Психологические взгляды Платона




История психологии.

Зарождение психологических идей в Др.Греции (Милетская школа, Пифанорейский союз)

Представления о том, что в человеке живет нечто особенное, отличное от его физического тела, сложились в глубокой древности. Это нечто часто связывалось с дыханием – тем что уходит со смертью тела.

пЕрвые представления о душе можно проследить в мифологич и религиозн системах различн. Народов.

В мифах Др Греции (где собственно и зарождалась европейская философия) душа предстает как своеобразный двойник тела, его копия. Донаучный этап психологии начинается с вопроса, что есть душа?

Одним из первых направлений был АНИМИЗМ- первое мифологич учение о душе – всему вокруг и жив и раст приписывали душу.

Идея о душе шла от анемизма.

Античные философы как правило отвергали представление о душе как о тени, двойнике. Античность ознаменовала собой новый этап в истории человечества, культурный рассвет, возникновение многочисл философских школ.Именно в период расцвета античной культуры и были предприняты первые попыткипонять и описать психику человека. В др.ГР. не было понятьия психологов, были только философы.

В наст вр.выделяют два напраления:

Материалистическое

Идеалистическое

Материалисты (Демокрит, Аристотель) – искали материальную часть души, то что душа имеет мат. сторону, сост. из атомов.По мнению Демокрита душа состоит из атомов огня, со смертью тела умирает и душа, т к ее атомы с разложением тела улетучиваются и развеиваются.

Идеалистические представления (Платон) связаны с тем что есть мировая душа, космос, бог, в этой душе хранится вся инф. О космосе, человеке, вселенной.Душа это часть вселенной, кот отделяется от нее и вселяется в ребенка, человека- носителя абсолютных знаний, но не может их припомнить. Все научн открытия – это припоминание.Идеализм заключ в том что вначале был творец, Бог, матер мира не было,.У бога возникла идея создать матер мир.

Идея первична, материя вторична.

Пифагорейский союз.

До нашего времени дошло очень мало подлинных источников о научной деятельности данной античной школы. Пифагорейцы, предавшись математическим занятиям, считали началами всего - числа, так как в числах они находили много сходства с тем, что существует и происходит, и в числах первичные элементы всех математических начал.

Все подчиняется числу, все можно измерить и соотнестию

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА – получила свое названия города Милет.Основатели Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.Основн вопросом милет.школы были вопросы – из чего состоит этот мир,из чего основан, что является кирпииком. Они считали что ничто не возникает из ничего, милетцы полагали единое вечное, бесконечное, «божественное» первоначало видимого многообразия вещей, источник жизни и существования космоса. Таким образом, в основе многообразия явлений они усмотрели некое единое правещество; для Фалеса это — вода, для Анаксимандра — апейрон (означающее неопределённое, беспредельное и бесконечное первовещество. Апейрон у Анаксимандра является их основой мира и существует в вечном движении.), для Анаксимена — воздух.

 

Учение Демокрита о душе. 5-4 в до нэ

Демокрит полагал, что человек создан из различных атомов, самые подвижные из них атомы огня,бразуют душу.со смертью тела умирает душа.так какатомы сразложением тела,улетучиваются и рассеиваются.По Демокриту душа.тело и макрокосмос состоят из атомов огня. Единым и для души и для космоса признавал закон не сам по себе, а закон (логос) согласно которому нет беспричинных явлений, все они результат соударения атомов.и все происходит по заранее заданной причине.Случайными же люди называют, те явления, причин которых не знают. Душа по Демокриту, движущее начало и орган ощущения и мышления.душа подобна огню.ЕЕ атомы беспокойны и приводят тело в движение. Атомы души способны к ощущению.ощущаем мы потому что в нас попадают тончайшие оболочкиотрывающиеся от вещей. По Демокриту сущность – это атомы.(кот слишком малы поэтому не видны.) истинное знание дает мышление.По демокриту душа материальна

 

Учение Сократа о душе

470 390 гг но н э

Главная цель воспитания, по сократу, личное самосовершенствование человека,в образовании которогоон выделял две ступени: изучение этики и изучение практических жизненных вопросов. формула познай самого себя у сократа, направляла мысль к внктреннему миру субъекта,его убеждениям и ценностям,его умению действовать как разумное существо.Сократ впервые подешел к душе прежде как к источнику нравственности человека, а не как к источнику активности тела

Сократ говорил о том что душа это психическое качество индивида, свойственое ему как разумному существу.действующему согласно нравственным идеалам.сократ связывал нравственность с поведением человека. Говорил о том что это благо, реализуемое в поступах людей, днако для этого необходимо знать что такое благо, и знать разницу между добром и злом. осознавая разницу между добром и злом, чел начинает познавать самого себя. Поэтому так важно ранее обучение детей, особенно таким знаниям как добро и зло.прежде всего надо обучать детей добру, показывать разницу между хорошо и плохо, а уже потом оценивать их поведение.Он показал что психическое развитие – это саморазвитие.
Сократ не записывал рассуждений, он считал что только устное общение в живой беседе приводит к нужному результату – воспитанию личности.

Сократ впервые связал мыслительный процесс со словом.

 

Психологические взгляды Платона

Ученик сократа. 428-348 гг до н э

Платон стал родоначальником философии идеализма.Он утверждал принцип первичности вечных идей.Платон оценил процесс мышления как внутренний диалог «душа, размышляя ничего иного не делает, как разговаривает, спрашивая сама себя, отвчая, утверждая или отрицая.» Феномен, описанный платоном,известен современной психологии как внутренняя речь.

Платон утверждал, что в основе всего лежит идея.Идея, или душа с точки зрения платона бессмертна.считал что душа чел. является хранительицей его нравственности.платон уподоблял душу колеснице,запряженной двумя конями, один дикий,рвущийся из упряжи, другой породистый, поддающийся управлению. Возница символизирует разумную часть души,кони два типа мотивов низшие и высшие. Разум из за несовместимости неизменных и благородных влечений, испытывает большие трдности. (внутренний конфликт)

Платон считал что поведение должно побуждаться разумом, а не чувствами.разум не только позволяет понять где хорошо, а гдеплохо,но но и помогает выстраивать поведение в соответствии с этим знанием.так в психологии появилась мысль о том что свобода чел. возможность произвольного поведения связаны с необходимостью осмысления этого поведения.

Платон считал что душа состоит из 3 частей – вожделеющей страстной и разумной, вожделенная и страстная должны подчиняться разумной.

Платон считал что без разумного понимания не возможно ни жить ни действовать

Платон так же большое внимание уделял изучению индивид склонностей и способностей у людей в раннем возрасте, считал что эти знания важны не только в для развития нравственности, но и для анализа профессиональной пригодности ребенка государству



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: