III. Пост-Мацяо (1300–1000 гг. до н.э.)




Из памятников следующего периода лучше всего изучен Пишань毘山, расположенный значительно западней эпонимного памятника культуры Мацяо — недалеко от южного берега оз. Тайху в низовьях р. Шаоси. Напомним, что в средней части ее течения располагался ном царства Мо (с его хорошо известными памятниками Лянчжу, Фаньшань, Яошань и др.)[34]. Это деревня грамотных людей. Здесь была получена радиокарбонная датировка (некалиброванная): 1030±40 гг. до н.э.[35]

Это могилы, хозяйственные ямы и сооружения на двух холмиках, между которыми проходил заброшенный в древности водоотводной канал. Здесь есть материал поздней Лянчжу, Мацяо и «пост-Мацяо». Ниже приведем материал «пост-Мацяо»[36].

Керамические сосуды в основном те же, что и в Мацяо, что говорит об их преемственности. Характерно разнообразие триподов на основе круглодонных горшков с плоскими и округлыми сплошными ножками[37]. Также встречаются ассимитричные кувшинчики с широкой ручкой-душкой — менее искусные, чем в Мацяо, но вполне узнаваемые[38]. Сохранились и чаши на высоком узком поддоне с орнаментом, характерным для Нижней Янцзы — ромбовидные спирали, есть и другие примеры сложного орнамента. Каменные орудия немногочисленны, но также вполне узнаваемы — клювовидный серп, нож с округлой спинкой и двумя отверстиями, а также тесла с выступом, резаки разной формы и плечиковый топор. Также есть наконечники копий и стрел. Есть и более сложные орудия — по мнению публикаторов, часть плуга [39].

Здесь были обнаружены текст и сочетание знаков (См. Таблицу № 11, 1 и 3) и сравнительно большое число знаков на керамике, близких к известным на Мацяо, но более позднего времени. Благодаря этому стало ясно, что своя письменность продолжала здесь применяться и развиваться и во второй половине II тыс. до н.э. (Таблица №12).

***

Выше кратко описан материал по археологии Нижней Янцзы, зоны расселения предков вьетов, в один из самых малоизученных периодов их истории. Мацяо — это крупный сельский памятник. Развитие продолжалось, между культурами Лянчжу и Мацяо нет разрыва, одна приходит на смену другой. Это культура представлена пока лишь сельскими поселениями — в этом ее основная специфика, Если сравнить позднее Лянчжу с ранним Мацяо, то об упрощении, применительно к Мацяо, говорить не приходится; это уже ранний бронзовый век. По всей видимости, Мацяо всегда было крупной деревней; которую необходимо сравнивать с деревнями эпохи Лянчжу. Для деревень характерно малое количество изделий из нефрита и других атрибутов высшей власти и особого социального престижа. Однако здесь есть и «парадная керамика», представленная массовыми и стандартизированными формами — гончары Мацяо были не менее искусны, чем прежде.

Культура Мацяо, как наследница Лянчжу, была одним из источником социального опыта для различных государственных образований последней четверти II тыс. до н.э. Так традиции Лянчжу и Мацяо шли на север, в бассейн Хуанхэ и в западные районы формировавшейся тогда Великой равнины. Часть из них была воспринята носителями культур Эрлитоу 2 и 3 (ок. 1800–1500 гг. до н.э.), а также Эрлиган (ок. 1400–1300 гг. до н.э.) и Шан (ок. 1300–1027 гг. до н.э.), создателями там Ранних государственных образований. Действительно, для Мацяо характерен ряд новых изделий, который будет существовать и позднее в разных районах бассейна Янцзы и севернее. Некоторые такие предметы, связанные с ритуальной сферой (прежде всего кубки с орнаментами), перешли и в Шан. Это — яркое проявление «верхушечных» связей между жителями различных зон Восточной Азии[40].

Мацяо продолжает традиции Лянчжу, но заметны и изменения, связанные с наступлением на Нижней Янцзы эпохи ранней бронзы. Без высокоразвитой предшествующей родственной культуры (Лянчжу) такой культуры появиться не могло. И уровень стандартизации, и богатство разновидностей керамических форм, свидетельствуют об установке на массовое производство высококачественной продукции, которая изготавливается серийно (а также и по индивидуальному заказу, судя по иероглифам на сосудах). Об упрощении рафинированной городской культуры можно будет судить только после раскопок городов, откуда и поступали высококачественные сосуды.

В следующем, I тыс. до н.э., на этих землях возникнут крупные аустрические царства У и Юэ, которые в V в. до н.э. на некоторое время становились гегемонами Восточной Азии. В I тыс. до н.э., в после-шанский период, продолжалось интенсивное расширение «верхушечных» связей между жителями Нижней Янцзы и «северянами» сино-тибетцами Средней Хуанхэ (чжоусцами) — наличие бронзовой ритуальной утвари позволяет определить, что эти связи начинают значительно влиять уже на государственное устройство древних народов исторического региона Восточная Азия.

История их как самостоятельных государств не прервалась и с включением их земель во второй половине IV в. до н.э. в состав царства Чу. Вдоль морского побережья до устья реки Ма на Индокитайском п-ве возникает гирлянда вьетских государств, из которых самые крупные — Донгвьет, Манвьет, Намвьет входят в состав китайской империи только в конце II в. до н.э. Их история и культура являются важной темой науки при изучении древней истории Восточной и Юго-Восточной Азии.


[1] В основу данной статьи легли материалы исследований, которые проводятся в рамках научного проекта «Неолит, энеолит и ранняя бронза Восточной и прото-Юго-Восточной Азии». Он был начат Д.В.Деопиком в 2004 г. при участии М.Ю. Ульянова (им же выполнены переводы с китайского языка, составлены керамические и другие таблицы, карты).

[2] Деопик Д.В. Царство Мо — первое государство Восточной и Юго-Восточной Азии (прото-ЮВА). — Губеровские чтения. Выпуск 1. М. 2009.

[3] Государственность на Нижней Янцзы в период энеолита (2500-1800) сейчас широко обсуждается в науке, высказываются разные точки зрения, но в целом, если отбросить идеологический характер некоторых публикаций, возможность появления здесь государственности под сомнение не ставится. Одна из первых работ о Моцзяошань как о центре раннего государства: Чжан Сюэхай. Лунь Моцзяошань гуго (Исследование древнего государства Моцзяошань). ― Лянчжу вэньхуа яньцзю. П., 1999; См. также: Чанцзян вэньмин дэ шу гуан (Расцвет цивилизации р. Янцзы). ― Эр ши шицзи Чжунго бай сян каогу да фасянь, П., 2001; Чжао Хуа. Иньме гуго гуду: Лянчжу ичжи гайлунь (Уничтожение древней столицы старинного государства: исследование памятника Лянчжу), Ханчжоу, 2007; Чжан Ли, У Цзянпин. Чжэцзян Юйхан Пинъяо, Лянчжу гучэн цзего дэ яогань каогу (Археологическое описание древнего города Лянчжу у населенного пункта Пинъяо, уезд Юйхан, пров. Чжэцзян). ― Вэньу. 2007, № 2, с. 77.

[4] Археологические находки и антропологические реконструкции дают свидетельства проживания аустронезийцев на Западе Нижней Янцзы (район г. Нанкин) в IV тыс. до н.э. См. https://news.qq.com/a/20071118/000575.htm

[5] На эпонимном памятнике, давшем большое число сложных изделий из нефрита, выделены слои синхронные Мацяо и Учэну: 1540±90 и 1195±105 гг. до н.э. См. Бэйиньянин: Синьшици шидай цзи Шан Чжоу шици ичжи фацзюэ баогао (Бэйиньянин: доклад о раскопках на памятнике неолита, периодов Шан и Чжоу). Пекин, 1993. С. 161.

[6] Цзянси Цинцзян Учэн Шандай ичжи фацзюэ цзяньбао (Краткое сообщение о раскопках на памятнике Учэн, уезд Цинцзян, пров. Цзянси). ― Вэньу. 1975, № 7, с. 56–57; Пэн Минхань. Учэн вэньхуа (Культура Учэн). П., 2005, с. 99. Тан Лан. Гуаньюй Цзянси Учэн вэньхуа ичжи юй вэньцзы дэ чубу таньсу (О первых шагах в исследовании памятника культуры Учэн пров. Цзянси и знаков письма). ― Каогу. 1975, № 7. Учэн — 1973-2000 нянь каогу фацзюэ баогао (Учэн — 1973-2000 гг. Отчет об археологических раскопках). П., 2005. Пэн Минхань. Учэн вэньхуа (Культура Учэн). Пекин, 2005. С. 99.

[7] Учэн — 1973-2000 …, с. 375-390.

[8] Xiaoneng Yang. Reflection of Early China; а также статьи: Фэн Ши. Шаньдун Дингун луншань шидай фэньцзы цзеду (Прочтение письменных знаков периода Луншань из Дингун, пров. Шаньдун). ― Каогу, 1994, № 1; Цай Фэншу. Чэнчжи, вэньцзы цзи вэньмин циюань (Происхождение города, письменности и цивилизации). ― Чжунго ши яньцзю. 1997, № 1.

[9] То, что происходили климатические изменения, было установлено на основе анализа цветочной пыльцы, листвы деревьев, изменения состава почв, изменения площади оз. Тайху и др. Климат по сравнению с периодом Лянчжу, стал более холодным и сухим, как и везде в мире в суббореальный период. Рисоводство осталось основой экономики носителей культуры Мацяо, но условия земледелия ухудшились. Сун Цзянь. Лянчжу вэньхуа сян Мацяо вэньхуа яньхуа гочэн чутань (Исследование перехода от культуры Лянчжу к культуре Мацяо) ― Шанхай боугуань цзикань, 1990, № 5, с. 64; Q. Zhang, C. Zhu, C.L. Liu, T. Jiang. Environmental change and its impacts on human settlement in the Yangtze Delta, P.R. China. — Catena 60, 2005, с. 267-277. Chen Zhongyuan, Wang Zhanghua, J. Schneiderman, Tao Jin and Cai Yongli. Holocene climate fluctuations in the Yangtze delta of eastern China and the Neolithic response. — The Holocene 2005, № 6, сс. 915- 924.

[10] Шанхайши Минсин цюй Мацяо ичжи 1993-1995 нянь фацзюэ баогао (Доклад от раскопках 1993-1995 гг) на памятнике Мацяо в районе Минсин города Шанхай). — Каогу сюэбао, 1997, № 2, с. 220.

[11] Шанхай Фэнсяньсянь Цзянхай ичжи 1996 нянь фацзюэ цзяньбао (Краткое сообщение о раскопках 1996 г. на памятнике Цзянхай в уезде Фэнсянь, г. Шанхай) – Каогу, 2002, № 11

[12] Шанхайши Минсин цюй Мацяо ичжи 1993-1995 нянь фацзюэ баогао (Доклад от раскопках 1993-1995 гг.) на памятнике Мацяо в районе Минсин города Шанхай). — Каогу сюэбао, 1997, № 2, с. 218.

[13] Шанхай ши Сунцзянсянь Гуанфулинь синьшици шидай ичжи шитань (Изучение неолитического памятника Гуанфулинь, уезд Сунцзян, район г. Шанхай). — Каогу, 1962, № 9; Шанхай Сунцзян цюй Гуанфулинь ичжи 1999-2000 нянь фацзюэ цзянь бао (Краткое сообщение о раскопках 1999-2000 года на памятнике Гуанфулинь района Сунцзян, г. Шанхай). – Каогу, 2002, № 10.

[14] Шанхай Сунцзян цюй Гуанфулинь …., с. 47.

[15] См. Деопик Д.В., Ульянов М.Ю. Основные этапы исторического процесса в регионе Восточная Азия в IX–I тыс. до н.э. ― Научная конференция Ломоносовские чтения. Апрель 2009. Востоковедение. Тезисы докладов. М., 2009, с. 91-95; Деопик Д.В., Комиссаров С.А., Ульянов М.Ю. Китай: Древнейшие археологические культуры на территории Китая. — Большая Российская энциклопедия, Т. 14, М., 2009, с. 86–90.

[16] Раскопки на эпонимном памятнике, расположенном примерно в 30 км. к юго-западу от г. Шанхай, проводились в 1960, 1966, 1993-95, 1997 гг. Культура Мацяо была выделена в 1978 г. Сначала ее отнесли к позднему периоду культуры Лянчжу. См.: Мацяо: 1993-1997 нянь фацзюэ баогао (Мацяо: доклад о раскопках 1993-1997 гг.). Шанхай, 2002. В этой монографии отражены результаты раскопок указанных годов. Часть материалов, обнаруженных в более раннее время, опубликовано в отдельных статьях: Шанхай Мацяо ичжи ди, эр цы фацзюэ (Первые и вторые раскопки на памятнике Мацяо в районе г. Шанхай) — Каогу сюэбао. 1978. № 1. См. также: Лянчжу вэньхуа сян Мацяо вэньхуа яньхуа гочэн чутань (Начало исследования влияния культуры Лянчжу на культуру Мацяо) — Шанхай боугуань цзикань. 1990. № 5. С. 61.

[17] Сяо Вэйчан. Шанхайши Цзиньшань сянь Чашань и Тинлинь ичжи шицзюэ (Пробные раскопки на памятниках Чашань и Тинлинь в уезде Цзиньшань, р-н г. Шанхай) — Наньфан вэньу, 1997, № 3. С.3.

[18] К собственно Мацяо относится не менее 50 памятников. См. Гао Мэнхэ. Чанцзян ся ю каогу дили (Археологическая география Нижней Янцзы). Шанхай, 2005, с. 92-94.

[19] Мацяо: 1993-1997 нянь …., с. 29, 37-39.

[20] Ниже слоя Лянчжу в отдельных местах обнаружены раковинные кучи (без какого-либо инвентаря).

[21] См. Мацяо: 1993-1997 нянь…, с. 74-110.

[22] См. Мацяо: 1993-1997 нянь…, с. 111-114.

[23] См. Мацяо: 1993-1997 нянь…, с. 69-74.

[24] См. Мацяо: 1993-1997 нянь…, с. 117.

[25] См. Мацяо: 1993-1997 нянь…, иллюстрации, с 58 (рис. 7,8).

[26] См. Аникушина Е.С. О внутренней структуре шанской политии: к проблеме неоднородности «Шанского нома». — XLI научная конференция Общество и государство в Китае. Ученые записки отдела Китая. М., 2011. С. 19-23.

[27] Эти сосуды также имеют возможных предшественников на Нижней Янцзы, в частности на памятнике поздней Лянчжу (2400-1900 гг. до н.э.) Цаосешань (уезд Усянь, в южной части совр. пров. Цзянсу). См. Лянчжу вэньхуа «юй ляньцзан» шулюэ (Краткое описание «погребений с нефритовыми изделиями» культуры Лянчжу). — Вэньу, 1984, №2.

[28] Деопик Д.В. Царство Мо …. С. 39.

[29] Радиокарбонные датировки, полученные на памятнике Шуандунь (некалиброванные): 4465±145, 4370±140, 4250±105, 4130±110, 3985±160 гг. до н.э. См. инъюань сянь Хоуцзячжай синьши ци шидай ичжи фацзюэ цзяньбао (Краткое сообщение о раскопках на неолитическом памятнике Хоуцзячжай, уезд Динъюань) — Вэньу яньцзю. 1989. № 5. С. 161; Кань Сюйхан. Шилунь Хуайхэ лююй дэ Хоуцзячжай вэньхуа (Предварительное исследование культуры Хоуцзячжай в районе реки Хуайхэ) — Чжунго каогу сюэхуэй ди цзю цы нянь хуэй луньвэнь цзи. 1993. Пекин, 1997. С. 126.

Полностью массив иероглифических текстов (ок. 600) был опубликован в монографии: Бэнбу Шуандунь. Синьши ци шидай ичжи фацзюэ баогао (Памятник Шуандунь. Доклад о раскопках на неолитическом памятнике). Пекин, 2008.

[30] В китайской науке им было посвящено несколько статей. Приведем важнейшие. Сун Цзянь. Лянчжу вэньхуа, Мацяо вэньхуа яньхуа гочэн чутань (Предварительное исследование процесса рахвития культуры Лянчжу и культуры Мацяо) — Шанхай боугуань цзикань, 1990, № 5. Сун Цзянь, Чжоу Лисюань. Лунь Мяцяо вэньхуа дэ таовэнь (Исследование надписей на керамике культуры Мацяо) — Шанхай боугуань цзикань, 2000, № 8.

[31] Синьган Шандай даму (Большое погребение шанской эпохи из Синьгана). Пекин, 1997. С. 170.

[32] Многие эти иероглифы встречаются на керамике, найденной в ходе раскопок и на территории Шанского нома (ок. 1300-1027 г.), см. Ли Цзи. Иньсюй таоци яньцю (Исследование керамики Иньсюя). Ш., 2007.

[33] Сяо Вэйчан. Шанхайши Цзиньшань сянь Чашань и Тинлинь ичжи шицзюэ (Пробные раскопки на памятниках Чашань и Тинлинь в уезде ЦЗиньшань, р-н г. Шанхай) — Наньфан вэньу, 1997, № 3. С. 7-8.

[34] См. Деопик. Д. В. Царство Мо — первое государство Восточной и Юго-Восточной Азии — Губеровские чтения. Сб. 1. М., 2009.

[35] Пишань (Памятник Пишань), П., 2006, с. 489.

[36] В китайской науке этот период называют «разновидностью Гаоцзитай». См. Пишань … 2006.

[37] См. Пишань… с. 317-322.

[38] См. Пишань… с. 331.

[39] См. Пишань… с. 343-344, 365.

[40] Есть основания предполагать, что население шанского нома было еще не все сино-тибетским, заметная часть его весьма вероятно была представлена и аустроазиатами — на центральной территории Шан уже выявлено несколько «секторов», жители которых были носителями разных традиций, хотя подчинялись верховной власти шанского монарха. См. Аникушина Е.С. О внутренней структуре шанской политии …. С. 23-25.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: