Место дисциплины в структуре ОПОП




ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

А.А.Зайцев

 

БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ

 

 

Учебно-методическое пособие

Для студентов заочной формы обучения

По направлению 080200.62 Менеджмент

(квалификация (степень) «Бакалавр»)

 

 

Санкт-Петербург


 

 

УДК 338.4

ББК 65.3

 

Научный руководитель проекта:

Юрий Алексеевич КОЗЛОВ

первый проректор Института правоведения и предпринимательства,

кандидат юридических наук, доцент

 

Рассмотрен и одобрен на заседании кафедры предпринимательства и коммерции.

 

Рекомендован Учебно-методическим Советом Института правоведения и предпринимательства в качестве учебно-методического комплекса по курсу «Бизнес-планирование» для студентов всех форм обучения Факультета управления.

 

 

Зайцев А.А. Бизнес-планирование: учебно-методическое пособие для студентов заочной формы обучения по направлению 080200.62 Менеджмент

(квалификация (степень) «Бакалавр»)

Факультета управления/ под общ. ред. Ю. А. Козлова. — СПб.: Изд-во ИПП, 2011. — 89 с.

Учебно-методическое пособие учебной дисциплины «Бизнес-планирование» представляет собой пособие, предназначенное для изучения данной дисциплины студентами заочной формы обучения Факультета управления Института правоведения и предпринимательства (Санкт-Петербург).

 

 

 

УДК УДК 338.4

ББК 65.3

©Зайцев А.А., 2014

© ЧОУ ВПО «Институт правоведения
и предпринимательства», 2014


ВВЕДЕНИЕ

 

Цель учебной дисциплины

Целью освоения дисциплины «Бизнес-планирование» является формирование системы знаний, умений и навыков в области процессов бизнес-планирования и процессов развития бизнеса в целом в соответствии с современными требованиями к данному компоненту менеджмента.

 

Место дисциплины в структуре ОПОП

2.1 Учебная дисциплина относится к базовой части ОПОП.

2.2 Изучению студентами учебной дисциплины предшествует овладение ими экономическими знаниями в рамках дисциплин: «Финансовый менеджмент», «Управление человеческими ресурсами», «Маркетинг».

2.3 Взаимосвязь с последующими дисциплинами.

Активное изучение студентами курса «Бизнес-планирование» создает у них хорошую базу знаний для изучения других экономических дисциплин: «Стратегический менеджмент», «Создание и организация малого предприятия».

 

3. В результате освоения учебной дисциплины бакалавр должен:

знать:

- основные бизнес-процессы в организации;

- виды управленческих решений и методы их принятия;

- методы маркетинговых исследований с целью бизнес-планирования;

- фундаментальные концепции финансового планирования;

- основные теории стратегического анализа перспектив развития организации;

- содержание и взаимосвязь основных элементов бизнес-плана;

уметь:

- ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;

- анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации прогрессивными методами;

- планировать действия различного характера в области развития организации;

- оценивать принимаемые финансовые плановые решения с точки зрения их влияния на предприятие в целом;

- организовывать работу плановых подразделений организации;

владеть:

- методами реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование и контроль);

- методами формирования бизнес-плана предприятия;

- современным инструментарием планирования;

- методами разработки и реализации маркетинговых планов;

- методами формулирования и реализации положений стратегического плана развития организации.

 

4.В результате освоения дисциплины выпускник должен обладать следующими компетенциями:

способностью проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования
(ПК-2);

готовностью к разработке процедур и методов контроля (ПК-3);

способностью анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений (ПК-9);

способностью участвовать в разработке маркетинговой стратегии организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию (ПК-10);

способностью оценивать влияние инвестиционных решений и решений по финансированию на рост ценности (стоимости) компании (ПК-12);

способностью участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию (ПК-13);

готовностью участвовать в разработке стратегии организации, используя инструментарий стратегического менеджмента (ПК-15);

способностью учитывать аспекты корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации (ПК-16);

способностью планировать операционную (производственную) деятельность организаций (ПК-19);

владеть методами управления проектами и готовностью к их реализации с использованием современного программного обеспечения (ПК-20);

готовностью участвовать во внедрении технологических и продуктовых инноваций (ПК-21);

способностью оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления (ПК-27);

способностью анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса (ПК-29);

знанием экономических основ поведения организаций, иметь представление о различных структурах рынков и способностью проводить анализ конкурентной среды отрасли (ПК-30);

умением применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели (ПК-31);

способностью выбирать математические модели организационных систем, анализировать их адекватность, проводить адаптацию моделей к конкретным задачам управления (ПК-32);

владеть методами и программными средствами обработки деловой информации, способностью взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы (ПК-34);

умением моделировать бизнес-процессы и знакомством с методами реорганизации бизнес-процессов (ПК-35);

умением использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и сравнительного анализа лучших практик в менеджменте (ПК-36);

способностью проводить оценку инвестиционных проектов при различных условиях инвестирования и финансирования (ПК-43);

владеть техниками финансового планирования и прогнозирования (ПК-45);

умением находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею (ПК-48);

способностью разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов) (ПК-49).

ПРОГРАММА КУРСА

 

Тема 1. Бизнес-план как основа реализации предпринимательской идеи.

Понятие предпринимательской идеи. Банк идей. Этапы разработки и реализации предпринимательской идеи: генерирование идеи, деловое проектирование, подготовка бизнес-плана, принятие предпринимательского решения, управление предпринимательским проектом; реализация проекта. Понятие бизнес-плана. Его общая характеристика. Цели составления бизнес-плана. Примерный состав и структура разделов, наиболее часто встречающихся в бизнес-планах.

Тема 2. Бизнес-планирование как элемент экономической политики предприятия

Цели и планы в бизнес организации. Их уровни и значение. Этапы и сущность планирования бизнеса. Предмет и объект планирования. Бизнес - процессы и бизнес - проекты. Внутрифирменное планирование: стратегическое (перспективное); среднесрочное (бизнес-планирование), текущее (тактическое). Особенности бизнес-планирования как формы планирования. Назначение бизнес-планирование. Бизнес-план как рабочий инструмент для управления предприятием и контроля за его деятельностью.

 

 

Тема 3. Место и роль бизнес-плана при управлении бизнесом

Функции бизнес-плана при управлении бизнесом. Управление текущей деятельностью и развитием предприятия. Управленческий бизнес-план. Управление предприятием. Принятие разовых решений по отдельным вопросам управления. Типология бизнес-планов: управленческие; бизнес-планы проектов; разовые бизнес-планы. Ключевые компоненты типового бизнес-плана: анализ окружающей среды и полное описание стратегии работы компании или реализации проекта в окружающей среде. Анализ внешней бизнес-среды. Макросреда или среда косвенного воздействия. Микросреда или среда прямого воздействия. Техника анализа внешней среды. Анализ внутренней среды. Потенциал предприятия и его основные блоки: товарный, технический, кадровый, финансовый, информационный. Пример анализа внешней и внутренней среды. Описание стратегии деятельности компании (реализации проекта).

 

Тема 4. Организация планирования бизнеса

Масштаб и уровни бизнес-планирования. Система бизнес-планирования в крупных фирмах: корпоративный уровень и уровень отдельных подразделений (стратегических бизнес-единиц). Система бизнес-планирования в малых фирмах. Ее основные особенности, планирование бизнеса на различных стадиях развития малого (среднего) предприятия: начинающее, уцелевшее, стабильное, расширяющееся. Цикл бизнес-планирования в малом (среднем) предприятии. Организация системы бизнес-планирования. Характеристика органов планирования. Новые функции плановых служб. Коллективный подход к планированию бизнеса. Механизм планирования бизнеса. Информационные технологии в системе планирования бизнеса. Диагностика. Формирование стратегии. Планирование. Контроль.

 

Тема 5. Аналитические разделы типового бизнес-плана

Виды разделов типового бизнес-плана: аналитические, ключевые, приложения. Титульный лист, оглавление, меморандум конфиденциальности, резюме. История бизнеса организации (описание отрасли, характеристика объекта бизнеса организации). Правовой статус организации (юридический план). Организация и управление. Анализ финансового состояния организации. Анализ бизнес-среды организации. Анализ рынка и конкуренции. Описание рынка. Маркетинговые мероприятия и решения, принимаемые фирмой-продуцентом. Направления исследования рынка. Стратегия маркетинга. Жизненный цикл продаж. Затраты на маркетинг. Описание отрасли. Описание целевого рынка. Конкуренция.

 

Тема 6. Ключевые разделы типового бизнес-плана

Маркетинговый план. Его структура и содержание. Определение спроса и возможностей рынка. Стратегия маркетинга. Маркетинг-микс. Определение ценовой стратегии. Операционный план. Производство. Закупки и дистрибьюция. Производственный план. Производственная программа предприятия. Планируемый объем продаж. Потребности в основных фондах. Расчет потребности в ресурсах. Расчет потребности в персонале и заработной плате. Потребность в инвестициях. Исследовательские и внедренческие разработки. Организационный план. Разработка организационной структуры фирмы. Функциональная, дивизиональная, командная структуры. Финансовый план. Его основные разделы: инвестиционная политика; управление оборотным капиталом, дивидендная политика; ставка дисконтирования; финансовые прогнозы; учетная политика; система управленческого контроля. Оценка и страхование риска. Хеджирование. Анализ риска. Основы финансового риска.

Тема 7. Технология бизнес-планирования

Моделирование бизнес-процессов. Основные технологии продукции бизнес-планирования. Заказчики и разработчики бизнес-планов. Два подхода к разработке бизнес-плана. Техническое задание и календарный план (график работ) на разработку бизнес-плана. Виды моделей, применяемых при бизнес-планировании. Модели бизнеса и их отличие от стратегий бизнеса. Особенности разработки моделей бизнес-процессов (материальных, информационных и финансовых потоков). Бизнес-процессы. Проект.

 

Тема 8. Основные виды бизнес-планирования

Стратегическое и инвестиционное планирование. Понятие, экономическое содержание и основные элементы стратегического планирования. Понятие и классификация стратегической цели организации (предприятия). Цели и стратегии реализации проектов. Инвестиционный план (проект). Его цель и основные задачи. Структура и содержание стандартного бизнес-плана инвестиционного проекта. Финансовое планирование. Источники информации для составления финансового плана. Назначение, структура и методика расчетов основных документов финансового планирования. План движения денежных средств. План прибыли и убытков. План распределения прибыли. Балансовый план. Требования к основным документам финансового плана. Международные стандарты финансовой отчетности. Технология финансового планирования. Стратегии финансового проекта.

Тема 9. Управленческий бизнес-план

Сущность и назначение управленческого бизнес-плана. Его функции. Структура и содержание управленческого бизнес-плана. Отличие его от типового бизнес-плана. Общая схема разработки, структура и содержание типового управленческого бизнес-плана. Общий план производства. Текущее состояние предприятия. Постановка целей компании. Постановка целей подразделения. Возможные расхождения между текущим и желаемым состоянием компании. Составление планов подразделений. План продаж. Маркетинговый план. Операционный план. План производства. План закупок, в том числе план основных закупок. План по персоналу. Финансовый план. Контроль выполнения и корректировка бизнес-плана. Содержание системы контроля и корректировка.

Тема 10. Бизнес-планы проектов и решения практических задач управления бизнесом

Бизнес-проект как инновационный замысел. Бизнес-проект. Бизнес-идея. Разработка и реализация идеи. Классификация бизнес-проектов. Особенности составления различных видов бизнес-планов проектов. Бизнес-план инновационного проекта. Его разделы. Характеристика товара (услуг). Оценка рынка. Возможности (план) производства. Организация реализации проекта. Финансовый план. Составление бизнес-плана инвестиционного проекта с учетом международных стандартов. Бизнес-планы для решения практических задач управления бизнесом (целевые бизнес-планы). Основные направления использования целевых бизнес-планов: антикризисное планирование; планирование совместной деятельности; планирование структурных преобразований. Планирование разовых финансовых операций и коммерческих сделок; и принятие других управленческих решений. Макеты некоторых видов целевого бизнес плана. Бизнес-план продажи франшизы. Бизнес-план продажи существующего предприятия. Бизнес-план финансового оздоровления предприятия. Использование бизнес-плана для роста капитала: венчурное финансирование проектов, банковское финансирование; финансовые фонды (компании). Презентация бизнес-плана.

 


ВОПРОСЫК ЭКЗАМЕНУ

1. Планирование как особый вид управленческой деятельности.

2. Прогнозирование социально-экономических показателей

3. Методы экономического анализа

4. Использование элементов системного подхода в стратегическом планировании.

5. Понятие о стратегическом планировании.

6. Стратегическое планирование и регулирование рынка труда.

7. Нормативный метод планирования.

8. Методология стратегического планирования, основные ее элементы.

9. Основные черты стратегического планирования в современных условиях.

10. Внутрифирменное планирование и стратегический менеджмент.

11. Балансовый метод планирования.

12. Логика процесса макроэкономического прогнозирования.

13. Отечественный и зарубежный опыт развития стратегического планирования социально-экономических систем разного уровня.

14. Понятие стратегии.

15. Программно – целевой метод планирования.

16. Методологические принципы стратегического планирования.

17. Цели, содержание и основные функции стратегического планирования.

18. Виды рыночных стратегий.

19. Организация планирования и прогнозирования

20. Система показателей стратегического планирования

21. Характеристика этапов формирования стратегического плана

22. Содержание и структура стратегического плана развития предприятия

23. Методы стратегического планирования и прогнозирования

24. Порядок разработки прогнозов и планов.

25. Классификация стратегических планов предприятия

26. Основные процедуры стратегического планирования.

27. Методы экспертных оценок

28. Сущность и содержание бизнес-планирования

29. Процедура стратегического планирования.

30. Сущность метода «Дельфи»

31. Основные макроэкономические показатели используемые для разработки социально-экономических процессов.

32. Принципы разработки бизнес плана

33. Процедура стратегического программирования.

34. Методы экстраполяции

35. Понятие стратегического проектирования.

36. Процесс разработки бизнес - плана

37. Сущность метода экстраполяции по одномерному временному ряду.

38. Основные разделы бизнес - плана

39. Методы моделирования.

40. Основные показатели эффективности производства.

 

ТЕМЫКУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ

1. Бизнес-план как форма привлечения инвестиций

2. Основные аспекты регулирования социальной политикой.

3. Стратегические цели социальной политики государства.

4. Организационная структура планирования и прогнозирования России

5. Значение прогнозирования и стратегического планирования в государственном регулировании национальной экономики.

6. Стратегическое планирование природоохранной деятельности

7. Стратегическое планирование развития региона

8. Планирование развития предпринимательской деятельности

9. Бизнес – планирование как современная форма планирования.

10. Бизнес – планирование как закономерный этап развития планового регулирования экономики.

11. Формирование целей бизнес – планирования развития предприятия.

12. Отечественный и зарубежный опыт бизнес –планирования.

13. Основные черты бизнес – планирования в условиях глобальной конкуренции.

14. Теория риска и стратегический менеджмент.

15. Бизнес – планирование и маркетинг.

16. Бизнес – план предприятия. Процедура разработки. Характеристика системы показателей.

17. Основные черты бизнес – планирования развития национальной экономики (региона, предприятия)

18. Бизнес-планирование и местная социально – экономическая политика.

 

Работа выполняется и оформляется согласно Методическим рекомендациям по организации выполнения и защите курсовых работ (проектов) для студентов всех форм обучения юридического факультета и факультета управления.

Тема курсовой работы (проекта)/ работы может быть изменена на усмотрение ведущего преподавателя.

 


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Наталья Стрекалова: Бизнес-планирование: Учебное пособие (+CD). СПб.: Питер, 2012.

2. Баринов В. А. Бизнес-планирование: Учебное пособие. 3-е изд. М.: Форум, 2009.

3. Ушаков И. Бизнес-план. 2009.

4. Рябых Д.А., Гладкий А.А. Бизнес-план на практике. Опыт успеха в России. 28 реализованных бизнес-планов (+CD). 2008.

5. Головань, Спиридонов. Бизнес-планирование и инвестирование: учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2009.

6. Попов В. М., Ляпунов С. И., Муртузалиева С. Ю. Бизнес-планирование. Учебник. М: Финансы и статистика, 2001.

7. Поляков О.В. Бизнес-планирование. М.: ММИЭИФП, 2003.

8. Байкалова А.И. Бизнес-планирование: Учебное пособие. - Томск: ТГУ, 2004.

9. В.М.Попов, С.И. Ляпунов, Л.Л.Касаткин. Бизнес-планирование: анализ ошибок, рисков и конфликтов. Учебник. КноРус, 2003.

10. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (утв. Минэкономики РФ, Минфином РФ и Госстроем РФ от 21 июня 1999 г. № ВК 477). М.: Экономика, 2000.

11. Халтаева С.Р., Яковлева И.А. Бизнес-планирование. Учебное пособие. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005. 170 с.

12. Булгакова С.В. Бухгалтерский управленческий учет для бизнес-решений: Учебное пособие. - Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2007.

13. Акжигитова А.Н. Налоги и налоговое планирование: Учебное пособие. - Пенза: Пензенский гос. ун-т, 2008.

14. Поделинская И.А., Бянкин И.А. Стратегическое планирование. Учебное пособие. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005.

15. Григоров О.С., Минин А.Ю., Круглова Э.В. Управление бизнес-потенциалом производственных систем: Учеб. пособие / под общ. ред. д.т.н., проф. В.В. Герасимова. - Новосибирск: НГАСУ, 2002.

16. Мосейко В.О. Фреймовое моделирование при управлении в структурах среднего и малого бизнеса: Учебное пособие. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2001.

 

 


Учебное издание

 

 

 

 

 

БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: