Худик В. А. Детская патопсихология. - Киев: Здоровье, 1997. - 96с.
Формы работы в психиатрическом стационаре:
1) диагностическая,
2) лечебная,
3) воспитательно-педагогическая,
4) реабилитационная.
Различение психиатрического диагноза и психологического диагноза.
Психиатрический диагноз отражает этиологию, клинику и патогенез заболевания. Он включает как клинико-биологические, так и социально-психологические факторы.
Психологический диагноз - это срезовое заключение об особенностях поведения испытуемого, выполнения им интеллектуальных и других заданий, отражает характеристики его личностной сферы.
В основе воспитательной работы лежат следующие деонтологические принципы:
1) восприятие ребенка таким, какой он есть, без акцента на дефектах,
2) формирование положительного влияния на ребенка социального окружения,
3) недопустимость создания психотравмирующих ситуаций (ятрогений).
Реабилитация - поэтапное переформирование установок личности, ее ценностных ориентаций, мотивации поведения.
ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
В КЛИНИКЕ ДЕТСКОЙ ПСИХИАТРИИ
В клинике детской психиатрии патопсихологическое исследование направлено на решение следующих задач:
1) получение данных, необходимых для клинической диагностики типа психической аномалии,
2) получение данных, необходимых для изучения динамики психического состояния,
3) экспериментально-психологическое исследование с целью выявления характера психического развития, в том числе степени выраженности умственной отсталости или психического дефекта,
4) патопсихологическое исследование с целью научного анализа еще недостаточно изученных психических новообразований.
Схема экспериментально-психологического обследования испытуемого
1) подготовка к исследованию, определение целей и задач исследования,
2) анализ данных анамнеза по материалам истории болезни и другой объективной информации, клинической беседы,
3) беседа с ребенком, установление положительного эмоционального контакта, формирование мотивации на выполнение заданий,
4) выбор психодиагностических методик и планирование хода проведения экспериментальной части,
5) ход эксперимента,
- предъявление инструкции,
- наблюдение,
- анализ продуктов психической деятельности,
- выполнение экспериментальных задач,
- ведение протоколов исследования,
- подготовка заключительной части, выводы.
(* В. А. Худик Детская патопсихология. – Киев: Здоровье, 1997. Глава 2.)
Протокол экспериментально-психологического исследования испытуемого
(бланк обследования)
Задание, его особенности | Понимание инструкции | Выполнение задания (успешное-неуспешное; затраченное время) | Поведение обследуемого (эмоционально-личност-ные и речевые реакции) |
Литература
1. Худик В. А. Детская патопсихология. - Киев: Здоровье, 1997. - 96с.
2. Худик В. А. Психология аномального развития личности в детском и подростково-юношеском возрасте. - Киев: Здоровье, 1997. - 144с.
3. Соколова Е. Т., Николаева В. В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. - М., 1995. - 360с.
Глава 3. Клинико-психологические подходы к изучению психических аномалий
Кудрявцев И. А. (1982) выделил следующие патопсихологические симптомокомплексы:
1)
А. Ф. Бурлачук, Е. Ю. Коржова. Психология жизненных ситуаций. - М., 1998.
Наглядным примером реализации системно-контекстуального подхода к больному является диагностическая решетка больного как операциональный метод организации о больном.
Диагностическая решетка больного
Переменные (уровни системы) | Контекст | ||
Текущий (текущее состояние, актуальные потребности) | Недавний(недавние события и изменения) | Базовый (культура, черты, конституция) | |
Биологические (органы, ткани, химический состав) | Симптомы, физическое исследование, состояние органов, лечение. | Возраст, недавние соматические изменения, процедуры. | Наследственность, питание в детстве, конституция, склонности, болезни. |
Личностные (психологические, поведенческие аспекты) | Главное изменение в личности в связи с болезнью, ожидания относительно болезни и лечения. | Влияние недавней болезни, личностные изменения, настроение, мысли, поведенческие защитные механизмы. | Факторы развития, ранний опыт, личностный тип, отношение к болезни. |
Средовые (психосоциальная, физическая среда, окружающая больного) | Физическая и межличностная среда в настоящее время; среда, осуществляющая социальную поддержку. | Недавняя физическая и межличностная среда, жизненные изменения, семья, работа, контакты с больными и медперсоналом. | Физическая культура в детстве, культурное и семейное окружение, взаимоотношения в детстве, культурные ожидания по отношению к роли больного. |
Литература по психосоматике
1. Бурлачук Л. Ф., Коржова Е. Ю. Индивидуально-психологические особенности больных сердечно-сосудистыми заболеваниями в процессе их социальной адаптации // Психол. журн. - 1992. - № 3.
2. Ковалев В. В. Психические нарушения при пороках сердца. М., 1974.
3. Коржова Е. Ю. Человек болеющий: Личность и социальная адаптация. - Санкт-Петербург, 1994.
4. Коржова Е. Ю. Психологические портреты больных с приобретенными пороками сердца: Внутренняя картина жизненного пути. - Санкт-Петербург, 1995.
5. Оганесян Л. А. О психологическом профиле сердечного больного. - Ереван, 1963.
Бурлачук и Коржова разработали проективную экспрессивную методику "Психологическая автобиография".