Выдержки из писаний святых отцов Православной Церкви




 

Мы обнаружили два смысла у слова «истина». Один — постижение того, что ведет к блаженной жизни, другой — верное знание относительно чего бы то ни было из вещей окружающего нас мира. Истина, содействующая спасению, живет в чистом сердце совершенного мужа, который бесхитростно передает ее ближнему, а если мы не будем знать истину о земле и о море, о звездах и об их движении и скорости, то

 

 

это ничуть не помешает нам получить обетованное блаженство. Чистота не такой предмет, который приобретается благодаря чтению о различных вещах или благодаря знанию множества учений, но устанавливается она благодаря очищению мысли от воспоминаний о ничтожных земных предметах и размышлению о служении Богу в безмолвии. Весьма вредят ей множество помыслов и частые воспоминания о новых открытиях, рождающихся от учений и различных размышлений и приводящих душу к рассеянности. Не упускай то, что ценно, и не бросайся на то, что наполняет тебя только знанием, способствующим гордости. Невозможно людям мирского духа, не родившимся в Святом Духе, приобрести опытное знание духовных предметов, и даже если они хотят вникнуть в них, то попусту надмеваются от своего плотского ума. Опираясь на мирскую мудрость и воображая, будто они могут собственным разумением постичь духовные предметы без посещения и откровения Духа, мирские люди теряются и гибнут без истинного основания, то есть Господа, благодаря Которому духовные люди вбирают все духовное знание. В некую слепоту и воображение мнимых успехов впадает ум этих гордецов, собственным разумением и силой полагающих объять духовное знание, но если и все Писание они пересказывают наизусть, истинного смысла того, что произносит их язык, они не знают. Кто из мудрых, или риторов, или ученых, кроме тех, которые очистили ум свой высшею премудростью и подвижничеством и имеют душевные чувства свои истинно обученными, может без откровения свыше от Господа одною человеческою мудростью познать сокровенные тайны Божии? Они открываются посредством умного их созерцания через действие Божественного Духа в тех, которым дано и всегда дается познавать их. Знание этих тайн есть достояние тех людей, которых ум каждодневно просвещается Духом Святым ради чистоты душ их, тех, чьи умные очи открыты действием лучей Солнца правды, тех, кому дано Духом Святым слово разума и слово премудрости, тех, кто сохраняет совесть и страх Божий посредством любви, мира, благости, милосердия, воздержания и веры. Вот чье достояние есть ведение Божественного! Ибо как птице нельзя летать без крыльев, так и уму нашему невозможно возвыситься в те области, откуда он ниспал, если не имеет он Духа Святого, Который бы возвел его туда и сшествовал ему. Не имевшие этого опыта не прикасаются к духовному, действие Святого Духа постигается чистой и верной душой, и небесные умные сокровища являются только принявшему их на опыте, непосвященному же совершенно невозможно даже помыслить их. Как, рассуждая о городе, которого ты не видел,

 

 

через это рассуждение ты еще не увидишь его на опыте, так Бога и Божественные вещи ты тоже не увидишь на опыте через одно рассуждение и богословствование. Если соединишься со Светом, то Он Сам всему научит тебя и все откроет и покажет, сколько полезно тебе, потому что иначе невозможно тебе посредством слов научиться тому, что находится там. Кто не рожден свыше, тот не может сказать и духовное слово, потому что не имеет живого Духа, Который внушил бы ему небесное. Отцы не скрыли от нас и того, какие признаки у заблуждения и истины. Заблуждение, хоть оно притворно изображает личину добра, хоть одевается в светлые одежды, не может произвести никакого доброго действия: ни ненависти к миру, ни презрения к мирской славе, ни влечения к небесному, ни успокоения помыслов, ни духовного покоя, ни радости, ни мира, ни смирения, ни прекращения земных наслаждений и страстей, ни благородного душевного расположения, потому что все это — действия благодати, которым противоположны плоды заблуждения. Всякий мнящийся быть мудрым, потому что прошел все науки и сведущ во внешней мудрости, никогда не сподобится проникнуть в тайны Божии и увидеть их, если прежде не смирится и не сделается в чувствах сердца своего безумным, вместе с самомнением отвергая и приобретенную ученость. Если уж Адам, созданный по образу Божию и сподобившийся жить жизнью равноангельскою и бессмертною, за преступление одной заповеди Божией не только потерял то ангельское жительство, но праведно лишен и жизни вечной и осужден на смерть, тление и клятву, то что постраждут все те из происходящих от него, которые, нося еще образ его — перстного (земного), — прежде чем очистятся, покушаются богословствовать? Мудрецы, которые хотят быть толкователями Писаний, не имея Небесного Духа и не имея единения с Божеством, подобны уродам, не обладающим здоровыми членами тела своего, передающие ущербное и гнилое слово. Таковы поврежденные грехом, от своего ума или от своей мудрости они хотят вещать о небесном, от которого не родились. Ибо кто познает Творца, прежде чем не увидит Его? Те же, живущие в страстях, как сказал я, нося безумие, как одежду, и облекшись в самомнение, как в славу, утешаются и смеются над прочими, хотя сами играют с тенями по подобию щенков. Рабы самомнения и гордости, добровольно ставшие ими и отдавшиеся в плен, они всегда исполняют свою волю, оставив Божии законы, они сами себе суть закон, и не Богу, но себе самим они служат, о дерзость, вместо славы Божией ища своей славы и стараясь создать ее всякими делами и способами. Хотя телесными, плотскими ушами они и слышат, но духов-

 

 

ные уши сердца имеют покрытыми и совершенно не могут слышать Бога. Ибо они никоим образом не в состоянии снять с самих себя покрывала гордости и нечувствия, потому что сами на себя возложили его добровольно и только думают, что видят и слышат. В самом деле, неужели не бесчувствен, и даже более того, тот, кто, родившись несчастно в преисподней и обитая в совершенном мраке настоящего мира, не узрев света будущего века, который воссиял на земле и непрестанно сияет, утверждает, что знает и разумеет то, что на небе, и видит все тамошнее, и прочих тому учит? Так вот внешняя мудрость, противопоставив себя мудрости Бога, стала глупостью. Заботы и занятия плотского разума суть: богатство, почет, убранство, телесный покой, забота о словесной мудрости (образованности), пригодной к начальствованию и совершению обновлений в изобретениях, и искусствах, и науках, и все прочее, чем увенчивается тело (внешняя жизнь) в этом видимом мире. Это — голый разум, потому что исключает всякое Божественное попечение, но через это вносит совершенное бессилие в душу человека. Сам этот ум о себе думает, что всем заправляет в человеке и во внешней и во внутренней жизни. Таков разум кичащий, у которого сок и кровь — надмение и гордыня! Таково гордое мнение о себе плотского разума. Он мечтает, что все бывает по его промышлению, а сам между тем пребывает в непрестанных опасениях и тревогах. Не может он пребывать без страха за тело, потому овладевают им малодушие, печаль, отчаяние, страх от бесов, боязнь от людей, молва о разбойниках, слухи о смертях, заботливость в болезни, попечительность в скудости и недостатке потребного, страх смерти, страх страданий.

 

О неисповедимости путей Господних. Есть и такая суета на земле: праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников (Еккл. 8:14). Не проворным достается успешный бег, не храбрым — победа, не мудрым — хлеб, и не у разумных — богатство, и не искусным — благорасположение (Еккл. 9:11). Тогда я увидел все дела Божии и нашел, что человек не может постигнуть дел, которые делаются под солнцем. Сколько бы человек ни трудился в исследовании, он все-таки не постигнет этого (Еккл. 8:17). Познал я, что все, что делает Бог, пребывает вовек: к тому нечего прибавлять и от того нечего убавить, — и Бог делает так, чтобы благоговели пред лицом Его (Еккл. 3:14). Какой

 

 

человек в состоянии познать совет Божий? Или кто может уразуметь, что угодно Господу? Помышления смертных нетверды, и мысли наши ошибочны, ибо тленное тело отягощает душу, и эта земная храмина подавляет многозаботливый ум. Мы едва можем постигать и то, что на земле, и с трудом понимаем то, что под руками (Прем. 9:13–16). Подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника (Прем. 13:1). Чрез Него все успешно достигает своего назначения, и все держится словом Его (Сир. 43:28). Волю же Твою кто познал бы, если бы Ты не даровал премудрости и не ниспослал свыше святого Твоего Духа? (Прем. 9:17). Не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба (Ин. 3:27). Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше (Иак. 1:17). Без Меня не можете делать ничего (Ин. 15:5). Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению (Флп. 2:13). Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет (Лк. 19:26). Кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть? Итак, если и малейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем? (Лк. 12:25–26). Не во власти человека и то благо, чтобы есть и пить и услаждать душу свою от труда своего (Еккл. 2:24). Все труды человека — для рта его, а душа его не насыщается (Еккл. 6:7). И если какой человек ест и пьет, видит доброе во всяком труде своем, то это дар Божий (Еккл. 3:13). Многие ищут благосклонного лица правителя, но судьба человека — от Господа (Притч. 29:26). Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся (Притч. 16:3). Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его (Притч. 16:9). Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом (Притч. 19:21). Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним (Притч. 16:7). Ибо не во множестве сила Твоя и не в могучих могущество Твое; но Ты — Бог смиренных, Ты — помощник умаленных, заступник немощных, покровитель упавших духом, спаситель безнадежных (Иудифь. 9:11). Ибо сила Моя совершается в немощи (2 Кор. 12:9).

Об источнике мудрости. Безумствует всякий человек в своем знании (Иер. 10:14). Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, то будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие перед Богом. Господь знает умствования мудрецов, что они суетны (1 Кор. 3:18–20). Источник премудрости — слово Бога Всевышнего, и шествие ее — вечные заповеди. Он произвел ее и видел и измерил ее и излил ее на все дела Свои и на всякую плоть по дару

 

 

Своему, и особенно наделил ею любящих Его. Кому благоволит Он, [тому] разделяет ее по Своему усмотрению (Сир. 1:5, 8–10, 14). Премудрость светла и неувядающа, и легко созерцается любящими ее, и обретается ищущими ее; она даже упреждает желающих познать ее. Начало ее есть искреннейшее желание учения, а забота об учении — любовь, любовь же — хранение законов ее, а наблюдение законов — залог бессмертия, а бессмертие приближает к Богу; поэтому желание премудрости возводит к царству [Его] (Прем. 6:12–13, 17–20). Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя, посему ничто оскверненное не войдет в нее (Притч. 7:25). В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху, ибо святой Дух премудрости удалится от лукавства…и устыдится приближающейся неправды (Прем. 1:4). Премудрость соответствует имени своему и немногим открывается (Сир. 6:23). Надейся на Господа всем сердцем твоим и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он наставит стези твои (Притч. 3:5–6). Господь дает мудрость; из уст Его — знание и разум (Притч. 2:6). Мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир (Иак. 3:17–18). Размышляй о повелениях Господа и всегда поучайся в заповедях Его. Он укрепит твое сердце, и желание премудрости даcтся тебе (Сир. 6:37). Если кто любит праведность, — плоды ее суть добродетели: она научает целомудрию и рассудительности, справедливости и мужеству, полезнее которых ничего нет для людей в жизни (Прем. 8:7). Нет разума, где совет грешников (Сир. 19:19). О, если бы вы только молчали! Это было бы вменено вам в мудрость (Иов. 13:5).

Начало мудрости — страх пред Господом; всем, кто живет в нем, разум светлый дарован (Пс. 110:10). Страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла — разум (Иов. 28:28). Нет ничего лучше страха Господня, и нет ничего сладостнее, чем внимать заповедям Господним (Сир. 21:7). Выслушай сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно или худо (Еккл. 12:13). Велика премудрость Господа, крепок Он могуществом и видит все. Очи Его на боящихся Его, и Он знает всякое дело человека. Никому не заповедал Он поступать нечестиво и никому не дал позволения грешить (Сир. 15:18–20). Воистину близится спасение к боящимся Бога (Пс. 84:10). Как высоко небо над землей, так велика милость Господа к боящимся Его (Пс. 102:11). Благоволит Господь к боящимся Его и

 

 

уповающим на милость Его (Пс. 146:11). Боящиеся Господа, ожидайте милости Его и не уклоняйтесь от Него, чтобы не упасть (Сир. 2:7). Посему ходи путем добрым, держись стезей праведников (Притч. 2:20). Страх Господень — ненавидеть зло, гордость и высокомерие (Притч. 8:13). Страх Господень отгоняет грехи; не имеющий же страха не может оправдаться (Сир. 1:21). Страх Господень — источник жизни, удаляющий от сетей смерти (Притч. 14:27). Страх Господень ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не постигнет его (Притч. 19:23). Боящийся Господа образумится сердцем (Сир. 19:18). Веруй Ему, и Он защитит тебя; управь пути твои и надейся на Него (Сир. 2:6). Возложи на Господа печаль свою, и Он тебя пропитает, вовеки не приведет праведника в смятение (Пс. 54:23). Боящемуся Господа не приключится зла, но и в искушении Он избавит его (Сир. 33:1). Страх Господень все превосходит, и имеющий его с кем может быть сравнен? Боящийся Господа ничего не устрашится и не убоится, ибо Он — надежда его (Сир. 34:14). Уповайте на Господа вовек, ибо Господь Бог есть твердыня вечная (Ис. 26:4). Господь Бог — сила моя (Авв. 3:19). Сын мой! Чти Господа, — и укрепишься, и кроме Его не бойся никого (Притч. 7:1). Что ты боишься человека, который умирает, и сына человеческого, который то же, что трава, и забываешь Господа, Творца своего, распростершего небеса и основавшего землю (Ис. 51:12–13)? Проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа (Иер. 17:5). Всякая плоть — как трава, и всякая слава человеческая — как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал (1 Пет. 1:24). Благословен человек, который надеется на Господа и которого упование — Господь (Иер. 17:7). Господь — часть моя, говорит душа моя, итак буду надеяться на Него (Плач. 3:24). На Бога уповаю, не убоюсь, что сотворит мне человек (Пс. 55:12). Даруй нам помощь в скорби, ибо от человека не ждать нам спасения (Пс. 59:13). Блажен муж, который уповает на имя Господне и не взирает на суету и треволнения ложные (Пс. 39:5). Страх Господень — дар от Господа и поставляет на стезях любви (Сир. 1:13).

Во всю жизнь люби Господа и взывай к Нему о спасении твоем (Сир. 13:18). Люби Господа, Бога твоего, и соблюдай, что повелено Им соблюдать, и постановления Его, и законы Его, и заповеди Его во все дни (Втор. 11:1). Верующий закону внимателен к заповедям, и надеющийся на Господа не потерпит вреда (Сир. 32:25). Надеющиеся на Него познáют истину, и верные в любви пребудут у Него; ибо благодать и милость со святыми Его и промышление об избранных Его (Прем. 3:9). Очи Господа — на любящих Его (Сир. 34:16). Дети мои! Станем любить не словом или

 

 

языком, но делом и истиною (1 Ин. 3:18). Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его (2 Ин. 1:6). Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ин. 14:21). Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем (1 Ин. 4:16). «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» — сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя»; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. 22:37–40). [И] не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей (1 Ин. 2:15).

 

С предыдущими и последующими номерами можно ознакомиться на сайте: https://www.princess-and-prince.com

 

 

Если вам понравился этот номер альманаха, вы можете переслать его друзьям и знакомым.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: