б.Г. О возможности этического измерения науки // Человек. 2000. № 5.

Яскевич Я С., Кузнецова Л. Ф., Барковская А. В. Ценностные ориентиры современной науки и перспективы цивилизационного развития. Мн., 1996.

 


ВОПРОСЫК ЗАЧЕТУ

ПО КУРСУ «ОСНОВЫСОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»

1. Сущность и понятие науки. Проблема генезиса науки.

2. Специфика научного познания. Научные и ненаучные типы знания в культуре современного общества.

3. Специфика естественнонаучного знания. Основные этапы его исторической эволюции.

4. Структура научного знания.

5. Основные формы и методы естественнонаучного исследования.

6. Физика и ее место в структуре естественнонаучного знания.

7. Роль СТО и ОТО в изменении физической картины мира.

8. Современные космологические модели Вселенной.

9. Основные посылки и выводы квантовой физики.

10. Основные идеи физики элементарных частиц. Перспективы развития физического знания.

11. Становление и основные этапы развития химических знаний.

12. Химическое учение о строении вещества.

13. Основные идеи эволюционной химии.

14. Перспективы развития химического знания.

15. Предмет биологии. Структура и специфика развития биологического знания.

16. Проблема происхождения жизни: история и современность.

17. Основные направления развития современного биологического знания.

18. Понятие биосферы. Основные уровни организации живого.

19. Биология и экологические проблемы современности.

20. Человек как объект исследования естественных наук.

21. Основные научные концепции антропогенеза.

22. Психофизиологическая и генетическая специфика человеческого организма.

23. Валеология как наука о здоровье человека.

24. Этические аспекты развития генной инженерии.

25. Проблема искусственного интеллекта и современные информационные технологии.

26. Специфика и основные тенденции развития постнеклассической науки.

27. Концепции самоорганизации в современном естествознании.

28. Роль естествознания в создании современных информационных и промышленных технологий.

29. Гуманистические ориентиры и перспективы развития современной науки.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: