Основные показатели учета и анализа ком. деятельности
1. Экономическое содержание показателя товарооборот
2. Экономическое содержание показателя валовой доход в торговле. Способы расчета валового дохода.
3. Экономическое содержание показателя издержки обращения торговой организации. Номенклатура статей издержек обращения.
Товарооборот торговых предприятий
Основная функция предприятий торговли — продажа покупателям товаров и оказание услуг. Услуги могут быть как связанными, так и не связанными с продажей.
Продавец (собственник) товара — торговое предприятие — продает товар в собственность другому юридическому или физическому лицу. Продавец ранее приобрел этот товар именно для целей дальнейшей перепродажи.
Таким образом, товарооборот — это процесс продвижения товаров от производителей к потребителям посредством актов купли-продажи. Другими словами, содержание товарооборота как экономической категории определяют два признака:
А)наличие товара как объекта продажи;
Б)наличие продажи как формы продвижения товаров от производителя к потребителю.
Только совокупность этих двух признаков определяет понятие товарооборота.
Объем продажи товаров и оказания услуг предприятием торговли в денежном выражении за определенный период времени называется товарооборотом.
Товарооборот — важнейшая характеристика деятельности торговых предприятий, так как показывает экономический эффект их работы. В глобальном масштабе товарооборот характеризует уровень удовлетворения спроса; через товарооборот возмещаются производственные затраты и создаются предпосылки для дальнейшего развития производства.
Рассмотрим три важнейших характеристики товарооборота.
Система показателей товарооборота:
1) Объем товарооборота в стоимостном выражении в текущих ценах
2) Объем товарооборота в стоимостном выражении в сопостав. ценах
3) Ассортиментная структура
4) Среднедневной товарооборот
5) Объем товарооборота в расчете на одного работника
6) Объем товарооборота в расчете на 1м2 торговой площади
7) Время обращения товаров, дни оборота
8) Скорость обращения товаров, число оборотов
2. Экономическое содержание показателя валовой доход в торговле. Способы расчета валового дохода.
Торговое предприятие за оказываемые им услуги по доведению товаров до потребителя и по их реализации взимает плату, которую иногда называют ценой торговых услуг. Такой платой является торговая надбавка к цене закупленных товаров.
Торговые надбавки — один из основных элементов доходов торговых предприятий.
Торговые надбавки — это часть доходов, возмещающая оплату услуг других отраслей, издержки обращения (расходы на реализацию, включающие материальные затраты и амортизацию, товарные потери, расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды), прибыль, частично налоговые платежи.
Размер доходов в значительной степени зависит от устанавливаемых торговых надбавок; а размер торговых надбавок в свою очередь определяется проводимой предприятием ценовой политикой, выбранной стратегией ценообразования, способом определения цены на товар.
На рис. 10.2 показано, каким образом торговое предприятие формирует цены на товары.
Торговые надбавки (наценки) устанавливаются в процентах к покупной цене. Размеры торговых надбавок определяются торговым предприятием самостоятельно исходя из конъюнктуры рынка с обязательным (в большинстве случаев) включением в них издержек обращения и косвенных налогов.
Себестоимость Издержки
Цена = (закупочная стоимость) + (расходы) + Налоги + Прибыль
по реализации
------ Торговая надбавка ------
Рисунок 1. Структура цены
Нормативные документы (ГОСТ Р51303-99 «Торговля. Термины и определения») определяют валовой доход торгового предприятия следующим образом: «Валовой доход торговли: показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение выручки от продажи товаров и услуг над затратами по их приобретению за определенный период времени».
Таким образом, валовой доход не включает ту часть доходов, которая возмещает закупочную стоимость товаров. Валовым доходом можно признать добавляемую торговыми предприятиями часть стоимости, которая покрывает все торговые издержки и включает в свой состав прибыль от реализации.
Важной составной частью валового дохода также являются торговые надбавки.
Показатель валового дохода давно используется торговыми предприятиями при определении эффективности хозяйственной деятельности.
В дальнейшем при рассмотрении экономических показателей, характеризующих доходы предприятий торговли, отдельно выделяют показатели валового дохода.
- Экономическое содержание показателя издержки обращения торговой организации. Номенклатура статей издержек обращения.
Функционирование торговых предприятий связано с различного рода расходами.
Расходы создают предпосылки для образования доходов. Большую часть расходов составляют издержки обращения, и это обстоятельство необходимо учитывать при проведении классификации и определении разных показателей расходов.
Издержки обращения возникают у предприятий, осуществляющих товарное обращение. Это торговые предприятия и предприятия различных заготовительных систем.
Издержки обращения — это расходы торговых предприятий, которые необходимы для осуществления предприятиями продажи товаров.
Традиционно в состав издержек обращения торгового предприятия включаются следующие статьи:
-транспортные расходы;
-расходы на оплату труда;
-отчисления на социальные нужды;
-расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования, инвентаря;
-амортизация основных средств;
-расходы на ремонт основных средств;
-расходы на санитарную и специальную одежду;
-расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд;
-расходы на хранение, сортировку и упаковку различного рода товаров;
-расходы на рекламу;
-потери товаров и технологические отходы;
-расходы на выплаты процентов по кредитам;
-расходы на тару;
-прочие расходы.
Издержки обращения торговых предприятий классифицируют по следующим признакам.
- Участие издержек обращения в образовании стоимости товара. По этому признаку все издержки обращения можно разделить на чистые и дополнительные. Чистые — это те издержки торговых предприятий, которые, являясь общественно необходимыми, непроизводительны по своей сути. Существование чистых издержек обусловлено тем, что процесс доведения товаров до потребителя производится путем купли-продажи и смены формы стоимости. К чистым издержкам торговых предприятий относятся расходы, связанные с рекламой, денежным оборотом, ведением кассовых и бухгалтерских операций и т.п. Дополнительные — это те издержки торговых предприятий, которые обусловлены продолжением процессов производства в сфере обращения и являются производительными (т.е. добавляют часть к стоимости товара). К дополнительным издержкам обращения относят расходы на транспортировку, хранение товаров, их доработку, фасовку, упаковку и т.п. Торговые предприятия не подразделяют издержки обращения на чистые и дополнительные и соответственно раздельного учета чистых и дополнительных издержек не проводят.
- Способ распределения издержек обращения по товарным группам (или способ калькуляции). По этому признаку все издержкиобращения торговых предприятий делятся на прямые и распределительные (косвенные). Прямые — это те издержки торгового предприятия, которые на основании имеющихся документов могут быть отнесены к определенной товарной группе без дополнительных расчетов. В настоящее время в хозяйственной практике (в соответствии с действующими нормативными документами*) прямыми признаются транспортные расходы (расходы по доставке), если такая доставка не включается в цену приобретения товаров. Все остальные расходы признаются распределительными (косвенными). Распределительные {косвенные) — это те издержки торговых предприятий, которые на основании имеющихся документов невозможно отнести к определенной товарной группе. Поэтому их распределяют между товарными группами после проведения предварительных расчетов.
- Степень зависимости издержек обращения от размера товарооборота. По этому признаку все издержки обращения подразделяют на условно-переменные и условно-постоянные. Условно-переменные — это те издержки торговых предприятий, абсолютная сумма которых зависит от размера товарооборота. Например, условно-переменными можно считать транспортные расходы; расходы по оплате труда; расходы по хранению и подготовке товаров к продаже; потери товаров; проценты за пользование кредитом. Условно-постоянные — это те издержки торговых предприятий, абсолютная сумма которых остается постоянной при изменении размера товарооборота. К условно-постоянным относятся расходы по аренде, содержанию и текущему ремонту зданий, помещений, инвентаря; износ спецодежды; расходы на рекламу.