А.Н.Леонтьев ПВ – это профессиональное общение педагога, имеющее определенные функции, направленное на оптимизацию учебной деятельности




План

1. Взаимодействия участников учебно-педагогического процесса.

2. Цели и задачи психолого-педагогического взаимодействия.

3. Критерии эффективности взаимодействия.

4. Условия и механизмы, обеспечивающие эффективное взаимодействие.

1. Взаимодействия участников учебно-педагогического процесса

Взаимодействие. Мы его рассматриваем в обобщенном виде как процессы воздействия различных субъектов друг на друга, их взаимную обусловленность в жизнедеятельности. Взаимодействие может быть непосредственным, опосредованным, внешне предъявленным или выраженным во внутренних отношениях (примеры).

Взаимодействие – согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи. Один из психологических законов подчеркивает связь развития личности и деятельности. Эта связь лежит в основе понимания педагогической значимости взаимодействия, в котором и через которое раскрывается вся сложная система способностей — предметно-практических и душевных. Взаимодействие является одним из основных способов активизации саморазвития и самоактуализации обучающихся. Его дополнительный эффект - межиндивидуальное влияние, базирующееся на взаимопонимании и самооценке.

Н.П. Аникеева, Н.В. Гришина, И.А. Зимняя, Ю.А. Конаржевский, В.С. Лазарев, Р.С. Немов, Н.Н. Обозов, В.П. Симонов, Р.Х. Шакуров рассматривают взаимодействие как высокий результат труда, как процесс достижения целей с минимальными психологическими, временными и энергетическими затратами и чувством удовлетворенности деятельностью, результатом, собой, партнерами.

Понятие «педагогическое взаимодействие ».

Педагогическая наука оперирует понятием педагогическое взаимодействие, которое рассматривается как одна из основных категорий педагогики. Это понятие встречается в различных исследованиях, посвящённых рассмотрению особенностей педагогического процесса, особенностей педагогического общения и другими вопросами педагогической деятельности. Педагогическая наука говорит о том, что взаимодействие учителя с учениками есть особый тип связи, отношения, который предполагает взаимные воздействия сторон, взаимные влияния и изменения.

Современная педагогика меняет свои ведущие принципы. Активное одностороннее воздействие, принятое в авторитарной педагогике, замещается взаимодействием, в основе которого лежит совместная деятельность педагогов и учащихся. Его основными параметрами являются взаимоотношение, взаимоприятие, поддержка, доверие, синтонность и др.

Психолого-педагогическое взаимодействие – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

Разные подходы к определению педагогического взаимодействия

А.Н.Леонтьев ПВ – это профессиональное общение педагога, имеющее определенные функции, направленное на оптимизацию учебной деятельности

А.А. Реан, Я.Л. Коломинский ПВ – профессиональное общение педагога в процессе обучения и воспитания

И.А.Зимняя ПВ – как форма учебного сотрудничества есть условие оптимизации обучения и развития личности самих воспитанников

К.К.Платонов ПВ – взаимодействие субъектов, в котором происходит обмен рациональной и эмоциональной информацией, деятельностью, опытом, знаниями, навыками и умениями, а также результатами деятельности

В качестве основных участников образовательного процесса принято рассматривать учеников и учителей. Однако мы понимаем, что круг прямых и косвенных участников этого процесса значительно шире. В него входят родители. И мы знаем, что множество проблем в образовательном процессе возникает из-за несогласованности мнений учителя и родителя относительно образования ученика. Также, правда, нередко отмечается несогласованность или даже противоречия в отношении различных учителей к образованию одного ученика или целого класса. В круг участников образовательного процесса также входят представители администрации (внутри образовательного учреждения и вне его), психологи и различные специалисты (социальный педагог, логопед, дефектолог, медицинский работник и т.д.). Каждый из них занимает свою профессиональную позицию по отношению к образованию, к процессам, происходящим в образовании, к участникам образовательного процесса. И согласованность этих отношений, продуктивность взаимодействия между различными участниками образовательного процесса — основной ресурс позитивного развития образования.

Содержание различных вопросов психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса может быть выстроено как минимум в 3 логиках:

1 – по ступеням образования (дошкольное образование, начальная школа, средняя школа, старшая школа, среднее и высшее профессиональное образование) – каждое из которых имеет особенности психолого-педагогического взаимодействия, определяемые как возрастными особенностями учащихся, так и социальными особенностями образовательного пространство данной ступени;

2 – по субъектам взаимодействия, выстроенных по диадному принципу сторон взаимодействия (ученик – учитель, ученик – ученик, ученик – класс, ученик – родитель, ученик – администрация, учитель – класс, учитель – учитель, учитель – родитель, учитель – администрация, родитель – администрация, и т.д.).

При этом мы понимаем, что во многих ситуациях живой процесс взаимодействия идет по более сложной системе взаимодействий (например, триады «учитель – ученик – родители», или «учитель – ученик – учитель», или «учитель – ученик – класс»), в которой могу быть активно задействованы три и более сторон (как в персонифицированном виде, так и в групповом).

3– по типам образовательных учреждений (детские сады разных видов, общеобразовательная школа, центр образования, школа-интернат, лицей, гимназия, специализированные школы разных видов, учреждения дополнительного образования, колледжи, вузы разных видов и т.д.).

2 Цели и задачи психолого-педагогического взаимодействия

Психолого-педагогические основы взаимодействия нами рассматриваются как взаимодействие различных субъектов образовательного процесса, определяемое решением педагогических задач и имеющее особую психологическую и социально-психологическую регуляцию.

В социальных науках система взаимодействия характеризуется такими категориями, как «связи», «отношения», «общность», «структура». Можно говорить о трех типах взаимодействия в социальных системах, которые характерны для образования:

— симбиотическая сращенность: созависимая связь с малым потенциалом к изменениям в самой связи и каждого индивидуально;

Индивид 1= Индивид 2 (СВЯЗИ)

— формальная организованность: характеризуется устойчивостью связей, что не требует развития как самих связей, так и инициативы и раз- вития отдельных субъектов отношений;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: