Концепция местного фонда инновационного развития и технологий «Синергия интеллекта»




(находится на стадии подготовки к регистрации юрлица)

 

 

К ИННОВАЦИЯМ ЧЕРЕЗ СИНЕРГИЮ ИНТЕЛЛЕКТА!

Миссия местного фонда инновационного развития и технологий «Синергия интеллекта» (далее – Фонд): активизация инновационного развития Республики Беларусь с применением комплекса общепризнанных и новаторских инструментов и возможностей, основанных на профессиональном потенциале инновационного сообщества Беларуси («коллективное мышление»), поддержке соответствующих инициатив со стороны государственных органов Беларуси, государственно-частном партнерстве и поддержке международных институтов развития.

Основные задачи (направления работы) Фонда:

Выполнение научных и инновационных исследований (с внедрением в практическую область) в области государственной инновационной политики Республики Беларусь;

Выполнение информационно-аналитических и информационно-консультационных работ в области инновационной деятельности;

Взаимодействие с государственными органами по вопросам представления проблематики инновационной сферы, представление интересов инновационного бизнеса и инновационной инфраструктуры;

Информационная поддержка инновационных процессов, ведение медиа-портала в области инновационной деятельности;

Реализация интернет-проектов инновационной направленности, нацеленных на продвижение технологий и обеспечение инновационной деятельности;

Издательская деятельность и PR-продвижение результатов инновационной деятельности в Беларуси;

Обеспечение инновационного развития отечественных предприятий посредством инновационного консалтинга и выполнения инновационных исследований;

Продвижение технологий с применением инструментов трансфера и коммерциализации технологий, информационно-коммуникационных платформ;

Формирование и организация выполнения проектов, направленных на развитие инновационной деятельности и инфраструктуры страны;

Формирование инновационного сообщества («синергия интеллекта») и организация его деятельности в целях инновационного развития Республики Беларусь;

Участие в создании нового инновационного бизнеса, поддержка инновационных инициатив и проектов сторонних заявителей.

 

Организационная структура Фонда:

 

 

Фонд будет иметь институциональную структуру, при этом каждый институт объединяет актуальные для Республики Беларусь проекты общей направленности как в отношении инструментариев и методов работы, так и в отношении охватываемых деятельностью секторов и субъектов инновационной деятельности Беларуси.

Институт инновационных исследований («Айкуб») будет специализироваться на выполнении научно-исследовательских и информационно-аналитических работ в области государственной инновационной политики, оказании связанных с этим консалтинговых и информационных услуг заинтересованным субъектам инновационной деятельности различных форм собственности, работе в медиа-сфере над освещением протекающих в Республике Беларусь инновационных процессов, реализации издательских проектов инновационной тематики.

«Айкуб» будет продвигать в Беларуси новую услугу – инновационное исследование, суть которого заключается в том, что стандартная научно-исследовательская работа в области государственной инновационной политики должна завершаться внедрением выработанных предложений по ее совершенствованию в практическую сферу. Для этих целей будут предоставляться консультации специалистов «Айкуба» в области организационно-методического внедрения результатов инновационного исследования, подготовки для этого соответствующих нормативно-правовых актов.

Инновационное исследование будет считаться выполненным тогда, когда результаты работы внедрены в практику. Соответственно каждое исследование будет сопровождаться «Айкубом» после завершения финансирования работ.

В инновационных исследованиях будут принимать участие ведущие ученые в области инновационной политики – представители разных научных школ, в том числе зарубежных, специалисты практики в области государственного управления сферой науки и инноваций, консультанты из числа инноваторов-практиков. Команда каждого инновационного проекта будет формироваться «Айкубом» под каждую конкретную тематику.

Потребителями инновационных исследований будут государственные органы Республики Беларусь, осуществляющие инновационную политику в масштабах страны, отраслях и регионах. В частности, это Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь, Министерство экономики Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, Министерство промышленности Республики Беларусь, облисполкомы и Мингорисполком.

Инновационные исследования планируется продвигать и среди предприятий Беларуси, которые хотят наладить инновационные процессы в рамках хозяйствующего субъекта, создать благоприятный инновационный климат, найти новые направления инновационного развития своего предприятия.

В случае с клиентами-предприятиями в рамках инновационных исследований, проводимых для их нужд, речь идет об инновационном реинжиниринге бизнес-процессов, запуске инновационных процессов на предприятии, формировании программ и планов инновационного развития на перспективу, повышении квалификации кадров и другом. Данная услуга уникальна для рынка Беларуси.

Информационно-консультационный центр поддержки инновационного бизнеса будет заниматься научными исследованиями в области изучения механизмов поддержки инновационной деятельности в различных странах мира, предоставлением потребителям информационно-консультационных услуг по существующим в Республике Беларусь механизмам государственной поддержки инноваций, подготовкой документов, необходимых для получения такой поддержки. Также центр будет предоставлять всем заинтересованным такие услуги, как бизнес-планирование, маркетинговые исследования, консультации в области интеллектуальной собственности и другое.

В рамках «Айкуб» будет работать Информационно-аналитический центр развития национальной инновационной инфраструктуры, который будет специализироваться на инновационных исследованиях в области изучения состояния и перспектив развития в Республике Беларусь инновационной инфраструктуры, PR-продвижении достигнутых национальной инновационной инфраструктурой результатов в масс-медиа посредством подготовки информационно-аналитических обзоров, научных публикаций, монографий и иных изданий, работы с крупнейшими белорусскими интернет-порталами над освещением результатов деятельности субъектов инновационной инфраструктуры.

Кроме того, в Республике Беларусь отсутствуют объединения субъектов инновационной инфраструктуры, которые могли бы инициировать коллективные проекты развития инновационной инфраструктуры, выполняемые, например, при поддержке международных институтов развития.

Как следует из информации, размещенной на сайте ГКНТ (https://www.gknt.gov.by/opencms/opencms/ru/innovation/inn3/), в Беларуси зарегистрировано 8 научно-технологических парков и 4 центра трансфера технологий. Указанные организации учреждены в формах, относящихся к коммерческим, что не позволяет им получать поддержку своих проектов у международных институтов развития.

Без учета общих проблем национальной инновационной инфраструктуры проекты отдельных субъектов хозяйствования даже функционирующих в статусе научно-технологического парка или центра трансфера технологий действительно имеют локальный характер. Однако, следует отметить, что субъекты инновационной инфраструктуры, действуют в интересах страны и общества, что позволяет говорить о том, что их деятельность приносит общественные блага.

Творческой лабораторией «Институт инновационных исследований «innoX» в конце 2012 года было проведено анкетирование субъектов инновационной инфраструктуры Беларуси на основе случайной выборки по вопросам организационного обеспечения их деятельности. 8 организаций, выполняющих функции инновационной инфраструктуры, поучаствовали в опросе. Из них 6 (75%) организаций высказались за создание финансово-консалтингового фонда, поддерживающего проекты по созданию субъектов инновационной инфраструктуры. Вместе с тем, финансировать подобную структуру готовы лишь 2 организации.

Как показали результаты анкетирования и опросов специалистов инновационной сферы, инновационная инфраструктура Беларуси, как и в прежние годы, находится на раннем этапе своего становления.

В условиях отсутствия значимой государственной поддержки в развитии субъектов инновационной инфраструктуры (СИИ) на этапе становления количество проектов создания СИИ существенно уменьшилось. За последние годы прекратили свою деятельность многие центры трансфера технологий, функционирующие при высших учебных заведениях, работают по формальному признаку филиалы и региональные отделения Республиканского центра трансфера технологий. Перспективы развития просматриваются только у научно-технологических парков, обладающих площадями для сдачи в аренду и соответственно устойчивой бизнес-моделью. Однако, и они находятся в основном на этапе строительства, не располагают средствами для обучения и повышения квалификации кадров, освоения новых услуг и найма профессионалов в области инновационной деятельности, которые могут оказать значимую поддержку инновационному бизнесу.

Мировой опыт показывает, что без развитой инновационной инфраструктуры проблематично построить инновационную экономику, поэтому создание информационно-аналитического центра развития национальной инновационной инфраструктуры, аккумулирующего информацию о проблемах инновационной инфраструктуры Беларуси и предлагающего проекты для их решения, является актуальным ответом на вызовы сегодняшнего дня.

Важное значение для инновационного развития Беларуси имеет приход частных, в том числе зарубежных, инвестиций в сферу инноваций в связи с чем в составе «Айкуб» будет создан Информационно-аналитический центр инвестиционной деятельности в сфере высоких технологий, который также будет выполнять инновационные исследования в этой области для государственных органов Беларуси и помимо этого собирать информацию об инвестиционной деятельности в сфере инноваций, отслеживать зарождение венчурной индустрии в Беларуси, формировать базы данных инвесторов, заинтересованных в инновациях, уточнять их требования к инновационным проектам, консультировать разработчиков инновационных проектов о возможностях инвестирования инноваций в Беларуси, осуществлять подготовку инновационных проектов и обсуждение их с инвесторами.

В задачи центра будет входить установление партнерских отношений с инвестиционными и венчурными компаниями Беларуси и зарубежья в целях информационного обмена и представления инновационных проектов, популяризация инвестирования инноваций на основе историй успеха.

В своей деятельности Институт продвижения технологий (ИПТ) будет в основном использовать два инструмента – трансфер и коммерциализацию технологий. Вместе с тем, возможно использование и метода вертикального продвижения технологий от идеи до внедрения в производство.

ИПТ будет работать по классической схеме получения доходов от сделок в области трансфера технологий и долей (акций) в предприятиях, созданных с его участием (в случае коммерциализации технологий). Также ИПТ будет оказывать комплекс услуг, связанных с подготовкой инновационных проектов (бизнес-планирование, маркетинговые исследования, инновационный консалтинг и пр.), опираясь на договора о трансфере и коммерциализации технологий.

Для выявления технологий, которые перспективны с точки зрения продвижения на рынок, ИПТ будет проводить технологические аудиты организаций, выполняющих исследования и разработки.

В своей деятельности ИПТ будет использовать все многообразие средств, доступных для продвижения технологий, включая сети трансфера технологий. В перспективе вся деятельность по продвижению технологий будет перенесена в информационно-консультационную систему поддержки инновационного бизнеса. Тогда ИПТ акцентирует свое внимание на физических контактах с организациями, не вовлеченными в эту систему, параллельно продвигая услуги этого сервиса.

ИПТ будет совместно с «Айкуб» проводить исследования процессов продвижения технологий, анализ информации innoX и вырабатывать направления ее совершенствования. Также будут продвигаться инновационные исследования этой тематики в государственных органах Беларуси.

В ИПТ выделяются четыре самостоятельных проекта, требующих особого внимания.

Первый проект – это Единый центр продаж научно-технической и инновационной продукции, потребность в котором продиктована практикой работы организаций Национальной академии наук Беларуси.

Дело в том, что организации, занимающиеся научными исследованиями и разработками, плохие предприниматели. Имея конкурентоспособный продукт, они далеко не всегда могут построить его маркетинг и организовать продажи. Банально, но для найма специалистов по продажам и маркетологов может не быть ресурсов. В разрезе продуктов – имеется, что предложить, а в общем контексте (для института в целом) – проблематично нанять специалистов по отдельному продукту для его коммерческого продвижения.

Собственно логику научного института можно понять – это не коммерческое предприятия, его основное предназначение выполнять научные исследования и разработки. Следуя этой логике, коммерческое продвижение и реализация продукции должна быть задачей переносимой на аутсорсинг. Для этих целей и планируется создать Единый центр продаж научно-технической и инновационной продукции.

Единый центр продаж будет заниматься комплексной работой по маркетингу имеющихся продуктов и услуг, рекламой продуктов и их продвижением, организацией продаж. Сделки (договора) будут заключаться между научными организациями и потребителями научно-технической продукции.

Единый центр продаж будет получать абонентскую плату за свою работу, размер которой будет установлен в ходе переговорного процесса, и определенный процент от продаж продукции (товаров, работ, услуг).

Создание Единого центра продаж научно-технической и инновационной продукции существенно сэкономит затраты академических и иных институтов на коммерческую деятельность и гарантирует получение дополнительных доходов (сейчас нет этих продаж и нет доходов!).

ИПТ выбрал еще три ниши и сектора деятельности, которые требуют особых подходов.

Второй проект – это Центр трансфера «зелёных» технологий.

«Зелёная» экономика – достаточно новый тренд в мировом развитии, который пришел на смену концепции устойчивого развития. Он опирается на тот факт, что при планировании экономической деятельности государств и субъектов хозяйствования необходимо максимально учитывать экологические аспекты, вопросы сохранения природной среды и рационального использования ископаемых ресурсов.

Очевидно, что в будущем большие перспективы будут иметь «зелёные» технологии, даже в том случае, если они более затратны, чем существующие.

В настоящее время идеи «зелёной» экономики не распространены повсеместно, однако это движение набирает силу в развитых странах.

«Зелёным» технологиям таких стран, как Беларусь, нужна поддержка в их продвижении, в том числе на рынки развитых стран, более приверженных идеям «зелёной» экономики.

Центр трансфера «зелёных» технологий будет аккумулировать информацию о белорусских разработчиках «зелёных» технологий и содействовать их внедрению в практическую сферу.

Третий проект – это Центр трансфера агропромышленных технологий.

Беларусь обладает развитым агропромышленным комплексом, о чем свидетельствует тот факт, что годовой объем экспорта белорусской аграрной продукции приблизился к 1 млрд. долларов США. Кроме того, по итогам первого полугодия 2016 года Беларусь занимала в мире третье место по экспорту сухой сыворотки, третье место – по маслу, четвертое – по сыру (по количеству проданного).

Естественно, что в Беларуси сильная школа аграрной науки (в основном сконцентрированная в НАН Беларуси), которая выполняет большой объем научных исследований и разработок, от которых государству хотелось бы иметь максимальную отдачу.

При этом, потенциальные потребители разработок аграрной науки (сельхозпроизводства, колхозы, фермерские хозяйства и др.) далеки от инновационной деятельности, поэтому задача продвижения технологий в АПК является довольно сложной, требующей индивидуального подхода и имеющей актуальность на сегодняшний день.

У аграрных разработок своя специфика (их сложно монетизировать как научной организации, так и центру трансфера технологий) и это должно учитываться при их продвижении.

Разработка системы продвижения технологий в АПК является актуальной задачей соответствующего центра трансфера технологий.

Четвертый проект – Центр трансфера технологий жилищно-коммунального сектора («умные города») также акцентирует свое внимание на сфере благоприятной для инноваций (имеющей для этого ресурсы), но сложной для продвижения научных разработок, не обладающих высокой степенью завершенности и апробирования.

Для сектора ЖКХ также нужно разработать индивидуальные схемы продвижения технологий, установить контакты с ключевыми игроками.

Институт научно-производственной кооперации (ИНПК) в своей деятельности будет основываться на промышленном потенциале Республики Беларусь, возможности реализации инициатив по развитию научно-производственного потенциала страны и научно-производственной кооперации.

В рамках ИНПК планируется создать Центр координации работы национального Консорциума научных, научно-технических, научно-практических и научно-производственных центров по передаче технологий.

В соответствии с поручением Главы государства от 17.01.2006 г. № 39/124-2300 в начале прошлой пятилетки при организационном участии автора данной концепции была сформирована система научно-технических (научно-практических) центров и организаций, выполняющих их функции (НТ(П)Ц), включающая 56 центров и организаций, обеспечивающих в научно-техническом отношении ключевые отрасли экономики страны и важнейшие сферы жизнедеятельности. НТ(П)Ц представляли собой самостоятельные юридические лица и структурные подразделения промышленных гигантов Беларуси.

Система НТ(П)Ц была объединена едиными функциями – обеспечением научно-технического и инновационного развития отраслей экономики и сфер жизнедеятельности по специализации центров. Однако, в основном, НТ(П)Ц выполняли научные исследования и разработки, в том числе в кооперации с академической и вузовской наукой. Во многих случаях НТ(П)Ц – это отраслевая и «фирменная» наука, обеспечивающая отдельные валообразующие предприятия.

Предполагалось, что с сугубо научной специализации НТ(П)Ц сместятся в разряд инновационных структур, которые активно взаимодействуют с академическими и вузовскими учреждениями, зарубежными инновационными компаниями в целях кооперации в научно-технической сфере и передачи технологий. Помимо выполнения функций центров исследований и разработок НТ(П)Ц должны были стать информационно-маркетинговыми центрами, центрами трансфера технологий – агрегаторами и проводниками инноваций в вверенные отрасли и сферы деятельности. Эта трансформация произошла не в полном объеме, однако есть положительная динамика.

Тенденция создания новых НТ(П)Ц получила развитие в последующие после выполнения поручения Главы государства годы. В частности, в системе НАН Беларуси созданы РУП «Научно-производственный центр многофункциональных беспилотных комплексов», РНПУП «Центр светодиодных и оптоэлектронных технологий НАН Беларуси», Научно-производственный центр «Техномаг» Физико-технического института НАН Беларуси, Научно-производственный центр «ХимФармСинтез» Института биоорганической химии НАН Беларуси и другие центры.

Распределенный характер системы НТ(П)Ц носил промежуточный характер и назрела необходимость в объединении усилий НТ(П)Ц в вопросах передачи технологий в реальный сектор экономики. В этой связи целесообразно создать национальный Консорциум[1] научных, научно-технических, научно-практических и научно-производственных центров по передаче технологий.

При создании Консорциума ННТ(П)Ц можно воспользоваться опытом создания и работы Консорциума федеральных лабораторий по передаче технологий (Federal Laboratory Consortium for Technology Transfer), который успешно функционирует в Соединенных Штатах Америки с конца XX века и по настоящее время.

Справочно: Создание Консорциума федеральных лабораторий (1974 г.) по передаче технологий осуществлялось в период реформирования законодательства США в области передачи технологий и инновационной деятельности в целом, в том числе принятия Закона Бай-Доула (Bayh-Dole Act, 1980), Закона о технологических новшествах Стивенсона-Уайдлера (Stevenson-Wydler Act, 1980) и многих других законодательных актов, направленных на активизацию процессов трансфера и коммерциализации технологий в этом государстве. В США создание Консорциума федеральных лабораторий по передаче технологий также было закреплено Конгрессом США (1986 г.) через относительно небольшой промежуток времени после его создания. Что примечательно, создание Консорциума федеральных лабораторий США по передаче технологий было инициировано Министерством обороны США в 1971 году.

Консорциум может быть построен следующим образом:

1) Участники Консорциума присоединяются к соглашению о его образовании в выработанных целях – передачи технологий в реальный сектор экономики;

2) На базе Фонда формируется Центр по координации работы национального Консорциума по передаче технологий;

3) Этот Центр организует работы Консорциума и совместные мероприятия на каждый год, отчитывается о результатах проделанной работы перед участниками.

В настоящее время в Республике Беларусь существует множество задач, которые можно решать при помощи такой инновационной структуры и организационного механизма, как Консорциум по передаче технологий. Рассмотрим только некоторые из них:

— рассмотрение результатов фундаментальных, ориентированных фундаментальных и прикладных исследований на предмет их использования отраслями экономики и сферами жизнедеятельности;

— обсуждения тематики фундаментальных и прикладных исследований, основанной на реальных и актуальных для производственного сектора проблемах;

— формирование совместных исследовательских групп по направлениям, представляющим интерес для научной и инновационной сфер;

— организация междисциплинарных или межотраслевых лабораторий;

— формирование технологических платформ, не ограничивающихся исследованиями на доконкурентной стадии (в связи с отсутствием конкуренции в ключевых специализациях организаций промышленности);

— обеспечение сотрудничества в целях коммерциализации полученных технологий, в том числе принципиально новых и новых для мирового рынка;

— информационное обеспечение участников Консорциума по передаче технологий, акцентированное на продвижение сведений о полученных технологиях его участников, которые могут быть адаптированы к применению в различных отраслях экономики и сферах жизнедеятельности;

— формирование различных фондов, осуществляющих финансирование проектов, в которых заинтересованы участники, на разных стадиях их реализации, в том числе фонда посевных инвестиций, выдающего гранты на исследования и разработки по перспективным для страны направлениям;

— ведение технологических баз данных различной направленности, обеспечение к ним доступа участников Консорциума, а по определенным направлениям и всех заинтересованных;

— популяризация достижений участников Консорциума в области коммерциализации и трансфера технологий;

— использование организационных структур и площадки Консорциума для наиболее эффективного продвижения результатов научных исследований и разработок в реальный сектор экономики Беларуси и социальную сферу;

— обмен опытом участников Консорциума, проведение различных мероприятий и ежегодного форума участников Консорциума по передаче технологий;

— повышение квалификации специалистов участников Консорциума в области передачи технологий посредством их коммерциализации или трансфера;

— сотрудничество с частными инвесторами, в том числе иностранными, и финансовыми структурами в вопросах коммерциализации технологий;

— привлечение иностранных инвестиций в высокотехнологичный сектор страны, в том числе средств международных финансовых институтов.

В целом при надлежащей организации работы Консорциума НТ(П)Ц эта перспективная структура с объединенными и значительными возможностями может обеспечить комплексное решение вопросов по передаче технологий в реальный сектор экономики страны с очевидным и выгодным государству акцентом на коммерциализацию технологий. Причем при результативности работы Консорциума по передаче технологий и получения от этой работы ощутимой практической пользы для его участников данная структура имеет все возможности для долгосрочного устойчивого развития на основе самообеспечения за счет своих участников.

Другим направлением деятельности ИНПК может стать Центр управления виртуальным технопарком, действующим в депрессивных регионах Республики Беларусь.

В депрессивных регионах Республики Беларусь и в частности в Кормянском районе Гомельской области существует множество зданий и сооружений, которые можно использовать для размещения производств и предприятий. Однако, райисполкомам, зачастую, не удается привлечь инвесторов для покупки этой недвижимости за символическую цену. С таким случаем столкнулся автор концепции, когда была выставлена на продажу Задубская средняя школа, в которой он учился.

Пригодное для использования (1967 года постройки), кирпичное двухэтажное здание общей площадью 1 770,63 кв. м реализовывалось за 1 базовую величину в белорусских рублях. Покупатель не был найден по состоянию на 2015 год.

В рамках Центра управления виртуальным технопарком планируется покупать подобную недвижимость и проводить работу по поиску и перепродаже зданий или помещений предпринимателям под размещение производств.

Монетизация проекта будет осуществляться, в основном, за счет обеспечения предпринимателей виртуального технопарка современными бизнес-услугами с учетом того, что в депрессивных регионах истощен кадровый потенциал. Бухгалтерия, кадровая служба, юридическая поддержка и другие стандартные офисные услуги будут поставляться предпринимателям. Также будет осуществляться поддержка в маркетинге продуктов и услуг, бизнес-планировании, трансфере технологий и т.п.

С райисполкомами также будет организована работа по содействию в кадровом обеспечении производств, обучении специалистов и прочем.

С учетом льготных условий работы в малых городах и поселениях, высокой заинтересованности местных властей в привлечении бизнеса на их территорию предпринимательская деятельность в условиях депрессивных регионов обещает быть выгодной.

Таким образом, виртуальный технопарк будет представлять собой комплекс зданий, находящихся в собственности бизнеса, с поддержкой всех бизнес-процессов со стороны Центра управления виртуальным технопарком.

Не секрет, что основой научно-технического прогресса Беларуси является машиностроительный комплекс, который весьма широко представлен в нашей стране.

При этом, в республике работают как предприятия, реализующие готовую продукцию конечным потребителям, так и заводы, участвующие в производственном цикле зарубежных структур.

Широко представлены предприятия, занимающиеся производством транспортных средств. Это как пассажирская техника, так и грузовые автомобили, карьерные самосвалы и дорожная техника.

Большинство промышленных предприятий машиностроения Беларуси стараются своевременно проводить модернизацию, участвуют на системной основе в научных исследованиях и разработках, выполняемых научно-техническим комплексом страны и собственными конструкторскими подразделениями.

Вместе с тем, практика производственных компаний, работающих на высоко конкурентных рынках, показывает, что менеджмент структур иногда не способен эффективно решать задачи, которые могут стать актуальными в ближайшие 20-30, а то и 50 лет. Это может быть связано с загруженностью по текущим вопросам, отсутствием средств на развитие направлений, которые станут актуальными в такие сроки, и многое другое.

Однако, научно-производственная специализация Беларуси, в том числе ее машиностроительный комплекс, обязывает руководителей разных уровней отслеживать не только среднесрочные проблемы и задачи, но и стратегические установки развития на много лет вперед.

Даже неглубокий анализ перспектив развития предприятий машиностроения транспортного уклона свидетельствует о необходимости проработки такого довольно нового и пока не очень продуктивного направления как робототехника.

Актуальность разработок в области робототехники определяется следующими факторами:

· Уменьшение уровня человеческого труда;

· Повышение производительности труда;

· Снижение затрат;

· Повышение уровня интеллектуальности труда в традиционных секторах;

· Повышение наукоемкости производственных сектором более низких технологических укладов;

· В долгосрочной перспективе развитие направления может обеспечить сохранение или повышение конкурентоспособности машиностроительного комплекса;

· Формирование отрасли роботостроения в национальной экономике;

· Многое другое.

В части транспортных средств может быть два промежуточных варианта прихода к автомобилю-роботу.

На первом этапе для управления техникой может использоваться дистанционное пилотирование, как это сделано на образцах техники БелАЗ.

На втором этапе автомобиль должен воплощать в себе элементы робототехники, информационных и спутниковых технологий.

Необходимо отметить, что в Беларуси имеются все возможности для формирования технологической базы создания автомобилей-роботов.

Существует Объединенный институт машиностроения, обеспечивающий межотраслевое взаимодействие компаний отрасли. Имеется Объединенный институт проблем информатики, а также иные организации, занимающиеся спутниковыми и информационными технологиями, которые в комплексе с «железом» могут обеспечить автоматизацию процессов техники разного назначения.

Как было сказано выше, у ОАО «БелАЗ» уже имеются наработки в этой части. Также имеется опыт создания беспилотных летательных комплексов, которые используют беспилотные технологии.

Следует отметить, что за рубежом такими корпорациями как Ford, Google и Toyota уже получены определенные результаты (автопилотируемые автомобили), которые свидетельствует о возможностях и целесообразности разработки направления роботизированных транспортных комплексов. Несомненно, есть еще много проблем и недостатков, но все это может быть разрешено в процессе соответствующих разработок.

Уже сейчас за рубежом сформировалась технологическая область, называемая точным земледелием, представляющая собой симбиоз сельхозмашиностроения, информационных технологий и спутниковой навигации. В управлении техникой, адаптированной к точному земледелию, пока участвуют люди, но уже сейчас можно представить, что логическим продолжением этой области технологий станет переход на труд практически не требующий участия человека.

Несмотря на предполагаемую отдаленность спроса со стороны рынка на роботизированную технику, имеются все причины заняться в Республике Беларусь робототехникой и смежными с ней технологиями по причине наличия взаимосвязей наукоемких отраслей страны и их будущего с данным кластером.

Именно для этих целей в рамках ИНПК начнет работу Центр робототехнических инициатив, нацеленный на информационно-аналитическую работу в области возможностей создания робототехнической отрасли Беларуси, реализацию мероприятий, позволяющих приблизить будущее нашей страны.


[1] Как следует из Википедии, Консорциум (от лат. Consortium – соучастие, сообщество) – организационная форма временного объединения независимых предприятий и организаций с целью координации их предпринимательской деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: