ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Центр организационно-методического обеспечения
Физического воспитания
«УТВЕРЖДАЮ» Директор Центра организационно-методического обеспечения физического воспитания ______________________ Ю.П.Пузырь |
ПРОГРАММА
Обучение плаванию детей от 2 до 7 лет
Авторы: Т.А.Протченко, Ю.А.Семенов |
Москва – 2007
Рецензенты: заведующая лабораторией физиолого-гигиенических основ новых технологий обучения Института возрастной физиологии Российской академии образования, член-корреспондент Российской Академии образования, профессор, доктор медицинских наук Л.А.Леонова; профессор, доктор педагогических наук В.А.Кабачков, ВНИИФК
Программа подготовлена канд. пед. наук Т.А. Протченко, канд. пед. наук Ю.А. Семеновым.
Программа рекомендуется специалистам по плаванию для обучения детей от 2 до 7 лет, а также неумеющих плавать всех возрастных категорий в бассейнах и на естественных водоемах.
Содержание
Стр. | |
Пояснительная записка | |
Методические рекомендации для работы по программе | |
2-3 года (1-я младшая группа) | |
3-4 года (2-я младшая группа) | |
4-5 лет (средняя группа) | |
5-6 лет (старшая группа) | |
6-7 лет (подготовительная группа) | |
Таблица нормативных оценок плавательной подготовленности в возрастных группах | |
Рекомендуемая литература |
Пояснительная записка
Организация занятий плаванием по данной программе будет способствовать установлению единого оптимального физкультурно-оздоровительного режима дошкольного учреждения, имеющего учебный бассейн. В программу включены упражнения для освоения с водой, овладения -плавательными движениями различными способами, требования и стандарты для детей всех возрастных групп.
При организации занятий следует строго соблюдать установленные санитарно-гигиенические требования, а также правила безопасности.
Занятия проводятся в течение года, как правило, 1-2 раза в неделю в младших, 2-3 раза в старших и подготовительных группах. Для более прочного формирования навыков плавания рекомендуется в отдельные периоды в подготовительных группах занятия проводить ежедневно. Кроме того, в старших и подготовительных группах детей знакомят с элементами прикладного плавания.
Освоение содержания программы оценивается по результатам выполнения требования и стандартов, установленных для каждой возрастной группы.
Перед началом проведения занятий с детьми преподаватель должен познакомиться с состоянием здоровья каждого ребенка и его принадлежности к медицинской группе (основной, подготовительной или специальной). С детьми, отнесенными по состоянию здоровья к подготовительной и специальной группам, при оценке уровня их плавательной подготовленности необходимо учитывать рекомендованные противопоказание к выполнению отдельных видов упражнений.
Выполнение данной программы должно обеспечиваться совместными действиями специалистов по плаванию, администрации, воспитателей, медицинских работников детского сада и родителей.
Целью программы является овладение жизне и
здоровьесберегающим навыком плавания, для осуществления которой необходимо решить следующие задачи:
• расширять знания о значении занятий плаванием;
• учить движениям руками, ногами различными способами
плавания;
• учить плаванию различными способами в полной координации;
• учить использованию элементов прикладного плавания;
• учить смене способов при плавании на максимально возможное расстояние.
Для эффективной реализации программы администрации ДОУ необходимо постоянно совершенствовать материально-техническую базу бассейна в соответствии с рекомендованным Департаментом образования инвентарем и оборудованием.
Примерное распределение программного материала в течение учебного года (всего – 54-72 занятий)
№ п/п | Месяцы / количество занятий | Сен / 6-8 | Окт/ 6-8 | Нояб/ 6-8 | Дек/ 6-8 | Янв/ 6-8 | Фев/ 6-8 | Март/6-8 | Апр/ 6-8 | Май/6-8 |
Содержание занятий | ||||||||||
Общеразвивающие, специальные плавательные упражнения на суше | + | |||||||||
Упражнения в воде для одновременного освоения облегченных, спортивных способов плавания, предусмотренных программой. | + | + | + | |||||||
Углубленное обучение спортивным способам: кроль на груди, кроль на спине, дельфин, брасс в бассейне ДОУ. | + | + | + | + | ||||||
Совершенствование спортивных способов плавания в большом бассейне | + | + | + | + | ||||||
Проплывание максимально возможных расстояний любым способом. | + | + | + | |||||||
со сменой способов | + | + | + | + | + | + | ||||
Водно-спортивные праздники в ДОУ в округе в городе | + | + + + | + + | |||||||
Настоящая программа обучения плаванию детей от 2 до 7 лет для специалистов по плаванию в ДОУ составлена на основе анализа передового опыта работы в Московских ДОУ и учебного материала по обучению плаванию в детских садах, утвержденных Министерством образования РФ. Она обоснована современными данными физиологии, психологии, врачебно-педагогического контроля.
Многолетний опыт работы в малогабаритных учебных бассейнах детских садов показал, что возраст детей от 2 до 7 лет является наиболее благоприятным для решения задач, поставленных программой «Столичное образование». В этом возрасте наилучшим образом развиваются врожденные в первые годы жизни ребенка двигательные способности на суше и в воде.
В программе особое внимание уделяется подготовительным и развивающим основные физические качества упражнениям на суше и в воде, выполнению по окончанию обучения в каждой возрастной группе установленных требований и образовательных стандартов по всем имеющимся в программе разделам: знаний, упражнений на суше, упражнений для освоения с водой, упражнений в воде.
Особенностью данной программы является использование современной эффективной технологии - одновременной методики обучения всем облегченным, неспортивным и спортивным способам плавания, начиная уже в младших группах и продолжая их совершенствование в старших группах.
Перед школой выпускники детских садов, дети 6-7 лет, должны вплотную приблизиться к выполнению норматива «Умею плавать» -
проплывать 25 метров, владея при этом всеми четырьмя спортивными способами.
Данная программа с использованием для обучения современной эффективной технологии – одновременной методики апробирована и внедрена:
- в работу бассейнов детских садов города;
- за последние 6 лет:
· 80% выпускников детских садов выполняют образовательный стандарт, проплывая 15-25 м разными способами, перед выходом в школу, что в 2-3 раза больше, чем при использовании для обучения других программ;
· адаптированы к глубокой воде в больших бассейнах.
Методика, положенная в основу данной программы апробирована и используется:
- в 47% бассейнах системы образования для обучения неумеющих плавать в тех школах, где для обучения применяется этот подход % обучающихся и проплывающих 25 м выше;
- для обучения взрослых более 90% из них в короткие сроки овладевают навыками плавания.
Методические рекомендации для работы по программе
За 1-2 месяца до начала занятий плаванием на родительских собраниях необходимо провести беседы, на которых следует обратить внимание родителей на значение занятий плаванием, а также помощи родителей при обучении.
Кроме того, рекомендовать в этом периоде проведение закаливающих процедур: обтираний, ножных ванн со снижением температуры воды для того, чтобы было меньше пропусков, чтобы обучение было более эффективным.
Месяц сентябрь перед началом занятий в бассейне (в октябре) посвящается общеразвивающим и специальным упражнениям на суше (в спортивном зале, на бортике в бассейне).
Методика, которая лежит в основе данной программы, отвечает всем известным требованиям: доступна даже младшему дошкольному возрасту; соответствует задачам и условиям проводимых занятий; включает методические резервы увеличения динамических действий на воде; начинается обучение с одновременного обучения движений сначала руками, затем ногами всеми способами плавания; сокращает до минимума формирование навыка проплывания нескольких метров облегченными способами уже на первых занятиях в удобных сочетаниях каждым обучаемым; ускоряет освоение спортивных способов; способствует постепенному освоению остальных способов; постоянно увеличивает максимально возможное проплываемое расстояние без отдыха сначала одним лучше получающимся способом, а затем и разными, меняя их.
Для соблюдения правильного построения занятий необходимо четкое использование всех педагогических принципов обучения со строгим выполнением таких методических условий, как:
- преемственность упражнений (от известного к неизвестному, от освоенного к неосвоенному);
- постепенность (от простого к сложному);
- использование специально разработанных средств и методов для формирования прочного навыка плавания.
Для повышения эффективности обучения следует также руководствоваться положением, что сочетание врожденных морфологических и функциональных особенностей характеризует одаренность в том или ином виде деятельности. Должна быть поставлена задача – найти для обучаемого те движения, то сочетание движений, которые бы отвечали его способностям, его одаренности. Обучение, построенное на таком принципе, как показала практика, более эффективно. Кроме того, это повышает еще и заинтересованность к занятиям самих обучаемых.
При определении последовательности освоения упражнений следует учитывать закономерность переноса навыков. Особенно эффективно использование этого положения на начальном этапе обучения, когда все движения выполняются в упрощенных формах, т.е. в облегченных способах, более доступных обучаемым. Это дает возможность быстрее осваивать более сложные, спортивные, но имеющие много общего в структуре движений с с облегченными способами.
При обучении по данной методике используется групповой метод обучения, когда занимающиеся обучаются общим для всех плавательным движениям, но осваивают их по-разному, индивидуально. Применение такого подхода наиболее эффективно именно на начальном этапе, когда они еще не раскрыли своих способностей, а основы техники движений остаются общими для всех.
Кроме того, на начальном этапе обучения, который продолжается два месяца – октябрь, обучаемым предоставляется возможность из большого количества движений разных способов, начиная с рук, а затем ног и их различных сочетаний выбрать те, которые у каждого лучше получаются. Результатом этого является выбор способа плавания, который соответствует индивидуальным особенностям каждого занимающегося. Именно овладение этого своего первого, легче получающего помогает в дальнейшем осваивать остальные более сложные способы, как по элементам, так и в полной координации.
Следующий этап: декабрь, январь, февраль, март – посвящается углубленному освоению спортивных способов. Причем последовательность их освоения также может быть разная, начиная с лучше получающегося и постоянно переходя к более трудно осваиваемым способам.
Причем сначала это все проходит в бассейне детского сада, а затем и в большом глубоком бассейне.
Кроме того, необходимо на протяжении всего года проводить контрольные проверки с задачей проплывания максимально возможного расстояния без отдыха выполнение стандартом; своим выбранным способом, а затем и разным, меняя их.
Сначала это следует проводить в бассейне детского сада, а затем и в большом бассейне.
Завершается год проведением водно-спортивных праздников в бассейнах детских садов и больших бассейнах в округе, городе.