Выявление опорных ориентиров.




Музыкальная память – это способность исполнителя быстро запоминать музыку, узнавать и исполнять ее без нот, прочно сохранять в памяти и максимально точно воспроизводить произведение даже спустя длительный срок после выучивания. Она должна характеризоваться достаточной емкостью, быстротой запоминания, точностью и оперативностью воспроизведения.

Известный факт, что многие великие музыканты-исполнители, обладатели выдающейся музыкальной памяти, без видимого труда могли удерживать в голове почти всю основную музыкальную литературу (Моцарт, Лист, Рахманинов, А. Рубинштейн, А. Тосканини и др.). Игра на память, как известно, расширяет исполнительские возможности музыканта, давая возможность эффективно развиваться и совершенствоваться его исполнительскому мастерству, т.к. игра наизусть всегда более совершенна, чем игра по нотам. «Аккорд, сыгранный как угодно свободно по нотам, и на половину не звучит так свободно, как сыгранный на память» (Р. Шуман).

Как известно, музыкальная память – понятие синтетическое, включающее в себя различные ее виды: слуховая, двигательная, зрительная, словесно-логическая и эмоциональная. Каждый из этих видов имеет у разных людей свои индивидуальные отличия, связанные с природными особенностями нервной системы того или иного человека. Исходя из этого, каждый музыкант опирается на более удобный для него вид памяти. У специалистов нет согласия по поводу врожденности качества памяти: одни считают, что необходимо примириться с тем, что есть у каждого данного субъекта от природы; другие утверждают, что музыкальная память поддается значительному развитию в процессе специальных педагогических воздействий.

Английская исследовательница проблем музыкальной памяти Л. Маккиннон считает, что «музыкальной памяти как какого-то особого вида памяти не существует. То, что обычно понимается под музыкальной памятью, в действительности представляет собой сотрудничество разных видов памяти, которыми обладает каждый нормальный человек – это память уха, глаза, прикосновения и движения. В процессе музыкальной деятельности эти компоненты могут развиваться неравномерно. Однако наиболее надежной формой исполнительской памяти является единство слуховых и моторных компонентов. Слуховой компонент в музыкальной памяти является ведущим.

Необходимо избегать чисто двигательного запоминания исполняемой музыки, вырабатывать устойчивые навыки, при которых исполнительские движения зависят и полностью соответствуют точным музыкально-слуховым представлениям.

Большое значение для развития музыкальной памяти придается современными психологами и методистами и предварительному анализу произведения, при помощи которого происходит активное запоминание материала. Важность и эффективность этого метода запоминания была доказана в работах отечественных и зарубежных исследователей – Г. Уиппла, Г. Ребсона, Л. Маккиннон, К. Мартинсена, С. Е. Фейнберга, В.И. Муцмахера и др. Американские психологи Г. Уиппл и Г. Ребсон экспериментально доказали, что метод предварительного изучения произведения до практической работы с инструментом значительно превосходит методы запоминания непосредственно с инструментом. Как отмечали исследователи, «без изучения структуры материала запоминание его сводится к приобретению чисто технических навыков, которые сами по себе зависят от бесчисленных и долгих тренировок».

По мнению Л. Маккиннон, «способ анализа и установления сознательных ассоциаций является единственно надежным для запоминания музыки...Только то, что отмечено сознательно, можно припомнить впоследствии по собственной воле».

Аналогичной точки зрения придерживался и А. Корто. «Работа над запоминанием должна быть целиком разумной и должна облегчаться вспомогательными моментами в соответствии с характерными особенностями произведения, его строением и выразительными средствами».

Важность аналитического подхода к работе над художественным образом подчеркивается и в работах отечественных музыкантов-педагогов. По словам С.Е. Фейнберга «Музыке, прежде всего, свойственна логика…Мы всегда найдем в ней последовательность глубоко обусловленных звучаний. И эта обусловленность родственна той деятельности сознания, которую мы называем логикой».

Именно разум человека, активно задействованный в процессе аналитического познания материала, его строения, характерных особенностей и использованных выразительных средств, облегчает и запоминание, и воспроизведение по собственной воле. Деятельность сознания сближается с логическими, специально организованными действиями. Следовательно, основным условием улучшения процессов запоминания является познание через специально организованные действия, т.е. развитие произвольной логической памяти.

В современной психологии действия по запоминанию текста делятся на три группы: смысловое разделение, выявление опорных пунктов-ориентиров и смысловое сопоставление.

Смысловое разделение.

Это направление теснейшим образом связано с анализом музыкальной формы. Сущность приема заключается в делении произведения на отдельные фрагменты, эпизоды, которые представляют собой логически завершенную смысловую единицу музыкального материала. Это крупные компоненты целого (экспозиция, разработка, реприза, части циклов и т.д.), более мелкие (главная, побочная, заключительная партии, отдельные элементы сложных и простых форм), самые мелкие компоненты структуры (период, предложение, фраза, мотив). Процесс осмысленного запоминания движется от частного к целому, объединяя мелкие структурные составные в более крупные.

Выявление опорных ориентиров.

Данное направление, выявляя в каждой структуре нечто, привлекающее особое внимание, превращает его в опорный пункт – ориентир для организации соответствующих исполнительских действий. На первоначальном этапе важнейшим является сознательная регуляция движения от одного ориентира к другому, но далее сознание должно освобождаться, переключаться на более крупные построения вплоть до целостного художественного образа, предоставляя подсознанию всю прочую работу, что и придает исполнительским действиям свободу и естественность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: