Прежде чем начать коллективные игровые занятия, желательно провести несколько индивидуальных тренировочных занятий с детьми. В этом особенно нуждаются дети расторможенные, заторможенные, чрезмерно застенчивые и дети с плохой координацией движений.
При проведении индивидуальных занятий можно использовать следующие игры и упражнения.
1. Для развития произвольности:
· «Да» и «нет» не говори» (занятие 14);
· «Летает - не летает» (занятие 8);
· «Съедобное-несъедобное» (занятие 13);
· «Запретное движение» (занятие 3);
· «Запретное слово»: ребенок вслед за психологом повторяет все слова, кроме одного, которое «назначили запретным». Вместо этого слова он может, например, хлопнуть в ладоши;
· «Раз-два-три - говори!» (занятие 2);
· «Море волнуется» (занятие 10).
2. Для развития внимания и памяти:
· «Что исчезло?»:
психолог ставит на стол 10 игрушек. Ребенок рассматривает их и закрывает глаза. Психолог убирает одну игрушку. Ребенок открывает глаза и определяет, «что исчезло»;
· «Что изменилось? »:
игра похожа на предыдущую, только игрушки не убирают, а меняют местами;
· «Внимание - рисуй!»:
психолог показывает ребенку в течение 2 секунд несложный рисунок (см.: Никитин Б. Развивающие игры. — М,, 1985). Затем рисунок убирают, и ребенок рисует его по памяти;
· «Слушай хлопки»:
психолог договаривается с ребенком, что если звучит один хлопок, нужно маршировать на месте, два хлопка - стоять на одной ноге (как аист), три хлопка - прыгать (как лягушка);
· «Игрушку рассмотри, а потом ее опиши»;
· «Запомни и повтори движения»:
психолог показывает три разных движения, ребенок смотрит, запоминает и повторяет их. Затем демонстрируются четыре движения;
· работа за столом на листах:
«Корректурная проба», «Лабиринты», «Соедини по порядку» и др.
3. Для развития моторики и координации движений:
· «Бирюльки »:
на столе горкой лежат мелкие игрушки или спички. Их нужно двумя пальцами брать так, чтобы не задеть остальные;
· «Насос и мяч» ( занятие 4);
· «Я кубик несу и не уроню» (занятие 3);
· «Клоуны» (занятие 4);
· «Хождение по линии»:
ребенок должен пройти по прямой линии, ставя пятку одной ноги перед носком другой и держа руки в стороны;
· «Перекрестные хлопки»:
психолог и ребенок встают друг напротив друга. Сначала делается обычный хлопок, затем хлопок руками психолога о руки ребенка, опять обычный хлопок, потом правая ладонь психолога делает хлопок о правую ладонь ребенка, опять обычный хлопок, затем хлопок левой ладонью психолога о левую ладонь ребенка и обычные хлопки;
· «Робот»:
психолог говорит, что ребенок сейчас превратится в робота, который умеет только подчиняться командам. Ребенок замирает в стойке «смирно». Далее психолог дает ему команды, например: «Три шага вперед, два шага направо, правую руку вперед, два шага налево, левую руку в сторону, руки опустить, стоять смирно»;
· любые пальчиковые или жестовые игры, которые у данного ребенка вызывают затруднения.
4. Для преодоления застенчивости:
· «Незнайка»:
ребенку предлагают играть роль Незнайки. В ответ на любой вопрос, который ему задаст психолог, он должен сделать удивленное лицо, пожать плечами и сказать «Не знаю...»;
· «Зайка испугался»:
ребенок должен представить себя зайцем, который боится волка, и изобразить испуг при помощи пантомимики;
· «Злой волк»:
ребенок при помощи пантомимики изображает злого и голодного волка;
· «Петушки »:
ребенок при помощи пантомимики изображает храброго петушка, гордого петушка, грустного петушка, веселого петушка;
· «Вкусная конфета»:
ребенок должен представить, что его угостили вкусной конфетой, и показать, как он разворачивает/берет в рот и медленно раскусывает ее, при этом лицо его изображает удовольствие.
5. Для активизации подкорковых структур мозга:
а) дыхательные упражнения:
— дыхание с задержкой на вдохе/выдохе - сначала в собственном, затем в установленном ритме. Выполняется сидя на полу «по-турецки» или стоя на коленях, ладони кладутся на область диафрагмы;
— ребенок, сидя на полу «по-турецки» и поднимая руки вверх, делает вдох. При выдохе медленно наклоняется вперед, опуская руки и говоря: «Вниз»;
— ребенок, сидя на полу, разводит руки в стороны, сжимает все пальцы, кроме большого, в кулак. При вдохе ребенок поднимает большой палец вверх, при медленном выдохе -постепенно опускает вниз и свистит;
— ребенок, лежа на полу, кладет ладони на живот. Делая медленные вдох и выдох животом, ребенок представляет, что в животе надувается и сдувается воздушный шарик.
б) упражнения на нормализацию мышечного тонуса:
— «Снеговик »:
ребенку предлагают представить себя только Что слепленным снеговиком - тело должно быть сильно напряжено, как замерзший снег. Но пригрело солнышко, и снеговик начал таять: сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и лежит расслабленный, представляя, что он - лужица воды;
— «Дерево»:
ребенок, изображая семечко, сидит на корточках, голова на коленях, руки обнимают колени.
— «Семечко»
прорастает и превращается в дерево - ребенок приподнимает голову, затем медленно встает, выпрямляется, поднимает руки. Вдруг налетел ветер и сломал дерево - ребенок сгибается в талии, расслабляя верхнюю часть туловища, голова и руки его безжизненно повисают;
— «Пальчики»:
в положении сидя или стоя ребенок сгибает руки в локтях и начинает сжимать и разжимать кисти рук, постепенно убыстряя темп. Затем опускает руки, расслабляет и встряхивает кисти рук;
— «Лодочка»:
ребенок ложится на спину, вытягивает руки. По команде он одновременно поднимает голову, прямые ноги и руки. Поза держится максимально долго. Затем ребенок выполняет упражнение, лежа на животе.
в) упражнения на пространственную ориентацию:
— ребенок берет в руки мяч и по команде психолога поднимает его вверх, опускает вниз, кладет перед собой, справа и слева от себя, кладет его под, на, за стол и т.п.;
— ребенок прыгает на двух ногах вперед, назад, влево, вправо;
— «Найди клад»:
в комнате спрятана игрушка. Ребенок должен найти ее, ориентируясь на команды: «Два шага вперед, один направо и т.д.
ЛИТЕРАТУРА
Александрова Э.М., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение детей младшего
школьного возраста: Учеб-но-метод. пособие. Ч. 1. — М., 2001.
Брязгунов ИЛ., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок. — М., 2001.
Выгодская И.Г., Пеллингер ЕЛ., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников
в игре. — М., 1984.
Горячева Т.Г., Султанова А.С. Сенсомоторная коррекция нарушений психического
развития в детском возрасте. — М.,1999.
Заваденко Н.И. Как понять ребенка: Дети с гиперактивостью и дефицитом внимания. —
М., 2000.
Катаева Л.И, Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе
Конспекты занятий. — М., 2004.
Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми. — М.,2004.
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. —Ярославль, 1997.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с
гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. — М., 2000.
Романов АА. Направленная игротерапия нарушений поведения и эмоциональных
расстройств у детей. — М., 2000.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные
программы. — М., 1993.
Снегирева Л А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников. —
Минск, 1995.
Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей. —ML, 1994.
Хухлаева О.В. Лесенка радости. — М., 1998.
Чистякова М.И. Психогимнастика. —- М., 1995.
Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивным и психопатическим
синдромом. — М., 1997.