Предмет, структура и становление философии истории.




В философии историческая динамика общества конкретизирует предмет особой области знания -
философии истории – самостоятельный раздел философского знания, изучающий природу исторического процесса, фундаментальные принципы и начала исторического бытия, механизмы и закономерности исторического развития социума, а также осу­ществляющей рефлексию над самим историческим познанием и осмысливающей статус исторического знания, его репрезентативность и достоверность. Термин “философия истории” был введён Вольтером, дисциплинарно оформлен был в эпоху Просвещения.
Проблемное поле:
1. Почему возможно историческая динамика общества – абсолютизирована роль социальных противоречий: социальные конфликты – главный фактор в развитии общества.
2. Источник развития связывается не с борьбой, а с консолидацией (солидаризм)
3. Источниками развития должны выступать конфликты, но они не должны разрушать систему.
В динамике философско-исторического знания выделяют классический, неклассический и постнеклассический этапы. В качестве основных критериев их разделения выступают проблемы: а) прогресса как смысла истории; б) общечеловеческого единства исторического процесса; в) научной объективности научного знания.
Классическая философия истории (Дж. Вико, Вольтер, Гегель и др.) основывалась на абсолютной вере в прогресс, гарантом которого выступало развитие научного знания. Универсальный характер природных законов, постигаемых наукой, диктовал потребность в подобной унификации социальной реальности, вследствие чего история человечества подгонялась под логику развития западноевропейской цивилизации.
Неклассическая философия истории начиналась с обоснования специфики исторического познания по сравнению с естественнонаучным. В рамках “ философии жизни ” (В. Дильтерей) и неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) история как наука о конкретных фактах культуры противопоставлялась ведущим основам естествознания. При этом, будучи ориентированной на понимание, а не объяснение событий, она всегда интерпретирует прошлое в зависимости от нужд настоящего.
Постнеклассическая философия истории ставит под вопрос идею прогресса по ряду оснований: “ конца истории ” (Ф. Фукуяма) как невозможности последующей качественной трансформации общества; экологических “ пределов роста ” (Дж. Форрестер, Д. Медоуз) и пр. Постнеклассическая философия истории напрямую связана с движением постмодерна. Она пересматривает взгляды на науку, культуру и общество.
В итоге современная философия истории включает в себя две предметные области, подразделяясь на субстанциальную (онтоло­гическую – род, сущее, учение; метафизическое учение о бытие, принципы бытия) и рефлексивную (эпистемологическую – теоретическое познание, знание как таковое; объект – это знание) философию ис­тории.
Проблемное поле субстанциальной философии истории пред­полагает осмысление таких вопросов:
• становление общества и специфика законов его развития;
• источник и факторы исторического процесса;
• направленность и периодизация исторической динамики;
• субъект и движущие силы общественного развития;
• соотношение объективного и субъективного в истории;
• единство и многообразие исторического процесса;
• смысл истории и др.
Проблемное поле рефлексивной философии истории, в свою очередь, включает следующие проблемы:
• природа и специфика исторического познания;
• объективность исторического знания;
• статус понимания и объяснения в историческом исследова­нии;
• особенности исторического описания;
• соотношение рационального и иррационального в истори­ческом познании;
• социально-культурная детерминация исследовательской де­ятельности историка;
• специфика методологических программ исторического поз­нания и т. д.
Методы исследования:
Номотетический (генерализующий) – выведение законов.
Идиографический (индивидуализирующий) – описание эталонных явлений.

В мировоззрении древнего Востока утвердился императив «колеса истории».
В мировоззрении древних греков господствовал космоцентризм, фатализм и идея «вечного возвращения».
В мировоззрении мыслителей средневекового Запада присутствуют не только собственно богословские, но и религиозно-философские идеи, главная из которых — христианская «идея истории».
Задав интерпретационную модель становления и развития общества от грехопадения Адама и Евы через искупительную жертву Иисуса Христа к концу света, осмысленную как связь прошлого, настоящего и будущего, христианство породило современный тип исторического сознания и заложило основания классической философии истории.

Эпоха Возрождения и начало Нового времени в силу многих причин не восприняли «идею истории» (XVII в. называют «веком натурфилософии» и «веком философско-юридического мировоззрения»), но XVIII в. воздает дань этой идее и квалифицируется как «век философско-исторического мировоззрения».
В это время М. Вольтером вводится термин «философия истории»и возникает классическая философия истории.
Варианты философского осмысления исторического процесса:
· философы Просвещения (М. Вольтер, Д. Дидро, Ж. Кондорсе, А. Тюрго);
· представители «критической философии истории» (Дж. Вико, Ж.-Ж. Руссо, И. Гердер);
· затем Ф. Шеллинг, И. Кант, Г. Гегель.
В конце XIX–ХХ вв. возникает неклассическая философия истории, предметом изучения которой становится специфика исторического познания (В. Дильтей, В. Виндельбанд, Г. Риккерт).
После серьезных потрясений общественного сознания, вызванных первой мировой войной, установлением тоталитарных политических режимов, «омассовлением» человека, снова актуальными стали проблемы исторического бытия общества.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: