Перечень практических заданий к зачету по дисциплине «Профэтика»




1.Перечень простых практических контрольных заданий.

1. Сравните аскетизм в христианской и в буддистской традициях.

2. Сопоставьте два высказывания И. Канта:

- «Красота поступка состоит, прежде всего, в том, что его совершают легко и как бы безо всякого напряжения»;

- «Привычку нельзя признать добром, даже привычку к хорошим поступкам. Добро только то, что добывается усилием».

Получается, что красивый поступок – это не добрый, а добрый – не красивый. Так ли это? В чём состоит усилие при совершении доброго дела?

3. Когда кто-то спросил Конфуция: «Правильно ли отвечать добром на зло», он ответил: «Как можно отвечать добром? На зло отвечают справедливостью. На добро отвечают добром».

- В чём же отличие справедливости от добра?

- Какая моральная система считает правильным отвечать на зло добром?

4. Попробуйте закончить мысль:

а) «Благородные люди живут в согласии с другими людьми, но не следуют за ними, низкие люди…» (Конфуций);

б) «Любовь к людям содержит и любовь к себе, ибо…» (Мо-Цзы).

в) «Благородный муж беспокоится о том, что не обладает способностями, но не беспокоится о том, что…» (Конфуций).

5. Почему ни Будда, ни Конфуций, ни Сократ, ни Иисус сами не записали своих учений? О каком специфическом свойстве этического знания свидетельствует данное обстоятельство?

6. Согласились бы Вы подавить свою индивидуальность, если бы знали, что это приведет к счастью? Возможно ли неиндивидуальное (коллективное, общественное) счастье? Чем различаются счастье и блаженство? В каких этических учениях именно блаженство считается целью стремлений?

7. В чем состоит принцип гуманизма, выдвинутый в эпоху Возрождения? Чем эта трактовка гуманизма отличается от прочих.

8. Какие аргументы приводили Аристотель и Эпикур в пользу приоритета духовных удовольствий над чувственными? Какие духовные удовольствия Вам известны?

9. Почему древние греки считали дружбу самым совершенным отношением между людьми и ставили ее значительно выше любви?

10. Каково христианское понимание принципа гуманизма, в чем его специфика по сравнению с другими историческими формами гуманизма?

11. Каким образом христианство совмещает, с одной стороны, признание человека ответственным за свои действия, а с другой стороны, внушает человеку смирение и послушание, отречение от своей воли?

12. Источником всякого зла в Библии считается гордыня. Что это такое в Вашем понимании? В чем ее отличие от гордости?

13. Мораль Ветхого Завета основана на законе. Мораль Нового Завета основана на любви и Божественной благодати. Как Вы понимаете это различие?

14. Прочитайте ряд русских поговорок:

«С волками жить – по-волчьи выть»;

«Попал в стаю – лай не лай, а хвостом виляй»;

«С кем поведешься, от того и наберешься»;

«С собакой ляжешь – с блохами встанешь».

Какая черта традиционной нравственности в них отражена?

15. В Библии записано, что кража – это лишение человека имущества, чего-то материального. Почему же это нравственное, а не только экономическое преступление?

16. Выскажите ваше мнение, почему 10 заповедей даны как моральные, а не правовые, хотя их содержание и включено в Уголовный кодекс?

17. Какие суждения Вы отнесете к общечеловеческим, национальным, классовым, индивидуальным:

– бедность не порок;

– что хочу, то ворочу;

– кто не отомстил за смерть родственника, тот не мужчина;

– старших надо уважать;

– молодые должны отдавать родителям земной поклон;

– ребята, давайте жить дружно;

– на добро надо отвечать добром;

– джентльмен должен держать слово?

18. Война всегда была бедствием для людей, в XIX веке возникло движение пацифизма, отвергающее и осуждающее всякую войну.

  • Как соотносятся пацифизм и патриотизм?
  • Является ли пацифизм формой гуманизма?

19. Какие черты, по Вашему мнению, отличают русский народ?

- коллективизм,

- патриотизм,

- трудолюбие,

- уважение к старшим,

- любовь к социальной справедливости,

- индивидуализм,

- любовь к наживе,

- религиозность,

- толерантность,

- воинственность.

Охарактеризуйте систему нравственности современного русского общества.

20. Моралисты всегда жаловались на «упадок нравов», это продолжается и сейчас. Почему же мораль до сих пор не исчезла совсем? Какие способы улучшения нравов в нашем обществе Вы бы предложили?

21. Могут ли оказаться безнравственными:

– помощь старому человеку,

– благотворительный взнос,

– забота о воспитании ребёнка,

– защита слабого?

Чем могут быть испорчены наши добрые, на первый взгляд, поступки?

22. Разделите действия на нравственные и приятные:

– дарить подарки,

– радоваться чужому горю,

– раскаиваться за совершённое зло,

– давать взятку,

– возвращать долг,

– ставить студенту двойку.

Какие выводы о соотношении морали и удовольствия можно сделать.

23. Оцените с точки зрения приличий и нравственности следующие действия:

– не возражать старшим, что бы они ни говорили,

– жениться из-за денег,

– носить вызывающие наряды,

– включать по ночам громкую музыку,

– здороваться при встрече.

Сделайте выводы: что делает поведение приличным, а что нравственным?

24. Часто мораль кажется клеткой, ограничивающей наши желания и стремления. Какие правила морали лично Вам не нравятся? Что будет, если их отменить?

25. В бандитском сообществе есть свои правила взаимоотношений. Можно ли сказать, что в нем действует своя мораль? Какая? Чем она отличается от морали законопослушных граждан?

26. Сравните моральную и правовую регуляцию поведения, выделите элементы сходства и различия.

27. Сравните «золотое правило нравственности» («Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе») с житейским правилом: «Относись к другим так, как они относятся к тебе».

28. Мы часто мечтаем об абсолютной свободе. Что бы Вы сделали по принципу «всё дозволено» в первую очередь?

29. Наличие свободы ставит нас в ситуации нравственного выбора. Оцените, всегда ли он есть:

а) у того, кого наутро повесят;

б) у того, кто знает дату своей смерти (от врачей, гадалок);

в) у юриста, идущего при рассмотрении дела на сделку с совестью?

30. Имеет ли человек моральное право на самоубийство? Самоубийство свидетельствует о каких-то свойствах мира или только о качествах самоубийцы?

2.Перечень комплексных практических контрольных заданий.

1. Напишите по выбору краткое эссе по теме: «Этические принципы профессиональны сообществ юристов» (адвокатов, судей, полицейских, следователей).

2. Ознакомьтесь с некоторыми статьями Всеобщей декларации прав человека, провозглашённой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году:

Ст. 1. Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Ст. 3. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

Ст. 4. Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех видах.

Ст. 23. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.

Ст. 29. 1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.

Ст. 29. 2. При осуществлении своих прав и свобод человек должен подвергаться только тем ограничениям, какие установлены законом, исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

  • Проанализируйте общечеловеческое и конкретно-историческое содержание Декларации.
  • Какими нравственными системами некоторые из этих ценностей были бы отвергнуты?

3. Рассмотрите трактовку соотношения морали и права у ряда философов:

Гегель: «Правовое и моральное не могут существовать каждое само по себе, и они должны иметь своим носителем и своей основой нравственное, ибо праву недостаёт момента субъективности, а мораль опять-таки односторонняя, ибо обладает единственно лишь субъективностью и, таким образом, оба момента сами по себе не обладают действительностью».

Кант: «Таким образом, учение о праве и учение о добродетели отличаются друг от друга не столько своими разными обязанностями, сколько характером законодательства, связывающего с законом различные мотивы».

В.С.Соловьёв: «Для юриста лишение жизни есть нарушение права, или урон, противозаконно причинённый жертве преступления и общественному порядку, но с чисто нравственной точки зрения лишение жизни не есть ещё тем самым урон, а может быть даже приобретением для убитого – убийство есть несомненный урон только для убийцы – не как факт, а как последнее слово той злобы, которая сама уже есть урон для человека, поскольку она роняет его достоинство как разумного существа».

  • В чём едины право и мораль?
  • Чем «субъективна» мораль и «объективно» право?
  • Чем отличается моральная мотивация от правовой?
  • В чём различие правового и морального законодательства?
  • Чем моральное преступление отличается от правового?

4. Чем отличается ошибочная моральная позиция от позиции аморальной? Прокомментируйте высказывания:

Цицерон: «Свобода – это зависимость от законов»;

Ф.М. Достоевский: «Свобода не в том, чтобы сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой»;

Ф. Ницше: «Ты называешь себя свободным. Свободным от чего или свободным для чего?».

5. Какие принципы традиционной нравственности отражены в следующих группах пословиц:

а) «Сын без примера отца угощения не устроит, дочь без примера матери наставления не примет» (тюрк.);

«Ремесло отца сыну подобает» (туркмен.);

«Адсохні тая рука, што на бацьку падымаецца» (бел.);

б) «Дым отечества ярче огня чужбины» (лат.);

«Чем быть шахом в чужой стране, лучше быть нищим в своей» (туркмен.);

«Дома і салома едома, на чужыне і гарачы суп стыне» (бел.);

в) «Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня» (рус.);

«Лодырю и порог кажется вершиной горы» (тюрк.);

г) «Один в поле не воин» (рус.);

«Одинокий пыли не подымет» (туркмен.);

«Адным колом плоту не падапрэш» (бел.).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: