ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО ВЗР0СЛЫМИ




Ранняя диагностика (0-3)

ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ДО ОДНОГО ГОДА

Психологическое исследование ребенка можно начинать, когда он находится в возрасте от полутора до двух месяцев (ранее в его поведении преобладают различные рефлексы, оценка которых должна проводиться детскими невропатологами).

Ребенок при этом должен быть здоровым, сухим, спокой­ным, бодрым. Если ему нет еще восьми месяцев, положите его на стол, малыша постарше посадите за детский столик или возьмите на колени.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

Основные ступени развития качеств:

Ребенок может:

в 3 месяца — хорошо контролировать положение головы;

в 4 месяц — опираться на руки в положении лежа на животе;

в 6 месяцев — дотрагиваться до предмета под контролем зрения, длительно удержи­вать игрушку в руке;

в 8 месяцев - сам сидеть, хорошо переворачивать­ся в любую сторону из любого поло­жения;

в 9 месяцев - стоять, придерживаясь за что-либо;

в 10 месяцев - ползать на животе, уверенно садить­ся и сидеть;

в 11 месяцев - переступать ногами;

в 12-13 месяцев - ходить самостоятельно.

СЕНСОРНАЯ АКТИВНОСТЬ

При изучении реакций на движущийся предмет перед глазами ребенка на расстоянии 30 см перемещают яркую игрушку размером 7 х 10 см в горизонтальном, вертикаль­ном, круговых направлениях.

Для исследования способности следить за движением исчезающего предмета игрушку прячут за экраном шири­ной в 7 см, находящимся на расстоянии 50 см от глаз ребенка, и, не прекращая его передвижения, через некото­рое время показывают его с другой стороны экрана. Реакция считается нормальной, если в момент появления игрушки из-за экрана взгляд ребенка направлен в ту точку, в которой она появляется.

Для изучения реакции предвосхищения перед ребенком на уровне его глаз на расстоянии 50 см помещают белый экран размером 35 х 35 см с двумя окошечками (7x7 см), расположенными на расстоянии 10 см друг от друга. В окошечках поочередно с интервалом в четыре — шесть секунд появляется яркая звучащая игрушка размером до 7 см. Реакция считается выполненной, если при несколь­ких пробах хотя бы один раз наблюдаются перемещения взгляда ребенка от окошка, где игрушка уже была, к окошку, где она должна появиться, и остановка взгляда на этом окошке.

Основные нормативы развития:

в 1 месяц — смотрит на маму, когда она с ним разговаривает, при этом открывает и закрыва­ет рот, прослеживает горизонтальное дви­жение объекта от середины поля зрения;

в 1,5 месяца - следит за двигающимся человеком, про­слеживает движение предмета от перифе­рии к центру поля зрения;

в 3 месяца - поворачивает голову на звук, который слышен на уровне уха, рассматривает руку, следит за разнообразными движе­ниями игрушки;

в 4 месяца - прослеживает невидимое движение пред­мета, предвосхищает попеременное появ­ление предмета в определенных частях пространства;

в 5 месяцев - улыбается отражению в зеркале;

в 6 месяцев - перестает рассматривать руку, рассматри­вает игрушки, проявляет интерес к новым ярким игрушкам, может иметь любимые игрушки, поворачивает голову на звук, который раздается ниже уха, имитирует слышимые звуки;

в 7 месяцев - поворачивает голову на звук, который слышен над ухом, приспосабливает позу, занимает удобную для наблюдения пози­цию;

8 месяцев — отличает незнакомых, находит наполовину спрятанный предмет, снимает наброшен­ный платок, рассматривает одновременно две игрушки, переводя взгляд с одной на другую, удивляется, если предмет исчеза­ет за барьером;

в 10 месяцев - смотрит в угол за предметом, находит спрятанный на его глазах предмет, выни­мает интересные вещи из кармана взрос­лого, если видел, как их туда опустили;

в 12 месяцев — поворачивается на собственное имя, оп­ределяет тон голоса, проявляет интерес к картинкам в книге.

ДЕЙСТВИЯ С ПРЕДМЕТАМИ

Ребенку старше четырех месяцев предлагают погремушку и оценивают быстроту и точность захвата, движе­ния пальцев, продолжительность удержания.

Ребенку старше восьми месяцев предлагают сначала одну, потом другую погремушку. Оценивают возможность захвата второй и удержания двух. Вторую предлагают сначала со стороны свободной руки, а затем со стороны занятой. Выясняют возможность пересечения взглядом и рукой средней линии при захвате второй игрушки.

У детей старше 10 месяцев изучают формирование обходных движений. Для этого, заинтересовав ребенка игрушкой, ее убирают за экран 20 х 20 см, расположенный справа или слева от ребенка. Игрушку помещают у ближнего края экрана, привлекают к ней внимание ребен­ка, а затем прячут ее за экран, не прекращая потряхивать игрушку. Так повторяют несколько раз. Реакция считается выполненной, если ребенок достает игрушку из-за экрана. Дети до года чаще достают игрушку рукой, которая ближе к экрану, и только к году — той, что дальше.

Основные нормативы развития:

в 3 месяца — у ребенка исчезает хватательный реф­лекс, он играет с вложенной в руку игрушкой или с подвешенными игрушками, он может проявить пристальное вни­мание к предметам, двигать руками при виде погремушек, помещенных в зону досягаемости;

в 4 месяца — произвольно захватывает предметы, про­изводит неспецифические действия с ни­ми;

в 6 месяцев — берет вторую игрушку, но бросает пер­вую, следит взглядом за действиями, все тянет в рот, любит играть с бумагой и другими шуршащими предметами, удер­живает бутылочку, пьет из чашки, если ее подносят к губам;

в 7 месяцев — перекладывает предмет из руки в руку, удерживает две игрушки, берет вторую игрушку, предъявленную со стороны сво­бодной руки, сам удерживает игрушку, наблюдая за перемещением других пред­метов;

в 8 месяцев — берет вторую игрушку, поданную со сто­роны занятой руки, пытается достать предмет из-за экрана, но использует бли­жайшую к экрану руку;

в 10 месяцев — может взять маленький предмет (таб­летку, горошину), появляются первые предметные действия (катает мяч, звонит звонком, снимает кольца с пирамиды);

в 11 месяцев - складывает игрушки в корзинку;

в 12 месяцев - достает предмет из-за экрана, проявляет интерес к книгам, пытается листать, ца­рапает картинки, почти не тянет предме­ты в рот, зато часто бросает их на пол.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО ВЗР0СЛЫМИ

Основные нормативы развития:

в 3 месяца — ребенок проявляет интерес к окружаю­щим, узнает мать, реагирует зрительно и эмоционально;

в 4,5 месяца — вызывает на общение, определяет ситуа­цию «формального общения», прислуши­вается к речи, поворачивает голову на звуки человеческого голоса;

в 6 месяцев — прослеживает взгляд взрослого, тянет руки, когда хочет, чтоб его взяли, воз­буждается, когда слышит шаги;

в 7 месяцев — имитирует действия и шумы, старается привлечь внимание покашливанием икряхтением, откликается на имя, сжима­ет губы, когда не хочет есть;

в 8 месяцев — хватает руку мамы и отталкивает ее, если видит, что она собирается вытереть ему нос, понимает запрет, имитирует звуки;

в 9 месяцев — прячет руки, если не хочет их мыть, любит играть в прятки;

в 10 месяцев — тянет маму за одежду, требуя внимания, машет рукой на прощание, отвечает взглядом или движением на вопрос «Где папа?», очень ненадолго отдает игрушку, понимает один-два звуковых обозначения предметов;

в 11 месяцев - бросает игрушки, чтобы их подняли и дали ему снова, помогает одеваться;

в 12 месяцев - владеет указательным жестом, мотает го­ловой, выражая протест, может издавать звуки в конце и начале совместных дей­ствий.

10 месяцев — появление вокализаций в конце и в нача­ле действий, попытки выразить свои же­лания с помощью звуков;

12 месяцев — существование особых «слов-меток», по­нятных только матери и ребенку: «бах» — падение, «кахн» — бутылочка, «фа» — шапка, появление способности произволь­но повторять отдельные слоги, произне­сти 2 — 3 слова, понять их предметную отнесенность.

ГОЛОСОВАЯ АКТИВНОСТЬ

Основные нормативы развития:

в 2—3 месяца- возникновение первых спонтанных вока­лизаций;

в 2—4 месяца- использование их в разговоре со взрос­лым;

в 3—4 месяца- гудение, расширение репертуара случай­но произносимых звуков: «А», «Э», «Ю», «Я», «М», «П», «Б», «Т», «Д», появление звукосочетаний: «а-о-у», «ю-а-а»;

в 4,5 месяца – сопровождение действий звуками, требо­вание к себе внимания;

в 8 месяцев – лепет, звукосочетания типа «дай-дай-дай», «та-та-та»;

в 8—9 месяцев ­- псевдослова, выражающие отношение ре­бенка к происходящему;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: