2. Теории харизматического лидерства
Хари́зма (от др.-греч. χάρισμα — дар (от Бога) — «пома́зание») Слово χάρισμα употреблялось в древнегреческой мифологии для обозначения способности притягивать к себе внимание. Харитами назывались древнегреческие богини красоты, грации и изящества. В христианстве обозначает «дар Бога».
Харизматическое лидерство (charismatic leadership) - это возврат к старому пониманию лидера как человека, который «силой своих личных способностей может оказывать глубокое и необычайное влияние на последователей». Хотя понятие харизмы известно со времен Древней Греции и упоминается в Библии, его современную трактовку связывают с работой Роберта Хауса. В результате анализа политических и религиозных лидеров Хаус предположил, что харизматических лидеров отличают уверенность в себе и в своих подчиненных, высокие ожидания в отношении подчиненных, идеологическое видение перспективы и воздействие личным примером. Последователи харизматического лидера идентифицируют себя с ним и его миссией, выказывают крайнюю лояльность и уверенность в нем, воспринимают его ценности, воспроизводят его поведение и осуществляют самооценку на основе отношений с лидером. Позднее понятие о харизматическом лидере расширили, включив в него и лидеров бизнеса, в том числе и женщин. В частности отмечали, что харизматические лидеры обладают отличными навыками ведения дискуссии и убеждения, техническими знаниями и способны добиваться изменений установок, поведения и эмоций своих последователей. Теория предсказывает, что харизматический лидер, оказывая воздействие на своих последователей, может добиться от них деятельности, превосходящей все ожидания, а также преданности лидеру и его миссии.
Существуют также и расширенные трактовки этой теории. Расширенная версия теории признает и тот факт, что харизматическое лидерство имеет и свои темные стороны. Харизматических лидеров обычно представляют как сказочных героев, однако, им нередко свойственны и определенные аморальные качества. Принимая во внимание, что харизматические лидеры должны отвечать определенным этическим стандартам, было замечено, что «они заслуживают этой оценки только в том случае, если преобразуют свою организацию таким образом, что ее члены следуют за лидером и стремятся к достижению общих целей не по принуждению или в расчете на личную выгоду, а потому, что они добровольно отождествляют себя с организацией, нормами поведения и целями».
Определение харизматических характеристик лидеров может оказаться особенно важным в условиях преобразования традиционных способов реализации лидерства в организации для адаптации к драматическим изменениям. Именно этот процесс изменений стал объектом изучения для теории преобразующего лидерства (transformational leadership theory).
Преобразующее лидерство дает результаты высшего качества в организациях, стоящих перед необходимостью обновления и изменения. Внедрение преобразующего лидерства с помощью подбора, расстановки, продвижения, обучения и развития лидеров окупается здоровьем, благополучием и эффективностью организации.
Эффективным преобразующим лидерам присуши следующие качества:
Они считают себя носителями перемен.
· Они обладают смелостью и мужеством.
· Они верят в людей.
· Ими движут фундаментальные ценности.
· Они всю жизнь учатся.
· Они способны справляться со сложностями, неопределенностью и двусмысленностью.
· Они обладают видением перспективы.
Полевые исследования показали, что преобразующие лидеры чаше прибегают к легитимизирующей тактике, порождают более высокий уровень идентификации и интернализации и характеризуются более высокой эффективностью деятельности.
3. Теория социального научения
Подобно тому как теория социального научения (social learning theory) позволила сформулировать общую концептуальную основу для описания организационного поведения, она может помочь в создании модели непрерывного взаимодействия между лидером (в том числе его представлений), окружением (включая подчиненных/после дователей и макропеременные) и самим поведением. Эти взаимодействия показаны на рисунке. Подход представляется глубоким и жизнеспособным теоретическим основанием для понимания лидерства78.
ЛИДЕР
(включая его когнитивные установки)
ПОВЕДЕНИЕ ЛИДЕРА ----------------(включая подчиненных и макропеременные)
Любой другой теоретический подход, рассматриваемый в отдельности, выглядит ограниченным. Например, односторонние, когнитивно ориентированные теории черт предполагают, что лидер является казуальным фактором, который влияет на подчиненных независимо от их поведения и ситуации. Ситуационные теории делают шаг в верном направлении, но даже они в основном представляют концепцию однонаправленного воздействия, в которой некая комбинация личности конкретного лидера и ситуации определяет лидерское поведение. Даже те теории, которые претендуют на двухсторонний подход (либо в виде обмена между лидером и группой подчиненных, либо в форме взаимодействия между лидером и ситуацией), на самом деле по-прежнему придерживаются одностороннего взгляда на поведение лидера. В этих теориях казуальное воздействие на поведение лидера является результатом взаимозависимого обмена, но само поведение как определяющий фактор лидерства игнорируется.
Подчиненные играют активную роль и вместе с лидером концентрируют внимание на своем поведении и поведении других, на факторах окружающей среды (как на причинах, так и следствиях) и своих опосредующих суждениях. Можно привести следующие примеры такого подхода.
4. Лидер знакомится с макро- и микропеременными, контролирующими его поведение.
5. Лидер вместе с подчиненными ищет индивидуальные факторы, регулирующие поведение подчиненных.
6. Лидер и подчиненные совместно пытаются найти способы управления индивидуальным поведением для получения взаимно подкрепляющих и полезных для организации результатов.
При таком подходе лидер и подчиненные связаны регулируемыми отношениями, основанными на взаимодействии, и сознательно стараются изменить поведение друг друга (повлиять на него), предоставляя или принимая желаемое вознаграждение.
Теория социального научения имеет будущее, поскольку благодаря признанию ею взаимодействия всех переменных из предыдущих теорий растет ее значимость в качестве теоретического основания как в психологии, так и в области организационного поведения.
Навыки лидерства
И теория, и практика лидерства признают важность навыков или, иными словами, того, как и насколько эффективно действуют лидеры. С навыками тесно связаны стили и роли/виды деятельности, которые могут быть использованы как отправной пункт при их обсуждении.
a) Какие навыки нужны лидерам?
Как было отмечено ранее исследование лидерских черт породило попытки выявить важнейшие навыки лидеров. Литература, ориентированная на практиков, содержит множество перечней таких навыков. Ниже для примера приведен недавно составленный перечень навыков лидерства, критически необходимых для успеха в глобальной экономике.
1. Восприимчивость к различным культурам. В международных проектах этот навык подразумевает культурную осведомленность и сенситивность. В организациях, действующих внутри страны, он может стать критически важным для успеха в условиях растущей диверсификации рабочей силы. Лидеры должны обладать соответствующими навыками не только для того, чтобы управлять диверсифицированным персоналом, но также и для того, чтобы признать и оценить возникающее многообразие.
2. Навыки общения. Эффективные лидеры должны уметь общаться письменно, устно и невербально.
3. Навыки развития человеческих ресурсов (РЧР). Поскольку эффективность лидерства в значительной степени зависит от человеческих ресурсов, лидеры должны обладать навыками их развития, т.е. создания атмосферы, способствующей научению. разработки тренинговых программ, передачи информации и опыта, оценки результатов, обеспечения консультаций по развитию карьеры, проведения организационных изменений и адаптации учебных материалов.
4. Креативность. Способность решать проблемы, внедрять нововведения и креативность обеспечивают конкурентные преимущества в условиях современного глобального рынка. Лидеры должны не только сами обладать креативностью, но и способствовать ее проявлению у подчиненных, оказывать помощь своим последователям в развитии их творческих способностей.
5. Управление самообразованием. Этот навык подразумевает постоянное освоение новых знаний и навыков. Во время серьезных перемен и хаоса лидеры сами должны постоянно меняться. Они должны сами заботиться о своем обучении.
Этот перечень современен и хорош, как и любой другой; однако в одной академической работе недавно было замечено: «Преобладающее теоретизирование по поводу навыков, необходимых для успешной деятельности менеджеров, мешает нашему пониманию этого феномена». Для разрешения этой проблемы предложен более эмпирический подход к формированию перечня навыков эффективного лидера. [David A. Whetten and Kim S. Cameron, Developing Management Skills (Разработка управленческих навыков), HarperCollins, New York, 1991, p. 8-11] На основе опроса более 400 высокоэффективных менеджеров было выявлено 10 наиболее часто упоминаемых навыков.
1. Вербальные коммуникации (включая умение слушать).
2. Умение управлять стрессами и эффективно использовать время.
3. Принятие индивидуальных решений.
4. Признание, формулировка и решение проблем.
5. Мотивация и влияние на других.
6. Делегирование.
7. Постановка целей и четкое представление перспективы.
8. Самосознание.
9. Построение команд.
10. Управление конфликтами.
Последующие работы и связанные с ними исследования выделили навыки, схожие с десятью приведенными выше. С помощью статистических методов результаты различных исследований были объединены в следующие четыре категории навыков эффективного лидерства.
1. Вовлечение ведомых в управление и человеческие отношения (например, коммуникации, обеспечивающие поддержку, или создание команд).
2. Конкурентность и контроль (например, настойчивость, власть, влияние).
3. Новаторство и предприимчивость (например, творческое решение проблем).
4. Поддержание порядка и рациональности деятельности (например, эффективное использование времени и принятие рациональных решений).
Комментируя различные навыки лидерства, выявленные в ходе исследования, Дэвид Веттен и Ким Камерон отмечают три особенности. Во-первых, навыки проявляются в поведении. Это не личные черты и, что важно, не стили. Они состоят из определенного набора действий лидера и выражаются в определенных результатах. Во-вторых, навыки в некоторых случаях кажутся противоречивыми и парадоксальными. Например, они не подразумевают ни мягкого, ни жесткого управления. Они не ориентированы исключительно или на групповую работу и межличностные отношения, или на индивидуализм и предприимчивость. В-третьих, навыки взаимосвязаны и перекрывают друг друга. Эффективные лидеры не используют один навык или их набор независимо друг от друга. Другими словами, эффективные лидеры обладают множеством навыков.