Тема 17. Духовные корни туринцев. Православие.




Посетив в 1622 году Туринский острог и осенив своим крестом вновь построенную церковь во имя святителя Николая, архиепископ Тобольский Киприан узнал, что при оной в отдельных кельях подвизеются семь монахов и пять монахинь. Владыка немедленно определил монахов в отдельный приход Покровской церкви, и предложил Туринскому воеводе Апухтину инокинь определить на женскую общину Николаевского монастыря. Для наведения в здешних обителях настоящего монастырского порядка Киприан направил из Тобольска в Туринск иеромонаха Макария «… Дабы уставы для них сочиняти и на служение Христу нашему наставляти…».

 

Медленно и трудно прививалось православие на Сибирских просторах. Сказывались языческие традиции коренных народов.

 

Государь Алексей Михайлович в одной из грамот Туринскому воеводе предписал постоянно заботиться о душевном спасении подданных, требовал, чтобы каждый мирянин время от времени исповедывался перед священником. Служилый и чиновный люд должен был ходить и молится в церковь каждый день. Предписывалось в православные праздники не работать, а в субботу прекращать работу как заблаговестят – прекращать работу. «А ежели кто будет сопротивляться, списки оных представлять в монастырский приказ, и таких ослушников без всякой пощады бить батогами…».

 

Туринцы, видимо, не отличались особой богобоязненностью. В донесениях Тобольскому митрополиту пастыри туринских церквей то и дело жаловались, что «… многие из мирян в церковь не ходят и годами не исповедываются…»

 

Летом 1670 года в центре острога взамен старой деревянной построена и освящена каменная церковь – Покровская. Лёгкая, живописная, увенчанная узорчатыми петлями и крестами она была прекрасна…

 

В то же время земли Покровского мужского монастыря значительно расширяются. Игумен Ферапонт просит у Государя разрешения селить прибывающих с западных губерний крестьян на этих монастырских землях «… чтобы не молитвою единой жили они…». Согласно грамоте Государя в 1702 году игумену Покровского монастыря иеромонаху Михаилу разрешалось присоединить к монастырским земли «… в ближайших еланях, на дубравах, сенные покосы и озёра для ловли рыбы в заречной стороне…». С тех пор и до наших дней заречные заливные луга и озёра носят название «Монастырских».

 

Немалый урон русским церквям и монастырям нанесли крутые реформы императора Петра I. Его Указами ограничивалось количество монастырей. Ограничивая приём в них молодых послушников. Не разрешалось иметь в кельях бумагу и перья. Монашествующим закрыли выход из обителей. С церквей снимали на переплавку колокола. Медь нужна была для литья пушек. Постепенно пустевшие монастыри превращали в больницы и богадельни. Закрывались мелкие сельские церковные приходы. Храмы постепенно стали разрушаться. Церковную утварь и иконы при этом отдавали в царскую казну.

 

В августе 1751 года в ямской слободке построена и освящена Сретенская церковь, несмотря на «гонения судьбы» сохранившаяся до наших дней. Она во время богослужений вмещала более тысячи верующих. В 1765 году был построен и освящён Крестовоздвиженский собор, к сожалению, до наших дней не сохранившийся. На пожертвования туринских горожан и стараниями Туринского воеводы Ивана Андреевича Панаева в 1779 году в Покровском мужском монастыре была заложена церковь Вознесения Господня. Строил её иеромонах Иов по благословенной грамоте преосвящённого Варлаама – митрополита Тобольского.

 

Освятили монастырскую церковь в 1785 году. Вскоре после этого монастырские вотчины опять подвергаются огосударствлению. Упразднен был и Туринский Покровский мужской монастырь. Здания и земли его были отданы крестьянской общине. А практически пустовали и постепенно начали разрушаться. В 1787 году на посаде была построена ещё одна церковь – Спасская. Она славилась тем, что на её колокольне были установлены часы, изготовленные Туринским умельцем.

Интересна история восстановленного в 1995 году Туринского Свято – Николаевского женского монастыря. Освящена она благочестивыми и праведными подвигами известных в своё время всей России, пустынножителей Зосимы и Василиска. Судьба соединила их в страстном служении Богу. Василиск – выходец из крестьянской семьи Калазинского уезда Тверской губернии. Он много лет провёл в монастырском послушании и, наконец, выбрал для себя пустынный образ жизни в Брянских лесах.

 

Зосима – в миру Захарий Верховский, происходил из богатой дворянской семьи Смоленского воеводы. Получив блестящее образование, он был зачислен в гвардейский полк Его Императорского Величия. Перед ним, открывались блестящие перспективы… Но он, добрый и отзывчивый по характеру, уже устремил свои помыслы к Богу… В 20 лет он впервые посетил келью Василиска. Тихий и кроткий нрав пустынножителя, его боголюбивые речи изумили и привлекли юношу. Захарий поселяется с ним, чтобы отныне служить Богу и, вскоре, постриженный в монахи получает новое имя – Зосима.

 

В 1799 году после многолетних скитаний по Молдавии, Кавказу и Сибири, в поисках уединённого места, они поселились под городом Кузнецком в Томской губернии. Там, проводя время в постах и молитвах, прожили более 20 лет в таёжной глуши. Кельи их были маленькими, деревянными, одежда грубая, пища самая простая, скудная. Весть о спасительной миссии известных старцев стала быстро распространяться по округе. К ним всё шли и шли люди, желающие получить духовное наставление. Были среди них и послушницы. Так постепенно в нескольких верстах образовалась женская община. Отец Зосима отправился искать более удобное для их проживания и служения Богу место. Проезжая Туринск, он заметил церковь и покинутые строения бывшего Покровского монастыря. Место над рекой Турой, в некотором отдалении от города ему понравилось.

 

А крестьянская община, узнав о причине его прибытия, возжелали воссоздать вновь монастырь, но теперь уже женский. Обрадовался и Зосима: в окрестностях нет иноверцев, кругом люди русские, православные. С благословения Тобольского владыки, Зосима отправился в Санкт-Петербург, чтобы получить разрешение на открытие женского монастыря у святейшего Синода и Государя. Император Александр Павлович соизволил лично принять праведного старца и высочайше начертал: «Туринский монастырь возобновить его в женский, поименовав как Туринский Свято-Николаевский женский монастырь…»

 

Неразлучные старцы Василиск и Зосима вместе с двенадцатью сёстрами-послушницами на новое место послушания… Прибыли они сюда 21 сентября 1892 года. Зосима разместил послушниц в кельях, хотя и небольших, но вполне удобных на первое время.

 

Старец Василиск выстроил себе келью в восьми верстах от Туринска в уединённом месте около небольшой лесной речки. Зосима же устроился в келье на высоком берегу реки за стенами монастыря.

 

А весной отцу Зосиме вручили Указ Святейшего Синода о том, что «ему вверен Туринский женский монастырь для восстановления в непосредственное заведование и попечение…»

 

Доброхотные московские меценаты пожертвовали на развитие обители 4000 рублей. По тем временам деньги немалые. Число послушниц всё увеличивалось и достигло уже сорока. Зосима неустанно заботился не только о постройке новых келий, но и о строительстве стен монастыря, трапезе, одежде, но больше всего об укреплении духовной жизни.

 

В 1827 году скончался его ближайший друг и наставник Василиск. И Зосима решил полностью посвятить себя служению Богу. Возвратившись в Москву, он основал там Одигитриевский монастырь, где после своей кончины и был похоронен. Так повествуют «жития святых» о праведных туринских старцах Василиске и Зосиме.

 

Скорбная и поучительная история их жизни всегда была примером добродетели и благочестия для православных жителей Туринска.

 

 

Литература:

«Житие праведного Василиска и Зосимы». С.-Петербург. 1891г.

В.Шишонко. Пермская летопись. Пермь. 1891г.

А.Новосёлов. Туринск православный. 1997г.

Ф.Шориков. Из истории города Туринска.

Е.Е.Анимида. Города среднего Урала. Свердловск. 1985г.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: