Эпоха Поздней классики (4 в. до н.э.)




Пракситель – работал главным образом в Афинах. Его мраморные статуи отличают чувственная красота, одухотворенность («Афродита Книдская», «Отдыхающий сатир»).

Лиссип – придворный художник Александра Македонского. Создатель образов деятельных героев, живущих сложной внутренней жизнью («Отдыхающий Гермес», «Апоксиомен», бюст Александра Македонского).

Все эти произведения выполнялись из бронзы, поэтому очень мало из них сохранились. До нас они дошли только в виде Римских копий. Сейчас сохранились только несколько оригинальных бронзовых скульптур: «Дельфийский возничий», «Посейдон из Аремиссия».

5) Афинский Акрополь. Общая характеристика ордерной системы.

 

Ордерная система – это архитектурный стиль, появляющийся еще в архаике. В последствии греческая архитектура станет учебником для всего последующего архитектурного развитии, в т.ч. римского. Ордерная система характеризуется тем, что все ее элементы упорядочены, эстетезированны. Главными ее элементами являются колонны (несущие части) и антаблемент (несомая часть).

Ордерная система делится на дорический, ионический и позже появившийся коринфский стили. Ионический отличается от дорического большей женственностью, украшениями, капитель в форме подушечки. Коринфский условно называют «девическим», его пропорции уподоблялись девическому телу.

К эпохе архаики относится храм Аполлона в Дельфах.

Своего апофеоза архитектура достигает в классическую эпоху, это Афинский Акрополь. Построен под впечатлением от победы в греко-персидской войне. Главным его зданием является храм Афины-девы (Парфенон). Архитекторы Иктин и Калликрат. Рядом располагается храм Эрехтейон, отличительной особенностью которого являются кариатиды. В центре Акрополя находилась огромная статуя Афины-девы (работа Фидия). Здесь же находится храм Ники Аптерос, пинакотека (собрание картин). Вход в Акрополь оформляют пропилеи - парадный проход, образованный портиками и колоннадами.

В период турецкого владычества Парфенон использовался как пороховой склад, который однажды взорвался. Разрушения были огромными, однако Парфенон не утратил своей грандиозности.

Фриз — декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения. Фидиевский фриз из Акрополя хранится в британском музее.

 

6) Искусство эллинизма. Общая характеристика. Пергамский алтарь. Лаокоон.

 

Эллинизм – эпоха, последовавшая за завоевательными походами Македонского. Были завоеваны огромные земли. И все они подвергались культурному воздействию Греции. Распространялся язык, мифология – формировался целый греческий мир.

С общей идеей было сложнее. Если идея классики – антиперсидская война, то теперь она поблекла, война давно превратилась из освободительной в захватническую. Возник политический вакуум.

Т.о., эллинизм – эпоха кризисная, эпоха множественных идей, среди которых не было лидера.

Различаются два направления в развитии искусства эллинизма. Первое – классицизирующее: греки сознают свое богатое наследие и пытаются распространить в других землях каноны классики. В этот период создаются Аполлон Бельведерский (скульптор Леохар), Ника, Венера Милосская.

Второе направление – кризисное. Это искусство буйное, динамичное, далекое от спокойного идеала классики. Так, например, на Пергамском алтаре изображена битва богов и титанов. Сцены дышат эмоциями, страданиями, мучениями. Пергамский алтарь находится в Малой Азии, а не на территории Греции – свидетельство распространения греческой культуры.

Другой пример кризисности – скульптурная группа «Лаокоон». Мы видим троянского жреца Лаокоона, тщетно пытающегося сорвать с себя змеиные путы, и двух его детей, один из которых уже погибает. Здесь нет и следа статичности – все изображено в движении, в муках, взрывах эмоций. Сейчас находится в Ватиканском музее.

 

 

7) Основные памятники древнеримской архитектуры. Новые конструктивные решения.

 

Римские мыслители более практичны, чем греки, в их задачи входило окультуривать завоеванные земли. Чтобы империя сохранилось, необходимо было эти земли развивать - строить дороги, инфраструктуру и прочие удобства.

Все это повлекло за собой культурный обмен и поиск новых архитектурных решений, которые даже превосходят греческие. Главная характеристика римского творчества – «триада Витрувия»: прочность, польза, красота. Именно в таком порядке.

Архитектурным центром римского города был Форум, вокруг которого сосредотачивались важнейшие здания – Сенатор, театр, архив, религиозные сооружения.

Эта формула станет общеевропейской градостроительной идеей. Преобладали прямые углы, перекрестки, свою роль играла традиция построения военных лагерей. Все это получило название регулярной планировки.

Европейские города унаследовали и другие элементы римской архитектуры – колонны (высотная доминанта в центре города), триумфальные арки и арки вообще (Арка Тита).

Акведук – тоже римское изобретение. За счет перепадов высот по каналам верхней части Акведука передавалась вода через десятки км от рек. Примеры: Акведук «Пон-дю-Гар» во Франции, акведуки в Москве (18 в. – торжество римских идей).

Театры. Самый известный из них – Колизей. Римляне изобретают универсальную формулу для показа зрелищ. Современные стадионы строятся по тем же законам. Театры были нужны, чтобы снизить негативную энергию жителей.

Термы – римские бани. Были бесплатны и доступны. Пример: термы Каракаллы в Риме.

Римский Пантеон – на тот момент содержал самый большой купол в мире, сейчас один из пяти наибольших. В центре отверстие. Этот купол, возможно, станет прообразом христианских куполов.

 

8) Эволюция римского скульптурного портрета. Конная статуя Марка Аврелия. Позднеантичная живопись (Помпеи, Геркуланум, Стабии).

 

Римский скульптурные портреты уходят корнями в этрусскую древность (доримский период). Связаны с обрядами погребения. Ставилась задача изобразить конкретную портретность и в то же время несколько идеализировать. Римляне находят оптимальный баланс между реальностью и идеалом, и портреты перестали быть погребальными, а стали просто атрибутом жизни богатых людей. В отличие от греков, римлян интересовал не человек вообще, а человек конкретный, поэтому римские портреты, в отличие от греческих, передают личную индивидуальность: человек может быть старым и далеко не Аполлоном, но мы видим характер и силу духа.

Изображения императора были особенно возвышенны – для этого использовались вставки из мрамора и других материалов.

В 3 в до н.э. римский портрет становится иллюстрацией к истории. 3 век вообще был очень нестабильным временем, происходила чехарда власти, из-за чего вкусы быстро менялись, и искусство чутко на них реагировало. Происходит варваризация искусства, схематизация и огрубление портретных образов. Из мраморной глыбы появлялся и человек-глыба: жесткий и холодный. Сам дух эпохи меняется, и портреты уже не утонченные, а изображают грубых и жестких людей.

Помимо бюстового портрета римляне создают и формулу конной статуи. Конный монумент – это часто градообразующая доминанта. Конная статуя Марка Аврелия – это именно портрет, а не символический всадник. Этот образ повторяется в скульптурах, на монетах и т.д. – и везде он узнаваем.

В 79 г. от извержения Везувия погибли несколько городов недалеко от Неаполя – Помпеи, Стабии и Геркуланум. Слой пепла надолго сохранил культурное наследие этих городов, и в результате о местной культуре мы обладаем самыми богатыми сведениями. Помпеи были «курортным» городом, здесь было много богатых людей, которые заказывали живопись для своих вилл. Найдено множество мозаик, стены домов расписывались фресками, создающими целый иллюзорный мир. Пейзажи, натюрморты – Европа к этим жанрам пришла только в эпоху Возрождения. Повсеместно встречался «помпейский архитектурный стиль» - на фресках изображались иллюзорные элементы архитектуры (колонны, карнизы, пилястры и пр.).

 

 

9) Общая характеристика раннехристианского искусства. Катакомбы. Римские базилики.

До 313 г. христианство было нелегально, и только император Константин издал Миланский эдикт, который дал христианам свободу исповедования. В предшествующие века (1-2вв.) христианское искусство развивалось очень мало. В основном оно жило в римских катакомбах, так как по римским законам никого нельзя было трогать на кладбищах. Здесь христиане хоронили умерших. Они были вынуждены выражать себя в краткой и сжатой форме. Первые поверхности для рисования – мраморные доски, которыми замуровывали ниши с умершими в катакомбах. На этих досках нужно было изобразить характеристику человека и его принадлежность к христианству. В итоге христианское искусство стало очень лаконичным и символичным.

С расширением христианских общин изображения приобрели черты римской живописи, ведь христиане – вчерашние римляне. Но здесь не было никакой роскоши.

Катакомба Присциллы (2в.) – одно из первых изображений Богородицы.

Т.о., катакомбное искусство – параллельное существование римского, но уже с христианским наполнением.

Важно, что для непосвященных эти изображения кажутся нейтральными, так как христиане преследовались. Например, изображение Христа легко можно принять за Аполлона или за образ дорого пастыря (сцена божественного прощения). «Жатва» - фреска, где образ жнеца связан с обрядом страшного суда. Но непосвященный увидит только жатву.

Т.о. внешняя форма была античной, нейтральной и скромной. Христиане не придавали значения форме, главное для них – содержание.

Христиане заимствуют не только римскую живопись, но и римскую архитектуру. Так, базилика идеально подходила для религиозных собраний. Изначально базилика – это тип общественного сооружения в Древнем Риме, предназначенный для проведения значимых общественных мероприятий (собраний, судов и т.д.). Базилика Максенция и Константина - самое большое здание, когда-либо построенное на Римском форуме. Арки, своды, большие пространства – весь полет мысли римской архитектуры. Форма зданий идеально подходила для собраний из сотен тысяч людей.

Когда деятельность христиан была легализована, они используют для собраний уже построенные римские базилики, а с 4-го века начали строить свои по римскому подобию.

Базилики являются прототипом католических храмов и костелов.

 

10) Мозаики Равенны. Мавзолей Галлы Плачидии. Церковь Сан-Витале. Базилика Сан-Аполлинаре Нуово.

 

Мозаика – отличительная черта Византийского искусства. Везде, где имело место влияние Византии на культуру (Венеция, Киев) – везде присутствуют мозаики. Она была так важна для византийцев, так как выполняла главную задачу христианского искусства: показать иной мир, отличный от реального. Кроме того, связь живописи и архитектуры символизировало вечность и незыблемость.

Равенна – культурный центр Римского и Византийского искусства. Здесь находится целый комплекс памятников, иллюстрирующих мозаичное искусство.

Мавзолей Галлы Плацидии. Разительный контраст внутреннего и внешнего убранства. Параллель: человек может быть скромным и некрасивым, но главное то, что внутри. Тематика мозаик восходит к катакомбам, основные сюжеты – надежда на божественное прощение, раннехристианские мученики.

Баптистерий – здание-крещальня. Крестили большими группами. Снова внешне скромное здание, а внутри убранство богатейшими мозаиками. В центре – сцена крещения Христа, радиусом расходятся апостолы, от них радиусом расходятся ученики (символ распространения веры).

Базилика Сант-Аполлинаре Нуово. Здесь чувствуется согласованность расположения фигур и колонн – символическое утверждение, что на мучениках основано христианство. Христос уже изображен узнаваемо.

Базилика Сан-Витале. На конхе (полукупол над апсидой) изображен Христос, восседающий на небесной сфере. Через своих ангелов он благословляет Святого Виталия и епископа Эклесия, которому вручается храм. Изображения на алтарной стене – светские. Император Юстиниан в окружении свиты, а напротив императрица Феодора, которая была не просто супругой, но мудрой соправительницей.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: