Только совокупность этих двух признаков определяет понятие товарооборота.




Основные показатели учета и анализа ком. деятельности

1. Экономическое содержание показателя товарооборот

2. Экономическое содержание показателя валовой доход в торговле. Способы расчета валового дохода.

3. Экономическое содержание показателя издержки обращения торговой организации. Номенклатура статей издержек обращения.

Товарооборот торговых предприятий

Основная функция предприятий торговли — продажа покупа­телям товаров и оказание услуг. Услуги могут быть как связанны­ми, так и не связанными с продажей.

Продавец (собственник) товара — торговое предприятие — продает товар в собственность другому юридическому или физи­ческому лицу. Продавец ранее приобрел этот товар именно для целей дальнейшей перепродажи.

Таким образом, товарооборот — это процесс продвижения то­варов от производителей к потребителям посредством актов куп­ли-продажи. Другими словами, содержание товарооборота как эко­номической категории определяют два признака:

А)наличие товара как объекта продажи;

Б)наличие продажи как формы продвижения товаров от произ­водителя к потребителю.

Только совокупность этих двух признаков определяет понятие товарооборота.

Объем продажи товаров и оказания услуг предприятием тор­говли в денежном выражении за определенный период времени называется товарооборотом.

Товарооборот — важнейшая характеристика деятельности тор­говых предприятий, так как показывает экономический эффект их работы. В глобальном масштабе товарооборот характеризует уро­вень удовлетворения спроса; через товарооборот возмещаются про­изводственные затраты и создаются предпосылки для дальнейше­го развития производства.

Рассмотрим три важнейших характеристики товарооборота.

Система показателей товарооборота:

1) Объем товарооборота в стоимостном выражении в текущих ценах

2) Объем товарооборота в стоимостном выражении в сопостав. ценах

3) Ассортиментная структура

4) Среднедневной товарооборот

5) Объем товарооборота в расчете на одного работника

6) Объем товарооборота в расчете на 1м2 торговой площади

7) Время обращения товаров, дни оборота

8) Скорость обращения товаров, число оборотов

2. Экономическое содержание показателя валовой доход в торговле. Способы расчета валового дохода.

Торговое предприятие за оказываемые им услуги по доведе­нию товаров до потребителя и по их реализации взимает плату, которую иногда называют ценой торговых услуг. Такой платой является торговая надбавка к цене закупленных товаров.

Торговые надбавки — один из основных элементов доходов торговых предприятий.

Торговые надбавки — это часть доходов, возмещающая оплату услуг других отраслей, издержки обращения (расходы на реализа­цию, включающие материальные затраты и амортизацию, товар­ные потери, расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды), прибыль, частично налоговые платежи.

Размер доходов в значительной степени зависит от устанавли­ваемых торговых надбавок; а размер торговых надбавок в свою очередь определяется проводимой предприятием ценовой поли­тикой, выбранной стратегией ценообразования, способом опре­деления цены на товар.

На рис. 10.2 показано, каким образом торговое предприятие формирует цены на товары.

Торговые надбавки (наценки) устанавливаются в процентах к покупной цене. Размеры торговых надбавок определяются торго­вым предприятием самостоятельно исходя из конъюнктуры рын­ка с обязательным (в большинстве случаев) включением в них издержек обращения и косвенных налогов.

 

Себестоимость Издержки

Цена = (закупочная стоимость) + (расходы) + Налоги + Прибыль

по реализации

 

------ Торговая надбавка ------

 

Рисунок 1. Структура цены

 

 

Нормативные документы (ГОСТ Р51303-99 «Торговля. Термины и определения») определяют валовой доход торгово­го предприятия следующим образом: «Валовой доход торговли: показатель, характеризующий финансовый результат торговой де­ятельности и определяемый как превышение выручки от продажи товаров и услуг над затратами по их приобретению за определен­ный период времени».

Таким образом, валовой доход не включает ту часть доходов, которая возмещает закупочную стоимость товаров. Валовым дохо­дом можно признать добавляемую торговыми предприятиями часть стоимости, которая покрывает все торговые издержки и включает в свой состав прибыль от реализации.

Важной составной частью валового дохода также являются тор­говые надбавки.

Показатель валового дохода давно используется торговыми пред­приятиями при определении эффективности хозяйственной дея­тельности.

В дальнейшем при рассмотрении экономических показателей, характеризующих доходы предприятий торговли, отдельно выделяют показатели валового дохода.

 

  1. Экономическое содержание показателя издержки обращения торговой организации. Номенклатура статей издержек обращения.

Функционирование торговых предприятий связано с различ­ного рода расходами.

Расходы создают предпосылки для образования доходов. Большую часть расходов составляют издержки обраще­ния, и это обстоятельство необходимо учитывать при проведении классификации и определении разных показателей расходов.

Издержки обращения возникают у предприятий, осуществля­ющих товарное обращение. Это торговые предприятия и предпри­ятия различных заготовительных систем.

Издержки обращения это расходы торговых предприятий, ко­торые необходимы для осуществления предприятиями продажи товаров.

Традиционно в состав издержек обращения торгового пред­приятия включаются следующие статьи:

-транспортные расходы;

-расходы на оплату труда;

-отчисления на социальные нужды;

-расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, поме­щений, оборудования, инвентаря;

-амортизация основных средств;

-расходы на ремонт основных средств;

-расходы на санитарную и специальную одежду;

-расходы на топливо, газ, электроэнергию для производствен­ных нужд;

-расходы на хранение, сортировку и упаковку различного рода товаров;

-расходы на рекламу;

-потери товаров и технологические отходы;

-расходы на выплаты процентов по кредитам;

-расходы на тару;

-прочие расходы.

Издержки обращения торговых предприятий классифицируют по следующим признакам.

  1. Участие издержек обращения в образовании стоимости това­ра. По этому признаку все издержки обращения можно разделить на чистые и дополнительные. Чистые — это те издержки торговых предприятий, которые, являясь общественно необходимыми, не­производительны по своей сути. Существование чистых издер­жек обусловлено тем, что процесс доведения товаров до потре­бителя производится путем купли-продажи и смены формы сто­имости. К чистым издержкам торговых предприятий относятся расходы, связанные с рекламой, денежным оборотом, ведением кассовых и бухгалтерских операций и т.п. Дополнительные — это те издержки торговых предприятий, которые обусловлены про­должением процессов производства в сфере обращения и являют­ся производительными (т.е. добавляют часть к стоимости товара). К дополнительным издержкам обращения относят расходы на транспортировку, хранение товаров, их доработку, фасовку, упа­ковку и т.п. Торговые предприятия не подразделяют издержки обращения на чистые и дополнительные и соответственно раз­дельного учета чистых и дополнительных издержек не проводят.
  2. Способ распределения издержек обращения по товарным груп­пам (или способ калькуляции). По этому признаку все издержкиобращения торговых предприятий делятся на прямые и распреде­лительные (косвенные). Прямые — это те издержки торгового пред­приятия, которые на основании имеющихся документов могут быть отнесены к определенной товарной группе без дополнитель­ных расчетов. В настоящее время в хозяйственной практике (в со­ответствии с действующими нормативными документами*) пря­мыми признаются транспортные расходы (расходы по доставке), если такая доставка не включается в цену приобретения товаров. Все остальные расходы признаются распределительными (косвен­ными). Распределительные {косвенные) — это те издержки торго­вых предприятий, которые на основании имеющихся документов невозможно отнести к определенной товарной группе. Поэтому их распределяют между товарными группами после проведения пред­варительных расчетов.
  3. Степень зависимости издержек обращения от размера това­рооборота. По этому признаку все издержки обращения подразде­ляют на условно-переменные и условно-постоянные. Условно-пе­ременные — это те издержки торговых предприятий, абсолютная сумма которых зависит от размера товарооборота. Например, ус­ловно-переменными можно считать транспортные расходы; рас­ходы по оплате труда; расходы по хранению и подготовке товаров к продаже; потери товаров; проценты за пользование кредитом. Условно-постоянные — это те издержки торговых предприятий, абсолютная сумма которых остается постоянной при изменении размера товарооборота. К условно-постоянным относятся расхо­ды по аренде, содержанию и текущему ремонту зданий, помеще­ний, инвентаря; износ спецодежды; расходы на рекламу.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: