Ладейщиков Александр Юрьевич




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЙ

Иркутский Национальный Исследовательский Технический Институт

 

Кафедра

Истории архитектуры и основ проектирования

 

РЕФЕРАТ

на тему:

«Творчество Донателло»

Выполнила:

Студентка группы Арб-17-1

Шевелева Алина Алексеевна

Проверила:

Ладейщиков Александр Юрьевич

Иркутск 2017

Содержание:

1. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….3

2. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО………………………………………...4-18

3.ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ……………………………………………19

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..19-20

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….20

1.ВВЕДЕНИЕ: Донателло-этого человека весь мир знает как великого скульптора. Но мало кто знает, что его настоящее имя Донатто ди Никколо ди Бетто Барди. Знаменитый флорентийский скульптор эпохи Возрождения жил и творил в XIV веке, но и сегодня его имя остается легендой. Он работал с камнем, бронзой, деревом, глиной, штукатуркой и воском, а также разработал очень мелкий тип барельефа. Самые знаменитые его творения – «Давид», «Кающаяся Магдалина», «Пророк Аввакум», «Пир Ирода», «Юдифь и Олоферн», «Мадонна с младенцем и четырьмя ангелами». Донателло прожил длинную и интересную жизнь, посвятив целых 60 лет творчеству. Новаторские идеи мастера удивляли современников своей смелостью и произвели настоящий переворот в итальянском искусстве. Критики утверждают, что его работы не вписывались в общепринятые рамки того времени. Видимо, это послужило причиной того, что Донателло стали называть «отцом раннего Ренессанса».

Скульптор получил признание еще при жизни, его работы неизменно вызывали восхищение у современников. Поэтому и самооценка у мастера была соответствующая: однажды без ложной скромности он заметил, что в своем искусстве является патриархом. Но это не мешало ему быть скромным и непритязательным в быту. А бескорыстие «амбициозного» ваятеля доходило до того, что он поставил у дверей своей мастерской корзину с деньгами, чтобы его нуждающиеся друзья имели средства для существования. И хотя некоторые даты и события являются всего лишь предположениями историков, но сохранились сведения, которые можно с большой долей вероятности считать достоверными. Так, у биографов не вызывает сомнения происхождение Донателло: он появился на свет в семье богатого чесальщика шерсти, но уже подростком потерял отца. В юности будущий великий скульптор был подмастерьем ювелира, затем занимался литьем из бронзы. Непревзойдённого скульптора мир узнал, благодаря флорентийскому меценату Мартелло, который заметил талантливого юношу и оплатил его учебу у Лоренцо Гиберти, ювелира, скульптора и историка искусства.

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО: Донателло (около 1386–1466). Подлинное имя скульптора - Донато ди Никколо ди Бетто Барди, но больше он известен под своим псевдонимом.
Со времен Джованни Пизано итальянская скульптура не знала мастера такого масштаба, внутренней силы и такой пластической мощи и богатства художественного языка.
Гармония статуй Донателло иного порядка, чем у его современников — Лоренцо Гиберти и Нанни ди Банко - если в ранних работах Донателло еще заметны готические веяния, то позднее скульптор пришел к созданию новых классических форм, соединив античное и современное.

Донателло родился во Флоренции или близ нее между 1382 и 1387 годами, вероятнее всего в 1386 году. Он происходил из достаточно зажиточной семьи. Отец Донателло отпрыск старого рода Барди, был ремесленником - чесальщиком шерсти, однако потерял состояние и умер довольно рано. С юности скульптору приходилось самому зарабатывать на жизнь. После смерти отца Донателло жил со своей матерью в небольшом скромном доме, Донато в детстве не посещал школу и довольно плохо понимал латынь.

Впервые имя Донателло упоминается в документах в 1401 году - в это время он работал ювелиром в Пистойе - предположительно, сначала Донателло учился в ювелирной мастерской, но неизвестно чьим учеником он был, а также в мастерской живописца и скульптора Биччи ди Лоренцо, пользуясь покровительством богатого флорентийского банкира Мартелли. В 1403 году имя Донателло встречается уже в мастерской Гиберти, где он работал до 1407 года, помогая вьполнять модели рельефов вторых дверей флорентийского баптистерия. 25 ноября 1406 года имя Донателло упоминается в документах, связанных со строительством собора Санта-Мария дель Фьоре. В 1407 г. Донателло покинул Гиберти и начал работу в мастерских, ведущих работы над украшением флорентийского собора.
Уже около 1414-го года Донателло решительно порывает с традициями мастерской Гиберти и становится на путь самостоятельного развития, Донателло кардинально меняет свой художественный метод, отказываясь от готических традиций своего учителя, и практически становится родоначальником нового типа скульптуры. Этому немало должна была способствовать близость к Брунеллески, с которым Донателло мог познакомиться не позднее 1403 года, когда он работал над статуей Давида для контрфорса флорентийского собора. Брунеллески, вероятно, первым приобщил Донателло к новым гуманистическим идеям и к манере работать all'antica, которая тогда входила в моду.
Очень мало известно о Донателло как о человеке. Не сохранилось ни одного его письма, ни одного его прямого высказывания. Все, что о нем известно, восходит к более поздним источникам, и не всегда надежным. Имеются только немногочисленные старые сведения - так, например, его друг Маттео дельи Органи свидетельствует в 1434 году, что Донателло был «человеком, который довольствовался любой скромной пищей и вообще был неприхотлив». Джованни Медичи писал, что Донателло не имел иного положения, кроме того, которое давали ему его собственные руки. Когда Козимо Медичи подарил Донателло красивое платье, скульптор надел его один-два раза и больше не носил, чтобы не «казаться неженкой» (Веспасиано да Бистиччи *).
В свете этих свидетельств современников не таким неправдоподобным выглядит рассказ Вазари, фигурирующий уже в трактате Помпонио Гаурико * «О скульптуре» (1504). «Он был человеком чрезвычайно щедрым, любезным и лучше относился к друзьям, чем к самому себе; никогда не придавал никакой цены деньгам и держал их в корзинке, подвешенной веревкой к потолку, откуда каждый из его учеников и друзей мог черпать по мере надобности, не говоря ему об этом ничего».
Его личность вызывала уважение флорентийцев, о чем красноречиво свидетельствует сюжет уличного представления, в котором к Донателло прибывал посланец с приглашением ко двору самого «царя Ниневии» для выполнения важных заказов, на что Донателло ответил отказом, так как должен был окончить статую для флорентийского рынка и ничем другим заняться не мог. Сохранилось свидетельство Лудовико Гонзага, безуспешно пытавшегося уговорить переехать мастера в Мантую: «У него так устроены мозги, что если он не захочет приехать, то надо оставить всякие надежды».
Характер у Донателло был непростой, он часто затягивал завершение заказов, нередко отказывался от выполнения своих обязательств, когда они были ему не по душе, не придавал большого значения общественному положению заказчика. Такая свобода поведения была возможна в республиканской Флоренции, но уже в XVI веке была, скорее, исключением, так как художники стали зависимы от двора Медичи.
Так же мало как о Донателло-человеке известно и о его творческой практике. До нашего времени не дошел ни один его рисунок, ни одна его модель. А между тем Вазари имел в своей коллекции его рисунки, и Помпонио Гаурико сообщает, будто бы Донателло утверждал, что основой скульптуры служит рисунок - на этом этапе фиксируется мотив, который получает дальнейшее уточнение в маленькой модели, выполненной из глины или из воска. Такие модели, по свидетельству Паоло Джовио *, Донателло по нескольку раз переделывал, пока не находил нужного решения. К сожалению, ни одной такой модели не сохранилось.
Статуи мастер делал в основном сам, поручая лишь второстепенные детали ученикам, в выполнении больших монументальных заказов он широко использовал труд помощников, статуи и рельефы из бронзы он обычно поручал отливать квалифицированным колокольных дел мастерам, хотя сам хорошо был знаком с техникой литья из бронзы. Отделку поверхности бронзовых статуй и рельефов Донателло проводил сам - без излишней тщательности, заглаженности, оставляя их с своеобразной «незаконченностью», уходя от ювелирных традиций, учитывая и расстояние, с которого статую будут рассматривать и впечатление, которое будет производить эта статуя, установленная на предназначенном ей месте. По словам Вазари, Донателло, «работал столько же руками, сколько расчетом», в отличие от мастеров, чьи «произведения заканчиваются и кажутся прекрасными в том помещении, в котором их делают, но будучи затем оттуда вынесенными и помещенными в другое место, при другом освещении или на большей высоте получают совершенно иной вид и производят впечатление как раз обратное тому, какое они производили на своем прежнем месте».
В отличие от классического направления флорентийской пластики, в котором работали многие его современники, творения Донателло выполнены с реалистичностью и живостью, с большей свободой и смелостью. Задачи нового реалистического искусства Донателло решал средствами статуарной пластики и средствами рельефа. Статуя - центральная проблема его раннего творчества. Несколько позднее (ок. 1420 г.) Донателло стал разрабатывать проблему перспективно построенного, многопланного рельефа, которая в дальнейшем занимала его всю жизнь. По этим двум линиям и развивается творчество этого мастера.
И еще одна важная и вечная проблема - отношения Донателло и античности и роль античности в его творчестве. Люди Возрождения были склонны рассматривать Донателло как «великого подражателя древним» - примерно так смотрел на вещи вездесущий Вазари. Произведения Донателло, по его мнению, «почитались более похожими на выдающиеся создания древних греков и римлян, нежели все, что было кем-либо и когда-либо сделано». Эта связь Донателло с античным наследием всячески подчеркивалась и в литературе XIX века, пока М. Реймон и В. Боде * не заострили внимание на принципиальной несхожести Донателло с античными мастерами. Признавая, что Донателло настойчиво выискивал античные образцы и, насколько это было возможно, тщательно их использовал, Боде в то же время отмечал:«... вряд ли кто другой по всему своему восприятию был в такой мере далек от античности, как он».

Действительно, Донателло настолько произвольно обращался с античным наследием и умел так удачно подчинять античные заимствования своим собственным замыслам, что они полностью в них растворялись. В его глазах античный мотив был почти синонимом реалистического мотива - он особенно настойчиво его доискивался, когда перед ним стояла задача изобразить фигуру в движении либо контрапосте *. Идеальные формы античной классики его мало трогали. Зато все, что обладало в античном искусстве экспрессией, как, например, римский портрет I—III веков н. э.* римский исторический рельеф (колонна Траяна *), римские провинциальные саркофаги, римский архитектурный орнамент, живо его интересовало, и он не боялся черпать из этих источников отдельные мотивы. Но что примечательно — до настоящего времени неизвестен ни один античный памятник, который Донателло точно скопировал бы. Нет никаких прямых заимствований из античных источников и в его ранних произведениях, открывающих новую эпоху. Нет ни одной статуи (кроме так называемого Атиса Аморино)
и ни одного рельефа на античную тему, получившую такое большое значение у скульпторов во второй половине XV-в XVI веке. Полностью преобладает христианская тематика, в которой далеко не так часто звучат античные отголоски (в поздний период они почти полностью исчезают).

Аллегорическая фигура мальчика(Атис) 1430г.

Донателло. Бронза. Национальный музей Барджелло.

Первым периодом творчества можно считать годы до 1433, когда Донателло работал в основном над украшением Кафедрального собора и церкви Орсанмикеле во Флоренции.
Первым бесспорным из дошедших до нас произведений Донателло является его «Давид» - ныне в музее Барджелло. Эта статуя была выполнена для контрфорса * флорентийского собора в 1408-1409 годах, но затем, вероятно по причине ее недостаточно большого размера для столь отдаленного местоположения, передана по приказу синьории в 1416 году в Палаццо Веккьо, где статуя была доработана мастером. Тогда свиток в руках Давида был сменен на пращу, которая получила призывающую к гражданским подвигам надпись: «Тем, кто храбро сражается за родину, боги даруют помощь даже против самых страшных противников». Статуя была поставлена около стены Палаццо Веккьо и служила символом независимости Флоренции.

Давид. 1409 г. Донателло. Мрамор. Национальный музей Барджелло, Флоренция.

 

Голову Давида украшает венок из листьев амаранта * — античной эмблемы неувядаемой славы храбрых. Эта деталь была несомненно подсказана Донателло каким-то знатоком античной литературы, вероятнее всего, его другом Никколо Никколи * - таким образом украшали статуи Ахиллеса, Язона, Геркулеса. В остальном же статуя еще во многом связана с традициями средневекового готического искусства - готический изгиб фигуры, изящные конечности, лишенное характера тонкое миловидное лицо, несколько напоминающее тип античного Вакха. Но в богатой пластической жизни тела с широким использованием контрапоста (выдвинутые вперед правое плечо и нога, повернутая в обратную сторону голова, отставленная назад левая нога) ощущается уже стремление мастера свободно развернуть фигуру в пространстве. Очень удачен и нов мотив обнаженной левой ноги, эффектно обрамленной ниспадающими складками драпировок.
Традиционно Давида изображали в виде мудрого царя преклонных лет - со свитком законов в руках, или псалмопевца - с лирой. Образ юного Давида-победителя был связан с памятью об избавлении Флоренции от миланской угрозы и о победоносной войне с неаполитанским королем. В трактовке Донателло Давид показан юным воином, торжествующим свою победу над гигантом Голиафом. Эта статуя - первая в творчестве Донателло из ряда статуй героической тематики.

В 1408-1415 годах для фасада кафедрального собора во Флоренции разными скульпторами были созданы статуи четырех Евангелистов - Иоанн Богослов, покровитель цеха шерстяников, работы Донателло, Святой Лука - работы Нанни ди Банко, Святой Марк - Николо Ламберти, Святой Матфей - Чуффаньи (1410—1415), ныне они находятся в музее Собора во Флоренции. Когда строительная комиссия в 1408 г. распределяла заказы на эти статуи, молодому Донателло достался брус каррского мрамора, высокий и широкий, но небольшой глубины - не превышающей полметра - достаточной для готической скульптуры, но явно малой для более реалистичного изображения сидящего человека, и потому скульптура, по сути, представляет собой горельеф *. Донателло решил проблему, выбрав положение для фигуры с косым поворотом ног, противоположном повороту головы, вместе с тем ввел скрытую напряженность в пассивно сидящей фигуре. Сидящий апостол – это крепкий, мощный старик, с могучими рукам, исполненный сдержанного достоинства и благородства. Массивная голова, мужественное, сильное лицо, в обрамлении крупных, как бы струящихся прядей волос и бороды, пронзительный взгляд, тяжелые, привыкшие к труду руки придают Иоанну внушительность и мощь, напоминая «Моисея» Микеланджело, которого именовали «сыном этого отца», таким образом сидящего «Иоанна» Донателло считают вдохновителем и гениальным предшественником шедевра Ренессанса.
В этой своей статуе Донателло делает решительный шаг вперед. Строго говоря, это первая подлинно ренессансная статуя, в которой новое представление о человеке нашло себе выражение. Начиная с этой вещи Донателло вступает в новый период своего творчества и создает шедевры, которые открывают новую эпоху в искусстве.
В эпоху треченто скульптуры являли собой бестелесные образы, а здесь Донателло наделяет Иоанна реалистичным, земным характером.

Иоанн Евангелист. 1410-11 гг. Донателло.

Мрамор. Музей Собора, Флоренция

На раннем этапе творчества Донателло пробовал себя в разных направлениях. Вероятно, около 1412-1413 (или 1415-1425 года) он вырезал из дерева Распятие, ныне хранящееся во флорентийской церкви Санта Кроче.
В нем прослеживается сходство с аналогичным по тематике рельефом его учителя Гиберти на вторых дверях флорентийского баптистерия. Христос изображен с сильным мускулистым телом, но лицом недостаточно выразительным для Донателло. Исследователи до сих пор не пришли к единому мнению по поводу авторства Донателло и времени создания деревянного «Распятия», хотя большинство склоняются, что в нем присутствуют характерные для раннего Донателло признаки.
Эта работа Донателло упоминается дважды в источниках XVI века, а также Вазари приводит анекдот (кстати, не особенно достоверный) - будто скульптор показал сразу после завершения работу своему близкому другу Филиппо Брунеллески, но тот дал посредственную оценку деревянному «Распятию», его слишком правдоподобному облику: «Крестьянин на кресте».

Распятие. 1412-13 гг. Донателло. Дерево. Церковь Санта Кроче, Флоренция.

В 1412 Донателло был принят в гильдию Святого Луки * - гильдию живописцев, как живописец, скульптор и золотых дел мастер. В ранний период своей жизни Донателло выполнял почти исключительно общественные заказы (для коммун, цехов, церквей) - создавал статуи для площадей и фасадов - для широкого обозрения, что полностью соответствовало запросам «гражданственного гуманизма». Позднее Донателло выполнял частные заказы. Его слава быстро росла и все, что выходило из его рук, неизменно удивляло современников - своеобразным духом бунтарства в том числе.
В 1411-1412 годах Донателло исполнил статую Святого Марка для ниши на южной стороне здания церкви Орсанмикеле, которая и поныне украшает предназначенную для нее нишу. Согласно документальным свидетельствам, она была создана мастером почти одновременно с статуей сидящего Иоанна Богослова (1408-1415), но в художественном отношении значительно превосходит статую для Дуомо.
Статуя Марка была заказана старшинами цеха льнопрядильщиков, возможно именно поэтому Донателло так тщательно проработал драпировки одежды, изобразив их самых различных форм, а также водзрузил статую Евангелиста на плоскую подушку. Несмотря на то, что статуя находится в нише, она сразу привлекла внимание современников, Донателло с большим мастерством выразил индивидуальный характер персонажа.
Фигура Марка необычайно пропорциональна, устойчива и монументальна, возможно, впервые после античных мастеров была решена проблема устойчивой постановки фигуры. Вся тяжесть слегка изогнутого тела покоится на правой ноге, левая нога, несколько согнутая в колене, слегка отставлена назад, левая рука, держащая книгу, одновременно придерживает плащ, который ложится свободными складками, обрисовывая рельеф ноги, все длинное старинное одеяние полностью подчинено фигуре, подчеркивая его положение - спокойное, исполненное достоинства. Все в этой фигуре весомо и материально - и тяжесть тела, и мускулистые руки, и пластичность ткани одежды. Микеланджело сказал о статуе Марка, что он «никогда еще не видел статуи, столь похожей на порядочного человека; если таким был св. Марк, можно поверить и его писаниям».

Евангелист Марк. 1411г. Донателло. Мрамор.Церковь Орсанмикеле, Флоренция.

Начиная со статуи Святого Людовика, в творчестве Донателло усиливаются реалистические тенденции, достигшие очередного пика в статуях пророков флорентийской кампанилы.

Святой Людовик Тулузский. 1413 г. Донателло. Бронза. Музей церкви Санта Кроче, Флоренция.

Своего рода апогеем творческих исканий молодого Донателло является его статуя святого Георгия, выполненная по заказу цеха оружейников для Орсанмикеле (теперь хранится в Барджелло). В «Георгии» Донателло наиболее полно воплотил новый гражданственный идеал. Герой стоит непоколебимо, как скала - нет такой силы в мире, которая способна сдвинуть его с места, он готов отразить любой натиск. Вазари дал такое описание этой статуи: «... голова ее выражает красоту юности, смелость и доблесть в оружии, гордый и грозный порыв, и во всем изумительное движение, оживляющее камень изнутри. И, конечно, ни в одной скульптуре не найти столько жизни, ни в одном мраморе — столько одухотворенности, сколько природа и искусство вложили в это произведение руками Донато». В свое время на голове Георгия был шлем, в правой руке он держал меч либо копье, левой, опирающейся о щит с эмблемой Флоренции, прижимал к груди ножны. Эти атрибуты были, несомненно, подсказаны мастеру старшинами цеха оружейников, хотевших видеть своего патрона наделенным всем тем, что они сами изготовляли. Вероятно, в настоящем своем виде, когда ее пластические качества выступают с большей рельефностью, статуя только выиграла.
Может показаться, что Донателло изобразил Георгия в строгой фронтальной позе, но это впечатление обманчиво. На самом деле фигура полна движения, но сдержанного. Донателло очень тонко использует контрапост для оживления фигуры. Правое плечо и правая рука слегка отставлены назад, голова чуть повернута в обратную сторону, левое плечо выдвинуто, корпусу придано как бы вращательное движение, правая нога, в отличие от левой, не выходит за пределы плинтуса, а отодвинута от него несколько вглубь. Подобная трактовка лишает фигуру всякой статичности, что подметил уже Вазари. Донателло так обрабатывает переднюю сторону статуи (а она рассчитана на рассмотрение с фронтальной точки зрения), что она воспринимается как своего рода рельеф. Ни одна часть (в том числе и наискось поставленный щит) не выступает из плоскости, руки прижаты к телу, завязанный узлом плащ крепко охватывает корпус. Это приводит к легкой обозримости статуи, которую можно без труда охватить одним взглядом, чему немало способствует ясная, тщательно продуманная композиция фигуры. В статуе Георгия очень своеобразно сочетаются замкнутость мраморного блока, подобранная рельефность переднего аспекта и насыщенность движением. Это и делает статую таким неповторимым произведением искусства. Здесь Донателло создал один из самых счастливых и жизнерадостных образов ренессансного искусства, близкий по общему своему духу тому, что позднее четко сформулировал Альберти: «безмятежность и спокойствие радостной души, свободной и довольной самой собою»
Хотя статуя Георгия стоит в ранее сделанной готической нише, она не вступает с ней в противоречие, так как и в статуе очень сильно выражены вертикальные линии (прямое положение всей фигуры, перекрестье щита, шея, нос). Несмотря на это, зритель все же явно ощущает, что статуе тесно в отведенном ей пространстве ниши, что присущий ей избыток энергии нуждается в более обширном поле действия.

Святой Георгий. 1416г. Донателло. Мрамор. Национальный музей Барджелло, Флоренция.

Марцокко. 1419 г. Донателло. Камень. Национальный музей Барджелло, Флоренция

Гробница Иоанна XXIII. Деталь. 1435 г Донателло., Баптистерий, Флоренция.

 

 

Святой Россоре Реликварий. Деталь. 1425-27 г. Донателло. Бронза. Национальный музей Сан-Маттео, Пиза

Пророк Иеремия. 1427-36 гг. Донателло. Музей Собора, Флоренция.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:

 Даже краткая биография Донателло изобилует интересными фактами. Известно, что Донателло очень много работал. Он брался за любые заказы, даже очень незначительные и мелкие. Деньги мастера не интересовали, он обожал творить. Интересно, что все вырученные средства он держал в подвесной корзине в своей мастерской. Каждый ученик мастера мог взять оттуда ровно столько, сколько ему было нужно.

 Донателло не хотели отпускать из Падуи. Мастера просто «заваливали» заказами только для того, чтобы он никуда не уехал, но он жить не мог без своей любимой Флоренции.

 Бронзовая статуя «Давид», величайшее творение мастера, украсившее сад Казимо Медичи, была очень смелой для своего времени. До Донателло никто не мог решиться изваять полностью обнаженную скульптуру.

 Одним из последователей Донателло был знаменитый скульптор и художник Верроккьо, который в свою очередь является учителем титана итальянского Ренессанса Леонардо да Винчи

 Неизвестно, была ли у Донателло семья. О личной жизни мастера практически ничего нет, никаких сведений. Известно только, что очень многие во Флоренции любили и уважали его, а после его смерти горожанами было принято решение тщательнейшим образом оберегать его скульптуры и не давать вывозить их из Флоренции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Донателло был неутомимым - вполне можно сказать "трудоголиком"- он работал во многих городах - во Флоренции, Пизе, Сиене, Прато, Риме, Падуе, Ферраре, Модене, Венеции. Его работы вызывали восторг у современников, несмотря на определенную бескомпромиссность мастера — он не гнался за внешней красивостью, которую всегда и во все времена любит публика, не стремился чрезмерно отшлифовывать свои статуи, боясь лишить их свежести первого замысла, и продолжал делать так как считал нужным.
Последние годы своей жизни Донателло провёл во Флоренции, работая до глубокой старости; умер в 1466 и погребён с большими почестями в церкви Сан-Лоренцо, украшенной его работами.

«Героем вечера» я выберу пророка Аввакума – он выделяется на фоне остальных и внешним видом, и выражением лица и даже складки его одежды имеют свой неспокойный смысл и свой строгий ритм. Удивительная фигура, вызывающая некоторый трепет – хочется невольно опустить глаза и одновременно присмотреться внимательней - в Аввакуме нет благостности, нет спокойствия - напротив, постоянный внутренний огонь - даже опасный, постоянная суровая непримиримость человека, который знает будущее – знает, то что сокрыто от других – от кого-то на время, от кого-то – навсегда.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение. М., «Изобразительное искусство», 1982

2.История зарубежного искусства. М., «Изобразительное искусство», 1984

3.Флоренция. Город и его шедевры. Флоренция, CASA EDITRICE BONECHI, 1994

4.История мирового искусства. БММ АО, М., 1998

5. https://obrazovaka.ru/alpha/d/donatello-donatello

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: