Примерная тематика рефератов




Тематика практических занятий

По дисциплине «Поведение потребителей»

 

Тема 1. Поведение потребителей и маркетинг.

Форма занятия – устный опрос, доклады

1. История изучения потребительского поведения.

2. Предмет курса и методология изучения потребительского поведения.

3. Постмодернизм как научная парадигма современных подходов к поведению потребителей.

4. Сегментирование рынка и удовлетворение потребностей.

Тема 2. Факторы внешнего влияния на поведение потребителей.

Форма занятия – устный опрос, презентация, доклады, выполнение практического задания

1. Культура общества как основной фактор влияния на потребительское поведение. Структура культуры: ценность; нормы, язык, санкции. Функционирование культуры.

2. Статусная позиция. Статусная роль. Концепция социального класса. Измерение социального статуса.

3. Социальная стратификация общества и ее влияние на поведение потребителей. Слоевая субкультура.

4. Группы и их типы. Влияние референтных групп на поведение потребителей.

5. Семья и домохозяйство в процессе потребления.

Тема 3. Внутренние факторы поведения потребителей.

Форма занятия – устный опрос, презентация, доклады, выполнение практического задания

1. Обработка информации потребителем: восприятие, внимание, понимание, память. Методы обучения потребительскому поведению

2. Личность потребителя. Основные теоретические подходы к изучению личности. Образ жизни. Стиль жизни. Стиль потребления.

3. Психография. Методика VALS. Особенности определения психографических типов российских потребителей.

4. Мотивация и восприятие. Теории мотивации. Методы исследования мотивации потребителей.

5. Персональные ценности и знания, их влияние на поведение потребителя.

Тема 4. Модели поведения потребителей.

Форма занятия – устный опрос, рецензирование выступлений, презентация, практикум (решение задач), кейс-стади

1. Экономическая модель поведения потребителей.

2. Понятие функции потребления. Мотив сбережений (Дж.М. Кейнс). Модель потребительского поведения в условиях межвременного выбора. Модели функции потребления.

3. Модель потребления в условиях дефицита (Я. Корнаи).

4. Общественные формации, потребление и производство, товарный фетишизм.

5. Психологические и социальные подходы к анализу потребительского поведения.

6. Глобализация и массовое потребление.

Тема 5. Процесс принятия потребителями решения о покупке.

Форма занятия – устный опрос, дискуссия, тестирование, практикум

1. Процесс принятия решений: осознание потребностей, информационный поиск, оценка вариантов, акт покупки, потребление.

2. Оценка альтернатив после покупки, освобождение. Типы процессов принятия решений.

3. Моделирование покупательского поведения индивидуального потребителя.

4. Влияние на потребительское поведение различий в доходах, семейных ролей, гендерных аспектов, ценностей и образа жизни.

5. Этапы потребительского восприятия товара-новинки.

Тема 6. Организационное покупательское поведение. Консьюмеризм.

Форма занятия – устный опрос, дискуссия, тестирование

1. Специфика организационного покупательского поведения.

2. Модель организационного покупательского поведения. Типы закупочных ситуаций. Процесс организационной закупки.

3. Консьюмеризм и общество.

4. Защита прав потребителей в России и за рубежом.

 

 

Примерная тематика рефератов

1. Особенности становления и эволюция науки о поведении потребителей в России.

2. Междисциплинарный подход к поведению потребителей. Содержание наук о поведении потребителей.

3. Применение результатов исследований потребителей при разработке маркетинговой стратегии.

4. Исследования российских потребителей, методология, практика проведения.

5. Процесс принятия решений потребителями, его основные стадии применительно к товарам различных категорий.

6. Анализ влияния культуры, субкультуры на поведение потребителей.

7. Российские ценности: их воздействие на поведение потребителей.

8. Использование измерений национальной культуры по Г. Хофстеде в маркетинговой деятельности российских компаний.

9. Исследования социальной структуры современного российского общества.

10. Определение социальных классов в России. Основные проблемы, связанные с измерением социальных классов.

11. Средний класс в структуре российского общества.

12. Влияние социального класса на поведение российских потребителей.

13. Особенности влияния референтных групп, лидеров мнений на потребительское поведение.

14. Использование лидеров мнений в рекламных кампаниях.

15. Жизненный цикл семьи: традиционный и модифицированный. Современные подходы к анализу жизненного цикла семьи.

16. Анализ роли членов семьи в принятии решения о покупке различных товаров.

17. Влияние изменения роли женщины в семье на процесс принятия покупательских решений.

18. Влияние изменения роли мужчины в семье на процесс принятия покупательских решений.

19.. Социализация и влияние детей на процесс принятия потребительских решений.

20. «Влиятельные люди»: понятие, способы выделения, значение для маркетинга.

21. Психологические теории, применяемые при изучении поведения потребителей.

22. Психографические исследования российских потребителей.

23. Методы исследования психологических профилей потребителей.

24. Развитие современного рекламного рынка России. Влияние рекламы на поведение потребителей.

25. Продвижение товаров на рынок с применением интегрированных маркетинговых коммуникаций.

26. Создание брендов, ориентированных на определенные целевые группы потребителей.

27. Проблема эффективности воздействия маркетинговых коммуникаций на потребителей.

28. Внутримагазинные способы управления поведением потребителей

29. Методология количественных и качественных исследований поведения потребителей.

30. Управление поведением потребителей после покупки.

31. Консьюмеризм, защита прав российских потребителей.

Форма отчетности: презентация реферата, реферат.

 

Вопросы к зачёту по дисциплине «Поведение потребителей»

1. Предмет и методы изучения потребительского поведения. Типологическая модель потребительского поведения.

2. Демография и культура в потребительском поведении.

3. Ценностная компонента культуры потребительского сегмента.

4. Культурные вариации в потребительском поведении.

5. Особенности кросс-культурных и глобальных маркетинговых стратегий: потребительский аспект.

6. Социальное положение потребителя и сферы его маркетингового использования.

7. Социальный статуса потребителей: показатели и выбор шкалы оценки

8. Типы групп влияния на потребительское поведение.

9. Формы влияния референтных групп на потребительский выбор.

10. Модели процессов персонального влияния; глобальные коммуникации

11. Диффузия инноваций и классификация потребителей по скорости освоения инноваций.

12. Лица, влияющие на мнения: характеристика, мотивация влияния, использование в маркетинге.

13. Домохозяйство, его типы и динамика в маркетинговых решениях.

14. Домохозяйство: ролевое поведение и социализация потребителя.

15. Внутренние факторы поведения потребителей - их значение и специфика.

16. Процесс обработки информации потребителем и его маркетинговое значение.

17. Восприятие, его компоненты и роль в обработке информации потребителем.

18. Характеристики стимулов и их использование в восприятии маркетинговых сообщений.

19. Управление экспозицией и вниманием в потребительском восприятии.

20. Память, её виды и использование в маркетинговых сообщениях.

21. Схема мотивации. Мотивы поведения потребителей, их виды и использование в маркетинге.

22. Личность и её значение в потребительском поведении. Эмоции и их использование в маркетинге.

23. Жизненный стиль потребителей, его модели и их использование в маркетинговых решениях.

24. Экономическая модель поведения потребителей. Рациональное поведение.

25. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского поведения.

26. Факторная модель потребительского поведения

27. Факторы внешнего влияния на потребительское поведение

28. Образ жизни и стиль жизни. Концепция «стиля жизни: П. Бурдье.

29. Гендерные модели потребления. Национальные особенности потребления.

30. Ресурсы потребителей и их маркетинговое значение.

31. Компоненты отношения потребителей к продукту, их взаимосвязь и значение в маркетинговых решениях.

32. Изменение отношения потребителя к продукту по аффективному, поведенческому и когнитивному компонентам.

33. Процесс принятия потребительского решения и его факторы.

34. Роль и типы ситуационных факторов в принятии решения о покупке. Их значение в маркетинге.

35. Критерии классификации потребительских решений и их значение в маркетинге.

36. Активация осознания проблемы потребителем. Схема и ее использование в маркетинге

37. Информационный поиск в потребительском решении: значение и характеристики.

38. Оценочные критерии в потребительском решении и их использование в маркетинге.

39. Правила принятия решений о выборе альтернатив: виды и значение в маркетинге.

40. Некомпенсационные и компенсационные правила решений.

41. Источник покупки: критерии выбора потребителем. Мотивы шоп-туров.

42. Варианты использования покупок потребителем и их значение в маркетинге.

43. Послепокупочная оценка альтернатив. Пути сохранения потребителей.

44. Типы организаций-покупателей и решений о покупке; специфика маркетинга для каждого типа.

45. Организационное покупательское поведение:особенности и модель.

46. Организационный стиль и его факторы. Покупающий центр. Типы решений.

47. Внешние факторы организационного покупательского поведения. Референтная инфраструктура

48. Консьюмеризм - история и глобальные перспективы. Права потребителей.

49. Развитие кредита. Принцип «работай-и-трать», «новый консьюмеризм» и движение «самоограничения».

50. Права потребителей и госрегулирование. Реакция бизнеса на движение потребителей.

Зачёт проводится традиционным способом в устной форме.

Итоговая оценка студента за курс обучения складывается из результатов балльно-рейтинговой системы и ответов на зачёте по стобалльной шкале и затем переводится в обычную сиcтему.

 

Литература

 

а) основная литература

1. Дубровин И. А. Поведение потребителей: учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2012. – 312 с. URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785394014758.html

2. Меликян О.М. Поведение потребителей: учебник. – М.: Дашков и К, 2014. – 264 с. URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785394010439.html

3. Поведение потребителей / под ред. Г.А. Васильева, Н.И. Лыгиной. - М.: Юнити-Дана, 2015. – 238 с. URL: biblio-club.ru/index.php?page=book&id=117714

4. Жуковская И.Ф. Модели поведения потребителей: экономический, социальный и психологический подходы: учебное пособие. – Владимир: АТЛАС, 2016. – 331 с.*

б) дополнительная литература

1. Макарова, Т.Н. Поведение потребителей: практикум. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 66 с. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364863

2. Посыпанова О.С. Экономическая психология: психологические аспекты поведения потребителей: монография. - М.: Директ-Медиа, 2013. - 454 с. URL: /biblioclub.ru/ index.php?page=book&id=142293

3. Нуралиев С. У. Маркетинг: учебник для бакалавров / С.У. Нуралиев, Д.С. Нуралиева. - М.: Дашков и К, 2013. - 362 с. URL: https://www.studentlibrary.ru/doc/ISBN9785394021152-SCN0006.html

4. Романов А.А. Маркетинг: Учебное пособие / А. А. Романов, В. П. Басенко, Б. М. Жуков. - М.: Дашков и К, 2012. – 440 с. URL: https://www.studentlibrary.ru/doc/ISBN9785394013119-SCN0006.html

5. Гавриленко Н.И. Маркетинг: учебное пособие / Н.И. Гавриленко. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 194 с. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=273611

6. Жуковская И.Ф. Модели поведения потребителей: экономический, социальный и психологический подходы: учебное пособие. – Владимир: Собор, 2009. – 331 с.*

в) периодические издания*

1. Вестник МГУ: экономика*

2. Маркетинг в России и за рубежом*

3. СОЦИС. Социологические исследования*

Примечание: * - литература из фонда библиотеки ВлГУ

г) нормативно-правовая литература

1. О защите прав потребителей [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 (с изм. и доп.) // СПС Консультант Плюс.

2. О средствах массовой информации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 (с изм. и доп.) // СПС Консультант Плюс.

3. О рекламе [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ (с изм. и доп.) // СПС Консультант Плюс.

д) электронные ресурсы:

1. https://www.gks.ru/ - официальный сайт ФСГС

2. https://edu.ru/ Федеральный портал «Российское образование»

3. https://ecsocman.edu.ru/ Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»

4. https://openet.edu.ru/ - Российский портал открытого образования

5. https://marketing.spb.ru - информационно-аналитический портал по маркетингу

6. https://researchcenter.ru/ центр исследований Российской Ассоциации Маркетологов

7. https://www.bma.ru - мировой опыт моделирования потребительского поведения

8. https://www.4p.ru - журнал Маркетинг

9. www.russianmarket.ru – Российский рынок. Информационный портал

10. www.consultant.ru – Справочно-правовая система «Консультант Плюс»

11. https://library.vlsu.ru/ - сайт научной библиотеки ВлГУ

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: