I. Пост-Лянчжу («пред-Мацяо», 1800-1600)




Д.В. Деопик, М.Ю.Ульянов

К предыстории царств У и Юэ: Нижняя Янцзы после Лянчжу (II тыс. до н.э.) [1]

 

Данная статья является продолжением работы, опубликованной ранее[2]. В ней была предпринята попытка составить историко-археологическое описание заселенных аустроазиатскими народами (вероятнее всего — предками вьетов) земель историко-культурной зоны Нижняя Янцзы, одного из очагов древней государственности Старого Света. Здесь с III до начала II тыс. до н.э. на севере исторического региона Юго-Восточная Азия («прото-ЮВА»), который еще не стал югом Восточной Азии (это произойдет в I тыс. до н.э.), в землях в районе оз. Тайху, возник целый ряд ранних государственных образований номового типа, из которых одним из самых крупных и лучше всего изученным является Мо (по названию памятника Моцзяошань, далее ― царство Мо)[3]. Их существования приходится на время, когда уже давно произошел распад аустрической общности (реконструируемый ориентировочно для IX тыс. до н.э., на момент разделения хмонго-аустроазиатской от аустронезийско-тайской групп). Здесь, у моря, локальные сообщества принадлежали не только аустроазиатам, но и, с большой долей вероятности, и аустронезийцам, которые в VI тыс. до н.э. начинают переселения по морю[4].

Современные данные археологии позволяют расширить представления об истории ранних государств, не описанных в письменных источниках предков китайцев (собственная письменность этих государств пока не дешифрована). В рассматриваемом районе, как и в других областях, расположенных в ареале распространения серии родственных, сменявших друг друга, культур, в настоящее время называемых «культурой Лянчжу» (3300-1900 гг. до н.э.), в начале II тыс. до н.э. существовали культуры ранней бронзы, которые продолжали ее традиции.

В предлагаемой статье будут описаны земли восточной части Нижней Янцзы с эпохи ранней бронзы (1800–1400 гг. до н.э.), до времени возникновения государств У и Юэ; археологически это культуры периода «пост-Лянчжу» (1800-1600 гг. до н.э.) и культура Мацяо (1600-1300 гг. до н.э.), а также время «пост-Мацяо» (1300-1000 гг. до н.э.). Очаги, сравнимые по уровню развитию технологии, в это время зафиксированы и в западной части Нижней Янцзы ― это культуры Бэйиньянин (2 и 3 периоды, ок. 1600–1100 гг. до н.э.)[5] и распространенная к югу от оз. Поянху в бассейне реки Ганьцзян 赣江 культура Учэн (ок. 1600–1200 гг. до н.э.)[6], с письменностью, восходящий к письму культуры Лянчжу, но еще более сложной и разнообразной (см. Таблицы № 9 и № 10)[7]. Своя традиция государственности развивалась и в соседней историко-культурной зоне — Шаньдун[8].

Культура Мацяо на первый взгляд выглядит проще культуры Лянчжу. Есть концепция «угасания» культуры Лянчжу (занимавшей бòльшую площадь), и появление на части ее территории, на первый взгляд более «скромной» культуры Мацяо. Число выявленных памятников культуры Мацяо пока меньше, чем культуры Лянчжу; но и общая раскопанность Нижней Янцзы, если сравнивать с территорией юга России, тем более, Ближнего Востока, еще сравнительно невелика. Тем не менее, авторы специальных работ обращают внимание на то, что происходили значительные климатические изменения, морской берег отступил в этот период на значительное расстояние на восток. Но это не помешало совершенствованию технологий — наступил бронзовый век. Мацяо крупное сельское поселение этого времени[9].

 

I. Пост-Лянчжу («пред-Мацяо», 1800-1600)

Период представлен слоями на нескольких памятниках, расположенных в районе г. Шанхай: Гуанфулинь, Хуйшань(1790±60)[10], Цзянхай江海(1730±150)[11], Тинлинь亭林 (1890±95 лет до н.э., 1690±150 лет до н.э.)[12] и др. Рассмотрим период «пост-Лянчжу » на примере одного из памятников.

Памятник Гуанфулинь 广富林, расположенный в районе г. Шанхая (Сунцзян), является переходным от позднего Лянчжу к Мацяо[13]. Интересующие нас слои находятся на нем между слоями культуры Сунцзэ (3600–2700 гг. до н.э.) и Мацяо (1600-1300 гг. до н.э.). Под ними — слой позднего Лянчжу (2400-1900 гг. до н.э.), материал следующего слоя, который был отнесен публикаторами к специфическому, отличному от Лянчжу «типу Гуанфулинь». Об этом говорят и полученные здесь радиокарбонные даты (здесь и далее — некалиброванные) этого слоя: 1770±60; 1780±60 гг. до н.э[14].

Погребения этого периода не обнаружено, керамические сосуды и орудия труда из камня получены из хозяйственных ям (всего 15).

Керамика. Ряд сосудов связан с поздним периодом Лянчжу и в целом характерен для Нижней Янцзы. Это прежде всего триподы на плоских ножках на основе круглодонного горшка (таблица № 1, рис. 6,7), а из столовой посуды — чаши на среднем широком и высоком поддоне (рис. 4,5). Массовая форма — чаши на низком сплошном поддоне (рис. 2). Обращает на себя внимание чаша с вогнутым дном, на которое с внешней стороны нанесен встречающийся в Шуандуне иероглиф — круг, разделенный на четыре заштрихованные сектора (рис. 3). Многочислена тарная посуда. Есть горшки и корчаги разной формы. Часть из них покрыта росписью (рис. 9-10).

О связях с Шаньдуном, возможно, говорит наличие своеобразной «кружки» — сосуда с дугообразной ручкой на низком поддоне.

Орудия из камня и кости. Набор небольшой, но характерный. Подпрямоугольный узкий топор правильной формы с отверстием (Таблица № 2. Рис. 1). Тесла короткие широкие и узкие удлиненные (Рис. 2,3,6). Нож (Рис. 4). Набор черенковых стрел различной формы (Рис. 5,7,8). Наконечник копья (Рис. 10).

***

В целом, переход от Лянчжу к Мацяо был плавным и сравнительно длительным. Время Мацяо здесь — это вторая половина эпохи ранней бронзы и начало периода средней бронзы. Напомним, что 2-3 периоды Лянчжу приходились на энеолит и начало ранней бронзы[15].

 

II. Культура Мацяо 马桥 (1600-1300 гг. до н. э.)

В ранней бронзе традиции государства Мо продолжаются одно-этническими носителями культуры Мацяо, только памятников ее пока обнаружено значительно меньше[16]. Крупнейший из них — собственно Мацяо. Это не город, а крупное село; городские поселения и крупные некрополи этой культуры пока не найдены, но это «село» явно было связано с каким-то городом, поскольку есть и не деревенская по технологии керамика — искусные престижные сосуды (кубки), и сосуды, изготовленные с применением гончарного круга, и даже ранний фарфор. Поэтому Мацяо ни в коем случае не является упрощением Лянчжу. Набор столовых керамических форм и изделий из бронзы — богат, технологически сложен и стандартизован.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: