Административный порядок обжалования решений и действий (бездействия) органов исполнительной власти и их должностных лиц




Административный порядок разрешения жалоб на действия органов исполнительной власти и их должностных лиц представляет одну из форм административно-правовой защиты прав и свобод человека и гражданина. Суть его состоит в том, что здесь применяется принцип подчиненности и подотчетности нижестоящих органов исполнительной власти вышестоящим, т. е. принцип субординации.

Наряду с судебной защитой прав и свобод граждан административный (внесудебный) порядок рассмотрения жалоб связан прежде всего с защитой их конституционных прав, а также прав, установленных законодательством РФ в сфере социальной политики государства, развития культуры, науки, образования, в сфере защиты собственности, трудовых, жилищных прав граждан. Естественно, административный порядок рассмотрения жалоб граждан, т. е. административно-правовых споров между ними и органом государственной (исполнительной) власти, требует четкого правового регулирования.

К сожалению, на законодательном уровне процедура рассмотрения жалоб граждан в органах государственной власти до сих пор не урегулирована. Здесь продолжает действовать Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. (в редакции Указа от 4 марта 1980 г.), а также Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1988 г.1, исключивший рассмотрение анонимных жалоб. Продолжает действовать и постановление Совета Министров СССР от 13 октября 1981 г.2 о делопроизводстве по предложениям, заявлениям и жалобам граждан в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях, организациях.

Упомянутым Указом о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан запрещено пересылать жалобы тем лицам, действия которых обжалуются. Установлен и срок разбирательства — не позднее 15 дней со дня их получения. Если же требуется дополнительная проверка, истребование необходимых материалов, указанный срок может быть продлен, но не более чем на месяц, по решению руководителя соответствующего органа с обязательным извещением об этом лица, подавшего жалобу.

Принятое решение также может быть обжаловано в вышестоящий орган (должностному лицу) либо в суд.

Следует отметить, что анонимные жалобы, которые рассмотрению в установленном порядке не подлежат, нередко являются сигналом или дополнительной информацией при осуществлении проверок деятельности тех или иных органов либо должностных лиц.

Установив лишь общие положения, касающиеся порядка административного обжалования решений и действий органов (должностных лиц) исполнительной власти, законодатель не позаботился определить четкую процедуру рассмотрения таких дел, что затрудняет защиту прав и законных интересов граждан.

В федеральном законе об обращении граждан должны быть урегулированы основные вопросы личного приема граждан в органах исполнительной власти и в местной администрации. Пока же действуют отдельные ведомственные нормативные правовые акты, определяющие порядок личного приема граждан, перечень уполномоченных должностных лиц, распределение обязанностей между ними. Однако в большинстве случаев дело ограничивается установлением дней и часов приема и регистрации заявлений и жалоб. Причем нередко встречаются факты отказа должностных лиц в письменной форме изложить мотивы отклонения жалобы.

Только на уровне Администрации Президента РФ урегулирован порядок рассмотрения обращений граждан к Президенту. Создано Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан. Указом Президента утверждено Положение об управлении. Основными функциями этого органа являются: рассмотрение устных и письменных обращений граждан, анализ обращений, информационно-справочная и аналитическая работа в этой области. Управление обязано своевременно рассматривать обращения граждан, направлять их в органы, компетентные разрешать поставленные в обращениях вопросы; контролировать своевременное выполнение органами исполнительной власти (федеральными и субъектов РФ) поручений по обращениям граждан; извещать граждан о результатах рассмотрения в Управлении их обращений. В Приемной Администрации Президента РФ организован личный прием граждан уполномоченными на то должностными лицами. В настоящее время в Аппарате Правительства РФ создан Отдел по работе с обращениями граждан. Связана организация такого отдела с решением Президента РФ разделить соответствующие функции Администрации Президента РФ и Аппарата Правительства РФ.

Что касается федеральных министерств и ведомств, то у них единого порядка организации рассмотрения жалоб и других обращений граждан не наблюдается. В одних ведомствах система рассмотрения жалоб централизована (они после регистрации поступают в секретариаты руководителя ведомства и его заместителей), в других они направляются непосредственно в департаменты и другие структурные подразделения. В одних ведомствах жалобы рассматриваются уполномоченными должностными лицами непосредственно, в других они лишь регистрируются и направляются на места. Нет единства в практике министерств и ведомств по организации контроля за рассмотрением жалоб и реализации, принятых по ним решений. Все это также свидетельствует о необходимости принятия федерального закона, который бы установил наиболее важные общие правила работы с жалобами и другими обращениями граждан.

А пока такого федерального закона нет, соответствующие акты принимаются на уровне субъектов Российской Федерации. Например, в Москве действует Закон "Об обращениях граждан", принятый Московской городской Думой 18 июня 1997 г.2 В нем отдельная глава посвящена административномупорядку рассмотрения жалоб. Согласно Закону жалоба подается в те вышестоящие в порядке подчиненности органы государственной власти и на имя тех должностных лиц, в непосредственном подчинении которых находятся органы власти города и должностные лица, решения которых, а также неправомерные действия (бездействие) обжалуются. Установлены определенные сроки подачи жалоб и возможность их продления. Законом предусмотрено, что гражданин вправе лично довести до сведения лица, рассматривающего жалобу, факт нарушения его законных интересов, присутствовать при рассмотрении жалобы и знакомиться с итоговыми материалами по ее проверке; представлять дополнительные сведения или ходатайства, получать в установленный срок официальный письменный ответ о результатах рассмотрения жалобы, пользоваться услугами доверенного лица, адвоката, обжаловать принятое по жалобе решение в вышестоящий в порядке подчиненности орган или в суд; требовать возмещения морального и материального ущерба. В Законе определены также обязанности должностных лиц, в компетенцию которых входит рассмотрение жалоб, порядок принятия решения по жалобе.

Если жалоба удовлетворена, то орган (должностное лицо), вынесший решение по жалобе, обязан принять необходимые меры для восстановления нарушенного права гражданина, принести ему извинения в письменной форме, а также по просьбе гражданина проинформировать об этом заинтересованных в рассмотрении жалобы лиц.

Следует отметить, что административный порядок рассмотрения жалоб и иных обращений граждан как правозащитный механизм объективно необходим, причем он ни в коей мере не снижает значимости судебной защиты прав и свобод, тем более что человек вправе сам избрать судебный внесудебный способ рассмотрения его административно-правового спора с органом власти. Кроме того, обжалование тех или иных решений или действий в административном порядке не закрывает путь к судебному обжалованию противоправных решений органов исполнительной власти и их должностных лиц.

 

Заключение:

Важнейшее направление правовой реформы российского общества конца XX века - приведение и становление в соответствие с международно-правовыми стандартами института прав человека и гражданина.

Организационная деятельность служит общим условием эффективности всей системы гарантий прав и свобод человека и гражданина. Направлениями этой деятельности являются:

- юридическое закрепление гарантий прав и свобод;

-совершенствование административно-правового механизма охраны и защиты государством прав и свобод, как в обеспечении их реального использования, так и в борьбе с различного рода правонарушениями;

- развитие общественно-политической активности граждан в использовании прав и свобод;

- государственный и общественный контроль, направленный на охрану прав и свобод;

- надзор прокуратуры за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

- повышение уровня правовой культуры;

- развитие общественных правозащитных организаций.

Организационно-юридические гарантии охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина предполагают наличие нормативной основы и развернутой системы различных органов, как государственных, так и общественных, основной задачей которых является реализация, охрана и защита этих прав и свобод.

Укрепление российского государства должно идти по пути совершенствования судебных и административных процедур защиты прав человека, надзора Прокуратуры РФ, деятельности Президента РФ как гаранта прав и свобод граждан, Парламента, Правительства, Уполномоченного по правам человека. Становление в России административной юстиции возможно путем создания специализированных судов, рассматривающих только административные дела, либо присутствий (составов) в уже имеющихся судах.

Важную роль в защите прав человека призваны сыграть и органы местного самоуправления, которые вправе и должны создавать свои правозащитные структуры, помогающие обеспечить законность и правопорядок.

В современном мире права человека регулируются не только национальным, но и международным правом. Влияние международно-правовых актов на законодательство России стало очевидным и закономерным явлением. Принятая Верховным Советом России 22 ноября 1991 г. Декларация прав и свобод человека и гражданина заимствовала многие положения Всеобщей декларации прав человека и Пактов о правах человека. Законодательство Российской Федерации базируется на признании естественного характера прав и свобод человека, принадлежащих ему от рождения, а вовсе не даруемых государством.

Таким образом, функцией регулирования прав и свобод человека и гражданина обладают только федеральные органы государственной власти. На региональном уровне органы государственной власти субъектов Федерации должны обеспечить охрану и защиту прав и свобод человека, и гражданина. Также предусматривается участие соответствующего суда в разрешении возникших разногласий.

Важное значение в урегулировании межнациональных отношений имеет состояние правовой и политической культуры депутатского корпуса и высших должностных лиц российского государства, как федерального, так и регионального уровней, всего населения в целом.

Российская Федерация является культурно многообразной и многонациональной страной. К сожалению, продолжают иметь место межнациональная напряженность, нетерпимость и региональные конфликты.

Одним из основополагающих принципов права Российской Федерации является равенство всех граждан независимо от национальности, недопустимость какой-либо дискриминации по признаку национальной принадлежности. Исходя из этого принципа гражданин вправе сам определять и указывать свою национальную принадлежность, ориентируясь на свои культурные традиции, языковой фактор, вероисповедание, а также гарантирует, что никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

В целях выработки более взвешенных решений создан Совет при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов с совещательными функциями по проблемам федерализма и межнациональных отношений.

Неотложной задачей современности является создание юридических процедур разрешения межнациональных конфликтов в Российской Федерации.

Средства массовой информации могли бы сыграть важную роль в деле воспитания населения в духе терпимости и уважения друг к другу представителей различных национальных сообществ, налаживания общегражданского согласия.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ведомости РФ 1992г

2. Ведомости РФ 1993г

3. Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969г. // Международное право в документах: Учебное пособие. Сост. Н.Т. Блатова. М.:Юрид.лит.,1982.-856с.

4. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948г. // Международное право в документах: Учебное пособие. Сост. Н.Т. Блатова. М.:Юрид.лит.,1982.-856с.

5. Гражданский кодекс 1994г

6. Кодекс об административных правонарушениях 2001г

7. Конституция Российской Федерации. М., 2014.

8. Лукашев, Е.А. Права человека. [Текст]: Е.А. Лукашев Москва, 2012

9. Собрание законодательства Российской Федерации 1995г

10. Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945г. // Международное право в документах: Учебное пособие. Сост. Н.Т. Блатова. М.:Юрид.лит.,1982.-856с.

11. Химашва, Н.Ю. Защита прав граждан в сфере исполнительной власти. [Текст]: Н.Ю. Химашва Москва, 1997.

12. Ю.С. Бадальянц, Д.А. Ягофаров. – Москва-Рязань: Издательство «Поверенный». – 519 с., 2006

 


[1] ст.71 Конституция РФ 1993г

[2] ст.51 Конституция РФ 1993г

[3] Ст. 1 Собрание законодательства Российской Федерации 1998г

[4] Ст. 2990 Собрание законодательства Российской Федерации 1995г

[5] Ст. 2868 Собрание законодательства Российской Федерации 1996г

[6] Ст. 31 Конституция РФ

[7]Ведомости РФ 1992 №22 ст.1216

[8]Ведомости РФ 1993 №19 ст.685; 1995 №51 ст.4970

[9] Ст. 32 Кодекс об административных правонарушениях

[10] Ст. 240 Кодекс об административных правонарушениях

[11] Ст.242 Кодекс об административных правонарушениях

[12]Ведомости РФ 1993 №32 ст.1227

[13] Ст. 1301 Собрание законодательства Российской Федерации 1997г

[14] Ст. 3444 Собрание законодательства Российской Федерации 1997г

[15] Ст. 4029 Собрание законодательства Российской Федерации 1996г

[16] Ст. 2021 Собрание законодательства Российской Федерации 1998г

[17]Ст. 1438 Собрание законодательства Российской Федерации 1997г

[18]Ведомости РФ 1992 г. №7 ст.300

[19] Ст. 4673 Собрание законодательства Российской Федерации 1997г

[20] Ст. 1475 Собрание законодательства Российской Федерации 1998г

[21] Ст. 3349 Собрание законодательства Российской Федерации 1995г

[22] Ст. 3334 Собрание законодательства Российской Федерации 1995г

[23] Ст. 2281 Собрание законодательства Российской Федерации 1995г

[24] Ст.3895 Собрание законодательства Российской Федерации 1997г

[25] ст. 55 Конституция РФ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: