А. Ф. Бурлачук, Е. Ю. Коржова. Психология жизненных ситуаций. - М., 1998.




Худик В. А. Детская патопсихология. - Киев: Здоровье, 1997. - 96с.

 

Формы работы в психиатрическом стационаре:

1) диагностическая,

2) лечебная,

3) воспитательно-педагогическая,

4) реабилитационная.

 

Различение психиатрического диагноза и психологического диагноза.

Психиатрический диагноз отражает этиологию, клинику и патогенез заболевания. Он включает как клинико-биологические, так и социально-психологические факторы.

Психологический диагноз - это срезовое заключение об особенностях поведения испытуемого, выполнения им интеллектуальных и других заданий, отражает характеристики его личностной сферы.

 

В основе воспитательной работы лежат следующие деонтологические принципы:

1) восприятие ребенка таким, какой он есть, без акцента на дефектах,

2) формирование положительного влияния на ребенка социального окружения,

3) недопустимость создания психотравмирующих ситуаций (ятрогений).

 

Реабилитация - поэтапное переформирование установок личности, ее ценностных ориентаций, мотивации поведения.

 

ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

В КЛИНИКЕ ДЕТСКОЙ ПСИХИАТРИИ

 

В клинике детской психиатрии патопсихологическое исследование направлено на решение следующих задач:

1) получение данных, необходимых для клинической диагностики типа психической аномалии,

2) получение данных, необходимых для изучения динамики психического состояния,

3) экспериментально-психологическое исследование с целью выявления характера психического развития, в том числе степени выраженности умственной отсталости или психического дефекта,

4) патопсихологическое исследование с целью научного анализа еще недостаточно изученных психических новообразований.

 

Схема экспериментально-психологического обследования испытуемого

 

1) подготовка к исследованию, определение целей и задач исследования,

2) анализ данных анамнеза по материалам истории болезни и другой объективной информации, клинической беседы,

3) беседа с ребенком, установление положительного эмоционального контакта, формирование мотивации на выполнение заданий,

4) выбор психодиагностических методик и планирование хода проведения экспериментальной части,

5) ход эксперимента,

- предъявление инструкции,

- наблюдение,

- анализ продуктов психической деятельности,

- выполнение экспериментальных задач,

- ведение протоколов исследования,

- подготовка заключительной части, выводы.

(* В. А. Худик Детская патопсихология. – Киев: Здоровье, 1997. Глава 2.)

 

Протокол экспериментально-психологического исследования испытуемого

(бланк обследования)

Задание, его особенности Понимание инструкции Выполнение задания (успешное-неуспешное; затраченное время) Поведение обследуемого (эмоционально-личност-ные и речевые реакции)
       
       

 

Литература

1. Худик В. А. Детская патопсихология. - Киев: Здоровье, 1997. - 96с.

2. Худик В. А. Психология аномального развития личности в детском и подростково-юношеском возрасте. - Киев: Здоровье, 1997. - 144с.

3. Соколова Е. Т., Николаева В. В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. - М., 1995. - 360с.

 

Глава 3. Клинико-психологические подходы к изучению психических аномалий

 

Кудрявцев И. А. (1982) выделил следующие патопсихологические симптомокомплексы:

1)

 

А. Ф. Бурлачук, Е. Ю. Коржова. Психология жизненных ситуаций. - М., 1998.

 

Наглядным примером реализации системно-контекстуального подхода к больному является диагностическая решетка больного как операциональный метод организации о больном.

Диагностическая решетка больного

 

Переменные (уровни системы) Контекст
Текущий (текущее состояние, актуальные потребности) Недавний(недавние события и изменения) Базовый (культура, черты, конституция)
Биологические (органы, ткани, химический состав) Симптомы, физическое исследование, состояние органов, лечение. Возраст, недавние соматические изменения, процедуры. Наследственность, питание в детстве, конституция, склонности, болезни.
Личностные (психологические, поведенческие аспекты) Главное изменение в личности в связи с болезнью, ожидания относительно болезни и лечения. Влияние недавней болезни, личностные изменения, настроение, мысли, поведенческие защитные механизмы. Факторы развития, ранний опыт, личностный тип, отношение к болезни.
Средовые (психосоциальная, физическая среда, окружающая больного) Физическая и межличностная среда в настоящее время; среда, осуществляющая социальную поддержку. Недавняя физическая и межличностная среда, жизненные изменения, семья, работа, контакты с больными и медперсоналом. Физическая культура в детстве, культурное и семейное окружение, взаимоотношения в детстве, культурные ожидания по отношению к роли больного.

 

Литература по психосоматике

 

1. Бурлачук Л. Ф., Коржова Е. Ю. Индивидуально-психологические особенности больных сердечно-сосудистыми заболеваниями в процессе их социальной адаптации // Психол. журн. - 1992. - № 3.

2. Ковалев В. В. Психические нарушения при пороках сердца. М., 1974.

3. Коржова Е. Ю. Человек болеющий: Личность и социальная адаптация. - Санкт-Петербург, 1994.

4. Коржова Е. Ю. Психологические портреты больных с приобретенными пороками сердца: Внутренняя картина жизненного пути. - Санкт-Петербург, 1995.

5. Оганесян Л. А. О психологическом профиле сердечного больного. - Ереван, 1963.

 

Бурлачук и Коржова разработали проективную экспрессивную методику "Психологическая автобиография".

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: