Базовый уровень. Задание 19.




1) Повторить классификацию придаточных предложений.

 

Вид придаточного На какой вопрос отвечает Место придаточного Чем прикрепляется (С.-союзы, С.с.–союзн. сл.) Примеры
  Определительное Какой? После определяемого сущ. С.с. который, что, где, куда… В тёмных комнатах, через которые я проходил, были мутно-серые окна.
  Местоименно- определительное Какой? (Кто именно?Что именно?) Свободное (до, после, внутри главного) С.с. кто, что Кто хочет, тот добьётся.
  Изъяснительное Вопросы косвенных падежей После определяемого слова С. Что, как, будто, чтобы С.с. кто, что … + ли Ясно было, кто стрелял.
  Обстоятельственные (4-13)        
  Образа действия Как? Каким образом? После главного С. и с.с. что, как, чтобы, словно… Ученик всё сделал так, как требовал мастер.
  Меры и степени В какой степени? Насколько? После главного С. и с.с. что, как, будто, как будто,словно, сколько… Ученик всё сделал так хорошо, что мастер его похвалил.
  Места Где? Куда? Откуда? Свободное С.с. где, куда, откуда Алексей пополз туда, куда упал самолёт.
  Времени Когда? Как долго? С (до) каких пор? Свободное С. когда, пока, с (до) тех пор как, как только, едва… Мы прибежали на вокзал, когда поезд отправлялся.
  Условия При каком условии? Свободное С. Если (+то), раз, когда… Деревенские дела хороши, если антоновка уродилась.
  Причины Почему? Отчего? Свободное С. потому что, оттого что, так как, благодаря тому что, ибо Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели.
  Цели Зачем? С какой целью? Свободное С. Чтобы, для того чтобы.. Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов.
  Сравнительные Как что? В сравнении с чем? Свободное С. как, чем, чем – тем, будто, точно, словно, подобно тому как… Герасим вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной почве.
  Уступительные Несмотря на что? Вопреки чему? Свободное С. хотя, несмотря на то что, пускай, как (сколько, куда и др.)+ни Ночь была тиха и светла, хотя луны не было.
  Следствия Что из этого следует? Свободное С. так что Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти.
  Присоединительные Что можно к этому добавить? После главного С.с. что, отчего, зачем, почему… В город мы уехали вместе, что было вполне естественно.

 

2) Для того чтобы правильно расставить знаки препинания, необходимо знать и виды соподчинений придаточных предложений.

Тип подчинения определение пример
Последовательное Первое придаточное подчиняется главному, а остальные последовательно друг за другом Молодые казаки ехали смутно и удерживали слезы, так как боялись отца, который был тоже несколько смущен, хотя старался этого не показать.
Параллельное Придаточные относятся к разным словам одного и того же главного. Когда бричка была уже на конце деревни, Чичиков подозвал к себе первого мужика, который, поднявши где-то на дороге претолстое бревно, тащил его на плечах.
Однородное подчинение Придаточные относятся к одному и тому же слову в главном предложении и отвечают на один и тот же вопрос. Видел Егорушка, как мало-помалу темнело небо, как опускалась на землю мгла, как засветились одна за другой звездочки.
Неоднородное подчинение Придаточные относятся к одному и тому же слову в главном предложении, но отвечают на разные вопросы Я должен был нанять быков, чтобы стащить тележку на эту проклятую гору, потому что была гололедица.
Комбинированное подчинение Такое подчинение, при котором одни придаточные последовательно подчиняются друг другу, другие – параллельно, однородно или неоднородно. В воздухе, куда ни взглянешь, кружатся целые облака снежинок, так что не разберешь, идет ли снег с неба или с земли.

 

3) Повторение постановки знаков препинания в СПП с несколькими придаточными.

v Запятая ставится:

· Между однородными придаточными, не соединенными сочинительными союзами: Он был из тех, кого судьба вела кремнистыми путями испытанья, кого везде опасность стерегла, насмешливо грозя тоской изгнанья. (К.Бальмонт)

· Между однородными придаточными, соединенными повторяющимися сочинительными союзами: Матвей подробно рассказал и какие блюда он ел, и из чего эти блюда приготовлены.

· Между придаточными предложениями с последовательным подчинением: Немножко далее речка, вероятно, сливалась с другой такою же речонкой, потому что в шагах ста от холма по ее течению зеленела густая, пышная осока, из которой, когда подъезжала бричка, с криком вылетело три бекаса. (А.П.Чехов)

v Запятая не ставится:

· Между однородными придаточными, соединенными неповторяющимися соединительными или разделительными союзами: Каждый раз, приезжая сюда, я видел, как разрастается сад и как старятся дом и его хозяйка. (К. Паустовский)

· На стыке сочинительного и подчинительного союзов или двух подчинительных союзов, если за придаточным предложением следует вторая часть сложного союза то, так, но: Вся моя мысль в том, что ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое. (Л.Н.Толстой). Однако запятая ставится, если вторая часть подчинительного союза отсутствует: Весь день стояла прекрасная погода, но, когда мы подплывали к Одессе, пошел сильный дождь.

4) Алгоритм выполнения задания 19:

I. Обозначьте в предложении грамматические основы.

II. Определите границы простых предложений в составе сложной синтаксической конструкции.

III. Посмотрите, как эти предложения связаны между собой.

IV. Выясните, присутствует ли в предложении союз И, и в случае его наличия определите, что он соединяет: если однородные члены, то перед ним запятая не ставится; если простые предложения – ставится.

V. Установите, есть ли в ССК стык союзов, и в случае его наличия определите, имеется ли при втором союзе продолжение (через одно простое предложение) в виде слов то, но: если такого продолжения нет, то запятая ставится на стыке двух союзов, если есть – не ставится.

VI. Найдите границы между главной и придаточной частью и на их месте поставьте запятые.

 

5) Закрепление.

 

  1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
  2. Тогда и подумала она(1) что(2) если когда-нибудь у неё родится сын(3) то назовёт его таким именем.
  3. После того как прозвучал третий звонок (1) занавес дрогнул и медленно пополз вверх (2) и (3) как только публика увидела своего любимца (4) стены театра буквально задрожали от рукоплесканий и восторженных криков.
  4. Его голова была полна самых невообразимых и фантастических проектов, и к той поре(1) когда надо было решать (2)что же всё-таки делать в этой жизни дальше(3) Саввушка огорошил мать, объявив ей о своём желании ехать учиться в Москву, в университет.
  5. Принято считать(1) что(2) чем ближе текущая позиция сайта к требуемой(3) тем выше показатель эффективности сайта, а(4) если требуемая позиция достигнута, то показатель эффективности имеет максимальное значение.
  6. Жена его, Надежда Валериановна, работала в штабе у Деникина, а потом эвакуировалась из Крыма и после долгих мытарств вместе с детьми оказалась в Германии(1) где Вилькицкий разыскивал их несколько лет(2) а(3) когда нашёл(4) то было уже поздно.
  7. Множество замечательных бизнес-проектов появляется тогда(1) когда их основатели сталкиваются в быту с какой-либо проблемой(2) решить которую оказывается слишком сложно: немного раздумий, и (3) если человек предприимчив(4) может родиться интересная бизнес-идея.
  8. Мальчик же больше ни о чём не спрашивал и никуда отца не тянул(1)как(2) если бы они навсегда поселились на этой пристани(3) и так(4) и стали здесь жить, словно беженцы или переселенцы.
  9. Однако(1) он пересилил это малодушное желание(2) и направился к Воробьёвым горам(3) туда(4) где в далёкой дымке виднелось на высоком берегу Москвы-реки здание со шпилем и со звездой.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: