Правовые и нормативные основы деятельности автосервиса




ТЕМА № 2 Правовые и нормативные основы технического сервиса колесных транспортных средств

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Перечислите основные правовые и нормативные акты, регламентирую­щие деятельность предприятий автосервиса.

2. Перечислите основные требования, содержащиеся в Законе «О защите прав потребителей».

3. Перечислите основные положения, регламентирующие порядок прове­дения ТО и ремонта АТС.

4. В чем заключается суть планово-предупредительной системы ТО и ремонта?

 

Технический сервис. Основные понятия

Технический сервис — это совокупность предприятий, средств, способов и методов предоставления платных услуг по приобрете­нию, эффективному использованию и обеспечению работоспособ­ности колесных транспортных средств в течение срока их службы.

В соответствии с этим понятием на предприятия техсервиса воз­лагаются следующие функции:

• предпродажная подготовка и торговля транспортными средства­ми, запасными частями, оказание услуг по техническому обслу­живанию и ремонту;

• гарантийное обслуживание;

• послегарантийное обслуживание;

• ремонт;

• утилизация транспортных средств.

В отличие от транспортных предприятий, имеющих в наличии собственный подвижной состав и выполняющих работы по восста­новлению и поддержанию его работоспособного состояния, пред­приятия технического сервиса оказывают услуги сторонним клиен­там на возмездной основе.

Услуга по техническому обслуживанию или ремонту — матери­альный результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя по удовлетворению потребности в техническом обслу­живании и ремонте колесных транспортных средств.

Услуги технического сервиса подразделяются на локальные и кос­венные.

Услуга локальная — это услуга по поддержанию работоспособно­сти транспортных средств (заправка топливно-смазочными матери­алами — ТСМ, техническое обслуживание, ремонт и др.).

Услуга косвенная — это услуга, непосредственно не связанная с обслуживанием или ремонтом транспортных средств, которая обе­спечивает их более эффективное использование (установка аксес­суаров, дополнительного оборудования, сигнализации, выполнение тюнинга и др.).

 

Правовые и нормативные основы деятельности автосервиса

 

Деятельность технического сервиса вообще и автосервиса в част­ности в Российской Федерации регламентируется рядом Федераль­ных законов и подзаконных актов, к которым относятся:

• закон «О защите прав потребителей»;

• закон «О техническом регулировании»;

• закон «Об обязательном страховании гражданской ответственно­сти владельцев транспортных средств»;

• закон «О безопасности дорожного движения»;

• Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому об­служиванию и ремонту автомототранспортных средств;

• Положение о гарантийном обслуживании легковых автомобилей и мототехники;

• Положение о техническом обслуживании и ремонте АТС, принад­лежащих гражданам (легковые и грузовые автомобили, автобусы, мини -трактора).

Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»

регулирует отношения, возникающие между потребителями и испол­нителями при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, по­требителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях), государствен­ную и общественную защиту их интересов, а также определяет ме­ханизм реализации этих прав.

В законе используются следующие основные понятия:

потребитель — гражданин, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, до­машних и иных нужд;

исполнитель — организация независимо от ее организационно- правовой формы и индивидуальный предприниматель, выполняю­щие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

Данный закон является потребительским, его положения приме­няются в различных сферах деятельности, в том числе и в сфере ав­тосервиса.

Закон состоит из нескольких разделов. В каждом из них имеется ряд статей, направленных на регулирование отношений, возникаю­щих между владельцами автомобилей и предприятиями автосервиса при предоставлении последними услуг по техническому обслужива­нию и ремонту автотранспортных средств.

В разделе «Общие положения» раскрываются следующие поня­тия:

информация о качестве работ и услуг. Исполнитель обязан вы­полнить работу (оказать услугу), качество которой соответствует договору или требованиям, изложенным в технических условиях предприятия — изготовителя автомобиля;

права и обязанности исполнителя в области установления срока службы, а также гарантийного срока на товар (рабо­ту). Исполнитель вправе устанавливать на работу гарантийный срок, в течение которого в случае обнаружения в работе недо­статка он обязан удовлетворить требования потребителя по не­замедлительному (вне очереди) безвозмездному устранению не­достатков товара или возмещению расходов на их исправление потребителем или третьим лицом. И хотя согласно этому закону установление гарантийного срока — право, а не обязанность ис­полнителя, в действующей руководящей документации (РД 37.009.026 — 92) «Положение о техническом обслуживании и ре­монте АТС, принадлежащих гражданам» указано, что в сфере тех­нического сервиса могут быть оговорены обязательные минималь­ные гарантийные сроки на работы по техническому обслужива­нию и текущему ремонту, работы по ремонту кузова и его эле­ментов, работы по полной и частичной окраске транспортных средств;

право потребителя на безопасность товара (работы, услуги). Убытки, причиненные потребителю в связи с отзывом товара (ра­боты, услуги), подлежат возмещению исполнителем в полном объеме. Устранение выявленных недостатков у автомобиля осу­ществляется изготовителем или дилерами безвозмездно;

право потребителя на информацию об исполнителе и о това­рах (работах, услугах). Потребитель вправе потребовать предо­ставления необходимой и достоверной информации об исполни­теле услуг, режимах их выполнения и предоставляемых работах (услугах). Данная информация в наглядной и доступной форме должна доводиться до сведения потребителей при заключении до­говоров о выполнении работ (оказании услуг) на русском языке, а дополнительно по усмотрению исполнителя (продавца) на го­сударственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках ее народов;

имущественная ответственность за вред, причиненный вслед­ствие недостатков работы, услуги. Согласно положениям дан­ного закона вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя, подлежит возмещению, если он причинен в течение установленного срока службы или срока годности товара (рабо­ты);

недействительность условий договора, ущемляющих права по­требителя. Исполнитель не вправе без согласия потребителя вы­полнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они опла­чены, вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы;

• судебная защита прав потребителей. По данному закону за­щита прав потребителей осуществляется судом, причем потреби­тели освобождаются от уплаты государственной пошлины по су­дебным искам.

В разделе «Защита прав потребителей при продаже товаров» ого­вариваются права потребителей при приобретении транспортных средств. В частности, указываются права при обнаружении в товаре недостатков, сроки предъявления потребителем требований в отно­шении недостатков товара, сроки устранения недостатков товара, правила замены товаров ненадлежащего качества. Оговариваются также права потребителей при приобретении запасных частей не­надлежащего качества.

В разделе «Защита прав потребителей при выполнении работ (ока­зании услуг)» оговариваются сроки выполнения работ (оказания услуг) и последствия нарушения исполнителем этих сроков, права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги), сроки устранения недостатков выполненной ра­боты (оказанной услуги) порядок и формы оплаты выполненной ра­боты (оказанной услуги).

В разделе «Государственная и общественная защита прав потре­бителей» указываются органы, осуществляющие надзор за соблюде­нием законов и иных нормативных и правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав по­требителей, полномочия этих органов, ответственность за нарушение прав потребителей, а также порядок осуществления защиты прав по­требителей органами местного самоуправления и права обществен­ных объединений потребителей.

Федеральный закон № 184-ФЗ «О техническом регулирова­нии» определяет отношения, права и обязанности предприятий при проектировании, реализации, эксплуатации, утилизации и оказании услуг по ТО и ремонту сложной техники вообще и АТС в частно­сти.

Одним из основных понятий данного закона является понятие технического регламента — документа, который устанавливает обя­зательные для применения и исполнения требования к объектам тех­нического регулирования,

Впервые законодательно определено, что каждый этап жизненно­го цикла транспортных средств, будь то проектирование, испытания, производство, эксплуатация, утилизация, выполнение услуг по ТО и ремонту, должен сопровождаться разработанной нормативно- правовой базой, в частности техническими регламентами. При этом в конце каждого этапа предусмотрено документальное удостовере­ние соответствия продукции требованиям технических регламентов (сертификация).

Подтверждение может быть обязательным и добровольным. Обязательная сертификация распространяется на продукцию, к которой предъявляются требования по обеспечению безопасности и экологической чистоты, охране здоровья и имущества граждан.

Под добровольным подтверждением соответствия понимается до­бровольная сертификация.

Сертификация — это форма осуществляемого органом по сер­тификации подтверждения соответствия объектов требованиям тех­нических регламентов, положениям стандартов или условиям дого­воров.

Так как предприятия автосервиса оказывают услуги по продаже, ТО и ремонту, то для них подтверждению подлежат работы и услуги, оказываемые владельцами АТС. Они должны соответствовать требо­ваниям нормативной документации.

Обязательная сертификация распространяется на продукцию, к которой предъявляются требования по обеспечению безопасности и экологической чистоты, охране здоровья и имущества граждан.

С 1 июля 2003 г. все услуги, оказываемые предприятиями авто­сервиса, отнесены к разряду добровольных. Добровольная сертифи­кация организуется по инициативе СТОА. Ее целью являются досто­верная оценка качества предоставляемых услуг и повышение доверия потребителей к их исполнителю.

Участниками сертификации являются:

• специально уполномоченный орган исполнительной власти — Фе­деральное агентство по техническому регулированию и метроло­гии;

• федеральные органы, осуществляющие работы по сертифика­ции;

• методические центры системы и испытательные лаборатории. Процесс сертификации включает в себя следующие этапы:

• подача исполнителем услуг заявления и других необходимых до­кументов в соответствующий аккредитованный орган по серти­фикации;

• экспертиза представленных исполнителем документов;

• проведение необходимых испытаний;

• анализ полученных результатов и принятие решения о возмож­ности выдачи сертификата соответствия;

• выдача сертификата и регистрация его в Государственном рее­стре.

Подготовка СТОА к сертификации услуг осуществляется заяви­телем или проводится на договорной основе уполномоченной на это организацией. Она включает в себя следующие этапы:

• определение видов услуг, подлежащих сертификации;

• подготовка и проверка полноты представленной нормативной до­кументации;

• проверка наличия и состояния используемого оборудования;

• проверка наличия и состояния документации по персоналу и рас­пределению ответственности за качество предоставляемых

услуг;

• подготовка заявления на проведение сертификации.

Федеральный закон № 40-ФЗ «Об обязательном страхова­нии гражданской ответственности владельцев транспортных средств» определяет правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или иму­ществу.

Согласно данному закону владельцы транспортных средств обя­заны страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

В этом законе оговариваются транспортные средства, на которые распространяется обязанность владельцев по страхованию граждан­ской ответственности, объекты обязательного страхования, страхо­вые суммы, порядок осуществления обязательного страхования, дей­ствия страхователей и потерпевших при наступлении страховых слу­чаев и пр.

По закону на территории Российской Федерации запрещается ис­пользование транспортных средств, владельцы которых не исполни­ли установленную обязанность по страхованию своей гражданской ответственности. Такие транспортные средства не регистрируются в органах ГИБДД, не проходят государственный технический осмотр и не допускаются к участию в дорожном движении.

Данный закон хоть и не регламентирует непосредственно деятель­ность предприятий автосервиса, тем не менее опосредованно связан с ним. Если автомобиль, владелец которого застраховал свою граж­данскую ответственность, пострадал в дорожно-транспортном про­исшествии, то после ДТП восстановление автомобиля происходит на СТОА. При этом устранение повреждений автомобиля может осу­ществляться двумя способами.

1. Пострадавший владелец может воспользоваться своим правом на страховую выплату и представить поврежденный автомобиль или его остатки страховщику для осмотра и организации независимой экспертизы для определения размера подлежащих возмещению убыт­ков. Экспертиза должна проводиться страховщиком только при на­личии полиса ОСАГО у предъявителя. В этом случае потерпевший ремонтирует свой автомобиль самостоятельно или с привлечением третьих лиц за счет страховой выплаты, размер которой определен страховщиком.

2. По согласованию с потерпевшим и на условиях, предусмотрен­ных договором обязательного страхования, страховщик вправе организовать ремонт поврежденного автомобиля самостоятельно на определенных СТОА и оплатить этот ремонт за счет страховой вы­платы.

Федеральный закон № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.

Согласно данному закону транспортные средства, предназначен­ные для участия в дорожном движении, а также составные части кон­струкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обе­спечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации в соответствии с правилами и процедурами, утверж­даемыми уполномоченными на то федеральными органами исполни­тельной власти. Ответственность за это возлагается на изготовителя (продавца, исполнителя) транспортных средств, а также составных ча­стей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запас­ных частей и принадлежностей транспортных средств, подлежащих реализации на территории РФ и имеющих выданный в установлен­ном порядке сертификат соответствия, удостоверяющий соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения.

В законе говорится, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы и предоставляющие услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, обязаны иметь лицензию и сертификат соответствия на выполнение этих работ и услуг и обеспечивать их проведение в соответствии с установленными нормами и правилами. Однако согласно Федераль­ному закону № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятель­ности» в настоящее время лицензируются только перевозки пасса­жиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек. Поэтому лицензия для предприятий, оказы­вающих услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомо­билей, в настоящее время необязательна.

Данная статья закона обязывает обслуживать и ремонтировать автомобили только на предприятиях, имеющих сертификат соответ­ствия. Согласно этому закону нельзя эксплуатировать транспортное средство, если оно проходило техническое обслуживание и ремонт на предприятии, не имеющем сертификата соответствия.

В то же время закон «О техническом регулировании» делает сер­тификацию добровольной, но не обязательной. Следовательно, пред­приятие может не получать сертификат соответствия, но имеет пра­во обслуживать и ремонтировать транспортные средства.

Указанные ранее несоответствия в федеральных законах требуют их гармонизации в вопросах сертификации услуг (работ) по ТО и ремонту автомобилей.

Правила оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, утвержденные Постанов­лением Правительства Российской Федерации от 11.04.2001 № 290, регулируют отношения, возникающие между потребителем и испол­нителем при оказании услуг (выполнении работ) по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств.

Исполнитель обязан предоставлять потребителю достоверную ин­формацию об оказываемых услугах. Она должна быть размещена в помещении, где производится прием заказов, и в обязательном по­рядке должна содержать:

• перечень оказываемых услуг (выполняемых работ);

• наименования стандартов, требованиям которых должны соот­ветствовать оказываемые услуги (выполняемые работы);

• цены на оказываемые услуги (выполняемые работы), а также цены на используемые при этом запасные части и материалы и сведе­ния о порядке и форме оплаты;

• гарантийные сроки, если они установлены;

• сведения о сроках выполнения заказов;

• указание на конкретное лицо, которое будет оказывать услугу (вы­полнять работу).

Исполнитель обязан также предоставить потребителю для озна­комления:

• настоящие правила;

• адрес и телефон подразделения по защите прав потребителей органа местного самоуправления, если такое подразделение имеется;

• образцы договоров, заказов-нарядов, приемосдаточных актов, квитанций, талонов и других документов, удостоверяющих при­ем заказа исполнителем;

• перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот.

Между исполнителем и потребителем заключается договор на вы­полнение определенных работ. При оформлении и выполнении до­говора документы, удостоверяющие право собственности на автомо- тотранспортное средство, не изымаются.

Договор заключается в письменной форме (заказ-наряд, квитан­ция или иной документ) и должен содержать следующие сведения:

• фирменное наименование и юридический адрес организации- исполнителя;

• фамилия, имя, отчество, телефон и адрес потребителя;

• дата приема заказа, сроки его исполнения;

• цена оказываемой услуги;

• марка и модель автомототранспортного средства, государствен­ный номерной знак, номера основных агрегатов;

• цена автотранспортного средства, определяемая по соглашению сторон;

• перечень оказываемых услуг, перечень запасных частей и материа­лов, предоставленных исполнителем, их стоимость и количество;

• перечень запасных частей и материалов, предоставленных потре­бителем, с указанием информации о подтверждении их соответ­ствия обязательным требованиям, если такие требования уста­новлены;

• должность, фамилия, имя, отчество лица, оформляющего дого­вор, его подпись, а также подпись потребителя;

• другие необходимые данные, связанные со спецификой оказы­ваемых услуг.

Положение о гарантийном обслуживании легковых автомо­билей и мототехники определяет принципиальные основы органи­зации и проведения технического обслуживания и ремонта легковых автомобилей и мототехники в пределах гарантийного периода экс­плуатации.

Положение распространяется на легковые автомобили и мототех­нику, находящиеся в собственности владельцев, и определяет функ­ции и ответственность предприятий — изготовителей продукции и организаций, выполняющих ТО и ремонт АТС в пределах гарантий­ного периода эксплуатации.

Положение соответствует требованиям Закона Российской Феде­рации «О защите прав потребителя» и требованиям международных стандартов ИСО серии 9000, но не распространяется на продукцию, реализуемую за пределами Российской Федерации.

Исчисление гарантийного срока производится с даты продажи АТС, указанной в справке-счете, в техническом паспорте или сер­висной книжке. Гарантийный период эксплуатации выражается в годах или километрах пробега.

Гарантийные обязательства действуют только в пределах гаран­тийного периода эксплуатации и включают в себя безвозмездную за­мену на новые деталей, узлов и агрегатов, преждевременно вышед­ших из строя по вине предприятия-изготовителя. По истечении га­рантийного периода претензии по качеству автомобилей и его ком­плектующих не рассматриваются.

Техническое обслуживание транспортных средств в гарантийный период производится за счет владельца. Стоимость работ устанавли­вается на основании стоимости нормочаса и трудоемкости работ, указанной в действующих нормативных документах.

Полнота, качество и сроки выполнения работ по обслужива­нию в гарантийный период обеспечиваются предприятием, на ко­тором эти работы выполняются. Оно также обязано гарантировать качество проведенных работ по календарному сроку и пробегу до очередного обслуживания в соответствии с талоном сервисной книжки.

Все работы, связанные с выполнением гарантийного ремонта, производятся за счет предприятия-изготовителя. Одновременно с проведением гарантийного ремонта по предъявленному дефекту устраняются все дополнительно выявленные неисправности. При этом неисправности, возникшие по вине владельца автомобиля, устраняются по его согласию и за его счет.

Не подлежат ремонту на гарантийном периоде эксплуатации ба­зовые детали узлов и агрегатов. При наличии дефекта базовой дета­ли агрегат или узел подлежит замене.

Затраты, понесенные владельцем по доставке автомобиля на эва­куаторе на предприятие автосервиса для проведения гарантийного ремонта, возмещаются предприятием-изготовителем в соответствии с действующими тарифами и ценами.

При выдаче автомобиля после гарантийного обслуживания или ремонта его характеристики должны соответствовать параметрам ра­ботоспособности, указанным в Технических условиях предприятия- изготовителя.

Гарантийный срок, установленный на автомобиль, продлевается на время, в течение которого транспортное средство находилось в ремонте и владельцем не использовалось. Это время исчисляется со дня обращения владельца с требованием об устранении недостатков и истекает в момент получения автомобиля из ремонта.

В случае невозможности принятия (доставки) автомобиля в ре­монт и при наличии дефекта, исключающего возможность его экс­плуатации, время нахождения в ремонте исчисляется с момента ре­гистрации письменной заявки на ремонт.

Все претензии владельцев по техническому состоянию автомо­билей в течение гарантийного срока рассматриваются на СТОА, осуществляющих гарантийное обслуживание автомобилей. Пре­тензии по шинам, аккумуляторным батареям, радиоприемникам и другим устройством рассматриваются при наличии соответству­ющих договоров СТОА с производителями перечисленных изде­лий.

Все предъявленные владельцем АТС дефекты, отказы и неисправ­ности определяются на основании контрольного осмотра (диагно­стирования) автомобиля и фиксируются в Акте выполнения техни­ческих услуг.

Оформленный акт утверждается представителем предприятия- изготовителя или работником предприятия гарантийного обслужи­вания, обладающим соответствующими полномочиями.

Оформленный и утвержденный акт является основанием для от­крытия заказа-наряда и производства работ по устранению дефек­тов. Эксплуатация автомобиля с момента составления акта и до окон­чания работ не допускается.

Акты выполнения технических услуг являются документами стро­гой отчетности и подлежат регистрации. Предприятия по гарантий­ному обслуживанию хранят документацию по выполненной работе и отчитываются по ней в соответствии с порядком, установленным и договоре предприятием-изготовителем.

Вся первичная документация по обслуживанию автомобилей в гарантийный период эксплуатации должна храниться на предприятии гарантийного обслуживания в течение трех лет.

Положение о техническом обслуживании и ремонте автотран­спортных средств, принадлежащих гражданам (легковые и гру­зовые автомобили, автобусы, мини-трактора), утвержденное При­казом Департамента автомобильной промышленности Минпрома России от 01.11.1992 № 43, вступило в силу с 1 января 1993 г.

Оно устанавливает основы организации выполнения техническо­го обслуживания и ремонта АТС после окончания гарантийного про­бега, а также определяет функции и ответственность предприятий- изготовителей по их техническому обслуживанию, так как в соответ­ствии с действующим законодательством именно они должны обеспе­чить свои автомобили техническим обслуживанием и ремонтом.

Согласно статье 6 Закона «О защите прав потребителей» изгото­витель обязан обеспечить возможность использования товара в те­чение его срока службы. Для этой цели он сам или с помощью при­влеченных предприятий обеспечивает ремонт и техническое обслу­живание автомобилей, а также выпуск и поставку в торговые и ре­монтные организации необходимых для ремонта и технического об­служивания запасных частей в течение срока производства товара и в течение 10 лет после снятия его с производства.

Основой технической политики, определяемой настоящим По­ложением, является планово-предупредительная система техническо­го обслуживания автотранспортных средств, которая предусматри­вает в течение всего срока их службы обязательное периодическое проведение строго регламентированного объема профилактических работ (проверка состояния, регулировка) и восстановление работо­способности вышедших из строя деталей, узлов и агрегатов по по­требности.

Для легковых автомобилей наименования операций ТО и пробе­ги, при которых их следует проводить, указаны в сервисной книжке, а для грузовых автомобилей, автобусов и других автомобилей — в сервисной книжке или в инструкции по эксплуатации.

Если ТО и ремонт АТС проводятся на СТОА, то исполнитель обя­зан одновременно с договором (нарядом-заказом) составить приемо­сдаточный акт, в котором указываются комплектность АТС и види­мые наружные повреждения и дефекты, а также сведения о предо­ставлении потребителем запасных частей и материалов с указанием их точного наименования, описания и цены.

Акт подписывается ответственным лицом исполнителя и потре­бителем и заверяется печатью исполнителя.

Экземпляры договора и приемосдаточного акта выдаются потре­бителю. Выполнение услуг в присутствии заказчика, таких как под­качка шин, диагностические работы, некоторые работы ТО и ремон­та, мойка и другие, может производиться без оформления договора и приемосдаточного акта.

При выполнении оговоренных в договоре работ исполнитель не вправе без согласия потребителя проводить дополнительные работы за плату, а также мотивировать их оказание необходимостью выпол­нения других. Их оказание должно оформляться дополнительным договором.

Потребитель вправе отказаться от оплаты оказанных без его со­гласия услуг (выполненных работ), а если они уже оплачены — по­требовать возврата уплаченных за них сумм.

Исполнитель обязан немедленно предупредить потребителя и до получения от него указаний приостановить оказание услуги в слу­чае:

• обнаружения непригодности или недоброкачественности запас­ных частей и материалов, предоставленных потребителем;

• если соблюдение указаний потребителя и иные обстоятельства, зависящие от него, могут снизить качество оказываемой услуги или повлечь за собой невозможность ее завершения в срок. Потребитель вправе в любое время проверять ход и качество ока­зания услуг, не вмешиваясь в деятельность исполнителя. Исполни­тель обязан обеспечить возможность нахождения потребителя в про­изводственных помещениях с учетом соблюдения технологического режима работы, правил техники безопасности, противопожарной безопасности и производственной санитарии.

Автомобиль выдается потребителю или его представителю после полной оплаты оказанных услуг при предъявлении приемосдаточно­го акта, договора и паспорта или другого документа, удостоверяю­щего личность, а для представителя потребителя — также и доверен­ности, оформленной в установленном порядке.

Выдача автомобиля потребителю производится после контроля исполнителем полноты и качества оказанных услуг, комплектности и сохранности АТС.

В случае полной или частичной утраты (повреждения) принятого у потребителя автомобиля (запасных частей и материалов) исполни­тель обязан известить об этом потребителя и в трехдневный срок передать безвозмездно в собственность потребителю автомототранспортное средство (запасные части и материалы) аналогичного ка­чества либо возместить в двухкратном размере цену утраченного АТС (запасных частей и материалов), а также расходы, понесенные по­требителем.

При обнаружении недостатков оказанной услуги потребитель вправе по своему выбору потребовать от исполнителя:

• безвозмездного устранения недостатков;

• соответствующего уменьшения установленной за работу цены;

• безвозмездного повторного выполнения работы;

• возмещения понесенных им расходов по исправлению недостат­ков своими силами или третьими лицами.

Потребитель также вправе расторгнуть договор, если им обнару­жены существенные недостатки оказанной услуги (выполненной ра­боты) или существенные отступления от условий договора.

Предприятие автосервиса обязано выполнить согласованный с заказчиком объем работ полностью, качественно и в срок.

Сроки исполнения заказов устанавливаются в каждом конкрет­ном случае по согласованию с заказчиком и не должны превы­шать:

• техническое обслуживание — 2 дней (с учетом графика сменно­сти);

• текущий ремонт (кроме кузова) — 10 дней;

• капитальный ремонт двигателя — 2 дней;

• наружная окраска кузова со снятием старой краски — 15 дней;

• наружная окраска кузова без снятия старой краски — 10 дней;

• полная окраска кузова со снятием старой краски — 20 дней;

• полная окраска кузова без снятия старой краски — 15 дней;

• сварочно-жестяницкие работы — 20 дней;

• сложные сварочно-жестяницкие работы — 30 дней;

• сварочно-жестяницкие работы с последующей окраской — 35 дней;

• сложные сварочно-жестяницкие работы с последующей окра­ской — 50 дней.

Предприятие технического сервиса несет ответственность за вы­полнение заказов в срок, за качество выполненных работ, сохран­ность и комплектность автотранспортных средств, принятых на об­служивание (ремонт) в соответствии с действующим законодатель­ством.

Положением о техническом обслуживании и ремонте автотран­спортных средств, принадлежащих гражданам, установлены мини­мальные гарантийные сроки:

• на работы технического обслуживания — в течение 20 дней при пробеге не более 1 000 км;

• работы текущего ремонта — в течение 30 дней при пробеге не бо­лее 2 000 км;

• работы по ремонту кузова и его элементов — в течение 6 меся­цев;

• работы по полной и частичной окраске — в течение 6 месяцев. Указанные сроки могут быть увеличены автосервисом в соответ­ствии с его технологическими возможностями.

Согласно Закону «О защите прав потребителей» в тех случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет ме­нее двух лет и недостатки услуги обнаружены потребителем по ис­течении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить претензии по качеству и объему выполненных работ по техническому обслуживанию и ремонту, если докажет, что такие недостатки возникли до принятия им результата работы (услу­ги) или по причинам, возникшим до этого момента.

Претензии должны быть предъявлены заказчиком не позднее 10 дней по истечении гарантийного срока.

Мы рассмотрели здесь лишь основные правовые и нормативные документы, определяющие деятельность предприятий автосервиса. Однако существуют и другие нормативно-технические документы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: