ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ




Финансово-кредитные проблемы занимали очень большое место в управлении фашистской экономикой. Они решались с помощью налогов, пошлин, займов (внутренний долг только за два года (1938—1939 гг.) возрос в четыре раза — с 12 до 48 млрд. марок), но главная роль принадлежала Центральному эмиссионному банку. Этот банк являлся частным кредитным учреждением, но фактически полностью подчиненным государству, его экономической политике. Милитаризация требовала огромных денежных средств, и в канун войны центральному банку было вменено в обязанность безоговорочно выдавать ссуды государству. Средств не хватало, и банку было предоставлено ничем не ограниченное право эмиссии. Огромная задолженность заставила использовать для этих целей печатный станок, средства замороженных иностранных счетов, прямой контроль над внешней торговлей и монополию на торговлю национальными и иностранными платежными средствами. Монополия проводилась следующим образом.

В сфере движения капиталов были введены моратории на выплату внешних долгов и трансфертные моратории, позволяющие осуществлять платежи в национальной валюте, которая должна была депонироваться на специальных счетах. На все платежные средства в иностранной валюте (банкноты, чеки, банковские переводы, ценные бумаги, акции, векселя и др.) был введен строгий девизный контроль, осуществляемый Национальным банком. Получатели иностранных платежных средств должны были делать официальную декларацию. Банк предоставлял иностранные платежные средства в установленных законом пределах при обязательном предъявлении коммерческих документов (торговых лицензий, документов о торговых соглашениях и операциях, поездках за границу и т.п.), подтверждающих их необходимость. Иностранные платежные средства подлежали сдаче в Национальный банк или специально созданные для обмена валюты учреждения.

По закону о стабилизации был установлен официальный уровень обменного курса. На его основе оценивалась стоимость товаров, определенная в клиринговом соглашении. Записи в статьи как кредита, так и задолженности производились в статьях баланса Национального банка. Кроме того, Германия использовала множественные обменные курсы или дифференцированные валюты. Немецкая марка обладала в какой-то период 237 курсами. К собственной выгоде Германия использовала различные обменные курсы при заключении коммерческих соглашений с дунайскими странами. По отношению к свободному курсу доллара в двусторонних соглашениях марка могла иметь различные курсы. Система валютной монополии способствовала сокращению предложения валюты Национальным банком и увеличению его спроса. В результате официальный уровень обменного курса оказывался завышенным по сравнению с реальным курсом и наряду с официальным рынком функционировал «черный» рынок. Проводимая периодически девальвация официального курса восстанавливала временно равновесие. В 1940 г. имела место «девальвация» марки в клиринговых расчетах с Румынией на 42%, с Грецией — на 23%.

Для финансирования вооружений были повышены налоги, выпускались долгосрочные займы и использовалось дефицитное финансирование. В стране была создана система кредита при отсутствии финансовых резервов. Денежной единицей в стране с 1924 г. была рейхсмарка. До конца 1920-х гг. она имела золотое обеспечение, которое резко снизилось в условиях экономического кризиса, а на протяжении 1930-х годов из-за безудержной эмиссии рейхсмарка стремительно обесценивалась. Кредиты промышленности и ссуды государству предоставлялись именно в такой обесцененной валюте. Одной из форм финансирования программы вооружений явился выпуск государственных краткосрочных беспроцентных векселей и так называемых "векселей по созданию работ". В 1933-1938 гг. было выпущено на 12 млрд. марок "мефовекселей" и «налоговых ордеров». Они не имели никакого обеспечения, но гарантировались государством и в обязательном порядке должны были приниматься банками. Эти векселя использовались исключительно для перевооружения экономики Германии и не фигурировали ни в бюллетенях Национального банка, ни в государственном бюджете, что позволяло сохранять в секрете масштабы перевооружения. В то время как поступления в бюджет от налогов и пошлин составляли лишь около 17 млрд. марок

Валютные резервы рейхсбанка были сравнительно невелики. Золотой запас Германии составлял всего около 900 млн. марок, его хватило лишь на первые полтора года фашистской диктатуры, поэтому главным источником финансирования было увеличение всякого рода поборов с трудящихся: прямых и косвенных налогов, принудительно размещаемых государственных займов, поборов в фонд "трудового фронта". Широко гитлеровцы прибегали и к прямому ограблению населения и общественных организаций. Так, ими были захвачены кассы распущенных буржуазных партий и разгромленных профсоюзов.

12 июня 1933 г. был издан закон "О защите германского народного хозяйства", который санкционировал грабеж лиц "неарийского происхождения" и всех неугодных гитлеровцам. По признанию Шахта, благодаря другому закону ("О государственной измене") удалось получить 100 млн. марок.

В области внешней торговли генерал военной экономики Шахт продемонстрировал к удивлению ортодоксов, что «чем больше ты должен стране, тем шире можешь развернуть с ней бизнес». Заключались выгодные для Германии торговые сделки. Вводилось контингентирование с двусторонним клирингом, осуществляемым в форме соглашений между государствами путём безналичных расчетов, зачитывающих взаимные требования и обязательства без уплаты золотом или перевода иностранной валюты. Такая система препятствует установлению наиболее выгодных направлений потоков международной торговли, так как двустороннее равновесие между импортом и экспортом никогда не достигается и всегда есть остатки, трудноподдающиеся переводу. Могли смягчить жесткость системы выделением кредитов в случае сезонных нарушений равновесия или принятием принципа частных компенсаций и другими мерами, но в целом задержка с сальдированием по коммерческим операциям возникала всегда. В результате каждый участник операции ждал не только появления наличных средств на клиринговом счету, но и своей очереди в соответствии с предварительно установленным порядковым номером его сделки. Это заставляло капиталиста прибегать к кредиту и увеличивать затраты по сделке.

Управляющим параметром развития экономики стали инвестиции, величина которых увеличивалась во времени. Так как размер и направление инвестиций все более зависели от центральных управляющих органов, а не от предпринимателей, то, по мере усиления централизации цены, процент, деньги и банки все более теряли роль регуляторов развития экономики. Банки стали просто обслуживать централизованное распределение инвестиций и платежные взаимоотношения предприятий, мало нуждавшихся в банковском кредите, а цены, процент и деньги превратились в счетные величины.

2.4 Аграрная политика

Составной частью государственно-нацистского регулирования была аграрная политика. За 80 с лишним лет, прошедших со времени аграрных реформ середины XIX в., немецкие крестьяне адаптировались к рыночной экономике. Теперь с 1933 г. работа на рынок заменилась работой по принуждению. Первым делом новая власть занялась наведением порядка в сельском хозяйстве, что соответствовало ее стремлению самообеспечения Германии продовольствием. Были приняты законы, не допускавшие спекуляции землей и реорганизовавшие структуру производства и сбыт сельскохозяйственной продукции. Все крестьянские хозяйства и сельскохозяйственные кооперативы были объединены в «сословие кормильцев рейха», названы «солдатами фронта питания», производимая ими продукция находилась на строгом учете, и каждый крестьянин был обязан большую ее часть поставлять государству по чрезвычайно низким, диктуемым сверху ценам. Изданный в 1933 г. закон "О наследственных дворах" объявил хозяйства от 7, 5 до 125 га неотчуждаемыми и освобожденными от налогов на наследство и поземельного. Такие хозяйства передавались по наследству только старшему сыну. Поскольку наследственные дворы передавались только старшему сыну, все остальные дети крестьян должны были добывать "жизненное пространство" в рядах армии с оружием в руках, завоевывать новые земли. Сельские хозяева, владевшие небольшими участками земли, несли всю тяжесть повинностей по подготовке продовольственных запасов к войне. Им предписывалось, что сеять, сдавать и по каким ценам. Они не могли продать без разрешения властей даже курицу. Вся работа земледельцев регламентировалась продовольственным управлением рейха. Был достигнут рост оптовых цен на сельхозпродукцию на 20%, но полученная от этого выгода земледельцев была перекрыта ростом цен на машины и удобрения. Самообеспеченость продовольствием достигла 83%.

2.5 Подготовка к войне экономики Германии

Одновременно германские империалисты развернули военно-экономическую подготовку страны. Они учли опыт первой Мировой войны и задолго до прихода нацистов к власти (в 1924-1929 гг.) при активном участии американского и английского капитала создали военно-промышленный потенциал. Поэтому подъем военного производства, который отмечался после установления гитлеровской диктатуры, явился продолжением прежнего курса, но с применением новых методов и несравнимыми темпами и размахом. В лице Гитлера немецкие монополии нашли то, что долго искали.

Являясь председателем союза германских промышленников, Г. Крупп представил Гитлеру проект реорганизации промышленности страны, чтобы ускорить перевооружение рейхсвера. Его фирма одна из первых приступила к массовому производству военной продукции. "Вместо грузовиков на конвейерах появились танки, а тысячи стальных болванок стали превращаться в орудийные стволы. На кильских судоверфях Крупп начал широкое строительство подводных лодок, минных тральщиков и эсминцев... Когда Геринг заявил о возрождении люфтваффе, Крупп уже открыто испытывал на побережье Балтийского моря новое зенитное орудие".

В апреле 1933 г. глава крупнейшей фирмы Тиссен по прямому поручению Гитлера провел совещание с представителями авиационной промышленности, на котором было принято решение резко увеличить производство боевых самолетов всех типов: от одноместных истребителей до крупных бомбардировщиков. О темпах роста военной промышленности Германии можно судить по данным выпуска самолетов. В 1931 г. их было произведено лишь 13, в 1933 г.- 368, в 1935 г.- 3183 штук. Это были преимущественно военные самолеты или такие "гражданские", которые легко могли быть переоборудованы в военные.

В июле 1933 г. обсуждался вопрос о производстве танков и выборе наиболее правильных технических решений при разработке моделей, предназначенных для массового выпуска.

В1938 г. была принята судостроительная программа, рассчитанная на десять лет. В течение этого срока намечалось ввести в строй 10 больших линкоров, 15 броненосцев, 4 авианосца, 49 крейсеров, 158 эсминцев и миноносцев, 248 подводных лодок.

Старые предприятия вскоре перестали удовлетворять потребности рейхсвера. В срочном порядке началось возведение новых. В первые три года фашистской диктатуры вступило в строй более 300 военных заводов, в том числе 55-60 авиационных, 45 автомобильных и бронетанковых, 70 военно-химических, 15 военно-судостроительных и 80 артиллерийских.

Большое значение в системе мероприятий по созданию военной экономики имело расширение сырьевой базы, осуществлявшееся многими путями: разведкой и организацией добычи полезных ископаемых внутри страны, принудительным изъятием изделий из цветных металлов у населения, ограничением потребления военно-стратегического сырья в гражданских отраслях производства, усиленным ввозом его из-за границы, разработкой и внедрением всевозможных заменителей. На все это было израсходовано уже в первые годы фашистской диктатуры до 10 млрд. марок.

. Существенно важным в подготовке к войне явилось строительство дорог военно-стратегического значения. Некоторые автострады, пересекая Германию с запада на восток, обеспечивали быструю переброску войск с одного театра военных действий на другой. Расходы на строительство железных дорог с 805 млн. марок в 1932 г. возросли до 1 876 млн. марок в 1935 г.

Милитаризация экономики способствовала усилению процесса концентрации капиталов и всевластия монополий. По данным германского статистического управления, в конце 1935 г. доля концернов в общей сумме акционерного капитала составляла: в каменноугольной промышленности - 82,4 %, в черной металлургии - 76,6%, в производстве электроэнергии - 85,2%. Уже тогда концерны контролировали 85% всего акционерного капитала. Концерн Крупа представлял собой гигантский комплекс металлургических, машиностроительных, танковых, артиллерийских, автомобильных, авиационных и судостроительных заводов. Его обороты выросли со 191 млн. марок в 1932/33 г. до 896 млн. марок в 1936/37 г. За это время вдвое увеличились обороты концернов Сименса и "ИГ Фарбениндустри", в восемь-девять раз - концерна "Юнкере". Деятельное участие в вооружении фашистской Германии принял концерн Цейса, изготовлявший точные оптические приборы, так необходимые в артиллерии, авиации, на боевых кораблях.

Часть капиталовложений в военное производство шла из прибылей монополий, увеличивавших таким образом свой основной капитал. Особенно быстро росли прибыли самых крупных военных концернов. Об этом свидетельствует таблица

 

Уже в 1933 г. Я. Шахт, министр хозяйства, организовал точный учет предприятий, наиболее важных в военном отношении. Были разработаны экономические планы производства 200 важнейших видов военных материалов, а также план подготовки к войне сельского хозяйства. В 1935 г. заготовлялись и рассылались на места продовольственные карточки. Шахт беспокоился, чтобы о них не стало известно за рубежом, потому что "такое мероприятие было бы расценено как подготовка к предстоящей вскоре войне и тем самым как доказательство агрессивных намерений Германии"

С быстрым развитием военной промышленности, экономическая подготовка предусматривала: достижение автаркии в снабжении сырьем; равномерное рассредоточение промышленных объектов по всей территории страны; увеличение производственных мощностей предприятий, обслуживающих и питающих войну; проведение технической реконструкции и рационализации в важных в военном отношении отраслях промышленности.

Военное производство и расходы на вооружение за 1932 —1938 гг. выросли в 10 раз и перед началом войны составили 58 % государственного бюджета.

Лозунг "пушки вместо масла" приобрел реальный смысл. Был установлен прямой запрет на инвестиции в отрасли, производившие товары народного потребления. Трудовая повинность в 1938 г. стала всеобщей. С 1935 г. вводились специальные рабочие билеты с целью учета и мобилизации рабочей силы. Удлинялся рабочий день, и накануне войны он достиг 10-14 ч.

В 1938 г. Германия стала мощной военной державой и по промышленному производству вышла на первое место в Европе и на второе место в мире.

С принятием четырехлетнего «Плана мобилизации экономических ресурсов» в сентябре 1936 г. Германия перешла к системе военной тотальной экономики. Месяцем раньше Гитлер издал секретный меморандум об экономической подготовке к войне. Он заканчивался совершенно определенной директивой: "1) через четыре года мы должны иметь боеспособную армию, 2) через четыре года экономика Германии должна быть готова к войне". Таким образом, дата развязывания мировой войны была уже определена - не позднее 1940 г.

В 1936 году было создано ведомство по выполнению четырехлетнего плана перевода всей экономики Германии на военные рельсы, во главе которого встал Геринг. Централизованное планирование затрагивало распределение ресурсов, ограничивало предпринимательскую свободу и образование новых предприятий, устраняло конкуренцию.

К этому времени государственная собственность Германии достигла 13% акционерного капитала. При этом настоятельного решения потребовала проблема снабжения милитаризованной экономики стратегическим сырьем. Необходимых для этого ресурсов (нефти, каучука, большинства цветных металлов, хлопка) в Германии было мало. Он предусматривал накопление этих ресурсов внутри страны за счет налаживания их производств и за счет импорта из США, Великобритании, Франции и других стран Запада, который Германия усиленно форсировала в 1930г. Участвовал в этом накоплении и Советский Союз, который со времени подписания в 1939 г. советско-германского пакта о ненападении поставил Германии 865 тыс. т нефти, 140 тыс. т марганцевой руды, 14 тыс. т меди, более 1 млн. т. лесоматериалов плюс в таких же измерениях асбест, фосфат, платину и другие материалы. Последний поезд с сырьем пересек советскую границу в сторону Германии за несколько часов до начала ее нападения, ночью 22 июня 1941 г. Германия воспользовалась этими поставками, чтобы за короткий срок перевооружить главные ударные силы — моторизованную пехоту, танковые части и авиацию.

Импорт был сокращен до минимума, картельные соглашения были запрещены, цены на продукты устанавливались государством, введен жесткий контроль за заработной платой, дивиденды ограничивались 6% годовых, строились огромные заводы. Промышленные предприятия были подчинены непосредственно руководству из центра, и промышленники стали «винтиками» военной машины. Централизованное распределение сырья и полуфабрикатов осуществлялось центральными органами с помощью рационирования. Распределение рабочей силы также регулировалось центральными органами и лишь частично зависело от планов предпринимателей и рабочих.

2.6 Итоги войны

Уже в годы войны было создано имперское Министерство вооружения и боеприпасов, которое формировало применительно к своим целям новые промышленные объединения, существующие параллельно с имперскими. Новое министерство в соответствии с общей линией всеобъемлющей милитаризации государственного аппарата постепенно поглотило большую часть функций Министерства хозяйства, Министерства труда и др. Расширение военного производства проходило за счет колоссального роста государственного долга, увеличения налогов, сокращения народного потребления.

К лету 1941г. производственные мощности гитлеровской Германии за счёт европейских союзников и оккупированных стран увеличились по железной руде в 7 раз, стали - в 2,2 раза, по алюминию - в 1,7. С самого начала войны промышленность рейха работала на военные потребности на полную мощность. Успехи Германии на первом этапе войны дали ей возможность использовать экономический потенциал завоёванных стран.

В 1943 году её удельный вес в общей стоимости валовой продукции составлял 80%. Почти 20% работающего населения трудилось на военных производствах. Потребность в рабочей силе Германия удовлетворяла за счёт принудительной работы пленных и депортированных с других стран.

Мероприятия по милитаризации экономики нашли своё отражение и в сфере

финансов. В Германии расходы на войну увеличились с 38,03 млрд. марок в 1939/40 финансовом году до 105 млрд. марок в 1943/44 году. Удельный вес этих расходов в общих расходах бюджета за годы войны составил 63%. Однако, несмотря на полную милитаризацию, экономика Германии была не в состоянии полностью удовлетворить потребности фронта. С конца 1943 года появились трудности во всех отраслях хозяйства. Нарушаются связи между отдельными экономическими комплексами, наблюдается недостаток сырья, топлива, людских и финансовых ресурсов, промышленное производство резко снижается, растёт инфляция. Уменьшились посевные площади, валовой сбор зерновых резко снижается. Продовольственную проблему Германия решала за счёт оккупированных территорий. Потребление продуктов питания резко снизилось. Дефицит бюджета ликвидировался за счёт эмиссии бумажных денег, что привело к резкому подъёму инфляции. Разрушение трудовых ресурсов дополнялось всеобщим финансовым истощением, порожденным непомерными военными расходами, которые поглощали ежегодно 120-150 млрд. марок. Огромные суммы налогов не смогли заполнить все возрастающую брешь в расходной части бюджета. Нацистское руководство широко использовало в этих целях систему внутренних займов и кредитов, что в свою очередь увеличивало и без того громадный государственный долг. Так, если в 1939 г. он составлял 30 млрд., в 1943 – 195 млрд., то уже в 1945 г. достиг 390 млрд. марок. Покрытие растущей государственной задолженности осуществлялось главным образом за счет эмиссии бумажных денег. Это разрушающим образом воздействовало не только на финансовую систему, но и на экономику страны в целом.

Война неумолимо поглощала ранее созданные запасы стратегического сырья, топлива, продовольствия; казна пустела, а инфляция стремительно приближалась к 600% от довоенного уровня.

Тяжесть военного бремени монополии старались возложить на плечи трудящихся. Продолжительность рабочего дня увеличилась до 16 и более часов в сутки, а заработная плата с октября 1940 г. оставалась неизменной. Доходы только от прямого обложения заработной платы рабочих выросли с 2,1 млрд. марок в 1938-1939 гг. до 4,5 млрд. в 1942-1943 гг. и 5 млрд. в 1943-1944 гг.

С расширением масштабов военных действий экономика Германии все чаще сталкивается с неразрешимыми проблемами: возрастанием напряженности на рынке труда, дезорганизацией на транспорте, блокированием внутренних водных артерий, нехваткой вагонов и подвижного состава на железных дорогах, разрушением традиционных хозяйственных связей; прекращением подачи топлива, сырья, материалов к центрам их переработки, затовариванием готовой продукцией, прекращением работ многих предприятий.

Расходы Германии на подготовку мировой войны с момента захвата фашистами власти составили более 90 млрд. марок, не считая расходов на содержание вооруженных сил. Из них 55 млрд. было затрачено на производство вооружения, 10 млрд. — на приобретение и производство стратегического сырья и создание его запасов и около 25 млрд.— на государственные военные вложения.

В апреле 1945 г. военно-экономическая машина фашистской Германии рухнула под ударами объединенных сил антигитлеровской коалиции. Итак, борьба Германии за «передел мира» привела к двум разрушительным мировым войнам.

Заключение

До 1933 г. хозяйство Германии было рыночным. На рынке труда господствовали «двусторонняя частичная монополия» — немецкие профсоюзы и союз работодателей, где разворачивалась борьба за власть. Жесткая ограничительная политика Гинденбурга, направленная на балансирование бюджета, способствовала росту безработицы и приходу нацизма.

Фашистский режим, установленный в Германии в 1933 г., видел выход из кризиса с концентрацией еще большей власти в руках монополий через установление централизованной системы управления экономикой с элементами рыночного хозяйства. В этой системе безработице нет места, но для формирования инвестиций может принудительно сокращаться потребление и расти дефицит потребительских благ.

На выбор Германией экономического курса большое влияние оказали идеи корпоративного режима, стремящегося к политической экспансии германского империализма. Для реализации его целей нужно было централизованное управление экономикой, нацеленное на милитаризацию экономики и предполагающее автаркию, принудительное объединение трудящихся в корпорации и общенациональная идея, устраняющая из экономической жизни неарийские расы.

В фашистской Германии был установлен мораторий на выплату долговых обязательств государства, прямой контроль над внешней торговлей и жесткая монополия на торговлю национальными и иностранными платежными средствами. Необходимость автаркии диктовала жесткую регламентацию сельского хозяйства. Резко увеличились общественные работы для трудоустройства безработных за счет огромных инвестиций, нацеленных на милитаризацию экономики. Для их финансирования были повышены налоги, выпускались долгосрочные займы и использовалась система государственного кредита с векселями «мефо» для печатания ничем не обеспеченных банкнот.

В результате такой политики уже через год в Германии исчезла безработица, показатели экономического роста, особенно в отраслях тяжелой промышленности, резко пошли вверх. Эта модель дала моментальный положительный эффект, выгодно отличающий ее от остальных моделей.

Тем не менее, несмотря на великолепные показатели экономического роста, Германия стояла на грани экономической катастрофы: не следует забывать, что в основе ее процветания лежала искусственно раскрученная военная конъюнктура, сворачивание рынка на основе принудительной сверхцентрализации народного хозяйства. Продолжение политики милитаризации национального хозяйства не только не решало проблему восстановления оптимальных, хозяйственных пропорций, расширения внутреннего и внешнего рынка, оздоровления финансовой системы, гармонизации социальных отношений, напротив, загоняло эти проблемы в тупик. Только развязывание внешней агрессии могло отодвинуть неотвратимую экономическую катастрофу.

Однако с завершением войны наблюдался обратный процесс, что свидетельствует об экстраординарности данного явления. Подтверждением этого может быть отказ ряда стран от использования государственно-монополистического капитализма с централизованным хозяйственным механизмом и возвращение их к рыночной системе. Ее эффективность подтвердилась наличием довольно длительных периодов быстрого экономического роста в этих странах, получивших название немецкого, японского, итальянского "экономического чуда".

 

Список использованной литературы

1. Березин И.С. Краткая история экономического развития / Учебное пособие. М.: Русская Деловая Литература, 1999.

2. Бор М.З. История мировой экономики. М.: Дело и Сервис, 1998.

3. Бурдерон Р. Фашизм: идеология и практика. – М. 1983. - 165 с.

4. Желев Ж. Фашизм и тоталитарное государство. – М., 1991. -334 с.

5. История мировой экономики. Под ред.Г.Б. Поляка. М.: ЮНИТИ, 1999.

6. Очерки экономических реформ. Под ред. Ю.Ф. Воробьева и др. – М., 1993.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: