Уважаемый Председатель и члены




Государственной экзаменационной комиссии!

 

Вашему вниманию представляется дипломная работа на тему «Органы внутренних дел Республики Беларусь и Российской Федерации как субъекты борьбы с терроризмом: сравнительно-правовой анализ ».

Актуальность темы обусловлена, что захлестнувшая мир волна международного терроризма посягает на безопасность Беларуси и других стран. Их граждане становятся жертвами террористических актов за границей, зарубежные террористические организации стремятся перенести свою преступную деятельность на территорию этих стран.

Все террористические акты совершаются с целью посеять панику, создать атмосферу социально-политической напряженности, воздействовать на органы власти для принятия ими выгодных для террористов и иных экстремистов решений. Все это усиливает опасность эскалации террористического насилия, распространения террора как метода политической борьбы.

Только силовыми методами обеспечить безусловную защиту от терактов нельзя. Состояние социальной сферы, экономики, идеологические аспекты являются немаловажными факторами в возникновении террористических угроз. Поэтому силовые структуры всех стран все больше уделяют внимания взаимодействию в той части, где раньше присутствие силовой составляющей не наблюдалось.

Важной задачей антитеррористических мероприятий является его предупреждение. Поэтому в основу борьбы с терроризмом необходимо заложить продуманную превентивную работу.

На решении задач по противодействию терроризму ориентировано большинство подразделений органов внутренних дел.

В целом же следует отметить, что сегодня требуется дальнейшая разработка комплекса теоретических, методологических и праксеологических проблем деятельности органов внутренних дел, как субъектов борьбы с терроризмом.

Объектом исследования являются органы внутренних дел Республики Беларусь и Российской Федерации.

Предметом исследования является организация деятельности органов внутренних дел в качестве составной части антитеррористической системы Республики Беларусь и Российской Федерации.

Цель исследования состоит в изучении места и роли органов внутренних дел Республики Беларусь и Российской Федерации в механизме противодействия терроризму, и обосновании конкретных предложений, направленных на совершенствование правового регулирования системы управления ими.

Задачи исследования:

1. Охарактеризовать явление терроризма.

2. Проанализировать правовое обеспечение субъектов противодействия терроризму в Республике Беларусь и Российской Федерации.

3. Изучить организационную структуру системы противодействия терроризму в Республике Беларусь и Российской Федерации.

4. Рассмотреть роль органов внутренних дел в системе противодействия терроризму Республике Беларусь и Российской Федерации.

5. Изучить деятельность специальных подразделения МВД Республике Беларусь и Российской Федерации.

6. Провести сравнительный анализ полномочий и деятельности органов внутренних дел по предупреждению и борьбе с проявлениями терроризма в республике Беларусь и Российской Федерации.

Методологическую основу работы составляют общенаучный; диалектический; метод познания и частно-научные методы: статистический; сравнительно-правовой;, исторический; системный, структурно-функциональный, социологический.

Источниками исследования стали монографии, сборники статей, материалы научных конференций, статьи в научных журналах, а также нормативные акты Республики Беларусь и Российской Федерации, международно-правовые документы.

Теоретическая и практическая значимость исследования. В работе синтезированы концептуальные и практические аспекты построения системы противодействия терроризму в Республике Беларусь и Российской Федерации. Положения и выводы дипломной работы могут оказать практическую помощь институтам государственной власти, задействованным в выработке и реализации политики противостояния террористической угрозе.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

 

 

Проведенное в ходе написания дипломной работы исследование позволило сформулировать следующие теоретические выводы, а также предложения по совершенствованию законодательства и практики его применения.

В ходе написания дипломной работы были решены поставленные задачи и сформулированы следующие выводы.

1. В литературе под террором, терроризмом, террористическим актом понимается устрашение насильственными методами противника, то есть конкретного физического лица (лиц), исполняющего государственные, политические или другие общественные функции, а также отмечается уголовная направленность многих из них.

2. По нашему мнению, терроризм можно классифицировать на следующие самостоятельные виды: 1) по территориальному признаку: международный; внутригосударственный; 2) в зависимости от преступной мотивации: политический; религиозный; националистический; экономический.

3. Законы Беларуси и России о борьбе с терроризмом схожи по содержанию и направлены на регулирование процесса противодействия терроризму. Они устанавливают основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, содержат положения о минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения силы в борьбе с терроризмом, ведения контртеррористических операций. Различие взглядов прослеживается в вопросах: информирования общественности о теракте; вознаграждения за содействие борьбе с терроризмом; льготному исчислению выслуги лет, гарантиям и компенсациям лицам, участвующим в борьбе с терроризмом.

4. Реализация возложенных на органы внутренних дел функций осуществляется посредством выполнения ими определенных задач, основные их них представлены во второй статье Закона об ОВД, особенность которых проявляется в том, что их перечень не является потенциально исчерпывающим, поскольку согласно ч. 2 ст. 2 Закона об ОВД «на органы внутренних дел законодательными актами Республики Беларусь могут быть возложены иные задачи» [8]. В то же время российский законодатель не определяет задач полиции, а говорит о десяти основных направлениях ее деятельности [9], что свидетельствует о закрытом их перечне.

5. Автор дипломной работы не отрицает безусловную необходимость борьбы с терроризмом. Однако законодатели Республики Беларусь и Российской Федерации решили сосредоточиться на борьбе: ужесточении законов, ликвидации террористов - и намного меньше уделяют внимание противодействию: профилактике, диалогу, в том числе с бандформированиями, оперативную работу и работу с населением. Вместо профилактики принимаются меры, которые ограничивают базовые права граждан.

6. В Законе Республики Беларусь от 3 января 2002 г. № 77-З «О борьбе с терроризмом» более четко, в отличие от Российского законодательства, прописана организационная структура системы субъектов противодействия терроризму. Обеспечение деятельности координирующих органов субъектов борьбы с терроризмом в Республике Беларусь возложено на Комитет государственной безопасности.

Организационную основу системы противодействия терроризму в Российской федерации составляет общенациональная управленческая вертикаль, включающая в себя Национальный антитеррористический Комитет, Федеральный оперативный штаб, оперативные штабы в субъектах Российской Федерации, а также подключением к антитеррористической деятельности в новом правовом формате антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации, включая механизм привлечения к этому процессу Вооруженных Сил Российской Федерации.

7. Систему органов внутренних дел Республики Беларусь образуют:

- организационно: Министерство внутренних дел; главное управление внутренних дел Минского городского исполнительного комитета, управления внутренних дел областных исполнительных комитетов, управления, отделы внутренних дел городских, районных исполнительных комитетов, управление внутренних дел на транспорте Министерства внутренних дел и подчиненные ему отделы, отделения, линейные пункты; учреждения образования и организации здравоохранения, созданные для обеспечения выполнения задач, возложенных на органы внутренних дел;

- функционально: милиция; подразделения предварительного расследования; подразделения по гражданству и миграции; подразделения охраны; подразделения финансов и тыла; органы и учреждения уголовно-исполнительной системы.

В составе органов внутренних дел Российской Федерации находятся: центральный аппарат МВД России, территориальные органы МВД России, образовательные учреждения, научно-исследовательские, медико-санитарные и санаторно-курортные организации системы МВД России, окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России, представительства МВД России за рубежом, а также другие организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел.

8. В системе органов внутренних дел Республики Беларусь специальным подразделением, на которое возложены основные задачи по борьбе с терроризмом, является Главное управление по борьбе с организованной преступностью и коррупцией МВД, в Российской Федерации в системе МВД функционирует Главное управление по противодействию экстремизму.

Деятельность ГУБОПиК Республики Беларусь направлена на борьбу с организованной преступностью, то есть с ее проявлениями - это пресечение террористических и экстремистских проявлений, противодействие коррупции в органах государственной власти и приоритетных отраслях экономики, пресечение и раскрытие тяжких и особо тяжких преступлений общекриминальной и экономической направленности, совершаемых организованными группами, выявление и ликвидация международных каналов наркотрафика, торговли людьми, незаконной миграции, а также преступлений, совершаемых в сфере трансплантации органов и тканей человека.

В то время как ГУПЭ МВД России имеет узкую специализацию, что и обуславливает его задачи исключительно в этой сфере - противодействие экстремистской деятельности и терроризму, организация и участие в формировании основных направлений государственной политики по вопросам своей деятельности; организация взаимодействия подразделений Министерства с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам своей компетенции; координация в установленном порядке деятельности территориальных органов МВД России и подразделений центрального аппарата МВД России по вопросам деятельности ГУПЭ МВД России; организационно-методическое обеспечение и оказание практической помощи территориальным органам МВД России и их структурным подразделениям по вопросам своей деятельности.

9. Органы внутренних дел Республики Беларусь и Российской Федерации играют особую роль среди субъектов, осуществляющих противодействие терроризму и экстремизму. Она определяется разнообразием и широтой компетенции, обширным спектром полномочий по осуществлению оперативно-розыскной, административно-юрисдикционной, уголовно-процессуальной и иных видов деятельности по борьбе с основной массой преступлений, наличием в структуре разных служб и подразделений, включая специализирующиеся на предупреждении преступлений террористического характера.

Специфика деятельности участкового уполномоченного милиции и полиции, участковый уполномоченный милиции и полиции работают практически во всех направлениях, что выражается в их комплектности и многофункциональности их деятельности. В этом и заключается особенность данного института работающего по предупреждению преступлений.

Нами были даны следующие рекомендации:

1. Сообразно российскому закону можно создать в Беларуси правовой механизм платы за информацию о преступлении и скрывающемся правонарушителе. Признание государством своей обязанностью вознаграждать за содействие в борьбе с терроризмом и поощрять лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, в том числе предоставлять им гарантии и компенсации, является показательным достижением, как с правовой, так и с социальной точки зрения.

2. Для обеспечения формирования в республике целостной и эффективно действующей системы органов внутренних дел необходимо именно научно обоснованное закрепление их функций на законодательном уровне, что позволит повысить эффективность их деятельности и обеспечить уважение и поддержку со стороны общества и отдельных граждан. В этой связи обоснована необходимость внесения изменений в ст. 1 Закона «Об органах внутренних дел Республики Беларусь».

Предлагаем внести изменения в ст. 1 Закона об ОВД: слово «борьба» заменить на слово «противодействие», а слово «охрана» исключить, изложив ст. 1 в следующей редакции: «Органы внутренних дел – государственные правоохранительные органы, осуществляющие противодействие преступности, обеспечивающие общественный порядок и общественную безопасность в соответствии с задачами, возложенными на них настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

В отзыве научного руководителя не было высказано замечаний.

Рецензентом было высказано замечание по поводу приложения, касающегося субъектов, участвующих в предупреждении, выявлении и пресечении террористической деятельности в пределах своей компетенции в Республике Беларусь. Логика работы, предполагает, чтобы в ней присутствовало такое же приложение, посвящённое аналогичным субъектам Российской Федерации. Я не указал данных субъектов по территориальным признакам. Нам с вами всё же ближе является страна, в которой мы проживаем.

В заключение выражаю благодарность своему руководителю доцент теории и истории государства и права, кандидат исторических наук, доцент Загорнову Александру Александровичу за помощь в работе и рецензенту – заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин, кандидат философских наук, доцент Иванчиной Ольге Николаевне.

 

Спасибо за внимание.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: