Философия, мировоззрение, культура. Природа философских проблем
Философия – особая форма познания мира, вырабатывающая систему представлений о:
· фундаментальных принципах и основах человеческого бытия;
· наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных направлениях.
Исторически философия возникает как теоретический тип мировоззрения (вместе с мифологическим, религиозным, научным) и особая форма освоения реальности,
Мировоззрение – это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и взаимосвязи с действительностью. Мировоззрение – это способ духовно-практического освоения реальности.
Мировоззрение включает в свою структуру: знания, убеждения, ценности, идеалы
Мировоззрение формируется, развивается и проявляется на 3 уровнях, в связи с его мироощущением и мировосприятием, миропониманием.
Исторические типы М.:
Мифологическое мировоззрение:
· эмоциональное восприятие и фантастическая интерпретация, объяснение природы, человека, социума;
· синкретизм (неразрывное единство человека и природы, космоса); например зевс – он управляет людьми богами и природой, сменой времен года, скажем, и при этой он как бы и есть явление природы, гром и молнии его творение,
· табуирование социальных нравственных норм;
· антропоморфизм (перенесение человеческих качеств на неживой и живой мир природы); например листва шепчет, дождь это небо плачет
· генетизм (объяснение предмета через его происхождение); например какое нибудь племя происходит от медведя
· идентификация – через механизм тотема
Функции мифа: формирование коллективных представлений; духовная связь поколений; аккумуляция, передача знаний; регуляция взаимоотношений человека с природой и между людьми;
Религиозное мировоззрение – не дает объяснения, основано на вере
· Исторически зарождается в недрах мифологического сознания;
· Первоначально в форме политеизма и пантеизма, затем монотеизма;
· Бог трактуется как Абсолют, который выше естественного Космоса и человека;
· Вера в Бога, ритуал, культ;
· Источником знания выступает Священное писание.
· Говорит о границе: двух мирах земном и горном
(есть две проблемы- держите их просто в голове
· Проблема обожения – прилбижения человека к богу
· проблема Теодицея – бог источник блага и у него нет ответственности за зло)
Функции религии: сознание единства; формирование нравственных норм, ценностей; сохранение традиций, обычаев; механизм гармонизации отношений в обществе; придание спасительной значимости духовной жизни человека.
Философское мировоззрение - третий тип – система наиболее общих, рационально обоснованных теоретических представлений о мире, человеке, принципах его деятельности и отношений к миру;
Особенность философии:
· - В нем представления о мире и человеке обосновываются рациональными средствами
· - использование теоретических понятий, логических и гносеологических критериев.
· - не дает ответов и решений
· - не спасает, даже может присутствовать элемент трагичности
· - саморефлексия
· - нет единства человека и мира, критика общества
Время возникновения философии: по Ясперсу это Осевое время (описание текста смотри ниже): 800-500 г до нэ, по Лосеву – 6-7 в до нэ
Научное мировоззрение - 4-ый тип мировоззрения:
· вырабатывает научную картину мира;
· имеет познавательный характер деятельности
· направлено на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире.
· служит основой системы массового образования;
Концепции происхождения философии:
1. Мифогенная (Г. Гегель, А.Ф. Лосев) – философия возникает в процессе рационализации мифов и перевода чувственно-конкретного мифологического мышления в понятийно-логическую форму.
2. Гносеогенная – философия возникает в результате развития протонаучного знания, его простого обобщения.
Эмпирическое исследование + селекция + сохранения информации. Получается надэмпирический уровень
3. Гносеогенно-мифогенная (синтетическая) – три источника генезиса философии: совокупность развитой мифологии, начатки наук и обыденное мышление.
Природа философских проблем.
В качестве основных можно зафиксировать три важнейших типа философского познания или три мировоззренческих проблемы:
· проблема универсума, - обосновывает категориальную модель мира и отвечает на вопросы о его первоначалах, конечности и бесконечности, единстве и множественности, о формах и способах его бытия.
· проблема человека, вопросов об аксиологическом статусе человека как особого типа бытия.
Вопросы: В чем смысл жизни человека, свободен или несвободен он в своих действиях и поступках, каковы принципиальные отличия человеческого существования от иных типов бытия, которые характерны для природных и социальных систем
· проблема взаимосвязи человека и мира, анализ различных форм и типов отношений между ними, которые предполагают познание, преобразование и ценностную интерпретацию природного и социокультурного мира.=структунра общества, соц динамика
Структура философского знания:
· Онтология – учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о принципах и закономерностях существования.
· Гносеология – учение о природе познания, о принципах, механизмах познавательной деятельности, выявление условий достоверности и истинности знания.
· Аксиология – учение о ценностях, их природе и структуре, месте в реальности и роли.
· Праксиология – учение о практическом отношении человека к миру, его деятельности и целеполагании.
· Антропология – учение о человеке, его сущности и многомерности бытия в мире.
· Социальная философия – раздел философии, описывающий особенности общества, его динамику, логику социальных процессов и тенденций развития.
МЕТОДЫФИЛОСОФИИ
· Общенаучные:
· Дедукция, индукция
· Анализ синтез
· Обобщение абстрагирование
Но два основных метода позниная в философии: диалектический и метафизический.
· Диалектический метод формируется в античной философии в структуре сократических диалогов. Классический философский диалог имеет полемическую направленность, предполагает столкновение различных мировоззренческих и исследовательских позиций, рациональную дискуссию, ориентированную на поиск объективной истины, Благодаря Аристотелю диалектика стала основным методом философствования в средневековой европейской культуре,.
Наиболее развитой формой диалектического метода была диалектика Г. Гегеля, Диалектика, по Г. Гегелю, основывается на идее беспрерывного движения, изменения и развития бытия, а также идее противоречия как единства противоположностей. Диалектический метод философствования ориентирован на выявление содержательного, а не формального развития исследуемого объекта.
· Метафизический метод в философии возник в эпоху Нового времени, Благодаря успехам классической механики Вселенная стала мыслиться как огромный сложный механизм, состоящий из множества простых и устойчивых тел, Метафизический метод ориентировался на фиксацию их внутренней незыблемой сущности,
Под осевым временем ЯСПЕРС понимает резкий поворот в истории, когда сформировался тот тип человека которого мы знаем теперь
Перелом возник одновременно в культурах Китая, индии, Греции, и сводится к тому, что человек стал осознавать бытие в целом, самого себя и свои границы: осознание смертности, возникает самосознание, рефлексия
«Стоя над пропастью, человек ставит радикальные вопросы. Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели, познает абсолютность»
В эту эпоху:
· были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день,
· заложены основы мировых религий,
· Во всех направлениях совершался переход к универсальности.
· Впервые появились философы.
· человеческое существование в качестве истории становится теперь предметом размышлений.
Осевое время
· знаменует собой исчезновение великих, культур древности, существовавших тысячелетиями, которые стали новым началом к которым время от времени возвращаются: ренесанс
· Вначале осевое время ограничено в пространственном отношении, но исторически оно становится всеохватывающим.
Ясперс фиксирует этот поворот – осевое время но не объясняет его