Показатели реализации современных образовательных технологий




Предполагаемые результаты технологии развивающего обучения – обеспечение совместной или самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся, при которой учащиеся сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях.

Разные виды обучения вызывают различные сдвиги в в развитии. Это может быть:

· частично развивающее (традиционное) обучение – усвоение детьми новых знаний;

· развивающее – овладение обучающимися способами активной деятельности;

· кардинально развивающее – перевод обучающихся на новые стадии интеллекта (от наглядно-действенного к словесно-логическому мышлению, от эмпирического к теоретическому);

· развитие, опережающе е обучение – в ходе специальных упражнений раскрываются обучающимися их дальнейшие возможности и перспективы.

Показатели реализации современных образовательных технологий

№ п/п Образовательные и воспитательные технологии Показатели реализации
1. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса (гуманно-личностная технология, «Педагогика сотрудничества», технология рейтинговой оценки уровня обученности учащихся) Нравственное и эмоциональное воспитание личности, совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе, духовном равенстве и межличностном общении. Создание комфортных условий на занятиях через объективное оценивание достижений обучающихся.
2. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение, проектное обучение, технология педагогической мастерской,)   Игровые – формирование у учащихся интереса к учебной деятельности, удовлетворение потребности личности в самовыражении, самоутверждении. Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков. Проектные – формирование навыков проектной деятельности (долгосрочное планирование преподавания предмета, отчёты-презентации). Работа по данной методике даёт возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. Проблемное обучение – создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. Технология педагогической мастерской – введение учащихся в процесс познания, в поиск знаний. Проблема ставиться учениками, сочетание индивидуальной и коллективной работы создаёт атмосферу сотрудничества.
3. Педтехнологии на основе повышения эффективности управления и организации учебного процесса (индивидуализация обучения, программированное обучение, групповые технологии, новые информационные технологии обучения, тестовые технологии, технологии уровневой дифференциации) Групповые – обеспечение активности учебного процесса (работает каждый ученик). Достижение высокого уровня усвоения содержания. Использование метода взаимного обучения и формы динамических пар, в которых ребёнок выступает поочерёдно то учеником, то учителем. Информационные – формирование умений учащихся работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, формирование умений принимать оптимальные решения. Изменение и неограниченное обогащение содержание образования, использование интегрированных курсов, доступ в Интернет. Технологии уровневой дифференциации – повышается уровень мотивации учения. Каждый ребёнок обучается на уровне его возможностей и способностей. Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях. Слабые получают возможность испытать учебный успех. Тестовые технологии – проверка значительного по объёму учебного материала, возможность быстро оценить уровень усвоения материала каждым учеником.
4. Педтехнологии развивающего обучения (технология поэтапного формирования умственных действий, технология развивающего обучения Эльконина-Давыдова, личностно-ориентированное развивающее обучение) Технология развивающего обучения – обеспечение совместной или самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся при которой учащиеся сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях.
5. Здоровьесберегающие образовательные технологии Их использование позволяет равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО. Это даёт положительные результаты в обучении направляет развитие и воспитание учащихся на защиту от неблагоприятных для здоровья воздействий.

Регулирующую и направляющую роль в системе имеют дидактические принципы, сформулированные Л.В. Занковым, – обучение на более высоком уровне трудности, изучение материала более быстрым темпом, ведущая роль теоретических знаний, осознание процесса учения, работа над развитием всех учащихся, в том числе и самых слабых, и самых сильных. Л.В.Занков подчеркивал: «Обучение соотносится с ходом общего развития обучающихся не по отдельным дидактическим принципам, а как система, которая приводит к определенным результатам в целостном общем развитии школьников».

В основу разработки дидактической системы развивающего обучения Л.В. Занкова положены следующие теоретические положения из психологического наследия Л.С. Выготского:

· обучение должно идти впереди развития:

· правильно организованное обучение должно вести за собой развитие ребёнка. В центре внимания при обучении по новой системе – растущая и развивающаяся личность младшего школьника;

· система отличается верой в каждого ребенка, в его силы. Система принимает ребенка таким, каков он есть, видя в каждом взрослого человека со своими особенностями, складом ума и характера;

· педагогика должна ориентироваться на завтрашний день детского развития;

· обучение должно идти в «зоне ближайшего развития», а не актуального.

Целесообразна логопедическая коррекция с опорой на ЗБР. Определяется основа для компенсации, выявляется, на какие сохранные качества ребёнка можно положиться (на широкий запас знаний или на положительную мотивацию к учению).

Развитие должно осуществляться на базе сотрудничества. Особая доверительная атмосфера обучения, которая устанавливается в классе между учителем и учащимися, добрые, уважительные отношения детей друг к другу являются важнейшим условием эффективной реализации дидактических принципов, продвижение детей в развитии. Именно через отношения, через переживания в процессе общения с ним матери, учительницы, товарищей человек в детстве созревает для полноценного общения с окружающим миром во взрослом возрасте.

Система обучения, направленная на общее развитие детей, отличается богатством содержания. В ней поставлена задача – дать общую картину мира на основе науки, литературы и искусства. Такое содержание обучения природосообразно, т.к. идет навстречу естественной духовной потребности младших школьников – их тяге к познанию мира.

Наряду с преподаванием предметов в классе большое внимание уделяется экскурсиям, наблюдениям за жизнью людей и природы в городе и деревне. Поэтому в системе уделяется такое большое внимание личным наблюдением обучающихся за окружающим миром.

Самим методам обучения по всем предметам свойственна многогранность. Методы на логопедических занятиях направлены не только на усвоение знаний, но и на развитие детей, обращены к пробуждению не только ума, но и эмоциональной сферы. Это отражено

1) в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Подобный подход определяет богатство предметного содержания образования в системе Л.В. Занкова, многообразие различных активных видов деятельности в учебно-воспитательном процессе. В данной системе методике присуще свойство вариативности, а организационным формам учебных занятий – динамичность и гибкость. Одна из важнейших задач учителя – создание благоприятной, психологически комфортной обстановки в классе как условия активного включения учащихся в процессе усвоения и присвоения учебной информации, самостоятельного добывания знаний.

2) в технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Другим направлением в разработке Л.С.Выготского является исследование под руководством Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова. «Ребёнок является не объектом воздействия учителя, а субъект учения». Обучение на высоком уровне сложности – предлагается выполнить задание, которое он сам осуществить не может, но такое, чтобы обучение было возможным. Тогда ребёнок переходит на более высокий уровень. Другим условием является использование дозированной помощи, системы подсказок. Количество подсказок определяет величину ЗБР. Умственное развитие и обучаемость фиксируется по трём показателям:

· активность – пассивность;

· способность к логическому переносу – его отсутствие, «частичный» перенос;

· восприимчивость к помощи.

3) в личностно-ориентированном обученимИ.С.Якиманской. По И.С.Якиманской функция учебной деятельности не должна сводиться к овладению теоретическими знаниями. В процессе обучения у детей должны формироваться практические навыки и умения. «Без этого знания не могут быть ни усвоены, ни правильно использованы».

4) в использовании положительных эмоций и мотивов в обучении и развитии В.Ф.Шаталова. Формирование мотивации – создание обстановки психологической безопасности для ребёнка, стимулирование самооценки, создание возможности выбора в занятиях, повышение личной ответственности ребёнка.

5) в правильно организованном обучении Г.Лозанова. Правильное организованное обучение Г.Лозанова предполагает установку логопеда или дефектолога на резервные возможности ученика, широкие вариации условий обучения, ситуацию свободного общения на занятиях. Выявляются скрытые резервные возможности памяти. Запоминание приближается к непосредственному в момент спокойной предметно-игровой деятельности путём многократного повторения. Роль неосознанного велика, так как оно разгружает сознание ученика.

Большинство авторов показатели умственного развития не сводят к знаниям, а привлекают внимание к активности, инициативе учащихся в ходе приобретения и применения знаний. На основе их учений можно сформулировать общие принципы развивающего обучения:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: