Примеры практических заданий




Вопросы к экзамену по дисциплине «Психология личности» (2016 г.)

 

1. Характеристика предмета психологии личности. Раскройте задачи и значение этой науки для понимания закономерностей развития социальной среды.

2. История исследований личности. Укажите в хронологическом порядке развитие идей психологии личности в отечественной науке.

3. Принципы, методы и стратегии исследования личности.

4. Психологическая характеристика индивида. Роль индивидных свойств в развитии личности.

5. Охарактеризуйте человека как представителя различных систем. Покажите проблемность системной позиции человека.

6. Дайте характеристику личности с позиции системно-исторического подхода. Покажите роль личности в изменении социокультурной среды.

7. Характеристика индивидуальности. Подходы к ее пониманию в отечественной психологической науке.

8. Продуктивные проявления индивидуальности.

9. Темперамент. Покажите связи темперамента и индивидуальности личности.

10. Характер, его взаимосвязи с другими проявлениями индивидуальности.

11. Способности, их взаимосвязи с другими проявлениями индивидуальности.

12. Характеристика социально-исторического образа жизни и жизненного пути как источников становления личности-индивидуальности.

13. Мотивационно-смысловые отношения индивидуальности и их динамика.

14. Личность как система мотивационных отношений. Эмпирическая личность.

15. Разведите понятия онто- и актуалгенез эмпирической личности.

16. Психологическая защита и совладание. Роль защитных механизмов в развитии личности.

17. Сравните понимание личности в рамках психоаналитического направления.

18. Дайте характеристику личности в гуманистической психологии.

19. Понимание личности в рамках бихевиористического направления.

20. Проанализируйте подходы к пониманию структуры личности в отечественной психологической науке.

21. Современный тенденции в понимании личности. Концепция Д.А. Леонтьева.

22. Социогенез. Сконструируйте портрет личности как представителя социальной группы на основе концепции диспозиционной регуляции социального поведения В.А. Ядова.

23. Биогенетические и социогенетические предпосылки развития личности.

24. Социальная среда как условие развития личности. Процесс социализации.

25. Социальная продуктивность личности. Критерии ее проявления.

26. Покажите роль эмоционально-волевой сферы в регуляции поведения личности.

27. Мотивационные образования личности. Роль социальной среды в их развитии.

28. Основные личностные ценностные образования. Самосознание личности.

29. Раскройте взаимосвязь личности и деятельности, охарактеризуйте человека как субъекта деятельности.

30. Дайте характеристику человеку как субъекту совместной деятельности.

Литература для подготовки к экзамену

1. Асеев В. Г. Историяпсихологии: конспект лекций; Вост.-Сиб. гос. акад. образования. - Иркутск: Изд-во ВСГАО, 2010. - 355 с.

2. Ждан А.Н. История психологии: От Античности до наших дней: Учебник. - Изд. 8-е, испр. и доп. - М.: Акад. проект; М.: Трикста, 2008. - 573 с.

3. Марцинковская Т. Д. Историяпсихологии: Учебник. - 6-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 544 с.

4. Гуревич П.С. Психология личности: учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 559 с.

5. Райгородский Д.Я. Психология личности: в 2 т.: учеб. пособие. – Самара: БАХРАХ-М, 2008. – 504 с.

6. Асмолов А.Г. Психология личности: Культурно-историческое понимание развития человека: учебник. – М.: Академия, 2007. – 521 с.

7. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: учебное пособие. - М.: Академия, 2002. – 272 с.

8. Гиппенрейтер Ю.Б., Пузырей А.А. Психология личности: Тексты: учебное пособие. – М.: МГУ, 1982. – 288 с.

9. Мананикова Е.Н. Психология личности: учеб. Пособие. – М.: Дашков и К°, 2008. – 220 с.

10. Хьел, Зиглер «Теории личности»

11. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия Сост. Л.В. Куликов.

12. Психология личности в трудах зарубежных психологов: Хрестоматия


Примеры практических заданий

1. Воспользуйтесь приведенной ниже схемой Э. Локка для описания личности современного дошкольника, подростка и своей собственной личности. Чем обусловлены различия?

Английский этнограф Э. Локк предложил для описания личности сложную концептуализацию, в которой перекрещиваются несколько разных параметров:

1. Внутренний или внешний локус контроля - представления о положении индивида в его поведенческой среде.

2. Активное или пассивное начало - воспринимается ли "Я" в качестве контролирующей или подконтрольной инстанции.

3. Время - мыслится ли источник человеческого поведения находящимся в прошлом, настоящем или будущем.

4. Пространство - где именно локализуется "Я".

 

2. Прочитайте два высказывания. Какие закономерности возникновения эстетических чувств в них можно обнаружить.

· Н.Г. Чернышевский писал, что светская красавица покажется крестьянину "решительно невзрачной", аристократу милей "бледный цвет" - "тоски примета", маленькие ручки, хрупкая фигура. Для крестьянина же признаком женской красоты является румянец, крепкая фигура, большие, способные к труду руки.

· Приятель князя Дашкова выражал ему удивление, что он ухаживает за госпожою, которая не хороша собою, да и не молода. "Все это так, - отвечал князь, - но если бы ты знал, как она благодарна!" (П. А. Вяземский)

 

3. Персонажи романа И. Уоллеса "Фан-клуб" совершили похищение и потребовали выкуп в миллион долларов. Проанализируйте по приведенному отрывку потребностную сферу каждого из них и попытайтесь сформулировать предположения об их возрасте, личностных особенностях, притязаниях, социальном статусе и т.д.

Механик, катаясь по софе, выходил из себя от радости свершения своих надежд.

- По четверти миллиона на каждого, - повторял он без конца, обалдев от счастья. Это был единственный раз, когда я почувствовал подлинную теплоту в его голосе. - Вообразите только, вообразите, как изменится наша жизнь в эту субботу. Больше никаких забот! Никакой борьбы. Мы будем важными персонами: щелкнешь пальцами - и все готово, как будто мы Гетти или Онассисы.

- Я все время пытаюсь представить себе такую жизнь, - счастливо лепетал Страховой агент, - и не знаю, что сделаю в первую очередь.

- Мы сможем получить все, чтобы усладить свои души, - согласился Бухгалтер, но затем, призадумавшись, добавил маленький совет, что всегда было характерно для него. - Конечно, было бы разумно вложить большую часть средств в свободные от налогов муниципальные акции. Это обеспечило бы регулярный доход.

- Сначала я хотел бы приобрести все те вещи, о которых всегда мечтал, - заявил Механик.

- Что например? - заинтересовался Страховой агент.

В этот момент выражение лица Механика мне напомнило несчастного сироту, которого вдруг усыновила богатая семья. И вот наступило первое Рождество в ней, и он растерялся, увидев дюжины подарков, нагроможденных горой под красочно убранной елкой.

- Что бы я хотел сделать с этой капустой? - Механик погрузился в эйфорические фантазии - необычное для него состояние, ведь ему совсем не были свойственны полеты воображения.

-...Одну вещь я знаю наверняка, - сказал он. - Не собираюсь вообще работать, и если когда-нибудь все же решусь на это снова, то это будет работа не на кого-то, а только на себя. Думаю, что начну искать новую квартиру. Может, куплю себе модное холостяцкое гнездышко, самый большой кондоминиум, который вы когда-либо видели, черт побери. А может - дом на пляже возле Марина дель Рэй, где можно прекрасно повеселиться, или где-нибудь в Малибу.

- Такая собственность на пляжах может оказаться весьма дорогой, - напомнил ему Бухгалтер.

- Ты говоришь об этом с толстосумом-богачом, - широко улыбаясь, ответил Механик. - Да, огромное владение, мое собственное, на берегу океана. И там я буду закатывать ежедневные приемы для всех этих шикарных шлюх в бикини, которые всегда разгуливают по песку. А затем куплю себе лучшую итальянскую спортивную машину, по специальному заказу, может быть, красный "феррари" или "ламбертини". И буду разъезжать в ней везде, как один из тех плейбоев из Южной Америки. Послетого, дайте подумать... наверное, все же сделаю вклады... А может, куплю настоящую гоночную машину - одну из бледно-зеленых "порше", с двенадцатью цилиндрами. Такую, над которой я смог бы покумекать немного, а потом принять участие в гонках по дорогам вокруг страны и выигрывать денежные призы и награды. Вот, все это для начала. Существует множество других вещей, которые мне также хотелось бы иметь. - Он ткнул бокалом в сторону Страхового агента... - Ну, а как ты? Что ты собираешься сделать со своим богатством?

С сияющим мясистым лицом, в восторге от перспектив и подогретый алкоголем, тот серьезно раздумывал над заданным вопросом.

- Ну, можешь мне поверить, я часто задумывался над тем, что бы сделал, если бы на меня свалилось неожиданное наследство, и немалое. Так что имею весьма неплохие идеи. Сначала, как и ты, почти немедленно бросил бы работу. Профессия продавца, конечно, имеет некоторые положительные аспекты, но, по существу, это унизительный способ зарабатывать на жизнь. День - на месте, другой - в разъездах, постоянно в напряжении, всегда должен улыбаться, быть в хорошем настроении, частенько на тебя смотрят сверху вниз или вообще оскорбляют. Больше этого не будет, такая работа не для меня.

- Ну, а что бы ты сделал конкретно? - допытывался Бухгалтер.

- Ну, во-первых, я хотел бы установить трастовый фонд для Нэнси и Тимми - это мои малыши - так, чтобы о них всегда заботились в будущем. Затем, возможно, переехал бы в Беверли-Хиллс, купил бы один из тех прекрасных двухэтажных домов в испанском стиле на Родео или на Линден, дом с бассейном позади. Позволил бы жене декорировать и меблировать его. Она всегда хотела заняться чем-то таким. Конечно, стал бы членом какого-нибудь престижного гольф-клуба. Проводил бы там много времени, общаясь с людьми из высших слоев общества. И стал бы солидным инвестором на рынке ценных бумаг. Всегда чувствовал, что мог бы хорошо играть на бирже, может быть, удвоил бы свое состояние. И наверное, для хобби - никогда не говорил об этом никому, потому что это казалось смешным, практически нереальным... я хотел бы снова возвратиться в футбол. Не для игры, конечно. Для этого я уже перебрался на другую сторону холма, к сожалению....Попытаться купить акции какого-нибудь синдиката, планирующего купить футбольное поле на выгодных условиях... и принять активное участие в создании команды. Например, стать помощником тренера....О да, - он повернулся к Бухгалтеру, - надеюсь, что попросил бы вас следить за моими акциями и заботиться о налогах...

- Благодарю за оказанное доверие, - торжественно произнес Бухгалтер. -...Боюсь, что мои собственные планы... бледнеют в сравнении с вашими. Но трудно приниматься за радикальные перемены в жизни, когда находишься в моем возрасте. Безусловно, не могу представить, что тут же брошу свое дело или изменю место жительства. Самое большое, что могу вообразить, - это купить большой дом в том же районе или, возможно, сделать пристройку к своему, если экономически это окажется выгодным. Кроме того, если только это возможно, рассмотрел бы вари анты расширения моего дела, установив отношения партнерства и сняв более привлекательные помещения для офисов...

- Ну хватит нести ерунду, - поддразнил его Механик. - Все это очень занудно... Позволь себе хоть немного радости, парень. У тебя будет четверть миллиона баксов. Купи себе, например, шикарный массажный салон...

Бухгалтер застенчиво улыбнулся:

- Ох, у меня были мысли такого рода. Полагаю, что мог бы купить часть акций в ночном клубе "День рождения", знаете, где работают девочки без трусиков... Это было бы прекрасным приработком. Что касается женщин, что ж, я не прочь наслаждаться обществом подходящей юной леди, которую я мог бы поместить в отдельную квартирку... Одно, еще одно, последнее, дело, - сказал Бухгалтер почти стыдливо. - Мне бы хотелось съездить в Ганзу....Как вы знаете, я сторонник здоровой пищи... В результате я интересуюсь всем,...что способствует хорошему состоянию здоровья и таким образом удлиняет жизнь....Ганза - это отдаленная маленькая страна,...расположенная в предгорье Гималаев в северном Пакистане....Ганза уникальна во многих отношениях....Больше всего в Ганзе людей, переживших свое столетие....Никто не знает причину. Вероятно, существует множество факторов. Но одним из них определенно является диета. Средний человек в Ганзе потребляет 1923 калории в день. Люди тащи едят натуральную, необработанную пищу....Та здоровая пища, которую, как вы наблюдали, я ем, заимствована из типичной диеты Ганзы. Это хлеб из грубого ячменя, сушеные абрикосы, яблоки, репа, йогурт, чай. Моей самой большой мечтой было бы посетить Ганзу, познать ее секреты и испить из ее Фонтана юности....Уже много лет я держу наготове паспорт, прямо у себя в офисе, и постоянно возобновляю его, на тот случай, если представится возможность съездить туда.

...И тут я заметил, что Механик разглядывает меня остекленевшим взором.

- Ты что-то совсем притих, малыш, ведь только что на тебя свалилось целое состояние.

-...Я вовсе не задумывался о том, как потрачу свою долю полученных столь неправедным путем денег...

- Ну, так как ты распорядишься ими? - повторил свой вопрос Механик.

- Не знаю, - честно признался я. - Может быть, брошу свою работу на полставки, которая всегда мешала мне писать. Предполагаю, что теперь смогу все время и все способности отдать литературной деятельности. Может быть, захочу на время уехать из Лос-Анжелеса, пожить на Левом берегу в Париже, как для личного опыта, так и для стимулирования творчества....Мне бы хотелось много путешествовать, увидеть мир... Считаю, что каждый автор нуждается в своем Годе путешествий. Возможно, сделаю остановку на Майорке, в Венеции и Флоренции, в Самарканде и, быть может, в Афинах и Стамбуле. Не знаю. О других способах тратить эти деньги я пока не задумывался....У меня не столь много желаний, которые можно купить за деньги.

4. Лоуренс Колберг, изучавший развитие морали, рассказывал детям в эксперименте истории о ситуации морального выбора. Прочитайте одну из историй и предположите, как на данную историю отреагирует дошкольник, подросток, взрослый? Как они ответят на вопрос в конце истории? Ответ обоснуйте. С какими личностными образованиями может быть связана их реакция?

В одной стране в Европе бедный человек по имени Вальжан не смог найти работы, не смогли этого ни его сестра, ни брат. Не имея денег, он украл хлеб и необходимое им лекарство. Его схватили и приговорили к 6 годам тюрьмы. Через два года он сбежал и стал жить в новом месте под другим именем. Он скопил деньги и постепенно построил большую фабрику, платил своим рабочим самую высокую зарплату и большую часть своей прибыли отдавал на больницу для людей, которые не могли получить хороший медицинский уход. Прошло двадцать лет, и один моряк узнал во владельце фабрики Вальжане беглого каторжника, которого полиция искала в его родном городе. Должен ли был моряк сообщить о Вальжане в полицию? Почему?

 

5. Проанализируйте отрывок из воспоминаний А.И. Деники­на с точки зрения формирования отношения к себе. Выделите факторы развития личности ребенка.

«С грехом пополам перевалил через 3-й и 4-й классы, а в 5-м застрял окончательно: в среднем за год получил по каждому из трех основных математических предметов по 2,5 (по пятибалль­ной системе).

То лето я провел в качестве репетитора в деревне. Работы с моими учениками было немного, и все свободное время я по­святил изучению математики. Вначале дело шло туговато, но мало-помалу "математическое" сознание прояснилось, я начи­нал входить во вкус дела: удачное решение какой-нибудь труд­ной задачи доставляло мне истинную радость...

Учитель Епифанов был влюблен в свою математику... В клас­се он находил всегда двух-трех учеников, особенно способных к математике, с ними он занимался особо... Класс дал им назва­ние "пифагоров"... Во время заданной классной задачи "Пифа­горы" усаживались отдельно, и Епифанов предлагал им задачу много труднее….

Первая классная задача после каникул - совершенно пустя­ковая... Решаю в 10 минут и подаю. Прислушиваюсь, что гово­рится за "пифагоровой" скамьей: "В прошлом номере «Матема­тического журнала» предложена была задача... А в последнем но­мере значится, что решение не прислано. Не хотите ли попробо­вать..."

"Пифагоры" взялись за решение, но не осилили. Я тоже заин­тересовался задачей. Мысль заработала... Неужели?! Красный от волнения, слегка дрожавшими руками я подал лист Епифанову.

- Кажется, я решил...

- Епифанов прочел, ни слова не сказав, прошел к кафедре, развернул журнал и поставил так ясно, что весь класс заметил пятерку...

Я остановился на этом маловажном, со стороны глядя, эпи­зоде, потому что он имел большое значение в моей жизни. Пос­ле трех лет лавирования между двойкой и четверкой, после по­стоянных укоров родителей, вынужденных и вымученных объяс­нений и уколов самолюбию дома и в школе - в моем характере проявилась какая-то неуверенность в себе, приниженность, ка­кое-то чувство своей "второсортности". С этого же памятного дня я вырос в собственных глазах, почувствовал веру в себя, в свои силы, тверже и увереннее зашагал по ухабам нашей маленькой жизни»

 

В результате изучения дисциплины «Психология личности» студент должен:

Знать: общие и специфические закономерности психического развития личности; уровни методологического анализа проблемы личности; социальные характеристики личности;

Уметь: определять индивидуальные особенности психического развития личности; подбирать приемы, адекватные поставленной задаче исследования, имея в виду множественность личностных проявлений в контексте исторического времени; осуществлять базовые процедуры анализа проблем социализации и развития личности;

Владеть: приемами и способами выявления особенностей регуляции поведения и деятельности человека в условиях социальных задач и требований деятельности, специфики социальной и культурной среды развития личности.

Критерии оценки устного экзамена:

Оценки «отлично» заслуживает студент демонстрирующий знание основных терминов и понятий; умение выделять основные социальные факторы и движущие силы, детерминирующие личностное развитие, закономерности и индивидуальные особенности развития личности на разных возрастных ступенях, подбирать адекватные приемы исследования личностных проблем. Ответ студента носит продуктивный характер, в ответе используется сравнение, сопоставление; демонстрируется умение соотносить теоретические положения с практикой (может привести пример). Студент демонстрирует доказательность своих суждений; умение устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи. Студент демонстрирует глубокое знание первоисточников и дополнительной литературы.

Оценки «хорошо» заслуживает студент, в целом, демонстрирующий знание основных терминов и понятий; умение выделять основные социальные факторы и движущие силы, детерминирующие личностное развитие, испытывающий затруднения в подборе адекватных приемов исследования личностных проблем. Ответ студента носит репродуктивный характер, при этом демонстрируются возможности сравнения, сопоставления, умения соотносить теоретические положения с практикой (может привести пример).

Оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживающий знание основных терминов и понятий; умение выделять существенные характеристики психического, основные социальные факторы и движущие силы, детерминирующие личностное развитие. Ответ носит репродуктивный характер. Демонстрируется недостаточная доказательность собственных суждений.

 

Преподаватель: доцент кафедры психологии

образования и развития личности, к.психол.н. Смык Ю.В.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: