Соната №21 (C-dur) ор. 53 «Аврора» 1803-1804 гг.




Тема 2. Л.В. Бетховен.

Лирико-пасторальная тематика в сонатах Бетховена.

 

Героико-трагическая линия, последовательно проходящая через все фортепианное творчество Бетховена, ни в какой мере не исчерпывает его образное содержание. Как уже указывалось выше, бетховенские сонаты вообще нельзя свести даже к нескольким господствующим типам. Большим количеством произведений представлена лирическая тема в творчестве Бетховена. Соната №2 A-dur - светлая, безмятежная, с тонкими красочными эффектами и глубоким психологизмом второй части - начинает «лирико-пасторальную» линию бетховенского творчества, дальнейшее развитие которой находим в «Пасторальной сонате», в «Авроре», в четырех сонатах переходного периода (№ 24- 27).

Пасторальность в классической музыке (в частности, в творчестве Бетховена) выражается обычно в небыстрых темпах, отсутствии контраста между главными и побочными партиями, использовании органных пунктов, трёхдольность в размере и пульсации. Часто встречаются мелодии, основанные на звуках аккордов, с использованием с использованием синкопированного ритма. Распространены также короткие мелодии танцевального склада.

Обостренное внимание Бетховена к природе питалось не только потребностью отвлечься от волновавших его страстных переживаний, но и возросшей тягой к одиночеству. Углубившаяся болезнь слуха делала общение Бетховена с людьми все более затруднительным и мучительным. В одиночестве композитор находил желанный отдых, а всегдашняя горячая любовь к природе делала этот отдых увлекательным и творчески плодотворным.

Соната № 15 (D-dur) op.28 «Пасторальная» 1801 г.

Посвящена Йозефу фон Зонненфельсу

(4 части)

1. Allegro
2. Andante
3. Scherzo. Allegro assai
4. Rondo. Allegro ma non troppo

Опубликована в 1809, в первом издании названия не было, затем появилось название «Идиллия», но оно не прижилось, как, впрочем, не прижилось до конца и название «Пасторальная».

Здесь, как и в «Лунной», наблюдается замечательное единство частей цикла, объединение общей программой, хотя программа этой сонаты являет собой антипод «Лунной». Основная мысль – лирическое созерцание, безмятежное бездействие, единение с природой и любование ей. В музыке слишно влияние спокойной и равномерной жизни, которую несёт с собой пребывание в деревне. Это «ленивая пасторальная прогулка, которая не несёт ни одной черты страстей».

Природа в сонате очаровывает своей текучестью, изменчивостью, обаянием и вместе с тем ощущением вечности, незыблемости, постоянства.

Исследователи находят много общего между этой сонатой и пасторальной симфонией: схожи программы произведений, интонационно схожи финалы.

В первой части все черты, которые используются композиторами в изображении пасторалей: непрерывность пульсации, небыстрый темп, органные пункты, трёхдольность, синкопированные мелодии, отсутствие яркого контраста между главной и побочной темами, множество мелодий, построенных на аккордовых звуках.

2 часть названа Г.Нейгаузом «Сельские похороны». Люди идут, скорбят, но нет времени превращать похороны в действо, нужно работать. В средней части – щебетание птиц.

3 часть – скерцо, в звучании которого античная сила и энергия.

Финал жанровый, в форме рондо.

 

Соната №21 (C-dur) ор. 53 «Аврора» 1803-1804 гг.

(3 части)

Посвящена графу Фердинанду фон Вальдштейну.

1. Allegro cron brio
2. Introduzione. Adagio molto
3. Rondo. Allegretto moderato - Prestissimo

Музыка сонаты отмечена настроением светлой гармонии. Но воплощение природы тут уже принципиально иное, чем в сонате ор. 28. На место созерцательности приходит действенность. Бетховен выражает саму динамику природных явлений. А это — ценнейший результат развития бетховенского реализма, стремящегося преодолеть старую противоположность пасторального и героического, дать новое, активное решение эстетики природы.

Начало первой части — один из удивительнейших примеров выразительности ритмического фона у Бетховена («фон» получает самостоятельное образное значение!). Еще Ленц справедливо отметил, что этот «шорох басов» захватывает внимание и заставляет ждать «самых больших событий». Бетховен с гениальной силой обобщения передал гул жизни, который легче всего ассоциируется со звуками утреннего пробуждения. Вот в такте четвертом послышалось чириканье и сразу возникли контуры картины: мы на лоне природы.

Побочная партия— чудесное дополнение одухотворенного пейзажа, радостная, спокойная песнь от сердца, из глубины души, покоренной очарованием природы. Великолепен и эмоционально-образный контраст с предыдущим. В противовес гулу, шелестам и чириканьям звучат медленные, точно сыгранные деревянными духовыми или органом аккорды «поющей гармонии», в мелосе которых простодушные и чистые интонации фольклора.

2 часть – короткая интродукция в темпе Adagio, это картина погружен­ности в мир покоя и созерцания, слияния с таинством природы. Формально эта часть является расширенным вступлением к финалу, но на самом деле — равноценная самостоятельная часть.

3 часть – финал в форме рондо – ярко контрастирует 2 части. Музыка несёт с собой жизнера­достность, радостный бег, хороводность, бесконечное счастье в объятиях природы, когда из сердца рвется песнь, сливающаяся с журчанием вод, с шелестением деревьев, травы, с пением птиц.

В основу финала Бетхо­вен положил подлинный народный немецкий танец «гроссфатер». По сохранившимся эскизным тетрадям Бетховена можно видеть, как упорно работал композитор над народной мелодией, как ме­нял ее, приближая к собственным требованиям. И в результате преобразовал простенький танец в тему удивительной поэтичности и красоты.

Совершенно в таком же духе Бетховен отнесся и к форме, по­ложенной в основу финала. Подобно тому, как композитор изменил тему народного танца, придав ему поэтический пасторальный ко­лорит, так и форму рондо, происходящую из народного хоровода, он лишил элементарной игривой повторности, сообщив ей широту, свободу и динамичность, связанные с вариационным развитием, с выразительными чертами новейшего педального пианизма.

В «Авроре» заметно блестящее развитие виртуозного пианизма Бетховена. Эти внешние черты сонаты ор. 53, к сожалению, заслонили от многих исследователей и исполнителей ее возвышенные поэтические образы. Пианизм финала «Авроры» был откровением для своего времени. Писали, что этот финал может быть хорошо передан лишь «стальными пальцами Листа».

Соната 24 (Fis-dur), Op. 78. 1809 – 1810гг.

Посвящена графине Терезе Брунсвик.

(2 части)

1.Adagio cantabile — Allegro ma non troppo
2. Allegro vivace

Эта соната была закончена в октябре 1809 года и опубликована в 1810 году. Несколько лет отделяют ее от «апассионаты». За эти годы возникли три симфонии (четвертая, пятая и шестая), увертюра «Кориолан», скрипичный концерт, четвертый фортепианный концерт, квартеты ор. 59.

В музыке Бетховена начинают проскальзывать черты углубленной философской созерцательности, черты мечтательного отречения от страстей. Эти особенности уже весьма заметны в первой части сонаты ор. 78. Соната посвящена графине Терезе Брунсвик, замечательно одаренной женщине и, по определению Ромена Роллана, «великой мечтательнице». Обстоятельства взаимоотношений Бетховена и Терезы остались доныне во многом невыясненными, но есть все основания говорить о серьезной взаимной душевной привязанности, в которой любовь органически сочеталась с дружбой. Тереза была превосходной музыкантшей, натурой задумчивой и, вместе с тем, страстной. Из числа женщин, встреченных Бетховеном на его жизненном пути, она, вероятно, явилась той, которая глубже всех смогла понять и оценить его.

Сам Бетховен очень любил сонату ор. 78. По свидетельству Отто Яна, композитор сказал однажды Карлу Черни: «Всегда говорят просонату cis-moll. Однако я, поистине, написал нечто лучшее. Это соната Fis-dur...».

Тем не менее, соната ор. 78 не получила широкой популярности.

Лаконизм сонаты ор. 78 выражается не только в небольших размерах частей, но и в двухчастности целого, воплощающего контраст двух несходных эмоций.

Первая часть — один из редких в фортепианных сонатах Бетховена примеров весьма сдержанного по темпу сонатного Allegro. Форма отличается чертами «регрессивности» и напоминает отчасти крайние части сонаты ор. 10 № 2, отчасти скерцо сонаты ор. 31 № 3 (а также — сонатные формы Й. Гайдна).

Интонационное содержание музыки, напротив, носит новаторский характер. Быть может, даже вероятно — это портрет одной из сторон душевного облика Терезы — ее самоуглубленности и мечтательности. Ласковая, неторопливо задушевная речь— вот основа ряда главных мелодических интонаций первой части сонаты.

В торая часть - прогоняет все мечтания первой. Перед нами, вероятно, портрет другой стороны душевного облика Терезы. Этот финал - одно из весьма ярких вдохновений Бетховена, образец непринужденного остроумия, блестящей шутки. Музыка этой части с ее порхающим движением, женственной грацией и кокетливостью линий принадлежит к числу наиболее изящных пьес, написанных Бетховеном. Некоторые исследователи считают этот финал одной из самых больших загадок в творчестве Бетховена, говорят о том, что в этом финале композитор даёт один из первых образцов атональной музыки, то есть совершает шаг вперёд, одно из своих гениальных прозрений.

Соната №27 (e-moll), Op. 90. 1814г.

Посвящена Морицу Лихновскому

1.Mit Lebhaftigkeit
2.Nicht zu geschwind

Известен рассказ Антона Шиндлера (немецкий музыкант, близкий друг Бетховена; составил одну из первых его биографий, на основании имеющихся бумаг) об образном содержании этой сонаты: «Граф Мориц Лихновский полюбил певицу придворного театра Штуммер, но внешние обстоятельства (разница социального положения) долгое время препятствовали их браку, который под конец, все же, состоялся. Получив посвященную ему сонату, Лихновский заподозрил в ней сюжетное содержание и спросил об этом Бетховена. Бетховен ответил, что первая часть сонаты рисует «борьбу между рассудком и сердцем», а вторая — «разговор с любимым»…

Рассказ этот ничем не был доказан, но он вполне правдоподобен. Музыка обеих частей хорошо согласуется с программой. В первой части господствует борьба полярных начал, во второй — мир спокойных, счастливых эмоций.

Вдохновившись, возможно, историей любви Лихновского и Штуммер (а идея побеждающей препятствия любви могла вдохновить!), Бетховен, однако, в образах сонаты ор. 90 высоко поднялся над случайным, единичным и создал музыку большой обобщающей силы.

Обе части сонаты снабжены только немецкими основными обозначениями темпов и манеры исполнения. (Политические события 1813—1815 годов, приведшие к освобождению немецких стран из-под ига Наполеона, вызвали дальнейшее развитие национальных тенденций у Бетховена. Он, в частности, писал Мозелю о своем намерении не употреблять итальянских терминов и заменить слово Fortepiano словом Hammer-Klavier.)

Первая часть («С живостью и непременно с чувством и выражением».)

Первую часть сонаты ор. 90 следует отнести к числу высших творческих достижений Бетховена. Вся она построена на эмоциональных контрастах мелких и крупных масштабов. Эмоциональная сила образов сочетается тут с необыкновенной стройностью и простотой формы. Музыка примечательна обостренным психологизмом, интонациями человеческого голоса, непосредственным выражением эмоций. Главная партия сонаты состоит из трёх предложений, каждое из которых выражает свою эмоцию и отличается от остальных типом фактурного изложения. Неизменность фактуры внутри музыкальной мысли является предвестником уже романтического фактурного изложения.

Вторая часть («Исполнять не слишком быстро и очень певуче».) глубоко отлична от первой отсутствием резких контрастов, господством спокойных, ясных, радостно-умиротворенных эмоций. Интонации разговора, речи, столь типичные для первой части сонаты ор. 90, показательны и для ее финала, музыка которого чрезвычайно поэтична. Но в смысле богатства содержания финал, конечно, не может быть сравнен с первой частью. Он заметно более однопланен, хотя и имеет свои линии развития.

По ритмической структуре эта часть принадлежит к типу музыки «вечного движения»: она пронизана фоном шестнадцатых, который заставляет думать о журчаниях, шелестах, щебетаниях внешнего мира. Фон тут сосуществует вместе с выражением эмоции, выдержан на протяжении почти всей части и лишь изредка прерывается ритмом триолей и дуолей восьмых. Однако это — наиболее умеренное по темпу и динамике «вечное движение» среди всех аналогий подобного рода в бетховенских сонатах.

Основа интонационной сферы финала сонаты ор. 90 — пасторальность. Но это не та реально-жизненная пасторальность, что была в финале сонаты ор. 28, а пасторальность отвлеченная, идеализированная, превращенная в мечту о счастливой Аркадии (область в Греции, от названия которой произошло понятие «Аркадия» как поэтический образ страны счастливой жизни, беззаботности и радости.; аркадские пастухи, воспевавшиеся с фантастическими прикрасами, сделались предметом рода поэзии — пасторали).

Теперь Бетховен воспринимает любовь и природу как бы со стороны — мечтательно-нежно и чуть-чуть иронически. Ирония — результат глубоких разочарований и созревшей мудрости — не убивает мечтательности. Сознав недоступность манившего его счастья, Бетховен не ожесточается, но, напротив, особенно бережно лелеет прекрасные и хрупкие образы своего воображения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: