Психологическая характеристика деятельности сотрудника подразделения по обеспечению безопасности дорожного движения




МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИМЕНИ В.В. ЛУКЬЯНОВА»

Кафедра уголовного права, криминологии и психологии

 

УТВЕРЖДАЮ

Начальник

кафедры УП,КиП

подполковник полиции

А.Н. Подчерняев

 

"___" _____________2016 г.

 

ЛЕКЦИЯ

по дисциплине «Психология в деятельности

сотрудников органов внутренних дел»

Тема № 1

Психологическая структура деятельности сотрудников органов внутренних дел. Психологические требования к личности и профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел

для курсантов 3 курса по специальности 031001 – Правоохранительная деятельность. Специализация – административная деятельность органов внутренних дел (узкая специализация – сотрудник подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения)

 

 

Время: 2 часа

Орел

ОрЮИ МВД России имени В.В. Лукьянова

 

 

План:

Введение

1. Психологическая структура деятельности. Профессиональная компетенция сотрудника органов внутренних дел, психолого-педагогические формы и методы формирования профессиональных компетенций.

2. Психологическая характеристика деятельности сотрудника подразделения по обеспечению безопасности дорожного движения.

3. Психологические требования к личности сотрудника подразделения по обеспечению безопасности дорожного движения. Профессиональное мастерство сотрудников органов внутренних дел.

4. Проблемы профессионально-нравственной деформации личности сотрудника органов внутренних дел.

Заключение

 

Учебное оборудование, демонстрационные материалы и ТСО: мультмедийное оборудование, дидактический материал в виде методических рекомендаций, видеосюжеты (об отдельных сторонах деятельности сотрудников подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения).

 

 

Лекция переработана[1] преподавателем кафедры уголовного права, криминологии и психологии А.А. Перковым.

Лекция обсуждена и одобрена на заседании кафедры уголовного права, криминологии и психологии «___» ______ 2016 г. Протокол № ____.

 

 

Введение

Профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел является в настоящее время одной из наиболее сложных из-за большого количества задач, экстремальным характером выполняемых служебных обязанностей. От ее субъекта требуют способности к эффективному решению профессиональных задач, осознанному риску, ответственности за свои действия. Специфика деятельности сотрудников органов внутренних дел предъявляет повышенные требования к личностным качествам. Согласно Федеральному закону «О полиции» деятельность полиции непосредственно направлена на «защиту личности, ее прав и свобод, охрану общественного порядка и общественной безопасности, на борьбу с правонарушениями»; должна стремиться к обеспечению «общественного доверия к себе и поддержки граждан»[2]. Указанные требования могут быть реализованы только благодаря развитым компетенциям, способностям анализировать свои возможности и самосовершенствоваться.

Проблемы соблюдения гражданами общепринятых норм, воспитания нравственных качеств и правовой культуры являются актуальными для Российской Федерации[3]. Применительно к сотрудникам органов внутренних дел. Высокий уровень морального и правового сознания являются основополагающими свойствами личности сотрудников. Поэтому целью воспитательной работы как вида морально-психологического обеспечения деятельности сотрудников органов внутренних дел является формирование у личности сотрудника комплекса профессиональных и нравственных качеств, обусловленных потребностями оперативно-служебной деятельности[4].

Специфические особенности профессиональной деятельности оказывают существенное влияние на личностные свойства ее представителей и могут приводить к развитию у сотрудников полиции профессиональной деформации, различных девиаций поведения. Так, исследования показывают, что количество самоубийств среди сотрудников органов внутренних дел составляет около трех сотен в год [5]. Причинами суицидов являются: длительные эмоционально-психологические перегрузки (7%), депрессии (8%), материальные трудности (18% случаев от общего количества суицидов), жилищно-бытовых проблемы (8%), отсутствие внимания со стороны руководителей (12%), и как следствие – кризисы в семейных отношениях (32 %). В 2008 году количество суицидальных происшествий в МВД России снизилось на 17 %, в 2009 году – 8% в результате проведенного комплекса мероприятий по совершенствованию психологической работы с личным составом[6].

Для преодоления профессиональной деформации личности, формирования высококвалифицированного кадрового состава в юридической психологии исследованы профили профессиональных компетенций основных видов деятельности в системе МВД России[7].

Цель лекции - изучение психологии профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел является актуальной и необходимой, т.к. это способствует формированию у сотрудников представлений о структуре и задачах деятельности, психологических требованиях к профессии и личности сотрудника органов внутренних дел, об адекватных действиях и роли психологических методов в формирования профессиональных компетенций, преодолении профессиональной деформации.

Актуальность рассмотрения этих проблем очевидна, как и очевидна роль психологических знаний и технологий в их решении.

 

Психологическая структура деятельности. Профессиональная компетенция сотрудника органов внутренних дел; психолого-педагогические формы и методы формирования профессиональных компетенций

 

В настоящее время все больше внимания уделяется науке профессиологии, задача которой - всестороннее изучение профессий, и ее отрасли - профессиографии[8]. Как утверждает американский психолог Т. Харрелл, именно психологическое описание работы (деятельности), является «сердцем профессии».

Выделяют три компонента деятельности (три звена): мотивационно-ценностный, операционно-технический и контрольно-оценочный. В связи с решением проблемы повышения эффективности профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел возникает вопрос, какие компоненты в решающей степени определяют успешность деятельность. Исследования в области психологии профессионального обучения показывают, что если хорошо обеспечено операционно-техническое звено, то два остальных будут хорошо развиты.

Мотивационно-потребностный компонент включает мотивы, цели и потребности деятельности.

Но сама по себе потребность не порождает сознательной деятельности (именно тогда мы испытываем состояние напряженности, неудовлетворенности, что вызвано поиском, перебором различных предметов). В ходе такой поисковой деятельности происходит встреча потребности с предметом, возникает «опредмечивание потребности», т.е. рождение мотива, после которого следуют действия человека. Мотив - это то, ради чего совершается деятельность. Таким образом, потребность, предмет и мотив связаны формулой:

Потребность + Предмет = Мотив

 

В общем смысле мотив – это то, что побуждает человека к деятельности, а цель – то, чего он стремится достигнуть в результате деятельности.

Цель - образ желаемого результата, которая определяется потребностями и мотивами.

Отношение «мотив – цель» образует своего рода «вектор», направляющий деятельность человека (Б.А. Душков, Б.Ф. Ломов и др.). Этот «вектор» существенно влияет на протекание психических процессов (перцептивных, мнемических, интеллектуальных), включенных в деятельность, на психические состояния и динамику работоспособности человека. В течение жизни у каждого человека формируется определенная система мотивов, одни из которых становятся доминирующими, а другие – подчиненными. Определенную систему образуют также и цели, которые человек перед собой ставит. Рождение мотива связано со множеством действий, которые начинает выполнять человек.

Операционно-технический компонент сводится к операциям, действиям, собственно деятельности. Согласно структурно-морфологического подхода деятельность принимает уровневое строение, наиболее подробно оно раскрыто в психологической теории деятельности А.Н. Леонтьевым. Различают три основных уровня организации деятельности:

1) уровень операций,

2) уровень действий,

3) уровень автономной деятельности.

Второй из них – уровень действий, занимая центральное место в общей структуре деятельности, наиболее важен для понимания психологических особенностей деятельности и ее строения.

Операция – способ выполнения действия, определяемый условиями ситуации (внешней и мысленной).

Действие – это основная единица структуры деятельности, представляющая собой произвольную активность, которая направлена на достижение осознаваемой цели.

Контрольно-оценочный компонент включает в себя контроль, оценку (самооценку), коррекцию процесса и результатов деятельности. Степень адекватности и оперативности контроля и оценки процесса и результатов деятельности обеспечивают эффективность этой деятельности.

Теперь необходимо обратится к рассмотрению такого важного и актуального понятия, как компетентность сотрудника Госавтоинспекции, так как компетентностный подход с недавнего времени стал основой подготовки и реализации служебных функций сотрудников полиции. Несмотря на частое упоминание в литературе терминов «компетенция», «компетентность» единого понимания их нет. Как отмечает И.А. Зимняя существует как минимум две точки зрения на соотношение этих терминов: согласно одной - они отождествляются, в соответствии с другой – разводятся[9]. В Глоссарии терминов ЕФО под компетенцией понимается три способности: делать что-то хорошо, соответствовать требования, предъявляемым к сотруднику, выполнять свои трудовые функции[10]. Там же делается акцент на том, что под компетентностью необходимо понимать то же самое[11].

Сторонники отождествления понятий «компетенции» и «компетентности» (Л.Н. Болотов, В.С. Леднев, Н.Д. Никандров, М.В. Рыжаков) обосновывают свою точку зрения тем, что эти термины несут большую практическую направленность. Как отмечает И.А. Зимняя такой же подход характерен и для большинства зарубежных исследований по теме[12].

Приверженцы второго направления (И.А. Зимняя, О.М. Мутовская, А.В. Хуторской, С.Е. Шишов и др.) дифференцируют рассматриваемые понятия, отмечая, что компетенция первична по отношению к компетентности. И.А. Зимняя понимает под компетенцией некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые знания, представления, системы ценностей, которые потом проявляются в компетентности человека[13]. А.В. Хуторской отмечает, что компетенция - это «социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимая для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере», в отличие от компетентности, которая не что иное, как «владение соответствующей компетенцией, совокупность личностных качеств ученика, обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере»[14]. То есть компетентность рассматривается им как совокупность взаимосвязанных личностных качеств (знания, умения, навыки, способности, ценностно-смысловые ориентации) и способность их применения в определенной деятельности. А.В. Хуторской обращает внимание на деятельностную основу компетентности.

Анализ литературы дает все основания утверждать, что отождествление компетентности только со знаниями, умениями и навыками не является верным. Компетентность имеет прямую связь с ними, но должна рассматриваться шире. Знание является только отражением какой-либо информации в сознании, тогда как компетенция предполагает наличие способности применять знание на практике. Широкий спектр задач, где применяются имеющиеся знания, помогает отличить рассматриваемое понятие от умений, а унифицированность способа действия даже в нестандартных ситуациях – от навыка. Как считает Ю.С. Кострова: «…необходимо придерживаются мнения большинства ученых о синтезе когнитивной, предметно-практической, мотивационной, ценностной и личностной составляющих данного понятия»[15].

Учитывая имеющийся плюрализм мнений и взглядов, имеющих место в научной литературе, мы в своем исследовании будем опираться на понятия, которые дает в своих работах Н.Ф. Ефремова. Она считает, что понятие «компетенция» необходимо для описания эффективности овладения и выполнения конкретного типа (вида) деятельности и, как свойство личности, проявляется только в процессе этой деятельности, выражается в готовности субъекта эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы для решения проблемы и достижения поставленной цели. Под компетентностью Н.Ф. Ефремова предлагает рассматривать качества личность, позволяющие ей эффективно применять полученные знания, умения, навыки, приемы, опыт, в том числе и в нестандартных ситуациях. Она указывает на то, что «…компетентности – это потенциал человека и специалиста, его знания, умения, навыки, опыт деятельности; компетенции (кинетика и динамика мысли и поступков) – это его действия, понимание проблемы, анализ, поиск решения и деятельность по решению проблемы и достижению результата. Компетентности и компетенции во взаимодействии и обусловливают результат деятельности»[16].

В качестве психолого-педагогических приемов и методов формирования профессиональных компетенций сотрудников органов внутренних в России и за рубежом выступают:

- психологический отбор, который включает психологическую диагностику (в т.ч. с применением полиграфа), экзамены, собеседование и пр. (в России и за рубежом), Причем в США, Великобритании в ходе тестирования определяют такие важные профессиональные компетенции, как: инициативность, ответственность, способность действовать в одиночку в сложных условиях, умение контактировать с представителями различных социальных групп, желание помогать людям в беде и пр.

- аттестация (например, в Германии проводится 1 раз в 3 года, когда осуществляется перемещение по службе на вышестоящую должность, что является основным инструментом измерения эффективности работы сотрудника);

- психологическое обеспечение работы с кадрами (в Германии работают с базовым академическим образованием, консультируют, оказывают помощь сотрудникам по личным вопросам, анализируют возможности сотрудников (ролевые игры, задания и пр.), внедряют концепцию развития личного состава полиции - менеджмент здоровья и пр.);

- профессиональная подготовка.

Таким образом, сотрудник органов внутренних дел в рамках должностных обязанностей выполняет комплекс профессиональных действий, контролирует и оценивает их процесс и результат. Профессиональные компетенции сотрудника органов внутренних дел способствуют эффективному выполнению профессиональной деятельности. Знание составляющих профессиональной деятельности и профессиональных компетенций позволяют сотруднику стремиться к самосовершенствованию профессиональной деятельности.

 

Психологическая характеристика деятельности сотрудника подразделения по обеспечению безопасности дорожного движения

Согласно типологии профессий, разработанной известным российским ученым, доктором психологических наук, профессором Е.А. Климовым, профессиональная деятельность сотрудников подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения относится к социономической, т.к. объектом труда выступает человек – участник дорожного движения. Предметом профессиональной деятельности сотрудников подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения являются социальные системы, сообщества, социальные группы, личность.

Выделим основные психологические особенности профессиональной деятельности сотрудников подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения:

1. Деятельность сотрудников является разновидностью государственной службы, и порядок ее прохождения сотрудниками определен в Федеральной законе «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[17]. Правоотношения на службе в органах внутренних дел между Россией и гражданином возникают и осуществляются на контрактной основе. В соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией) осуществляется служебная деятельность сотрудника подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения, направленная на осуществление «государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения»[18].

Для защиты органов внутренних дел от непригодных граждан и лиц и девиантным поведением, данным законом предусмотрено обязательное прохождение психофизиологических обследований и тестирование на употребление наркотических средств или психотропных веществ, злоупотребление алкоголем или токсическими веществами. Кроме этого при осуществлении профотбора кандидатов используют другие методы исследования: методы изучения документов, обобщения независимых характеристик и др. Согласимся с мнением профессора А.М. Столяренко о том, что среди них «наиболее надежным считается психологический отбор (достоверность оценок пригодности составляет 92-96 %[19]). Особо подчеркнем роль психологов и руководителей подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения, которые должны определять повышенную вероятность возникновения у сотрудников состояний дезадаптации и девиантного поведения.

2. Принадлежность к типу профессий «человек – человек» (согласно классификации профессора Е.А. Климова[20]). Взаимоотношения сотрудников ДПС с участниками дорожного движения, руководителями, коллегами требуют от сотрудника проявления к ним внимания, решения тех или иных коммуникативных проблем, профилактики и разрешения конфликтов, оказания правомерного психолого-педагогического воздействия на отдельных категорий участников дорожного движения, осуществления профилактических и пропагандистских мероприятий и пр.

С учетом специфики решаемых задач в качестве партнеров по общению выступают участники дорожного движения, сотрудники подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения и органов внутренних дел, взаимодействующие с сотрудниками в решении оперативно-служебных задач. Необходимость изучения сотрудников подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения психологических особенностей различных категорий участников дорожного движения, других объектов профессиональной деятельности и использование этих особенностей в профессиональной деятельности диктуется решением психологически насыщенных задач. Практика показывает, что успеха в служебном и деловом общении достигают те сотрудники подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения, у кого психологическая составляющая деятельности включает в себя: уважительное отношение к партнеру, доброжелательность, умение слушать, вежливость; самоорганизацию, единство действий, взаимопомощь, поддержку, самоуправление, проявление инициативы, творчества и т.п. Доброжелательные отношения с коллегами, умение устанавливать и поддерживать дружеские связи становятся основой действенного служебного общения сотрудников подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения с коллегами, а также делового общения с представителями других социальных групп.

3. Нормативная правовая регламентация деятельности обязывает сотрудников руководствоваться нормами права, нормативными правовыми документами, служебными инструкциями и приказами. Отступление от служебных обязанностей и нарушение сотрудником должностных полномочий рассматривается как нарушение им правовой регламентации деятельности и закона. К сожалению, социальные негативные явления, существующие в обществе, во многом присущи и для сотрудников подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения. Отдельные сотрудники в силу своих личностных качеств, моральных устоев, нравственных убеждений, низкого уровня правовой и общей культуры не всегда могут противостоять гражданам, провоцирующим сотрудников к нарушению закона.

Поэтому руководитель должен осуществлять профилактику и предупреждение правонарушений, направлять усилия для воспитания у сотрудников высокого уровня нравственности, правосознания и правомерного поведения – обязательных требований к личности сотрудника подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения, совокупность которых наряду с профессиональными навыками и умениями обеспечивают эффективность профессиональной деятельности.

4. Властные полномочия даны сотрудникам подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения для того, чтобы они могли более полно реализовать свои должностные обязанности, направленные на обеспечение безопасности и благополучия граждан. Реализация властных полномочий сотрудниками по своей сути является одним из видов правоприменительной деятельности, требующей высокого уровня профессиональной квалификации и профессионально важных качеств личности. Реализация властных полномочий должна быть правомерной. Отметим, что сотрудник органов внутренних дел может применять правомерные психологические методы воздействия на граждан. В Федеральной законе Российской Федерации «О полиции» в статье 5 «Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина» закреплено принципиальное положение о том, что в отношении к гражданам запрещено использовать угрозы, насилие, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение[21].

Специфический характер деятельности сотрудников подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения в сочетании с властными полномочиями создают благоприятные условия для проявления различных форм агрессии и злоупотреблению властью. Отклоняющееся поведение сотрудников органов внутренних дел проявляется, прежде всего, в нарушении ими нравственных и правовых норм:

1) нарушении федеральных законов, подзаконных актов в виде постановлений и распоряжений Правительства, указов Президента, решений судов, ведомственных нормативных актов, норм Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел…;

2) совершении административных правонарушений (нарушение правил дорожного движения, охоты и рыболовства и пр.);

3) должностных проступках, нарушении дисциплины;

4) аморальных проступках;

5) агрессии, употреблении спиртных напитков и наркотических средств;

6) суицидальном поведении[22].

Наличие фактов девиантного поведения недопустимы в структуре МВД России, призванной бороться с делинквентным, агрессивным поведением. Указанные негативные тенденции девиантного поведения сотрудников должны стать основой пристального психологического анализа и разработки руководителями действенных профилактических мер.

5. Экстремальный характер оперативно-служебной деятельностисотрудников подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения возникают не только в ситуациях риска и ожидания опасности (дорожное движение, как известно, является потенциально экстремальной ситуацией по классификации профессора А.М. Столяренко[23]), т.к. содержит в себе скрытую угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий. Объективные условия (погодные, дорожные), а также субъективные (обилие нарушителей правил дорожного движения, невнимательность участников дорожного движения и пр.) могут стать причиной возникновения опасности. Экстремальность оперативно-служебной деятельности сотрудников ДПС выражена и в осуществлении таких профессиональных действий, как наблюдение за транспортными потоками, остановка ТС, проверка неподвижно стоящего ТС, преследование и остановка преследуемого ТС, подготовка к использованию заслона.

Поэтому в приказе № 297 МВД РФ «Об утверждении наставления по работе дорожно-патрульной службы государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ» указана функция, направленная на предупреждение субъективных факторов такого рода экстремальных ситуаций. Эта функция обозначена в п. 4.5: «осуществление контроля за соблюдением правил дорожного движения, а также нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения». Пункт 4.13. определяет следующую функцию, связанную с устранением объективных условий, влияющих на потенциальные экстремальные ситуации: «контроль за соблюдением и обустройством улично-дорожного сети и средств регулирования, соблюдением установленных условий производства ремонтно-строительных работ на автодорогах, улицах и площадях, принятие неотложных мер к устранению причин, создающих угрозу безопасности дорожного движения».

Кроме опасности на дороге, каждый день сотрудника подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения насыщен информационной недостаточностью и дефицитом времени для решения оперативно-служебных задач, непредсказуемостью событий, отказом от отдыха и пр. Указанные особенности профессиональной деятельности вызывают отрицательные эмоции, которые приходится часто подавлять. В этой связи согласимся с мнением В.П. Михайловой о том, что частота возникновения отрицательных эмоций высока, поэтому сотрудники должны уметь подавлять или контролировать собственные эмоции и эмоции партнера по общению[24].

6. Конфликтный характер деятельности обусловлен тем, взаимодействие сотрудников подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения с участниками дорожного движения часто носит конфликтный, конкурирующий характер. Под конфликтным взаимодействием сотрудника с участниками дорожного движения будем понимать психологические действия, осуществляемые объектами взаимодействия при помощи средств, приемов и методов, которые приводят к конфликтным ситуациям и конфликтам. Ранее проведенные исследования[25], а также результаты научного исследования, проведенного на базе Орловского юридического института (ОрЮИ) МВД России в 2008-2009 гг., подтверждают наличие конфликтного взаимодействия между инспекторами и участниками дорожного движения[26].

 
 

 

 


Обозначения: 1 – граждане в состоянии опьянения, агрессивно настроенные; 2 – молодые люди 17-25 лет; 3 – пешеходы; 4 – высокопоставленные лица; 5 – предприниматели; 6 – сотрудники правоохранительных органов.

Научное исследование показало, что в конфликтных взаимоотношениях сотрудники ДПС и участники дорожного движения используют одни и те же инциденты, приводящие к конфликтам – превосходство, агрессию, эгоизм[27].

Эмоциональная и интеллектуальная напряженность конфликтных взаимоотношений накладывает отпечаток на профессиональную деятельность и предъявляет особые требования к сотруднику органов внутренних дел. Так, по мнению опрошенных инспекторов ДПС, для минимизации конфликтного взаимодействия они должны обладать: развитыми интеллектуальными способностями, эмоционально уравновешенностью и дисциплинированностью, высокой нравственностью и законопослушанием[28].

7. Нестандартный характер деятельности,несмотря на типичность профессиональных ситуаций, характерен для сотрудников подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения. Это накладывает отпечаток на соответствие требований к сотруднику в виде наличия гибкого мышления, аналитических способностей, исключая шаблонность и стереотипность подходов в решении оперативно-служебных задач.

Таким образом, перечисленные психологические особенности профессиональной деятельности сотрудников подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения обусловлены спецификой выполняемой оперативно-служебной деятельности и накладывают отпечаток на предъявляемые требования к личности сотрудника и руководителя, которые будут подробно рассмотрены следующем вопросе лекции.

 

Психологические требования к личности сотрудника подразделения по обеспечению безопасности дорожного движения. Сущность, характеристика профессионального мастерства сотрудников органов внутренних дел

 

Представления о том, в каких направлениях можно совершенствовать квалификацию и профессиональное мастерство, привело ученых в области психологии юридического труда (в частности, А.В. Дулову, В.Л. Васильеву, Е.А. Козловской, В.В. Романову и др.) к идее о необходимости разработки профессиограммы профессиональной деятельности сотрудников подразделений органов внутренних дел (Б.В. Бовин, Н.И. Мягких, А.Д. Сафронов и др.[29]).

Отдельные вопросы профессиограммы профессиональной деятельности и психограммы сотрудников подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения рассматривали ученые: В.Л. Васильев, Е.А. Козловская, С.И. Филиппченкова, Н.С. Шерстнева, А.В. Гайнуллина и др.[30]

Под профессиограммой профессиональной деятельности понимается научно обоснованный перечень взаимосвязанных видов (сторон) деятельности, а также профессионально важные качества личности (психограмма), которые влияют на успешность профессиональной деятельности.

Указанные авторы в качестве основополагающих видов деятельности в профессиограмме деятельности сотрудников органов внутренних дел выделяют следующие стороны:

1) познавательно-прогностическую деятельность;

2) коммуникативную деятельность (общения);

3) организационно-управленческую деятельность;

4) воспитательную (профилактическую) деятельность.

Схематичное изображение профессиограммы профессиональной деятельности сотрудников подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения представлено на рис. 1.

Дадим краткую характеристику каждой из указанных видов деятельности применительно к профессиональной деятельности сотрудников подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения.

1. Познавательно-прогностическая деятельность лежит в основе профессиограммы деятельности сотрудников подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения и заключается в следующих профессиональных действиях:

- собирание исходной информации, необходимой для решения профессиональных задач (наблюдение за передвижениями участников дорожного движения по автодорогам, выявление административных правонарушений, преступлений, розыск угнанных и похищенных транспортных средств (ТС), обнаружении, задержании, обыск подозреваемых, скрывающихся на автомашинах, досмотр ТС);

- прогнозирование мест возможного скопления автотранспортных средств, очагов аварийности в определенное время суток дней, недели, месяцев с целью профилактики ДТП;

- информирование водителей и пешеходов об усложнении условий ДД, о возникшей на их пути опасности, которую они не в состоянии своевременно обнаружить;

- фиксация событий административных правонарушений, преступлений;

- оформление текущей документации.

 

 
 

4. Воспитательная (профилактическая)

       
   
 


3. Организационно-управленческая

 
 


2. Коммуникативная

 
 


1. Познавательно-прогностическая

 

Рис. 1. Структурные составляющие (виды деятельности) профессиограммы деятельности сотрудников подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения

 

2. Коммуникативная деятельность сотрудника сотрудников подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения сводится к использованию главных инструментов – речи и языку в следующих профессиональных действиях:

- взаимоотношениях с участниками дорожного движения, профилактически беседы с ними; информировании граждан о специфике проезда;

- уточнении маршрута следования и пр.;

- опросе свидетелей административного правонарушения, очевидцев события ДТП;

- взаимодействии с представителями страховых компаний, дорожных, коммунальных служб.

Взаимоотношения сотрудника сотрудников подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения с участниками дорожного движения требуют не только знаний психологии личности и общения, приемов разрешения конфликтных ситуаций. Формула “чтобы уметь - надо знать” должна пониматься сотрудниками однозначно: знания должны быть практически закреплены, стали совершенными коммуникативными умениями, превратились в особое качество личности – умелость и коммуникативную компетентность.

Эффективность взаимодействия сотрудника с участниками дорожного движения во многом определяется психологически грамотным выполнением профессионально-психологических действий («осуществление психологического наблюдения и визуальной психодиагностики личности, установление психологического контакта, поддержание благоприятных условий для взаимоотношений и др.»[31]), а это, в свою очередь, связано с уровнем знаний и профессиональным опытом общения. Как справедливо указывает А.М. Столяренко, указанные психологически обслуживающие действия сотрудника подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения «не имеют своей психологической цели, а обеспечивают … эффективность выполнения им профессиональной деятельности»[32]. В этой связи стоит согласиться с мнением о том, что от умения сотрудников органов внутренних дел «актуализировать положительные мотивы сопричастности к безопасности на дорогах, …конструктивного взаимодействия зависит не только уровень взаимодоверия сотрудников и граждан, но и безопасность дорожного движения»[33].

3. Организационно-управленческая деятельность. Сотрудник подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения выступает и как организатор собственной деятельности, в осуществлении неотложных действий на месте ДТП, распорядительно-регулировочных действий в местах скопления транспортных средств водителей. В процессе организации и осуществления своих обязанностей сотрудник принимает ответственные решения, добивается их реализации, выступая при этом в качестве координатора собственной деятельности и деятельности других людей (коллег, напарника, участников дорожного движения).

4. Воспитательная (профилактическая) деятельность охватывает воспитательные (профилактические) мероприятия в целях формирования у граждан навыков соблюдения Правил дорожного движения, стереотипов правомерного поведения на дороге, правовую пропаганду безопасности дорожного дви



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: