Психические расстройства при мозговых инфекциях и травмы головы




Лекция 5

Патопсихология

- наука о психических аномалиях (отклонениях), процессах и свойствах личности человека между нормой и патологией. Психические явления, приводящие к патологии могут быть: 1. экзогенными (внешние); 2. эндогенными (внутренние).

К экзогенным факторам относят инфекции, физические и психические травмы. Инфекции. Во время острых инфекций могут наблюдаться галлюцинации, недостаток ориентировки в пространстве и времени. После инфекции может развиться психическая слабость (раздражительность, быстрая утомляемость, подавленное настроение). Иногда эти временные явления выравниваются, а иногда развивается стойкое поражение мозговых тканей (энцефалит, менингит) и появляется стойкое слабоумие. Физическая травма ил грубое нарушение целостности вещества мозга. Могут быть временные повреждения, могут – стойкие. В последнем случае нередко отмечены очаговые расстройства, судорожные припадки, стойкое слабоумие. Травма может спровоцировать маниакально-депрессивный психоз. Психическая травма. У детей в качестве травмирующих психику моментов нередко встречаются несоответствующие их возрасту по силе и содержанию различные впечатления, грубый окрик, угрозы наказаний, предъявление непосильных требований, запугивание, страшные рассказы и др. К числу факторов, вызывающих те или иные психические расстройства, принадлежит так называемая психическая инфекция (зараза). Психическая инфекция развивается у легко внушаемых субъектов под влиянием подражания или словесного воздействия, воспринятой без критики. Тогда возможны: мигание, икота, рвота, безудержный смех, заикание. Иногда зараза принимает характер эпидемии, когда она захватывает большое количество людей (эпидемия кликушества и пр.).

К эндогенным факторам в патопсихологии относят: 1. наследственность; 2. врожденная предрасположенность; 3. приобретенная предрасположенность; 4. возраст, пол, национальность; 5. болезни внутренних органов и мозга. 1. Этапы дегенерации: первое поколение – нервный темперамент, нравственная несостоятельность, излишества; второе поколение – склонность к инсультам, тяжелый невроз, алкоголизм; третье поколение – психические расстройства, суицид, умственная несостоятельность; четвертое поколение – идиотизм, уродства и, наконец, бездетность и гибель рода (учение Мореля). Перечисленные свойства могут быть получены через гены или приобретаться паратипически. Первые дают мутации, вторые – могут исправляться до психического здоровья. 2. Врожденная предрасположенность развивается во время внутриутробной жизни, но без участия генного аппарата рода. Например, если мать алкоголичка или более сифилисом у плода могут развиться различные патологии развития (наиболее часто - олигофрения) и повышенная склонность ко всевозможным заболеваниям. 3. Приобретенную предрасположенность организм получает в течение собственной жизни после родов от различных заболеваний, повреждений или отравлений. 4. Наивысшая смертность детей отмечена в первый год жизни. Если ребенок родился слабым, то причиной может стать корь, скарлатина, дифтерит. В детском возрасте неустойчива эмоциональная сфера, которая приводит к невротическим реакциям (страхи, заикание идр). Возрастные кризисы (в3-4 года, 7-8 лет, пубертатный период) характерны большой пластичностью нервной системы, но и повышенной ранимостью психики. У мальчиков чаще бывают физические травмы, алкоголь, курение, токсикомания. Девочки больше страдают от повышенной эмоциональности, может возникнуть психическая травма, склонность к реактивным состояниям (депрессия, меланхолия, мнительность, комплексы вины и неполноценности). Национальность определяет возможность заболевания от ареала жизни, т.е. географической расположенности, климата, а также условий национального воспитания. 5. Болезни внутренних органов, вызывающие психические отклонения – это: 1. рахит (с 3-6месяцев до 3-4 лет), запаздывание в развитии и расстройства нервно-психической сферы (пугливость, подавленность, раздражительность, капризность, бессонница); 2. заболевания эндокринного аппарата, что вызывает самоотравление организма, скопившимися в нем продуктов обмена веществ; 3. расстройства носоглотки (аденоиды, гипертрофия миндалин). Расстройства дыхания могут вызвать головные боли, нарушения сна, рассеянное внимание, быстрая утомляемость, апатичность; 3. болезни мозга - возникают из-за нарушений функционирования его нейронов. Изучением клеточных дисфункций занимается патология. Патологи убеждаются в том, что мозг подвержен таким же физическим, или органическим аномалиям, как и любая другая из основных систем органов. Это могут быть аномалии развития, наследственные нарушения обмена веществ, инфекции, аллергии, опухоли, недостаточное кровообращение, ранения и рубцы, сохраняющиеся после их заживления. Органические заболевания мозга изучает невропатология. Органические нарушения, связанные с первичным восприятием окружающего мира – слепота, глухота или утрата каких-либо иных сенсорных (а также двигательных) способностей – тоже относятся к области невропатологии. Порой, однако, явная структурная или функциональная патология, которая позволила бы объяснить нарушения в работе мозга, отсутствует. Это в особенности касается тех случаев, когда симптомы проявляются главным образом в настроении больного, его мышлении и социальных взаимосвязях. Чтобы отличить такие нарушения от органических расстройств, их часто называют функциональными расстройствами, радразумевая под этим, что аномальное поведение больного явно связано с нарушением каких-то мозговых функций, но не имеет под собой очевидной органической основы. Лечением функциональных расстройств занимаются психиатры или психологи-клиницисты. Для детей характерны такие психические расстройства как олигофрения (фенилкетонурия), синдром Дауна, пограничные расстройства как алкоголизм, наркомания, токсикомания, психофизиологические расстройства (преувеличенная реакция вегетативной нервной системы на окружающую действительность), неврозы, психозы, в том числе шизофрения.

Психопатология

Истоки многих психических нарушений обусловлены социальными факторами – воспитанием, окружением, непосредственно воздействующими на психику. Психопатология изучает психические заболевания, связанные не с наследственными, а приобретенными признаками. Таковы могут быть: 1. интоксикация – алкоголизм, наркомания, токсикомания; 2. инфекции, вызывающие психозы: энцефалит, сифилис мозга, бруцеллез, токсоплазмоз, сыпной тиф; 3. травмы головы; 4. болезни внутренних органов; 5. истерия.

Психические расстройства при мозговых инфекциях и травмы головы

Мозговые инфекции. Психические расстройства при заболеваниях, сопровождающихся воспалением вещества головного мозга или его оболочек. Встречаются в клинических формах «экзогенных типов/ лакции». Имеет значение локализация, объем поражения, весьма характерны также мучительные головные боли, регидность затылка, рвота, звон в ушах, речевые нарушения. Эти явления усложняются за счет присоединения вегетативных симптомов (тахикардия, колебания артериального давления). У детей как при острых, так и при хронических менингитах и энцефалитах нередко наблюдаются судорожные припадки.

Менингиты и энцефалиты с острым течением. Как правило, имеется выраженное нарушение сознания (обычно глубокая степень оглушенности). Периодически возникает двигательное возбуждение с галлюцинациями и бредом. Тяжесть признаков психических расстройств нарастает по мере прогрессирования болезни. При благоприятном исходе с началом обратного развития соматических симптомов инфекционного менингита или энцефалита ясность сознания все больше восстанавливается, но при этом часто обнаруживают признаки органического поражения головного мозга, не резко выраженные и несущественные для последующего развития ребенка. Реже они значительно более полиморфны. В детском возрасте все многообразие этих признаков может быть сведено к нескольким типичным формам: 1. органическое слабоумие; 2.задержка интеллектуального развития; 3. психоподобный синдром; 4. судорожные расстройства.

Острый геморрагический энцефалит. Одна из наиболее тяжелых форм вирусного поражения ЦНС. Клиническая картина характеризуется бурным началом, высокой температурой, помрачнением сознания, судорожными явлениями и симптомами выпадения двигательных функций (параличи, парезы, афазия). Энцефалит после кори может сопровождаться тяжелыми психопатологическими картинами и выраженными, неврологическими нарушениями. Преобладают состояния оглушенности и спутанности сознания. Их длительность ухудшает прогноз. Иногда энцефалитные явления выражаются в периодически повторяющихся приступах помрачнения сознания. Типичны конвульсии, поражения черепномозговых нервов, параличи конечнстей. Энцефалиты с психическими нарушениями описаны при коклюше, скарлатине, инфекционном паротите, ветряной оспе, малярии, дизентерии и других инфекциях.

Посттравматические психические нарушения у детей. Травмы головы у детей довольны часты.Они наиболее многочисленны у мальчиков до 6-летнего возраста, потом кривая падает, поднимаясь снова к 14 годам. Потеря сознания не так часта у детей, как у взрослых, что объясняется, во-первых, наличием родничков и более легким перемещением костей у детей младшего возраста, а, во-вторых, меньшей наклонностью детского мозга к отекам. Если потеря сознания затягивается на несколько дней, то надо думать о контузии. Отмечена возможность потери сознания после светлого промежутка, но так как гематомы у детей – явление исключительное, этому факту трудно дать исчерпывающее объяснение. Непосредственно после травмы наблюдается ступор. Возбуждение, достигающее большой интенсивности, растягивается на несколько дней и оставляет после себя тотальную амнезию. Амнезия возникает особенно часто в случаях тяжелой контузии. Совокупность симптомов, характерная для взрослых и выражающаяся в головных болях, повышенной утомляемости встречается у 23-40% пострадавших детей. Эти явления или быстро исчезают, или затягиваются. Из психических осложнений чаще встречаются изменения характера с более выраженными, чем у взрослых, антисоциальными реакциями. Изменения характера напоминают такие при эпидемическом энцефалите, особенно у детей в возрасте от 5 до 15 лет, получивших тяжелую травму головы с потерей сознания и часто с переломами черепных костей. У них наблюдается гиперактивность, непоседливость, стремление к разрушениям, импульсивность, агрессивные тенденции, жестокость по отношению к животным и младшим детям, леность, склонность нарушать запреты, что нередко приводит к конфликтам. Дома эти дети грубы и непослушны, недисциплинированны, шумливы. В школе они вносят много беспорядка в жизнь своего класса, что создает большие трудности. Подростки могут проявлять настоящие антисоциальные тенденции с насилием вплоть до покушений на убийство; они склонны к воровству, лживости, побегам, бродяжничеству. В некоторых случаях отмечается психомоторное возбуждение с псевдо маниакальным статусом. Из других эмоциональных нарушений иногда явление депрессивного ряда: страх, тревога со злобой, раздражительностью и неадекватными вспышками не укротимого гнева с агрессией. У этих детей всегда можно обнаружить нарушение интеллектуальных функций и расстройства памяти. Прогноз оценивается различно. Одни считают, что равновесие устанавливается на более низком уровне, другие утверждают постепенное движение болезненных изменений к эпилепсии, которые развиваются чаще при наличии предрасположения, особенно у лиц, получивших травму в первые 5 лет жизни. Случаи улучшения также несомненно наблюдаются. Чем легче травма, чем меньше осложнений, тем излечимей болезнь. Только тяжелые контузии с потерей сознания ведут к изменениям характера. Посттравматические интеллектуальные нарушения довольно редки, затруднения при обучении в школе больше зависят от изменения характера, чем от снижения интеллекта. Во время лечения задача педагогов заключается в терпимости к такому больному. Время (если нет дополнительных воздействий) само по себе является благотворно действующим фактором. Чем больше срок проходит после травмы, тем, как правило, менее заметны ее последствия. Консервативное лечение ведет психиатр.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: