Экзаменационный билет № 11




1. Информация, требования к ней. Информац-я составляющая как основа внутренней стр-ры текста.

Для характеристики наиболее важной из составляющих — информационной, следует очертить ее связи с информацией, поскольку мы имеем дело с неоднозначными понятиями. Информация — это основа, на которой базируется и создается основная составляющая структуры.

Активность восприятия произведения связана с наличием в нем сведений — информации. Важно, чтобы читатель оценил ее как интересную, ценную, связную, доказательную и доступную. И тут перед автором встает вопрос, что именно из материала ввести в текст произведения.

Важно вводить то, что нужно чит., чтобы восстановить в сознании стр-ру произведения, но читателю еще неизвестно или не актуализировано в его сознании. Неопытный автор часто примеряет по себе, от этого происходит опасная ошибка: пишущий исходит из того, что он знает, в то время как важно исходить из того, чего читатель не знает.

Сведения, содержащиеся в тексте, могут быть достаточными, т.е. помогать правильно исключать двоякое или неумышленно ошибочное понимание, быть необходимыми для построения сознанием читателя структуры. Они могут быть избыточными, это означает, что в них нет необходимости, т. к. в' иной форме уже были представлены в произведении либо известны читателю, хорошо помнятся, и текст легко воспринимается и без них, доступен и однозначен. Наконец, сведения, содержащиеся в произведении, могут оказаться недостаточными для безошибочного понимания его, восприятия его как доказательного.

Информация в нашей речи, как правило, несколько избыточна, поэтому почти всегда можно доказывать, что нечто устранимо из текста без его обеднения. Но эта избыточность нужна для того, чтобы обеспечить понимание при ненапряженном внимании. Какие-то детали могут и не быть замечены, и тогда их заменят другие.

Достаточность, недостаточность и избыточность информации — свойство не произведения как такового, а произведения в его отношениях с читателем. Разным группам читателей одна и та же информация может быть знакома и незнакома, вспоминаться и не вспоминаться и т. п. Мало обосновано стремление включать в текст только существенно новые сведения, преимущественно фактического характера, полностью устраняя повторения уже известных, приводившихся. Другое дело— соподчиненность новой и повторно воспроизводимой информации.

Первое требование — это анализ и показ фактов их объективной связи и взаимосвязи. Факты доказательны, если они верно отобраны и даны в целом, в системе.

Разумеется, это вовсе не значит, что в произведении следует перебирать факт за фактом. Напротив, однородные факты обобщаются.

Возвратимся к нашему примеру. Отобрав существенные факты: новый жанр произведения Б. Л. Пастернака, наличие лирического героя, отражающего жизненную, философскую, эстетическую позиции автора; включение стихов в ткань повествования, — Д. С. Лихачев находит связь между ними и тем самым обогащает информацию оригинальным способом подачи. В данном случае информационная составляющая отвечает основному требованию: анализ и показ фактов в их объективной связи.

2е важное требование к инф-й составляющей — учитывать, какова история изображаемого явления, представленного в фактах; какие главные этапы в своем развитии оно проходило (если таковые были), и с этой точки зрения видеть, каким явление стало теперь. Требование несколько специфично, оно относится как к гуманитарным исследованиям, так и к исследованиям в области естественных и технических наук, но выполняется с учетом специфики жанра.

В рассматриваемом отрывке из статьи Д. С. Лихачева легко можно найти подтверждение соответствия информационной составляющей второму требованию. Д. С. Лихачев показывает, что зная традиции русской классической литературы XIX в., Б. Пастернак создал произведение нового жанра; при этом литературовед раскрывает пути новаторства (создание лирического героя, включение стихов в ткань произведения, Прозы и т. п.).

Произведения отраслевой литературы, в особенности технической, естественно предоставляют еще большую возможность конструировать информационную составляющую в соответствии с требованием учета истории развития, преобразования предметов и явлений.

Наконец, третье важное требование, особенно четко проявляющееся в прикладных произведениях, — классификация материала по наиболее существенным для материала и цели произведения признакам.

Для примера можно обраться к любому учебнику, учебному пособию либо инструктивному материалу, чтобы убедиться, насколько необходима классификация фактов, их интерпретация по заранее определенным, наиболее существенным для цели произведения признакам.

Свои требования к информационной составляющей предъявляет и процесс общения.

Так, в произведении нужна информация, привлекающая внимание читателя, информация, поддерживающая его интерес, и т. д. Важно ее психологически оптимальное соотношение с познаниями читателя.

Разные по подготовке читатели схватывают за один раз различные объемы информации, способны внести в текст от себя различное количество дополнительной информации. Поэтому первостепенное значение для оценки ясности или неясности текста имеет то обстоятельство, на кого именно рассчитано произведение. Необходимо учитывать образовательный уровень читателя, его способность охватывать материал качественно, наконец, то обстоятельство, в какой мере читающий пребывает в круге идей автора и их связей. Это ярко проиллюстрировал Д. И. Писарев. (Пример М. Д. Феллера). «Представьте себе, что в научном сочинении находится следующая фраза: «Так как все математические суждения отличаются совершенно аналитическим характером, то, разумеется, чистая математика меньше всех остальных наук опирается на свидетельство опыта». И затем автор начинает уже выводить дальнейшие заключения из той мысли, что «математика меньше всех остальных наук опирается на свидетельство опыта». Но простой читатель стал в тупик. Черта с два тут «разумеется»! Почему же аналитический характер позволяет чистой математике опираться на свидетельство опыта меньше всех остальных наук? Ясное дело, что в нашей фразе заключаются два положения, связанные между собой союзами так как и то. Между этими положениями должен существовать мостик, но мостик этот для быстроты движения выброшен вон, а вместо него вставлено проклятое слово «разумеется», означающее собою смелый и ловкий прыжок возмужалой мысли. Популяризатор должен здесь прежде всего напомнить читателю, что такое анализ и в чем состоит его существенное отличие от синтеза. Потом он должен взять два или три математических суждения — чем проще, тем лучше — и показать на этих примерах, в чем состоит типическая особенность всякого математического суждения и чем эти суждения отличаются, например, от истин химии или физиологии. Таким образом выяснится аналитический характер математических суждений. Вместе с тем выясняется и отношение математики к опыту» [34, с. 98].

Необходимо постепенное пополнение познаний читателя, тем более постепенное, чем популярнее должно быть произведение.

Процесс освоения информации часто требует введения в текст исходных сведений, без которых читатель, не знающий их, не поймет хода мысли автора. С их помощью читатель готовится к восприятию основного содержания. Поэтому, когда беседу с читателем приходилось начинать с нуля, статьи В. Г. Белинского о Пушкине превращались в анализы истории русской литературы.

В отрывке из статьи Д. С. Лихачева можно наблюдать, насколько учтен интерес и ожидания читателя. Оперируя известными терминами, понятиями, «традиции русской романной прозы», «новаторская манера», «центральный образ романа», «лирическая позиция», «лирическая исповедь» и т. п., исследователь литературы убедительно доказывает свою позицию, обогащает представления читателей об особенностях творчества Б. Пастернака.

Мы убеждаемся, таким образом, насколько редактору необходимо знание требований к информации и информационной составляющей для работы над рукописью, для конструирования внутренней и внешней структуры произведения.

2. Классификация определений. Основные требования к ним.

Общая характеристика определения сложна, и до сих пор ученые отмечают затруднения, связанные с попытками строго определить термин «определение».

В работе над текстом редактор нередко сталкивается с необходимостью использования различных положений логической теории определения (дефиниции). Ситуации, в которых эта проблема должна быть признана весьма существенной для теории и практики редактирования, различны. Среди них выде­ляются следующие три: 1) контроль над текстовыми конструк­циями рукописи, содержащими определения (иными словами, проверка правильности определений, введенных автором в текст); 2) решение вопроса о целесообразности использования определения (введение необходимых, но по каким-то причинам отсутствующих в тексте определений или, напротив, устране­ние ненужных); 3) такая правка текста, при которой произво­дится замена некоторых выражений другими, эквивалентными или более точными. В последнем случае определение исполь­зуется лишь косвенно (для мысленного соотнесения выраже­ний), оставаясь, так сказать, за текстом, во «внутренней лабо­ратории» редактора. Заметим, что во внимание преимущест­венно первая из перечисленных ситуаций.

Роль определений особенно велика в научных публикациях: именно здесь первостепен­ное значение приобретает употребление и восприятие со­ответствующих имен в их точно установленном значении. Кроме того, развитие науки ведет к появлению новых и из­менению старых понятий, что также предполагает исполь­зование определения. Определение применяется во всяких текстах, включая публицистические и даже художественные. Здесь эта операция чаще всего связана с разъяснением «непо­нятных» слов, т. е. с совершенствованием коммуникативной функции текста. В тех случаях, когда некоторое незнакомое имя не может быть воспринято адресатом текста в надле­жащем значении (контекстуально или путем стихийного морфологического анализа слова), использование опреде­ления или родственных ему приемов является процедурой весьма желательной, если не необходимой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: