Лекция. Сексуальное и репродуктивное поведение




Машкина Юлия Константиновна

Учебно-методическая разработка лекционного занятия

 

Магнитогорск 2012

1. Тема занятия: Сексуальное и репродуктивное поведение

2. Цель лекционного занятия: рассмотреть сексуальное и репродуктивное поведение

3. Задачи:

- рассмотреть основные теоретические и методологические подходы к социологическому исследованию сексуального и репродуктивного поведения;

- раскрыть понятие сексуальное поведение, определить его основные характеристики, цели и мотивы;

- охарактеризовать сексуальную культуру и ее типы;

- раскрыть понятие репродуктивного поведения;

- раскрыть проблемы воспроизводства населения в РФ и найти пути их решения;

- ознакомиться с методами социологических исследований репродуктивного поведения;

- способствовать повышению компетентности студентов в области репродуктивного поведения.

Глоссарий

Сексуальное поведение — это система действий и отношений, которые опосредуют удовлетворение полового влечения (сексуальной потребности)

Репродуктивное поведение - система действий и отношений, опосредующих рождение определенного числа детей в семье (а также вне брака).

Половая культура - совокупность зна­ний, верований, социальных норм и ценностей, запретов и предписа­ний, имеющих отношение к различиям между полями и их взаимо­отношениям.

Половая роль - совокупность социокультурных норм, определяющих то, ка­кими должны или не должны быть мужчины или женщины, как они должны или не должны себя вести.

Репродуктивный процесс - определенная по­следовательность репродуктивных событий на протяжении всей жизни индивида или семьи, связанных с рождением детей и яв­ляющихся результатом совместного действия биологических (фи­зиологических) факторов рождаемости и социального контроля ре­продуктивного поведения.

Репродуктивный цикл — повторяющаяся последовательность ос­новных репродуктивных событий (coitus, зачатие, роды).

Репродуктивные нормы — это детерминированные общественным бытием принципы и образцы по­добающего поведения, относящегося к рождению определенного чис­ла детей, и принятые в тех социальных группах, к которым принад­лежит или хотел бы принадлежать индивид.

 

План лекции

1. Сексуальное поведение: понятие, основные характеристики, цели и мотивы. Сексуальная культура и ее типы.

2. Репродуктивное поведение: понятие, сущность, структура и типы. Воспроизводство населения в РФ: проблемы и пути решения.

3. Методы социологических исследований репродуктивного поведения.

6. Список литературы:

1. Антонов А.И. Микросоциология семьи: учеб./ А.И. Антонов. – М., 2005.

2. Добрачное поведение. Брачный рынок. Институт брака. От конфликта к разводу // Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15 т. / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М, 2006. – Т. 10.

3. Гидденс Э. Родство, брак и семья / Э. Гидденс // Общая социология: хрестоматия / под ред. Н.И. Лапина. – 2006.

4. Демография и статистика населения: учеб. / под ред. И.И. Елисеевой. – М., 2006. – 688с.

5. Зритнева Е. И. Социология семьи: учеб. пособие для студентов вузов / Е.И. Зритнева. – М., 2006.

6. Лазарева В.А. Влияние согласованной ролевой структуры молодых супругов на удовлетворенность браком/ В.А. Лазарева // Семейная психология и семейная терапия. – 2005. - №4.

7. Медков В. Брачный выбор / В. Мендков // Социология семьи: учеб. /под ред. А.И. Антонова. – М., 2005.

8. Нижегородцева Л.А. социально-психологическая структура межличностных взаимоотношений супругов/ Л.А. Нижегородцева // Семья в России. – 2009. - №1.

9. Практическая демография / под ред. Л.И. Рыбаковского. – М., 2005

10. Солодников В.В. Социология социально-дезадаптированной семьи / В.В. Солодников. – СПб., 2007.

    Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК). Тамбов: Грамота, 2010. № 2. С. 78-82. ISSN 1997-292X.
ПОЛОВОЕ И БРАЧНОЕ СОВЕРШЕННОЛЕТИЕ: ТРАДИЦИИ ПРАВА И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
Стетюха Марина Петровна  
         

Гоноченко О. А., Пудовочкин Ю. Е. Защита несовершеннолетних от сексуального совращения и сексуальной эксплуатации: уголовно-правовые проблемы. Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2003. 220 с.

 

 

СЕМЕЙНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МОЛОДЕЖИ

Фомченкова Галина Алексеевна жур Теория и практика общественного развития 2011 № 1 стр 110 113


Лекция. Сексуальное и репродуктивное поведение

№ п/п Этап занятия Содержание раздела Время Дидактика, наглядность Технические средства обучения
  Организационный момент Здравствуйте. Староста, назовите отсутствующих. Тема нашего сегодняшнего семинарского занятия «Репродуктивное и сексуальное поведение». минут    
  Сексуальное поведение: понятие, основные характеристики, цели и мотивы. Сексуальная культура и ее типы. Сексуальное и репродуктивное поведение являются видами семейного поведения. Как вы считаете, являются ли термины «сексуальное» и «репродуктивное поведение» синонимами? В биологии, они действительно используются как синонимы. В реальности сексуальное и репродуктивное поведение представляют собой совершенно разные (хотя и близкие) явления, совершенно разные комплексы отношений. В современных условиях, когда вмешательство в процесс дето­рождения не только технически доступно благодаря производству искусственных абортов и достаточно эффективной контрацепции, но и социокультурно допустимо, более того — нормативно, сексуальное и репродуктивное поведение — это два различных и автономных типа социального (семейного) поведения. Термин "сексуальное поведение", во многом синонимичный по­нятию "половая жизнь". Термин "сексуальное поведение" употребляется и для акцентирования самодостаточности половой жизни, ее отличия и отдельности от репродуктивного поведения, от целей деторож­дения. По мнению Антонова А.И. и Медкова В.М., сексуальное поведение — это система действий и отношений, которые опосредуют удовлетворение полового влечения (сексуальной потребности) Характерной чертой сексуального поведения человека является множественность, неоднородность целей, достижению которых слу­жит вступление в сексуальные отношения. Сексуальное поведение может удовлетворять целый ряд других (кроме сексуальной) потреб­ностей, радикально меняя свой личностный смысл для человека и его мотивацию, свое, следовательно, символическое значение для индивида. Согласно современным представлениям, целями сексуального по­ведения могут быть: — релаксация, снятие полового напряжения; —удовлетворение потребности в рождении детей; — гедонизм - чувственное восприятие как самоцель; — удовлетворение полового любопытства. — коммуникация, обретение чувства психологической личност­ной интимности, полного слияния с другим человеком. — сексуальное самоутверждение, получение наглядных и убе­дительных доказательств собственной сексуальной состоятельнос­ти, потенции. — компенсация, замена, возмещение каких-то иных, дефицит­ных для индивида в силу каких-то причин, видов и форм деятельно­сти или способов эмоционального удовлетворения. Это сексуального поведение отража­ет соединение в нем индиви­дуального и социального, биологической основы и "научения", соци­ализации, что привносится в индивидуальное сексуальное пове­дение обществом в целом. Важнейшими понятиями, раскрывающими содержание сексу­ального поведения как социокультурного феномена, являются по­нятия "половая роль", "половая культура", "сексуальный сце­нарий". Понятие "половая культура" характеризует совокупность зва­ний, верований, социальных норм и ценностей, запретов и предписа­ний, имеющих отношение к различиям между полями и их взаимо­отношениям. Следовательно, когда мы говорим о половой (сексуальной) куль­туре, мы хотим тем самым подчеркнуть социокультурное содержание сексуальных отношений, хотим акцентировать то, что привнесено в них обществом, культурой и что отличает половую жизнь человека от сексуального поведения животных. Сексуальная культура регулирует сексуальное поведение челове­ка, формирует систему ценностей, запретов и правил, а также образ­цов поведения, которая, будучи усвоенной в процессе социализации, определяет сексуальный сценарий индивида. Понятие "половая (сексуальная)' культура" тесно связано с поня­тием "половая (сексуальная) роль".Под половой ролью обычно по­нимают совокупность социокультурных норм, определяющих то, ка­кими должны или не должны быть мужчины или женщины, как они должны или не должны себя вести. Соответственно под половой ролью обычно понимают совокуп­ность норм, порождаемых культурой и обращенных к индивиду, которые говорят ему, какое поведение ожидается от него другими, что он должен и может делать как мужчина или как женщина. Системы современных сексуальных ценностей подразделяют на следующие основные типы: легализм, ситуационная этика, гедонизм, аскетизм и рационализм. Легализм как этическая сексуальная система связан с принятием или отвержением, одобрением или осуждением сексуальных отношений на основе господствующей в обществе половой морали, репрессивной по преимуществу и признающей сексуальные отношения только с целью деторождения и на основе легально признанных брачных союзов. Ситуационная этика является одной из наиболее распространенных в настоящее время разновидностей половой морали. Человек должен, согласно этому взгляду, руководствоваться только любовью, доброй волей и уверенностью в том, что последствия будут хорошими. Гедонизм исходит из того, что единст­венным основанием сексуальных отношений являются не моральные нормы и не ситуационный контекст, а исключительно наслаждение, удовольствие. Аскетизм связан с отказом от сексуальных отношений, как и от других "мирских удовольствий", с убеждением, что наибольшее удовлетворение человек получает не от чувственных наслажде­ний, а от духовного самосовершенствования. Рационализм исходит из приоритета разума, из необходимости выявить рациональные основания для выбора стратегии сексуального поведения, оценить баланс возможных издержек и позитивных и негативных по­следствий вступления в половые отношения с тем или иным партнером. Какие вы можете назвать тенденции репродуктивного поведения? Основные тенденции и закономерности сексуального поведения в современном мире Добрач­ное сексуальное поведение и, в частности, о сексуальном пове­дении подростков. Этот вопрос — первый не только потому, что, с точки зрения жизненного цикла семьи, добрачное сексуальное по­ведение предшествует браку, но и потому, что последовательное увеличение распространенности добрачных половых связей явля­ется одним из ярких проявлений кризиса семьи в современном обществе. За последние 20-30 лет во всем мире резко усилился интерес к проблемам, связанным с добрачным, особенно подростковым, сек­суальным поведением. Особый упор на сексуальное поведение под­ростков неслучаен, поскольку именно на подростковый возраст приходится значительная и растущая часть добрачных половых свя­зей и поскольку именно сексуальные связи подростков порождают наибольшее число экономических, социальных, медицинских и дру­гих проблем. В связи с вышесказанным, возникает беспокойство из-за растущего уровня рождаемости в самых молодых возрастах, из-за высокой доли нежелательных и незапланированных беременностей у подростков в контексте изме­няющихся сексуальных установок и поведения и роста возраста пер­вого брака. Это беспокойство связано с большим числом разнообраз­ных негативных последствий сверхранних и ранних беременностей. Оно может только усиливаться в связи с тем, что число таких бе­ременностей растет на фоне продолжающегося снижения рождае­мости". 25 минут    
  Репродуктивное поведение: понятие, сущность, структура и типы. Воспроизводство населения в РФ: проблемы и пути решения. Под репродуктивным поведением понимается система действий и отношений, которая направлена на удовлетворение их естественных потребностей в определенном числе детей, так и на воспроизводство общества в целом. Сущность репродуктивного поведения проявляется в совокупности следующих свойств: 1. физиологические и социальные составляющие (репродуктивное поведение-это их синтез). Единство направлено на последовательность линий поведения в браке, на последовательность репродуктивного цикла. 2. амбивалентность природы репродуктивного поведения – противоречивая потребность в детях с одной стороны, а с другой направленность на ограничение числа плодовитости. Достижение определенного числа детей на определенной стадии жизненного цикла. 3. полное осуществление репродуктивного цикла и нарушение его непрерывности через контроль за репродуктивным поведением. 4. психологический аспект поведения, т.е. мотивация, установки и ценностные ориентации на детность. 5. определение семейных ситуаций, направленных на удовлетворение потребности в детях. 6. воздействие на него целого ряда факторов: внутрисемейных и внесемейных. 7. результативность, т.е. социальные нормы детности, выступающие средством социальной регуляции. Совокупность данных свойств означает сущность репродуктивного поведения. Содержание репродуктивного поведения: 1. семейная идеология – потребность в детях (рациональная и нерациональная) 2. семейная ситуация (отсутствие работы, болезнь) 3. механизм регуляции репродуктивного поведения – система диспозиций (это часть нормы права, которая формулирует правило правомерного поведения либо признаки неправомерного поведения.) 4. Р епродуктивный процесс (определенная по­следовательность репродуктивных событий на протяжении всей жизни индивида или семьи, связанных с рождением детей и яв­ляющихся результатом совместного действия биологических (фи­зиологических) факторов рождаемости и социального контроля ре­продуктивного поведения. Репродуктивный цикл — повторяющаяся последовательность ос­новных репродуктивных событий (coitus, зачатие, роды). 5. Репродуктивные нормы — это детерминированные общественным бытием принципы и образцы по­добающего поведения, относящегося к рождению определенного чис­ла детей, и принятые в тех социальных группах, к которым принад­лежит или хотел бы принадлежать индивид. 6. Репродуктивные установки — это психические состояния лично­сти, обусловливающие взаимную согласованность разного рода дей­ствий, характеризующихся положительным или отрицательным от­ношением к рождению определенного числа детей. 7. Элементарные поведенческие акты, или единицы репродуктив­ного поведения, — это специфическая реакция на актуальную ре­продуктивную ситуацию, на специфические и быстро сменяющие друг друга воздействия внешней среды. Например, так называемая контрацептивная осечка, то есть наступление беременности при при­менении контрацепции, может вызвать или ее прерывание, или ре­шение сохранить ребенка и пойти на его рождение. 8. Шаблоны репродуктивного поведения — это возникновение под действием привычных и достаточно устойчивых семейных ситуаций (ситуаций семейного образа жизни) определенных и стабильных конфигураций элементарных поведенческих актов. 9. Линии репродуктивного поведения — это специфическое сочета­ние шаблонов поведения, характеризуемое их определенной направ­ленностью и последовательностью, тенденция, обнаруживающаяся при их смене на протяжении всей жизни личности и семьи (их жизненного цикла). Функции репродуктивного поведения: 1.ценностно- ориентационная (надо оценить ситуацию, просчитать, а не бездумно рожать детей); 2. Познавательная (нельзя продолжать род, опираясь только на физические потребности, это дикость) 3. мотивационная 4. регулятивная 5. практически – преобразовательная (прирост населения). Специфика социологического изуче­ния рождаемости заключается в том, что внимание социолога направ­лено на анализ репродуктивного поведения миллионов семей и инди­видов, отдельные события в жизни которых, связанные с рождением детей, сливаются, интегрируются в процесс рождаемости, на уровне населения изучаемый демографией. Согласно современным представлениям, репродуктивные мотивы, или мотивы рождаемости, подразделяются на экономические, соци­альные и психологические. Экономические мотивы рождения детей — это мотивы, которые побуждают к рождению того или иного числа детей благодаря тому, что через это событие достигаются (или предполагается, что достига­ются) определенные экономические цели, то есть цели, связанные со стремлением приобрести какие-то материальные выгоды или повы­сить (или сохранить) экономический статус. Социальные мотивы — это мотивы, которые побуждают к рож­дению определенного числа детей в пределах бытующих социокуль­турных норм детности и которые являются индивидуальной реак­цией на эти нормы. Психологические мотивы — это мотивы, которые побуждают к рождению определенного числа детей благодаря тому, что через это достигаются какие-то сугубо личностные, социально-психологи­ческие, как бы внутренние цели личности.   25 минут    
  Методы социологических исследований репродуктивного поведения. Методы изучения репродуктивного поведения Метод опроса Метод контент-анализа Метод моделирования Сравнительный метод изучает репродуктивное поведение в различных типах семей. Бихевиористский метод изучает репродуктивное поведение с точки зрения поведения установленного нормами. Метод семантического дифференциала Объекты для оценки здесь могут быть и качественными (семья, дети, брак) и количественными (1 ребенок, двое детей, трое и более детей в семье).   10 минут    
  Выводы, подведение итогов   Таким образом, сегодня мы с вами рассмотрели основные теоретические и методологические подходы к социологическому исследованию сексуального и репродуктивного поведения. Раскрыли понятие сексуальное поведение - это система действий и отношений, которые опосредуют удовлетворение полового влечения (сексуальной потребности). Охарактеризовали сексуальную культуру, роли и ценности, их типы. Напомню, это легализм, ситуационная этика, гедонизм, аскетизм и рационализм. Раскрыли понятие репродуктивного поведения - система действий и отношений, которая направлена на удовлетворение их естественных потребностей в определенном числе детей, так и на воспроизводство общества в целом. Ознакомились с методами социологических исследований репродуктивного поведения.   5 минут    
  Экспересс-контроль по усвоению материала 1. «Сексуальное поведение — это система действий и отношений, которые опосредуют удовлетворение полового влечения (сексуальной потребности)» кто дал это определение? А) Зритнева Е.И. Б) Антонов А.И., Медков В.М. В) Кравченко А.И.   2. Совокупность социокультурных норм, определяющих то, ка­кими должны или не должны быть мужчины или женщины, как они должны или не должны себя вести это определение А) Сексуальной культуры Б) Сексуальных ценностей В) Сексуальных ролей 3. В типы современных сексуальных ценностей НЕ входит: А) легализм Б) аскетизм В) номинализм 4. Системой действий и отношений, направленной на удовлетворение их естественных потребностей в определенном числе детей, так и на воспроизводство общества в целом называется А) репродуктивный процесс Б) сексуальный сценарий В) репродуктивное поведение 5. Репродуктивной нормой является А) это детерминированные общественным бытием принципы и образцы по­добающего поведения, относящегося к рождению определенного чис­ла детей, и принятые в тех социальных группах, к которым принад­лежит или хотел бы принадлежать индивид. Б) это специфическая реакция на актуальную ре­продуктивную ситуацию, на специфические и быстро сменяющие друг друга воздействия внешней среды. В) совокупность зва­ний, верований, социальных норм и ценностей, запретов и предписа­ний, имеющих отношение к различиям между полями и их взаимо­отношениям.   10 минут    

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: