Размер и структура автомобильного парка




ТЕМА № 1. Автосервис — подсистема автомобильного транспорта

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что включает в себя понятие «автосервис»?

2. Назовите основные виды услуг, оказываемых предприятиями автосер­виса.

3. Каковы размер и структура автомобильного парка России?

4. Охарактеризуйте возрастную структуру отечественного парка легковых автомобилей.

5. Дайте характеристику автосервиса за рубежом.

6. Приведите структурную схему фирменной системы автосервиса.

7. Каковы основные функции управлений ТО и запасных частей, входя­щих в фирменную систему автосервиса производителей автомобилей?

8. Каковы основные пути совершенствования автосервиса в России?

 

Понятие автосервиса. Виды оказываемых услуг

Рыночные отношения, изменение форм собственности, качествен­ные и количественные изменения структуры автомобильного рынка и инфраструктуры предприятий автомобильного транспорта (AT), произошедшие в России в 1990-х гг., обеспечили условия для разви­тия сферы услуг. Одним из быстро развивающихся видов услуг яв­ляется автосервис.

В стране создана и успешно функционирует достаточно мощная подсистема AT, включающая в себя широкую сеть предприятий ав­тосервиса, обеспечивающих поддержание многомиллионного парка автомобилей, принадлежащих гражданам и мелким автотранспорт­ным предприятиям (АТП), в технически исправном и работоспособ­ном состоянии.

Автосервис — это совокупность предприятий, средств, способов и методов предоставления платных услуг по приобретению, эффек­тивному использованию, обеспечению работоспособности, эконо­мичности, дорожной и экологической безопасности автотранспорт­ных средств в течение всего срока их службы.

Исполнителем и потребителем платных услуг могут быть юриди­ческие и физические лица.

Исполнитель предоставляет услуги юридическим и физическим лицам — владельцам автотранспортных средств (потребителям). По­требитель приобретает услуги по техническому обслуживанию и ре­монту автотранспортных средств.

Общероссийский классификатор платных бытовых услуг населе­нию (ОКУН) наряду с другими видами бытовых услуг предусматри­вает осуществление услуг по техническому обслуживанию и ремонту легковых, грузовых автомобилей и автобусов, а также специальных и специализированных АТС (раздел 0170001).

Размер и структура автомобильного парка

В последние два десятилетия автомобильный парк России пре­терпел существенные количественные и качественные изменения.

Во-первых, в период с 1990 по 2010 г. его размер увеличился с 12,8 до 39 млн единиц, т.е. почти в три раза.

Во-вторых, коренным образом изменилась структура парка: доля легковых автомобилей в общем парке в 2010 г. достигла 82 % (табл. 1.1).

 

 

В-третьих, доля отечественных марок в парке легковых автомо­билей в 2010 г. составляла 62,8 %, а доля иномарок — 37,2 %. В пер­спективе доля иномарок в общем парке легковых автомобилей будет расти еще более высокими темпами (рис. 1.1 и 1.2).

 

 

Таблица 1.2 - Характеристика российского парка легковых автомобилей

В связи с этим уже в ближайшем будущем потребуется существен­ное увеличение мощностей системы автотехобслуживания путем строительства новых автоцентров и станций технического обслужи­вания автомобилей (СТОА) для оказания услуг по техническому об­служиванию и ремонту (ТО и Р) иномарок, а также совершенство­вания существующих предприятий автосервиса, что позволит повы­сить удовлетворение спроса на услуги и обеспечить тем самым ра­ботоспособность подвижного состава автомобильного транспорта.

В-четвертых, доля старых автомобилей, имеющих значительные пробеги с начала эксплуатации, в 2010 г. составила 48,6 % (табл. 1.2).

В-пятых, существующий в настоящее время уровень автомобили­зации более-менее равномерен по всей территории страны (табл. 1.3 и 1.4).

Высокие темпы прироста парка легковых автомобилей обуслов­лены значительным ростом продаж новых и подержанных автомо­билей иностранного производства.

 

 

Существует еще одно обстоятельство, требующее дальнейшего увеличения мощности системы автотехобслуживания в России: бо­лее 50 % отечественных автомобилей эксплуатируются более 10 лет, т.е. полностью исчерпали свой ресурс, 27 % эксплуатируются от 5 до 10 лет и лишь 23 % имеют возраст до 5 лет.

 

Не лучше обстоит дело и с иномарками: ежегодно в стране про­дается примерно 15 % подержанных иностранных автомобилей (рис. 1.3), и те, которые были проданы ранее (в том числе новые), тоже имеют достаточно большие пробеги с начала эксплуатации.

Восстановление работоспособности старых автомобилей увели­чивает число заездов на СТОА и трудоемкость выполняемых ремонт­ных работ, требует большего количества запчастей и, как следствие, дополнительных мощностей в системе.

В связи с этим основной задачей подсистемы автосервиса на бли­жайшую перспективу является обеспечение работоспособности пар­ка легковых автомобилей и в первую очередь иномарок, доля кото­рых в парке быстро растет (см. рис. 1.1).

В процессе перехода страны к рыночной экономике произошли существенные изменения в структуре предприятий автомобильного транспорта, которые ранее обеспечивали поддержание своего парка в работоспособном состоянии и осуществляли львиную долю пере­возок грузов и пассажиров.

В результате диверсификации АТП их количество только в период с 1990 по 1998 г. увеличилась в 2,8 раза (с 609 тыс. до 1,5 млн).

В настоящее время большая часть АТП являют собой мелкие пред­приятия, 90 % из которых имеют в своем составе до 10 автомобилей и не располагают необходимой производственно-технической ба­зой (ПТБ) и квалифицированными кадрами. Тем не менее доля парка, который им принадлежит, составляет примерно 80 % обще­го парка грузовых и пассажирских автомобилей.

Мелкие АТП априори не могут поддерживать принадлежащие им автомобили в технически исправном состоянии и обеспечивать ныне существующие требования к дорожной и экологической безопасно­сти АТС. В связи с этим они вынуждены проводить работы по ТО и ремонту своих автомобилей на стороне. Именно поэтому в послед­ние годы стали создаваться специализированные предприятия тех­нического сервиса для оказания такого рода услуг юридическим ли­цам, предпринимателям и частным лицам.

Очевидна целесообразность создания в рамках системы автотех­обслуживания таких специализированных предприятий техническо­го сервиса. В противном случае обеспечить надлежащее техническое состояние и работоспособность этой достаточно большой части ав­томобильного парка не удастся.

Целесообразность такого решения этой важной проблемы под­тверждается опытом организации автосервиса в зарубежных странах.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: