Основные требования к знаниям и умениям учащихся 6 класса




Класс

(2 часа в неделю; за год — 70 часов)

 

Всего — 70 часов

Развитие речи — 2

Внеклассное чтение — 2

Контрольная тестовая работа — 2

Контрольное сочинение — 2

Литература родного края — 1

Текстуальное изучение произведений — 61

 

Кол-во часов Содержание учебного материала Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки обучающихся
  ВВЕДЕНИЕ Писатели — создатели, хранители и любители книги. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.   Теория литературы. Развитие понятия о художественной литературе. Обучающийся: ü рассказывает о роли художественной литературы в развитии культуры человека; ü обосновывает, чем литература отличается от других видов искусств; ü рассуждает о взаимоотношениях писателя, его произведения и читателя; высказывает собственное мнение о пользе чтения;
  УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора. Пословицы и поговорки как отображение народной мудрости, наблюдательности и творческой фантазии. Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Пословицы и поговорки (развитие представления). Межлитературные связи. Типологические схождения пословиц и поговорок разных народов. Межпредметные связи. Русский язык: крылатые слова и выражения. История. Жизнь, быт и культура разных народов. Взаимодействие искусств. Живопись. Б.Кустодиев «Масленица». «Хоровод». Лубок. Для внеклассного и семейного чтения. В.И.Даль «Пословицы русского народа» ü раскрывает содержание произведений обрядового фольклора, определяет его эстетическое значение; ü обосновывает роль художественно-изобразительных средств языка для создания настроения произведения; ü приводит примеры пословиц, поговорок и загадок на заданную тему; ü объясняет, чем пословица отличается от поговорки; ü комментирует суть прочитанных пословиц и поговорок, использует их в речи; ü сравнивает пословицы и поговорки разных народов;
  ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ «Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости). Теория литературы. Летопись (развитие представлений). Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости). Для внеклассного и семейного чтения. Баллады о Робине Гуде. «Песнь о Гайавате», «Давид Сасунский», «Калевала». ü имеет представление о многообразии литературных жанров; ü осознает, что летопись не только исторический документ, но и литературное произведение; ü знает историю возникновения первых летописей, умеет показать, как отразились в них подлинные исторические события, героизм и патриотизм русского народа; ü высказывает собственное отношение к прочитанному;
  ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XVIII ВЕКА Русские басни. Жанр басни. История русской басни. Иван Иванович ДМИТРИЕВ (1760 — 1837) Краткий рассказ о баснописце. «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия. Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий). ü выразительно читает басню И.И.Дмитриева; ü ведет беседу на тему басни; ü определяет роль комического в осуждении человеческих пороков и недостатков в басне; ü раскрывает афористичность языка басни; ü объясняет понятие аллегория; ü приводит примеры аллегорий в прочитанных баснях и объясняет их смысл; ü обогащает свой словарный запас с помощью крылатых высказываний из басни И.И.Дмитриева;
  Иван Андреевич КРЫЛОВ (1769-1844) «Осел и Соловей», «Листы и Корни», «Ларчик». Краткие сведения об авторе. Мастерство И.А.Крылова-баснописца. Роль смеха в обличении человеческих пороков. Особенности использования аллегории, афористичность языка басен. Теория литературы. Понятие об аллегории. Развитие понятия о басне. Межлитературные связи. Басни Л.И.Глебова. Г.С.Сковорода. Сборник «Басні харківські». П.П.Гулак-Артемовский «Пан та Собака». Стихотворение Е.Гребёнки "Лавровый листок", написанное к 50-летию И.А. Крылова. Взаимодействие искусств. Иллюстрации к басням И.А.Крылова художников А.Лаптева, К.Трутовского, А.Сапожникова.     ü выразительно читает, в том числе и наизусть басни И.А.Крылова; ü ведет беседу на тему басни; ü определяет роль комического в осуждении человеческих пороков и недостатков в баснях; ü раскрывает афористичность языка басен; ü объясняет понятие аллегория; приводит примеры аллегорий в прочитанных баснях и объясняет их смысл; ü обогащает свой словарный запас с помощью крылатых высказываний из басен И.А.Крылова;
  ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА  
  Александр Сергеевич ПУШКИН (1799 — 1837) Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы. «И.И.Пущину». Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Узник».Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Выражение радостного восприятия жизни, любви к родной природе в стихотворении. Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»: книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием. «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести. Теория литературы. Двусложные размеры стиха. Понятие о строфе. Развитие понятий о рифме и ритме. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления). Роман. Повесть. Межпредметные связи. Русский язык. Архаизмы. Историзмы. Устаревшая лексика. Диалектные слова. Взаимодействие искусств. Живопись. Портрет А.С.Пушкина работы О.Кипренского, И.Репин «Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года», Н.Ге. «Пушкин в селе Михайловском», В.Фаворский «Пушкин-лицеист» (рисунок); иллюстрации к роману «Дубровский» художников Е.Е.Лансере, Б.М.Кустодиева, Д.А.Шмаринова, А.Пахомова, Б.Бойма. Кино, театр. Д/ф «Живой Пушкин. Ч.1.» (реж. В.Сторожева, ведущий Л.Парфёнов, Россия, 1999). Чтение стихотворения «Зимнее утро» в исп. И.Смоктуновского. Х/ф. «Дубровский». «Барышня-крестьянка». Музыка. Г.Свиридов «Зимнее утро» (из сборника «Пушкинский венок», концерт для хора). Опера Э. Направника «Дубровский»   ü рассказывает о лицейских годах поэта; ü выразительно читает произведения А.С. Пушкина, в том числе и наизусть; ü раскрывает поэтические образы и картины в прочитанных произведениях; ü обосновывает роль художественно-изобразительных средств языка (эпитетов, сравнений и метафор) для создания настроения произведения; ü раскрывает понятие строфа, объясняет, какие стихотворные размеры называют двусложными; ü определяет мысли и чувства автора, запечатленные в стихотворениях, передает их в форме связных высказывпний и с опорой на художественный текст; формулирует главную мысль стихотворений; ü знает содержание повести, выразительно читает ее отрывки; характеризует героев повести, дает собственную оценку их поступкам и поведению; определяет отношение автора к изображаемым героям; оценивает достоинства прозы Пушкина;
  Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ (1814 — 1841) Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта. «Парус». Мотивы бури и покоя, мечты о свободе в стихотворении «Парус». Символические образы произведения. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. «Три пальмы». Мотивы ответственности человека за сохранение красоты и жизни на земле в стихотворении. Трагический финал произведения. «Листок». Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова. «Утес». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.   Теория литературы. Развитие понятий об эпитете, сравнении и метафоре. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления). Межлитературные связи. М.Ю. Лермонтов и Г.Гейне. М.Ю. Лермонтов и И.В. Гете. Взаимодействие искусств. Живопись. Неизвестный художник «М.Ю.Лермонтов ребенком», портрет М.Ю.Лермонтова работы П.Заболоцкого,А.Рылов «В голубом просторе»; иллюстрации к стихотворениям: В.Поленов «Три пальмы», «Караван», И.Шишкин «На севере диком...». Театр, телевидение. Чтение стихотворений М.Ю.Лермонтова в исполнении И.Андронникова, М.Царёва. Музыка. А.Спендиаров «Три пальмы» (симфоническая картина). Скульптура, архитектура. Архитектурный комплекс, посвящённый М.Ю.Лермонтову в Москве: памятник и декоративная ограда (скульпт. И.Бродский). Для внеклассного и семейного чтения. М.Ю. Лермонтов «Морская царевна», «Два великана» и др.   ü рассказывает о детских и юношеских годах поэта; ü выказывает свои чувства и переживания, вызванные прочитанными произведениями; ü выразительно читает, в том числе и наизусть, стихотворения М.Ю.Лермонтова; ü раскрывает поэтические образы и картины в прочитанных произведениях, оперирует понятиями эпитет, сравнение и метафора, антитеза, размер стиха;
  Иван Сергеевич ТУРГЕНЕВ (1818 - 1883) Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе. Теория литературы. Развитие понятий о пейзаже и портрете в художественном произведении. Взаимодействие искусств. Живопись, фотоискусство. Портреты И.С.Тургенева работы И.Репина, К.Маковского, В.Перова и др. И.Дмитриев-Оренбургский «И.С.Тургенев на охоте». В.Маковский «Ночное» и др. Фотографии с изображением видов усадьбы Спасское-Лутовиново. Иллюстрации Е.Бём, Б.Дегтярёва, К.Лебедева, А.Пахомова и др. Скульптура. Памятники И.С.Тургеневу в России (Санкт-Петербург, скульпт. Я.Нейман, В.Свешников; Орёл, скульпт. Г.Бессарабский). Для внеклассного и семейного чтения. И.С.Тургенев «Записки охотника» (рассказы – по выбору учителя)   ü раскрывает художественную ценность рассказа; ü описывает обстановку жизни крепостнического общества, видит духовную красоту крестьянских детей; ü даёт групповую и сравнительную характеристику героев; ü раскрывает поэтический мир народных поверий в ночных рассказах мальчиков; ü отмечает жизнеутверждающую тональность рассказа; ü сравнивает иллюстрации художников к рассказу с собственным представлением; ü высказывает собственное мнение о прочитанном произведении; ü показывает истинную глубину в раскрытии народных характеров;
  Федор Иванович ТЮТЧЕВ (1803 - 1873) Рассказ о поэте. Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело…». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» – символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся…». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.   Для внеклассного и семейного чтения. И.С.Никитин «Утро», «Ярко звезд мерцанье…»; А.Н.Майков «Рассвет», «Под дождем»; А.К.Толстой «Острою секирой ранена береза…», «Край ты мой, родимый край!..» ü раскрывает и передает в форме связных высказываний мысли и чувства поэта, запечатленные в произведениях; ü отмечает, как развивается в нем поэтическая мысль, ü определяет главный смысл и художественную значимость использованных автором поэтических средств языка; ü передает собственные впечатления от восприятия лирических стихотворений;
  Афанасий Афанасьевич ФЕТ (1820 - 1892) Рассказ о поэте. Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике. Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Для внеклассного и семейного чтения. Я.Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри, какая мгла…»; Е.Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…», «Чудный град…»; А.Толстой «Где гнутся над омутом лозы…» ü отмечает главные мотивы стихотворений, особенности их поэтического языка (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения, особенности ритмики); ü выразительно читает стихотворения, передавая средствами выразительного чтения авторское отношение к изображаемому (темп чтения, логические паузы и ударения, стиховые переносы, интонация, ритмика);
  Николай Алексеевич НЕКРАСОВ (1821 - 1877) Краткий рассказ о жизни поэта. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении. Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия).Трехсложные размеры стиха. Диалог. Строфа (начальные представления). Понятие о сравнении. Развитие понятия об эпитете. Для внеклассного и семейного чтения. Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос». ü раскрываети передает в форме связных высказываний мысли и чувства поэта, запечатленные в произведениях, отмечает, как развивается в нем поэтическая мысль, определяет главный смысл и художественную значимость использованных автором поэтических средств языка; ü объясняет понятие жанра литературного произведения, приводит примеры произведений разных жанров; ü передает собственные впечатления от восприятия лирических стихотворений; раскрывает мысли и чувства, переданные автором; отмечает главные мотивы стихотворений, особенности их поэтического языка (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения, особенности ритмики); ü выразительно читает стихотворения, передавая средствами выразительного чтения авторское отношение к изображаемому (темп чтения, логические паузы и ударения, стиховые переносы, интонация, ритмика);
  Николай Семенович ЛЕСКОВ (1831 - 1895) Н.С.Лесков – выдающийся русский писатель, знаток и ценитель народного слова. «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования. Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления). Начальное понятие о языке художественного произведения. Взаимодействие искусств. Живопись. Н.Кузьмин «Левша». А.Г.Тюрин «Левша». Иллюстрации художников Кукрыниксов. Для внеклассного и семейного чтения. Н.С.Лесков «Человек на часах», «Тупейный художник». ü знает содержание рассказа; ü умеет раскрыть его патриотический характер, яркость и самобытность героев, веру писателя в талантливость русского народа; ü определяет авторское отношение к изображенному в произведении; ü отмечает «необыкновенное мастерство языка» автора; ü высказывает свое отношение к прочитанному;  
  «ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ» Антон Павлович ЧЕХОВ (1860 - 1904) Краткий рассказ о писателе.   «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.   Теория литературы. Юмор (развитие понятия). Для внеклассного и семейного чтения. А.П.Чехов «Лошадиная фамилия», «Беззащитное существо» и другие рассказы (по выбору учителя) ü рассказывает о писателе; ü знает содержание прочитанного рассказа; ü выразительно читает в лицах и комментирует диалоги; ü характеризует главных героев; ü определяет роль художественной детали; ü называет и раскрывает средства создания комического в прочитанном рассказе; ü объясняет смысл названия произведения; ü определяет художественные особенности рассказа А.П.Чехова; ü аргументирует принадлежность изучаемого произведения к жанру рассказа; ü раскрывает понятия антитеза и художественная деталь; ü высказывает своё мнение об актуальности рассказа Чехова в наши дни;
  РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ РУССКИХ ПОЭТОВ XIX ВЕКА Е.А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!..», «Чудный град порой сольется...». Я.П.Полонский «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри — какая мгла...». А.К.Толстой «Где гнутся над омутом лозы...». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике. Теория литературы. Лирика как род литературы (развитие представления) ü выразительно читает стихотворения, в том числе и наизусть; ü рассказывает о своих чувствах и переживаниях на основе прочитанного; ü на основе своих ощущений от прочитанных произведений словесно рисует картины природы, оперирует понятием эпитет, приводит примеры; ü сопоставляет пейзажные образы в поэзии с такими же образами в других видах искусств; ü высказывает свое мнение о прочитанном произведении;
  ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ХХ ВЕКА Александр Иванович КУПРИН (1870 — 1938) Краткий рассказ о писателе. «Чудесный доктор». Смысл подзаголовка рассказа. Признаки рождественского или святочного рассказа. Художественный мир и герои произведения. Приемы воздействия на читателя в рассказе.   Теория литературы. Рассказ. Святочный (рождественский) рассказ. Межлитературные связи. Х.К.Андерсен «Девочка со спичками». Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на елке». А.П.Чехов «Ванька». Межпредметные связи. Медицина. Деятельность Н.И.Пирогова. Взаимодействие искусств. Живопись. Иллюстрации к рассказу «Чудесный доктор» Н.Салиенко. Для внеклассного и семейного чтения. Х.К.Андерсен «Девочка со спичками». Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на елке».А.П.Чехов «Ванька». В.Набоков «Рождество».Ч.Диккенс «Рождественские истории». ü знает содержание произведения, пересказывает и комментирует отдельные его фрагменты; ü характеризует главного героя произведения; ü рассказывает, какие события легли в основу произведения, ü пересказываетфрагменты рассказа; устанавливает причинно-следственные связи между событиями; ü характеризует героев рассказа, объясняет мотивы их поведения и поступков, выражает собственное отношение к героям; ü объясняет значение изобразительных средства языка в раскрытии характеров персонажей, выявляет способы авторского отношения к ним; ü выражает собственное отношение к прочитанному;
  Александр Степанович ГРИН (1880 — 1932) Краткие сведения об авторе. «Алые паруса». Романтическое мироощущение, тонкий психологизм произведения Александра Грина. Любовь, доброта, человечность в повести «Алые паруса». Герои повести, их верность мечте и идеалу, деятельный характер натур, незаурядность и сила духа. Язык, стиль, символика названия произведения. Теория литературы. Понятие о символе. Развитие понятия о повести (повесть-сказка). Взаимодействие искусств. Живопись. Портрет Александра Грина работы С.Бродского, иллюстрации С.Бродского, А.Хрящевского, Н.Рушевой. Музыка. А.Богословский. Опера-феерия «Алые паруса». В.Лесовская. Мюзикл-сказка «Алые паруса», М.Дунаевский. Музыкальная феерия «Алые паруса» и др. Кино. Х/ф « Алые паруса» (реж. А.Птушко, СССР, 1961), т/ф «Ассоль» (реж. Б. Степанцев, СССР, 1982). ü рассказывает о Грине, его жизни и произведениях; ü знает содержание повести; ü выразительно читает отрывки из неё; ü комментирует фрагменты текста, содержащие описание портрета Ассоль; ü характеризует героев, объясняя мотивы их поступков и поведения, выражая собственное отношение к ним (принимает участие в диалоге); ü сопоставляет образы Ассоль и Грэя; ü определяет роль фольклорных элементов (легенды Эгля) и романтики (вера в чудесное, в мечту); ü объясняет смысл названия повести;
  Андрей Платонович ПЛАТОНОВ (1899 — 1951) Сведения о писателе. «Неизвестный цветок». Труд души девочки и труд цветка, борющегося за жизнь. Единение добра, красоты и труда в сказке. Теория литературы. Сказка - быль. Взаимодействие искусств. Живопись. Иллюстрации В.Горяева к сказке «Неизвестный цветок». ü знает содержание произведения, пересказывает и комментирует отдельные его фрагменты; ü пересказывает устно и письменно (в форме изложения) эпизод (или несколько эпизодов); ü определяет связи между событиями произведения; ü раскрывает тему и идею, рассуждает об основных проблемах;
  ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ К.М.Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...». Д.С.Самойлов «Сороковые». Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. Для внеклассного и семейного чтения. Стихотворения русских поэтов о Второй мировой войне (по выбору учащихся). ü передаетв форме связных высказываний собственные впечатления от восприятия лирических стихотворений о войне; раскрываетмысли и чувства, запечатленные в них авторами; отмечает главные мотивы стихотворений,достоинства их поэтического языка (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения, особенности ритмики); знает стихотворения наизусть; ü самостоятельно определяет исполнительскую задачувыразительного чтения и практически реализовываетее; ü объясняет,какие стихотворения относятся к гражданской лирике;приводит примеры;
  Виктор Петрович АСТАФЬЕВ (1924- 2001) «Конь с розовой гривой» Краткие сведения о писателе. Утверждение в рассказе незыблемых нравственных устоев и доброты. Характеристика главных героев произведения. Мотивы поступков взрослых и детей в рассказе. Внутренние переживания и жизненные уроки главного героя. Смысл названия рассказа. Теория литературы. Фабула. Эпизод. Взаимодействие искусств. Живопись. Иллюстрации С.Сюхина к рассказу. Скульптура. Памятник В.П.Астафьеву в Красноярске (Россия, скульпт. И.Линевич-Яворский), скульптурная композиция «Царь-рыба» пос. Овсянка (Россия, скульпт. Е. Пащенко). Межпредметные связи. Русский язык: диалектные слова. ü знает содержание произведения; ü рассуждает об авторском замысле рассказа; ü характеризует главных героев произведения, мотивы их поведения; ü показывает мир детства мальчика, его мысли, чувства, переживания; ü раскрывает нравственные уроки бабушки; ü обосновывает смысл названия рассказа; ü раскрывает тему: «Уроки доброты и милосердия в рассказе «Конь с розовой гривой»;
  Валентин Григорьевич РАСПУТИН (1937 — 2015) Сведения о писателе. «Уроки французского». Отражение в рассказе трудностей военного времени. Жажда знаний юного героя, его нравственная стойкость, чувство собственного достоинства. Душевная тонкость учительницы. Ее роль в жизни мальчика. Теория литературы. Рассказ, сюжет (обогащение знаний) Взаимодействие искусств. Живопись. Иллюстрации к произведению И.Пчелко. Кино. «Уроки французского» (реж. Е.Ташков, 1978). Для внеклассного и семейного чтения. А.Г.Алексин «В тылу как в тылу», Л.С.Соболев «Батальон четверых», В.О.Богомолов «Иван». ü знает содержание произведения; ü рассуждает об авторском замысле рассказа; ü характеризует главных героев произведения, мотивы их поведения; ü выясняет, какую роль сыграла учительница в жизни мальчика; ü высказывает свое отношение к прочитанному;
  «ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ» Василий Макарович ШУКШИН (1929 — 1974) Слово о писателе. Рассказы: «Срезал», «Критики». Особенности шукшинских героев - «чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Образ «странного» героя в литературе. Взаимодействие искусств. Живопись. Иллюстрации художника А.Воробьева. Для внеклассного и семейного чтения. В.М.Шукшин. Рассказы (по выбору учителя) ü знает содержание произведения; ü рассуждает об авторском замысле рассказа; ü характеризует главных героев произведения, мотивы их поведения; ü объясняет значение изобразительных средства языка в раскрытии характеров персонажей, выявляет способы авторского отношения к ним; ü выражает собственное отношение к прочитанному;
  Фазиль ИСКАНДЕР (1929 - 2016) Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека. Для внеклассного и семейного чтения. Ф.Искандер. Рассказы (по выбору учителя) ü знает содержание рассказа, тему и основную мысль прочитанного произведения; ü размышляет над проблемами, которые раскрываются в прочитанном произведении; ü объясняет смысл названия рассказа; ü высказывает свое отношение к прочитанному;
  РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ ПОЭТОВ ХХ ВЕКА А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...», С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша», А. Ахматова. «Перед весной бывают дни так и е...». Чувство радости и печали, любви к родной природе и родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы. Для внеклассного и семейного чтения. Н.Рыленков. «Я вспомню детство и увижу поле…»; Н.Старшинов «Дочери»; А.Дементьев. «Срывают отчий дом»; Е.Евтушенко. «Сын и отец»; В.Боков. «Учила меня матушка…»; Д.Самойлов. «Как весело рисуют дети…» и другие стихотворения поэтов ХХ века, посвященные детству, семье, отчему дому, родной природе (по выбору учащихся). ü передает собственные впечатления от восприятия лирических стихотворений; раскрываетмысли и чувства, переданные автором; отмечает главные мотивы стихотворений,особенности их поэтического языка (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения, особенности ритмики); знает стихотворения наизусть;
  Николай Михайлович РУБЦОВ (1936 — 1971) «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице» Краткий рассказ о поэте. Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова. Взаимодействие искусств. Живопись. Иллюстрации к произведениям Н.Рубцова художника Е.Соколова Для внеклассного и семейного чтения. Н.Рубцов, Н.Заболоцкий, Я.Смеляков, Л.Мартынов, В.Высоцкий, В.Боков, Ю.Визбор. Стихотворения (по выбору учащихся); В.Тендряков. «Весенние перевертыши»; Р.Достян. «Тревога»; Р.Погодин «Трень – брень», «Ожидание» (по выбору учащихся) ü передает собственные впечатления от восприятия лирических стихотворений; раскрывает мысли и чувства, переданные автором; отмечает главные мотивы стихотворений, особенности их поэтического языка; ü самостоятельно определяет исполнительскую задачу выразительного чтения и практически реализовывает ее;
  ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  
  ЛЕГЕНДЫИ МИФЫДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Легенды и мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот «Легенда об Арионе» Миф как своеобразная форма мироощущения древнего человека, его стремления к познанию мира. Отличие мифа от сказки. Поэтизация могущества и мужества в подвигах Геракла. Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки. Межлитературные связи. Мифы народов мира о богах и героях. Межпредметные связи. Всемирная история: культура Древней Греции. Русский язык: крылатые слова и выражения. Взаимодействие искусств.Живопись, декоративно-прикладное искусство. А.Поллайоло «Геракл и Антей», «Геракл и гидра». Г.Рени «Геракл, побеждающий гидру». «Геракл, Кербер и Эврисфей» (роспись на амфоре, VI ст. до н. э.) и др. Архитектура, скульптура. Храм Зевса Олимпийского в Афинах (мрамор, II в. до н.э.). Бронзовые статуэтки «Младенец Геракл душит змей» (IVв. до н.э.). «Геракл и Антей» (скульпт. А.Поллайоло). «Геракл и Гидра» (скульпт. А.Альгарди). «Геракл, стреляющий из лука» (скульпт. Э.Бурдель). Мультипликация. «Геракл у Адмета» (реж. А.Петров, СССР, 1986) и др.   ü выразительно читает мифы; ü раскрывает содержание прочитанных мифов; ü устно пересказывает мифы; ü характеризует главных героев мифов на основе их поступков; ü выражает собственное отношение к образу Геракла, аргументируя свою точку зрения примерами из мифа; ü обосновывает значение древнегреческой мифологии для развития мировой культуры; ü объясняет понятие миф, его отличия от сказки; ü рассказывает, как возник миф;
  ГОМЕР (VIII – VII ст. до н.е.) «Илиада», «Одиссея» (отрывки). Краткие сведения о Гомере и его поэмах. «Илиада». Общее представление о сюжете поэмы. Эпическое изображение событий Троянской войны. Воплощение в образе Ахилла античного идеала воина-героя. Поэтика "Илиады". «Одиссея».Общее представление о сюжете поэмы. Тема «Одиссеи» – возвращение героя в родную Итаку. Воспевание в образе Одиссея таких черт характера, как верность родине и семье, мудрость, изобретательность, трудолюбие, практичность. Поэтика "Одиссеи". Теория литературы. Понятие об эпической поэме. Развитие понятий о героическом эпосе, постоянных эпитетах. Межлитературные связи. Влияние гомеровского эпоса на развитие русской литературы (переводы «Одиссеи» В.Жуковским, стихотворение О.Мандельштама «Бессоница. Гомер. Тугие паруса…»). Межпредметные связи. История. «Одиссея» и «Илиада» как исторические источники о Троянской войне. Раскопки Г.Шлимана в Трое. Русский язык. Происхождение крылатых высказываний "троянский конь", "ахиллесова пята". Взаимодействие искусств. Живопись. Ж.О.Д.Энгр. Апофеоз Гомера. Ф.Буаселье. Рассказывает Гомер. Дж.Флаксман. «Одиссей, убивающий женихов». Я.Иорданс. «Одиссей в пещере Полифема». В.Серов «Одиссей и Навсикая». М.Фаворский. Иллюстрации к «Илиаде». Д.Басти. Иллюстрации к «Одиссее». Музыка. У.Волтон. Опера «Илиада». К.Монтеверди Опера «Возвращение Улисса». Кино. Х/ф «Одиссея» (реж. А.Кончаловский, США, 1997), «Троя» (реж. В.Петерсен, США, Мальта, Великобритания, 2004). Архитектура, скульптура и прикладное искусство. Гомер. Бюст (ІІ – І ст. до н.э.). Барельеф Гомера на фасаде Лувра. Одиссей и сирены. Рисунок на вазе. ü раскрывает краткие сведения о Гомере; ü кратко пересказывает сюжет одной из поэм; ü характеризует героя одной из поэм на материале изученных отрывков; ü находит в прочитанных отрывках устойчивые/постоянные эпитеты и развёрнутые сравнения, объясняет их художественную роль; ü на конкретных примерах раскрывает основные особенности поэтики произведения; ü объясняет сущность понятия эпическая поэма; ü высказывает своё мнение о причинах бессмертия гомеровских поэм;
  Мигель де СЕРВАНТЕС СААВЕДРА (1547 – 1616) «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (отдельные главы по выбору учителя) Основные сведения о жизни писателя. «Вечный» сюжет о подвиге во имя прекрасной дамы. Нравственно-философская и социальная проблематика романа. Выбор жизненного идеала. Конфликт иллюзии и действительности. Самоотверженность главного героя. Противопоставление идеализма Дон Кихота трезвой расчетливости Санчо Пансы. Дон Кихот как «вечный» образ. Глубина и современность произведения. «Донкихотство» как социальное явление. Теория литературы. Понятия об эпосе как роде литературы, «вечных образах». Развитие понятий о романе, юморе. Межлитературные связи. Образ Дон Кихота в мировой поэзии (Дж.Байрон, П.Верлен, В.Брюсов, Д.Мережковский, С.Маршак, Ю.Друнина, И.Франко, Б.Гринченко, Л.Костенко). Взаимодействие искусств.Живопись, графика. Портрет Сервантеса работы Х.де Хуарега. Иллюстрации Г.Доре, С.Бродского, Д.Бурлюка, С.Дали, Кукрыниксов и др. Музыка. Л.Минкус. Балет «Дон Кихот». Ж.Массне. Опера «Дон Кихот». Р. Штраус. Симфоническая поэма «Дон Кихот. Симфонические вариации» и др. Театр, кино, мультипликация. Фильм-балет «Дон Кихот» (реж. Б.Лардж, М.Барышников, США, 1984), х/ф «Дон Кихот» (реж. Г.Козинцев, СССР, 1957), м/ф «Дон Кихот» (реж. Х.Позо, Италия – Испания, 2007) и др. Скульптура. Памятник Сервантесу в Мадриде (Испания, скульпт. Л.Кулло-Валера), памятник «Сидячий Дон Кихот» в Марбелье (Испания, скульпт. С.Дали). Для внеклассного и семейного чтения. Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» (отрывки). К. Марло «Доктор Фауст» ü рассказывает об основных фактах творческой биографии писателя; ü пересказывает сюжет произведения; ü раскрывает тему и проблематику романа; ü дает развернутую характеристику образу Дон Кихота, используя цитаты из текста, литературно-критические материалы; ü размышляет над центральной проблемой произведения, аргументирует свою позицию; ü сравнивает образы Дон Кихота и Санчо Пансы; ü объясняет роль образа Санчо Пансы в раскрытии характера главного героя; ü анализирует центральный конфликт романа; ü аргументирует тезис «Дон Кихот – вечный образ в искусстве»; ü раскрывает понятие «донкихотство»; ü в ходе обсуждения прочитанного оперирует понятиями вечный образ, э


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: