ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела дисциплины |
Философское понимание сущности образования | Сущность и природа образования. Образование в зеркале философии. Философский дискурс образования. Философско-образовательное обоснование политики и стратегии развития образования в России. | |
Философские основания и философские проблемы науки | Взаимосвязь философии и науки. Наука как особый вид знания. Наука как особый вид деятельности. Наука как социальный институт. | |
Образование в ХХ1 веке: ключевые проблемы, требующие философского осмысления и внимания педагогической науки | Образование как педагогическая категория. Образование как ценность. Образование как процесс (педагогические технологии обучения, воспитания и развития учащихся). Образование как результат. Проблемы стандартизации в образовании. |
Семинар 1. Философия образования и науки: структура и содержание
План
1. Что такое философия? Наука ли философия?
2. Чем отличается философия от науки? Как соотносятся понятия «философия», «наука», «образование»?
3. Проблемное поле философии образования и науки (представьте проблемное поле в виде кластера).
Семинар 2. Этические нормы и ценности науки
План
1. Научные традиции и научные революции.
2. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.
3. Научное сообщество как социальная система.
4. Этика и практика научной работы.
Семинар 3. Философские основания современной парадигмы образования
План
1. Понятие парадигмы.
2. Философские концепции образования в трудах зарубежных и отечественных философов.
3. Философские основания современной образовательной политики и модернизации образования.
Семинар 4. Образование в информационном обществе
План
1. Общая характеристика информационного общества.
2. Критическая педагогика как новая философия образования информационного общества.
3. Перспективы образования в информационном обществе.
Семинар 5-6. Наука и практика как единая система. Современные проблемы взаимосвязи науки и практики
План
1. Взаимосвязь науки и практики.
2. Модели взаимосвязи науки и практики.
3. Основные механизмы внедрения достижения науки в практику.
4. Защита-презентация современных проблем науки (на основе темы магистерской диссертации).
Основная литература
1. Батурин В.К. Философия науки [Электронный ресурс]: учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 303 с. Режим доступа URL: https://www.iprbookshop.ru/16452 ЭБС «IPRbooks», по паролю.
2. Бессонов Б.Н. Философия и образование [Электронный ресурс]: учебное пособие. М.: Московский городской педагогический университет, 2012. 308 c. Режим доступа URL: https://www.iprbookshop.ru/26649 ЭБС «IPRbooks», по паролю.
Дополнительная литература
1. Богуславский М.В. XX век российского образования [Электронный ресурс]/ М.: Пер Сэ, 2002. 320 c. Режим доступа URL: https://www.iprbookshop.ru/7375 ЭБС «IPRbooks», по паролю.
2. Извеков А.И. Философия в системе современного психолого-педагогического образования [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2010. 80 c. Режим доступа URL: https://www.iprbookshop.ru/29999 ЭБС «IPRbooks», по паролю.
3. Наумов А.А. История и философия специальной педагогики и психологии [Электронный ресурс]: курс лекций для магистрантов. Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2014. 100 c. Режим доступаURL: https://www.iprbookshop.ru/32046 ЭБС «IPRbooks», по паролю.
4. Осипов А.И. Философия и методология науки [Электронный ресурс]: учебное пособие. Минск: Белорусская наука, 2013. 287 c. Режим доступа URL: https://www.iprbookshop.ru/29535 ЭБС «IPRbooks», по паролю.
5. Философия образования [Электронный ресурс]: словарь. М.: Московский городской педагогический университет, 2011. 208 c. Режим доступа URL: https://www.iprbookshop.ru/26650 ЭБС «IPRbooks», по паролю.
6. Эмих Н.А. Культурная парадигма современного образования [Электронный ресурс]: монография. М.: Логос, 2012. 183 c. Режим доступа URL: https://www.iprbookshop.ru/13006 ЭБС «IPRbooks», по паролю.
Ресурсы Интернета.
Перечень ресурсов Интернета, необходимых для освоения дисциплины:
1. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. URL: https://elibrary.ru.
2. Электронная библиотечная система IPRbooks. URL: https://iprbookshop.ru.
3. Электронный научно-педагогический журнал «Эйдос» (центр дистанционного образования), URL: https://www.eidos.techno.ru.
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
Эссе.
Эссе - средство, позволяющее оценить умение обучающегося письменно излагать суть поставленной проблемы, самостоятельно проводить анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей дисциплины, делать выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.
Оцениваемая компетенция:
· способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);
· готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-10).
Примерная проблематика педагогического эссе:
1. Современная наука, ее организация, особенности представления научного знания в образовании.
2. Научные традиции и научные революции.
3. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.
4. Научное сообщество как социальная система.
5. Этика и практика научной работы.
6. Проблемное поле современной науки.
7. Критическая педагогика как новая философия образования информационного общества.
Критерии | Показатели | Баллы |
Содержание эссе | Эссе содержит рассуждения, проблемные вопросы | |
Развернутое изложение собственных мыслей | ||
Логическая последовательность изложения | ||
Представлена своя точка зрения | Критическая оценка собственной позиции по отношению к альтернативным, четкая аргументация | |
ИТОГО в соответствии с рейтингом |
2. Опрос.
Оцениваемая компетенция: готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-10).
Критерии и нормы опроса.
Оценка «5» (10-9 баллов) ставится, если магистрант:
· Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
· Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутри предметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использует для доказательства выводы из наблюдений и опытов.
· Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию преподавателя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка «4» (8-6 балла) ставится, если магистрант:
· Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя.
· Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
· Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка «3» (5-3 балла) ставится, если магистрант:
· Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает фрагментарно, не всегда последовательно.
· Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
· Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.
· Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
· Отвечает неполно на вопросы преподавателя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
· Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы преподавателя, допуская одну - две грубые ошибки.
Оценка «2» (менее 3 баллов) ставится, если магистрант:
· Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
· Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.
· При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи преподавателя.
· Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
· Полностью не усвоил материал.
Реферат.
Оцениваемая компетенция: способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1).
Реферат - продукт самостоятельной работы магистранта, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.
Примерная тематика рефератов:
1. Философия образования и науки: структура и содержание.
2. Генезис и эволюция философии образования.
3. Философские основания науки.
4. Этические нормы и ценности науки.
5. Философские основания современной парадигмы образования.
6. Образование в информационном обществе.
7. Современные проблемы взаимосвязи науки и практики.
Критерии | Показатели | Баллы |
1.Новизна реферированного текста Макс. - 3 балла | - актуальность проблемы и темы; - новизна и самостоятельность в постановке проблемы, в формулировании нового аспекта выбранной для анализа проблемы; - наличие авторской позиции, самостоятельность суждений. | |
2. Степень раскрытия сущности проблемы Макс. - 7 баллов | - соответствие плана теме реферата; - соответствие содержания теме и плану реферата; - полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы; - обоснованность способов и методов работы с материалом; - умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал; - умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, - умение аргументировать основные положения и выводы. | |
3. Обоснованность выбора источников Макс. - 2 балла | - круг, полнота использования литературных источников по проблеме; - привлечение новейших работ по проблеме (журнальные публикации, материалы сборников научных трудов и т.д.). | |
4. Соблюдение требований к оформлению Макс. - 5 баллов | - правильное оформление ссылок на используемую литературу; - грамотность и культура изложения; - владение терминологией и понятийным аппаратом проблемы; - соблюдение требований к объему реферата; - культура оформления: выделение абзацев. | |
5. Грамотность Макс. - 3 балла | - отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей; - отсутствие опечаток, сокращений слов, кроме общепринятых; - литературный стиль. | |
ИТОГО в соответствии с рейтингом |
4. Рецензирование.
Оцениваемая компетенция: готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3).
Прилагаемые материалы: Научная статья в объеме до 5 страниц (по выбору).
Формулировка задания: Внимательно прочитайте предложенную статью и подготовьте краткую рецензию (1-2 стр.) с выражением своего отношения к прочитанному тексту.