Технологический процесс приемки




После проведения уборочно-моечных работ клиент загоняет ав­томобиль в зону приемки.

Контролер-приемщик устанавливает автомобиль на подъемник поста приемки. Затем, осматривая автомобиль и беседуя с клиентом, определяет вид и объем работ, а также необходимость проведения диагностирования. После предварительного определения объема и вида работ приемщик обязан произвести тщательный осмотр авто­мобиля в соответствии с технологической картой маршрутного осмо­тра. Во время проведения осмотра он должен регистрировать все об­наруженные им неисправности.

По окончании осмотра приемщик должен перегнать автомобиль на напольный пост и перейти к оформлению первичной документа­ции, которая включает в себя:

• заявку владельца на проведение ТО и ремонта;

• заказ-наряд;

• приемосдаточный акт о комплектности автомобиля.

Заказ-наряд может оформляться в четырех экземплярах. При этом первый экземпляр с подколотой заявкой владельца (подлинник) оста­ется в кассе СТОА, второй — направляется исполнителю через ма­стера производственной зоны, третий — экономисту-нормировщику для подсчета объема реализации услуг, а четвертый — владельцу ав­томобиля.

Второй экземпляр после выполнения работ направляется в бух­галтерию для расчета зарплаты исполнителя. Также по второму эк­земпляру исполнитель выписывает требования на получение запас­ных частей и материалов со склада СТОА.

Заказ-наряд может оформляться и в трех экземплярах. Тогда пер­вый экземпляр с подколотой заявкой владельца (подлинник) остает­ся в кассе СТО (хранится до пяти лет). Второй экземпляр направля­ется исполнителю бухгалтерии, экономисту (верхняя часть второго экземпляра с номером заказа-наряда используется бухгалтером для расчета заработной платы исполнителя и экономистом для расчета экономических показателей, а нижняя — в качестве требования ис­полнителя наряда передается на склад для получения запасных ча­стей и материалов). Третий экземпляр выдается владельцу автомо­биля. При этом на втором экземпляре может иметься цветная диа­гональная полоса для отличия его от первого и третьего экземпля­ров.

В заказе-наряде должны проставляться только те виды работ, со­гласие на проведение которых дал клиент. При отказе клиента про­водить работы, связанные с устранением отказов и неисправностей узлов, агрегатов и систем автомобиля, влияющих на безопасность движения, мастер-приемщик делает об этом отметку на бланке заказа- наряда, а при выдаче автомобиля на бланк ставится штамп «Автомо­биль неисправен, эксплуатации не подлежит!». Эта запись подтверж­дается подписью владельца.

После оформления документов мастер-приемщик отправляет ав­томобиль в производственную зону. При необходимости проведения нескольких видов работ, например нескольких видов ремонта и об­служивания, он должен выбрать оптимальную схему очередности их проведения с учетом степени загруженности участков и техно­логической последовательности выполнения работ на данном авто­мобиле.

Основные работы по определению технического состояния авто­мобиля, проводимые при приемке, следующие.

1. Проверка двигателя и систем:

• контроль уровня масла, легкости пуска, устойчивости работы дви­гателя на различных режимах, наличия посторонних стуков, шу­мов;

• контроль токсичности отработавших газов, проверка герметич­ности системы охлаждения, натяжения и состояния приводных ремней;

• проверка аккумуляторной батареи (трещины, подтеки, напряже­ние).

2. Проверка кузова (выявление вмятин, царапин, трещин, взду­тия краски), состояния сидений и обивки.

3. Проверка коробки передач, карданного вала, заднего моста (контроль повреждений картера, подтекания масла, люфтов).

Работы по проверке узлов, агрегатов и систем, влияющих на без­опасность движения, следующие.

1. Проверка герметичности системы питания двигателя.

2. Осмотр ветрового стекла (трещины, механические поврежде­ния).

3. Проверка арматуры кузова (работы стеклоочистителей, форсу­нок омывателей стекла, стеклоподъемников, отопителя салона; про­верка исправности замков дверей, ремней безопасности, запоров багажника, капота, петель и ограничителей дверей, крепление сала­зок сидений, зеркал заднего вида).

4. Проверка приборов освещения, световой и звуковой сигнали­зации.

5. Проверка дисков колес и шин (наличие трещин и вмятин дис­ков, степень износа протектора, наличие разрывов и вздутий шин, давление воздуха в шинах).

6. Проверка рулевого механизма, рулевых тяг, рычагов и пружин подвески на наличие повреждений и люфтов.

7. Проверка приводов стояночного и гидравлического тормозов (нарушение герметичности, механические повреждения трубопро­водов и шлангов тормозной системы, уровень тормозной жидко­сти).

Общая трудоемкость проведения работ по приемке составляет 0,25...0,35 чел.-ч.

Одним из подразделений участка приемки автомобилей является «Стол заказов».

В помещении стола заказов предприятия автосервиса должны быть следующие документы и специальная информация:

• правила оказания услуг (выполнения работ) по ТО и ремонту ав­тотранспортных средств;

• перечень услуг, оказываемых данным предприятием;

• стоимость нормочаса на наиболее часто встречающиеся услуги (диагностика, мойка, ТО по талонам сервисной книжки и т.д.);

• перечень запасных частей повышенного спроса, имеющихся в на­личии на текущий день;

• образцы заполнения первичной документации;

• стенд с образцами имеющихся в наличии красок и обивочного материала;

• информация об обслуживающем персонале на производственных участках и в столе заказов;

• информация о местонахождении книги отзывов и предложений, кассы, рабочих мест работников стола заказов и администрации, режиме работы предприятия;

• адреса ближайших предприятий автосервиса и их телефоны;

• данные об обществе по защите прав потребителей. В столе заказов также должны иметься следующие документы: журнал учета заказов; журнал предварительной записи на ТО и ре­монт автомобилей; журнал очередности записи на запасные части (в том числе для инвалидов ВОВ); контрольный экземпляр нормативов трудоемкости работ по моделям автомобилей; прейскуранты на за­пасные части; Положение о государственном периодическом техни­ческом осмотре автомобилей; журнал учета выдачи справок о готов­ности автомобилей к техосмотру (в случае наличия договора между СТОА и ГИБДД); каталоги запасных частей на автомобили; книга отзывов и предложений; Положение о техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств, принадлежащих гражданам; Пра­вила обслуживания иностранных автотуристов; инструкции по экс­плуатации автомобилей; руководства по ремонту автомобилей РД 37.009.024—92 и Приемка, ремонт и выпуск из ремонта кузовов ав­томобилей предприятиями автотехобслуживания; Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и другие нормативные до­кументы.

Нормативные документы должны выдаваться заказчику по перво­му требованию.

Полная оплата выполненных услуг производится владельцем по­сле завершения всех работ, указанных в заказе-наряде, после чего автомобиль выдается заказчику.

Участок диагностирования. Техническое диагностирование на СТОА проводится при предпродажной подготовке (Дп п), приемке (Дп), выполнении ТО и TP (Др), при контроле качества выполнен­ных работ (Дк) и в качестве отдельного вида услуг по заявкам (Д3) (рис. 7.3).

Рис. 7.3. Схема организации диагностирования автомобилей на СТОА

 

Диагностирование Дп при приемке автомобилей позволяет объ­ективно определить их техническое состояние, уточнить объем работ, обеспечивающих восстановление работоспособности АТС.

 

 

Диагностирование Др применяют при проведении регулировоч­ных работ, проводимых на постах ТО и ТР.

Диагностирование Дк проводят при оценке качества выполнен­ных на СТОА работ.

Диагностирование Д3 по заявкам владельцев проводят на специ­ализированных постах, оснащенных современным стационарным и переносным технологическим оборудованием.

Участок диагностирования размещается в непосредственной близости от участков приемки и постов ТО и ремонта.

Выбор оборудования и инструмента в основном определяется мощностью СТОА и видами оказываемых ею услуг, а регламентиру- ггея табелем технологического оборудования и специнструментов пня СТОА.

Обычно на производственной площади участков диагностирова­ния организовываются тупиковые или проездные посты (рис. 7.4), которые могут быть однопостовыми, двухпостовыми, а иногда и грехпостовыми.

Рис. 7.4. Планировка двухпостового участка диагностирования на СТОА: 1— площадочный стенд для проверки установки управляемых колес; 2 — пульт управ­ления площадочного стенда; 3 — инструментальный шкаф; 4 — стеллаж с комплектом СТД углубленного диагностирования; 5 — пульт управления и индикации тягового стенда; 6 — вентилятор; 7— мотор-тестер; 8 — роликовый узел тягового стенда; 9 — расходомер топлива; 10— воздухораздаточная колонка; 11 — газоанализатор; 12 — устройство для отвода отработавших газов; 13 — стенд для проверки амортизаторов; 14 — верстак; 15 — станок для балансировки колес на автомобиле; 16 — роликовый узел тормозного стенда; 17 — прибор для проверки установки фар; 18— пульт управ­ления и индикации тормозного стенда; 19— верстак; 20— подъемник

 

Зона технического обслуживания и ремонта. Обычно на СТОА посты ТО и TP размещаются в одной зоне.

Посты технического обслуживания предназначены для осуществления регламентных работ, обеспечивающих снижение интенсивности изменения параметров технического состояния агрегатов и систем автомобиля, выявление и предупреждение отказов и неис­правностей. Техническое обслуживание заключается в наружном осмотре автомобиля и выполнении регулировочных, контрольных, крепежных, смазочно-заправочных работ, а также оно предусматри­вает проверку функционирования двигателя, рулевого управления, механизмов и приборов, электротехнические, шинные и прочие ра­боты.

 

Рис. 7.5. Планировка поста диагностирования с комбинированным стен­дом для проверки тяговых и тормозных свойств грузовых автомобилей: 1 — площадочный стенд для проверки установки управляемых колес; 2 — пульт инди­кации площадочного стенда; 3 — стенд для проверки амортизаторов; 4 — устройство для отвода отработавших газов; 5 — станок для балансировки колес на автомобиле; б — стеллаж с переносными приборами углубленного диагностирования; 7 — ролико­вый узел комбинированного стенда; 8— осмотровая канава (при необходимости); 9 — мотор-тестер; 10 — подъемник; 11 — вентилятор; 12 — прибор для проверки и уста­новки фар; 13 — пульт управления и индикации комбинированного стенда; 14 — стеллаж-верстак; 15— воздухораздаточная колонка; 16 — инструментальный шкаф

 

В данной зоне располагаются подъемники, специализированное технологическое оборудование и инструменты для проведения ра­бот.

Регулировочные работы предусматривают восстановление рабо­тоспособности систем, механизмов и агрегатов автомобиля до уров­ня, требуемого техническими условиями. Зазоры, свободный ход, люфты регулируются с помощью предусмотренных конструкцией специальных механизмов.

Крепежные работы при обслуживании необходимы для устране­ния обнаруженных подтеканий масла, тормозной жидкости, анти­фриза, топлива и других технических жидкостей через соединения. Также проверяется затяжка резьбовых соединений двигателя, короб­ки передач, элементов подвески, рулевого управления и др.

Смазочно-заправочные работы включают в себя проверку уров­ня, долив или замену масла в агрегатах и механизмах автомобиля, дозаправку или замену тормозной и охлаждающей жидкостей, заме­ну фильтрующих элементов и т. д.

Посты текущего ремонта предназначены для проведения опе­раций по восстановлению исправного состояния автомобиля посред­ством замены изношенных и поврежденных деталей на новые или

Рис. 7.6. Планировка поста диагностирования при ограниченных про­изводственных площадях:

 

/ — площадочный стенд для проверки установки управляемых колес; 2 — пульт инди­кации площадочного стенда; 3 — станок для балансировки колес на автомобиле; 4 — устройство для отвода отработавших газов; 5 — роликовый узел тягового стенда; 6 — роликовый узел тормозного стенда; 7— пульт индикации тормозного стенда; 8— пульт индикации тягового стенда; 9 — прибор для проверки установки фар; 10 — вентиля­тор; 11 — мотор-тестер; 12 — стеллаж с переносными приборами углубленного диа- I мостирования; 13 — газоанализатор; 14 —расходомер топлива; 15—воздухоразда- шчная колонка; 16— верстак отремонтированные. Все ремонтные работы на СТОА по характеру и месту производства подразделяются на работы, выполняемые не­посредственно на автомобиле, и на работы, производимые на про­изводственных участках. При наличии на станции специализирован­ных участков на постах производятся в основном разборочно- сборочные операции по замене отдельных деталей или снятию и установке агрегатов. Остальные работы в зависимости от их вида распределяются по агрегатному, электротехническому, шиноремонт­ному и другим участкам, куда направляются на ремонт снятые с ав­томобиля узлы и агрегаты.

Разборку и сборку автомобиля, его агрегатов и узлов производят на подъемниках с применением соответствующего оборудования, инструментов и приспособлений. Широко используются специаль­ные отвертки, съемники и гайковерты.

Агрегатно-механический участок. Предназначен для восстанов­ления работоспособности агрегатов, механизмов трансмиссии и ру­левого управления. Вследствие того что крупные дилерские станции ремонт агрегатов не осуществляют, а производят замену неисправ­ного элемента на новый, необходимость в таком участке у них от­сутствует. Агрегатно-механические работы чаще производятся на средних и малых станциях, куда обращаются владельцы послегаран­тийных автомобилей. Однако для выделения специального помеще­ния под названные работы у таких станций, как правило, не хватает производственных площадей. Поэтому для производства агрегатно- механических работ на таких СТОА отводится часть общего про­странства в зоне ТО и TP, которая оснащается необходимым обору­дованием. Для выполнения ремонтных работ используются прессы, токарно-винторезные и вертикально-сверлильные станки, приспо­собления и оснастку.

Как правило, выполнение работ по ремонту агрегатов сводится в таких случаях к частичной разборке и замене вышедших из строя де­талей на новые, что является текущим ремонтом.

Участок ремонта и зарядки аккумуляторных батарей. В на­стоящее время он теряет свою актуальность, так как промышлен­ность перестала выпускать сухозаряженные аккумуляторные бата­реи, которые требовали перед их запуском в эксплуатацию и уста­новкой на автомобиль приготовления электролита с последующей заливкой его в батарею, а затем и ее зарядки. Современные акку­муляторные батареи являются малообслуживаемыми, выпускаются и продаются они уже в заряженном состоянии и заполненные элек­тролитом.

При диагностировании электрооборудования или его ремонте к автомобилю подключается пускозарядное устройство, позволяющее не только не расходовать электроэнергию аккумуляторной батареи, тем самым разряжая ее, но и параллельно производить ее зарядку. Так как пускозарядное устройство легко перемещается, соответствен­но осуществлять заряд батареи можно на любом посту даже во время ремонта автомобиля. При этом отпадает необходимость в отсоеди­нении и снятии АКБ с автомобиля. Это особенно актуально для со­временных транспортных средств, когда отключение батареи может повлечь за собой необходимость в переустановке программного обе­спечения, обеспечивающего функционирование различных систем автомобиля.

Обособлено расположенные участки ремонта АКБ еще сохрани­лись на СТОА в городах, основную долю парка в которых составля­ют автомобили с батареями, требующими периодического обслужи­вания или ремонта.

Участок ремонта топливной аппаратуры. Предназначен для восстановления работоспособности отдельных элементов топливной системы бензиновых и дизельных автомобилей. Узлы, снятые с ав­томобилей в зоне ТО и TP, доставляют на участок, где разбирают, дефектуют, заменяют негодные детали на новые или отремонтиро­ванные, собирают и испытывают, а затем устанавливают на автомо­били.

Участок ремонта электрооборудования. Предназначен для вос­становления работоспособности генераторов, стартеров и других по­требителей электроэнергии.

Работы по ремонту топливной аппаратуры и электрооборудова­ния обычно организовывают на СТОА, обслуживающих послегаран­тийные автомобили. Вследствие ограниченных финансовых возмож­ностей владельцы автомобилей заказывают восстановительный ре­монт вышедшего из строя элемента, что дешевле приобретения и установки нового.

Иногда участки ремонта топливной аппаратуры и электрообору­дования ввиду технологического тяготения их друг к другу объеди­няют. Для проведения работ используют специальные стенды и ин­струмент, для которых выделяется рабочее место в зоне текущего ре­монта, но может быть организован и отдельный участок.

Обойный участок. Предназначен для работ по монтажу-демон­тажу внутренней обивки салона, ремонту обивки, деталей интерьера и ремонту сидений. Чаще всего обойные работы совмещают с кузов­ными и для обеспечения доступа к поверхностям, требующим спе­циальных последующих воздействий, выделяя для этого специальное рабочие места.

Шиноремонтный участок. Предназначен для снятия колес, их монтажа-демонтажа, ремонта камер и пневматических шин. Как пра­вило, для производства этих работ может выделяться пост с подъем- пиком, а рядом отводится место для стенда по монтажу-демонтажу шин, балансировочного стенда, электровулканизатора и верстака.

Снятие и установка колес производится на подъемнике, но воз­можны варианты, когда работы выполняются на напольном посту с применением подкатных домкратов.

В настоящее время на большинстве станций отдельный шиноре­монтный участок не создается, а задействуются специальные рабочие места в зоне ТР.

Ремонт камер зависит от вида и размера повреждения.

Проколы протекторов шин устраняются при протягивании через обнаруженное отверстие в шине специального ремонтного текстиль­ного волокна, пропитанного клеевым составом (клей заполняет со­бой отверстие и при контакте с воздухом быстро застывает), или вос­станавливают с помощью специальных ремонтных «грибков» в виде зонтика, которые устанавливают в проколы изнутри покрышки и приклеивают. Торчащая ножка после застывания клея обрезается, а неровности закрываются самовулканизирующейся заплаткой. Дру­гие, более серьезные, повреждения шин восстанавливают вулкани­зацией. Для этого края повреждения срезаются под конус вершиной вниз, который затем заполняется сырой резиной.

После ремонтных работ собранное колесо балансируется на стен­де для устранения статического и динамического дисбалансов.

Кузовной участок. Предназначен для ремонта повреждений ку­зова. При этом поврежденные места зачищают, производят сварку сопряженных деталей, а также правку и выравнивание поврежден­ных поверхностей и при необходимости подгонку вновь устанавли­ваемых деталей по месту.

Продукты коррозии удаляются металлическими щетками или пре­образователями ржавчины.

Сварочные работы проводятся для постановки деталей кузова, заменяющих поврежденные. При этом могут привариваться как на­кладки из металла, так и целые элементы кузова. Вместо поврежден­ного участка приваривают аналогичную ремонтную деталь (панель), поставляемую в виде запасных частей или вырезанную из утильного кузова другого автомобиля. Такой ремонт носит название панельно­го метода.

Незначительные вмятины устраняются правкой в холодном со­стоянии или с предварительным подогревом поврежденного места до температуры 600..,650°С. Для этого применяются рихтовочные молотки и поддержки-наковальни различной формы под профиль поврежденного участка.

Восстановление поврежденных в ДТП кузовов состоит в вытяжке их деформированных участков. Для вытяжки используются специ­альные стенды. Затем проводится контроль геометрических параме­тров базовых точек кузова. При несоответствии геометрии кузова требуемой работы по вытяжке повторяют. Отдельные деформирован­ные элементы кузовных панелей вытягиваются специальными при­способлениями с ручным или механизированным приводом.

Окрасочный участок. Предназначен для восстановления на ав­томобиле лакокрасочного покрытия. Технологический процесс окра­ски включает в себя несколько последовательных этапов.

1. На постах подготовки к окраске выровненная на кузовном участ­ке поверхность очищается от старой краски, окалины и ржавчины механическим способом (металлическими скребками, проволочны­ми щетками, шлифовальными машинками).

2. Подготовленную поверхность обезжиривают, сушат и грунтуют для создания высокой адгезии последующего слоя шпатлевки или краски. Грунтовка наносится тонким ровным слоем толщиной до 20 мкм и сушится.

3. Для дополнительного выравнивания поверхности, сглаживания рисок и незначительных углублений на загрунтованную поверхность наносят шпатлевку. После высыхания каждого слоя шпатлевки ее шлифуют с помощью шлифовальной машинки и мелкозернистой шкурки для удаления неровностей, царапин и рисок, образовавших­ся от шпателя.

4. На готовую для окрашивания поверхность наносится слой грун­товки. После высыхания грунтовки деталь окрашивают.

Окрашенная поверхность должна быть ровной и гладкой, без по­теков, царапин и растрескивания. Глянец окрашенной поверхности должен быть равномерным, без пятен. Не допускается просвечива­ние грунтовки, шпатлевки или неокрашенных мест, повышенной сорности и зернистости.

Лакокрасочное покрытие наносится в окрасочно-сушильных ка­мерах с помощью краскораспылителя. Сушка окрашенной поверх­ности осуществляется там же при температуре до 70 °С. Для сушки незначительных по размерам поверхностей или небольших отдель­ных элементов автомобиля используются передвижные инфракрас­ные панели.

Участок противокоррозионной обработки кузовов автомоби­лей. Противокоррозионная обработка автомобилей, выполняемая на специализированном посту, предназначена для защиты кузова и с го элементов от коррозии. Автомобиль моют, сушат, а затем днище кузова, внутренние поверхности крыльев и скрытые полости покры­вают специальными составами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: