Трубопроводы гидравлической и пневматической систем современного самолета-истребителя имеют сложную конфигурацию со многими разветвлениями и местами крепления. Даже небольшие производственные отклонения при изготовлении и монтаже вызывают предварительные деформации и остаточные напряжения в них. При превышении допустимой величины овальности на изгибах трубопроводов в процессе эксплуатации могут появиться продольные усталостные трещины.
Изменение температуры окружающей среды приводит к возникновению температурных напряжений в трубопроводах из-за разности деформаций конструкции ЛА и трубопроводов.
Колебания давления в гидравлической и пневматической системах, особенно при работе исполнительных систем, вызывают вибрации трубопроводов и их поломку.
Вибрация элементов конструкции самолета и двигателя в полете, ударные нагрузки при посадке и взлете вызывают ослабление крепления, способствуют повреждению и нарушению герметичности агрегатов и трубопроводов систем.
Высокие температуры нагрева агрегатов и трубопроводов гидросистемы в районе горячего тракта двигателя приводят к ухудшению смазывающей способности, выпадению смолистых осадков из рабочей жидкости и интенсивному тепловому старению неметаллических уплотнительных деталей. Нарушение герметичности системы может привести к возникновению пожара. Низкие температуры окружающей среды приводят к образованию конденсата влаги в трубопроводах пневматической системы, ее замерзанию, закупорке трубопроводов, засорению фильтров.
Эксплуатация самолета с грунтовых аэродромов увеличивает возможность попадания в системы песка, пыли и других посторонних частиц, что приводит к засорению фильтров, заклиниванию распределительных золотников и повышенному износу деталей агрегатов систем,
2.3. Осмотры гидравлической и пневматической систем самолета.
При проведении осмотра гидравлической и пневматической систем самолета проверяется:
· внешняя герметичность систем то отсутствию подтекания рабочей жидкости и утечки воздуха из агрегатов и трубопроводов на слух или по кабинным манометрам;
· состояние агрегатов, трубопроводов фторопластовых рукавов систем на отсутствие вмятин, потертостей, коррозии наклепа и нарушение ЛКП;
· надежность крепления агрегатов, трубопроводов, фторопластовых рукавов, целостность контровки гаек и штуцеров систем.
При осмотре гидравлической системы, кроме того, проверяются:
- заправка гидробака рабочей жидкостью;
- зарядка гидроаккумуляторов азотом;
- величина давления наддува гидробака воздухом (азотом).
При осмотре пневматической системы кроме общих для обоих систем проверок изложенных выше проверяются:
- зарядка системы сжатым воздухом по показаниям манометра (индикатора);
- работа тормозной системы на четкость и одновременность затормаживания и растормаживания колес шасси.
2.3. Характерные неисправности гидравлической и пневматической систем самолетов, способы их обнаружения и устранения.
Неисправности, характерные одновременно для гидравлической и пневматической систем самолетов, способы их обнаружения и устранения;
Ø Поперечные и продольные трещины, потертости трубопроводов систем.
Поперечные трещины трубопроводов возникают в зоне развальцованной части или по обрезу ниппеля, а также в местах их крепления к элементам конструкции планера и двигателя, т.е. в местах наибольшей концентрации напряжений.
Продольные трещины трубопроводов, как правило, образуются на их изгибах по причине пульсаций давлений в системе.
Обнаруживаются трещины визуально, или методами неразрушающего контроля.
Для предупреждения образования трещин, вызванных вибрацией трубопроводов в местах их крепления к конструкции применяют прокладки из мягких материалов и пористой резины.
Для предотвращения возникновения остаточных напряжений в трубопроводах необходимо строго соблюдать технологию их гибки.
При проектировании систем стремятся снизить до минимума пульсации давлений, что уменьшает возможность образования трещин в трубопроводах.
Все трубопроводы с трещинами должны быть заменены новыми. Иногда, при отсутствии новых, производит ремонт трубопроводов» Технология ремонта трубопроводов будет подробно рассмотрена в разделе "Войсковой ремонт авиационной техники".
Потертости трубопроводов являются следствием малых зазоров между соседними трубопроводами, а также между трубопроводами и элементами конструкции,
Обнаруживаются потертости визуально. Для предотвращения образования потертостей требуется тщательный контроль жесткости крепления трубопроводов, состояния отбортовочных колодок, хомутов, прокладок и зазоров между трубопроводами, а также между конструкцией и трубопроводами.
Трубопроводы с недопустимыми потертостями заменяются новыми.
Ø Нарушение внешней герметичности систем.
Признакам внешней негерметичности систем являются подтекание рабочей жидкости и утечка воздуха в местах соединений агрегатов, трубопроводов и в местах установки уплотнительных элементов.
Причиной внешней негерметичности систем являются потеря эластичности неметаллических уплотнений в результате их старения и дефекты ниппельных соединений, т.е. риски, трещины, несоответствие углов конуса ниппеля и штуцера и т.д.
Негерметичность систем устрашатся заменой дефектных уплотнений и изготовлением в соответствии с технологией новых ниппельных соединений трубопроводов.
Характерные неисправности гидравлической системы самолета МнГ-29, способы их обнаружения и устранения.
Ø Отсутствует и не создается при зарядке давления азота в газовой полости гидроаккумулятора (при отсутствии давления рабочей жидкости в гидросистеме).
Неисправность обнаруживается при зарядке гидроаккумуляторов азотом по отсутствию давления в манометре.
Причины: 1.Негерметичность системы зарядки газовой полости гидроаккумулятора (определить обмыливанием соединения).
2. Внутренняя негерметичность гидроаккумулятора.
Устраняется неисправность путем затяжки гайки соединения трубопроводов (заменой трубопроводов, при необходимости) или заменой гидроаккумулятора.
Ø Ослабление отбортовки трубопроводов.
Обнаруживается неисправность при осмотре визуально по люфту трубопроводов при прикладывании к ним определенных усилий на перемещение в местах отбортовки.
Причины: 1.Ослабление затяжки отбортовочных хомутов или колодок.
2. Разрушение отбортовочных хомутов (колодок).
Устраняется неисправность затяжкой гаек стяжного болта или заменой хомута.
Ø Уменьшение или увеличение производительности насоса НП-103А.
Обнаруживается неисправность при работе насосов по кабинному индикатору по увеличению или уменьшению давления по сравнению с допустимым.
Причины: 1. Внутренние неисправности насоса (износ трущихся элементов и др.).
2. Нет давления в системе наддува гидробаков.
Устраняется неисправность заменой насосов или зарядкой системы наддува.
Ø Нет сигнализации падения давления в гидросистеме ниже 100 кгс/см (10 МПа).
Обнаруживается при выключении двигателей (наземной гидроустановки) и стравливания давления в гидросистеме ручкой управления самолетом, по отсутствию загорания световой сигнализации.
Причина: Реле давления МСТ-100 не выдает электрический сигнал.
Способ устранения неисправности - замена реле давления.
Ø Избыточное давление в гидробаке ниже (выше) положенного.
Обнаруживается неисправность при наземной проверке величины избыточного давления в гидробаке.
Причина: Выход из строя редуктора б873ОО.
Способ устранения неисправности - замена редуктора.
Характерные неисправности пневматической системы самолета МиГ-29, способы их обнаружения и устранения.
§ Скопление виды в агрегатах и трубопроводах пневматической системы.
Вода в систему попадает из аэродромного баллона или зарядного шланга, а также в результате конденсации паров воды при охлаждении воздуха в процессе расширения или при понижении температуры окружающей среды.
При низких температурах вода в системе замерзает, что может привести к ее закупорке и засорению фильтроэлемента. Кроме того, присутствие воды в системе вызывает коррозию трубопроводов и агрегатов системы.
Для уменьшения возможности попадания воды в систему перед ее зарядкой обязательно сливается конденсат из аэродромного баллона и продувается зарядный шланг, периодически снимаются бортовые баллоны, и сливается из них конденсат. Воздух для зарядки системы должен быть сухим с точной росы не выше -35 ºС.
§ Загрязнение фильтра пневматической системы.
Загрязнение происходит в результате попадания грязи из аэродромного баллона, шлангов и зарядного штуцера по причине небрежности в работе обслуживающего персонала при зарядке системы воздухом.
Загрязнение фильтра обнаруживается по ухудшению его пропускной способности.
Загрязненный фильтр снимается с самолета и разбирается. Войлочные шайбы и металлические части фильтра промываются в чистом бензине и просушиваются, После этого фильтр собирается и устанавливается на самолете.
§ Обрыв нитей троса управления клапаном УП-25/2.
Обрыв возникает из-за истирания троса, особенно в местах с малым радиусом кривизны и определяется по заершенности троса
При обрыве нитей может произойти заедание троса в боуденовской оболочке и его вытяжка, что приводит к уменьшению давления в тормозах колес при полном нажатии на тормозной рычаг.
Трос с оборванными нитями подлежит замене на новый.
§ Не полное растормаживание одного из колес нри перемещении педалей в крайние положения.
Обнаруживается по остаточному давлению в манометре системы торможения колес шасси.
Возможная причина: Отказ УП-45/1.
Устраняется неисправность заменой УП-45/1 с последующей регулировкой нейтрального положения рычага дифференциала путем регулировки длины пружинной тяги дифференциала.
§ Давление нри аварийном торможении не соответствует техническим условиям.
Обнаруживается при наземных проверках системы.
Возможные причины неисправности:
1. Малый ход толкателя клапана УП-25/2.
2. Давление воздуха за редуктором 687300 меньше 54,5 кгс/см.
3. Отказ УП-25/2.
Устраняется неисправность регулировкой хода толкателя клапана, заменой редуктора или УП-25/2.