Вопросы для выполнения!
1. В виде таблицы представьте основные типы школ стран древнего Востока по следующей форме:
Страна | Тип школы | Состав учащихся (кто учился) | Содержание обучения (чему учили) | Методы) обучения (как учили) |
Прародиной образования стали страны Древнего Востока (Вавилония, Ассирия, Египет, Китай, Индия и др.). Здесь получили развитие три основных типа школы: жреческие школы, которые создавались при храмах и готовили служителей культа, — они относились к господствующему слою общества и были окружены почитанием как первые толкователи религиозного учения, причастные к таинствам молитв и обрядов; дворцовые школы, которые предназначались для обучения детей рабовладельческой знати — элиты общества; школы писцов-чиновников, которые были призваны удовлетворять нужды административно-хозяйственного управления, потребности в строительстве ирригационных сооружений и в уходе за ними.
В таких школах, например в Египте, обучали мальчиков в возрасте от 5 до 16 лет. Содержание образования составляли письмо, чтение и счет. Обучение письму строилось на сложной системе иероглифов (их было около 700). Поучения, которые встречаются в древнеегипетских папирусах, свидетельствуют, что овладение грамотой было трудным и долгим процессом («Пиши целый день пальцами своими и читай ночью» — таково одно из поучений). Обучение грамоте состояло из заучивания иероглифов, устного чтения текста (обычно читали хором нараспев) и письменных упражнений. Когда ученик овладевал письмом, он получал «тетрадь» — длинный, узкий (16 см) свиток папируса. Судя по датам в «тетрадях», норма переписки в день составляла 3 страницы. Ученики писали тонкой тростниковой палочкой, используя черную краску. Новые абзацы начинали красной краской — отсюда происходит так называемая «красная строка». Письменные упражнения имели определенную нравоучительную направленность, например: «Не сиди, если стоит тот, кто старше тебя или выше тебя по чину». Текстами для переписки являлись религиозные поучения, сказки, гимны и т. п. В текстах восхвалялись положение писца и преимущества его работы по сравнению с ремесленником и земледельцем.
Сохранившиеся математические папирусы (один из них имеется в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве) свидетельствуют, что занятия счетом имели отчетливо выраженный практический характер: вычислялись объемы закрома и амбара, площадь участка поля, определялось необходимое количество рабочей силы для выполнения различных работ и рассчитывались запасы продовольствия для обеспечения рабочих питанием. Дошедшие до нас математические папирусы дают представление об уровне и объеме соответствующих знаний учащихся. Они знали 2 арифметических действия (умножение и деление производили путем последовательного сложения и вычитания), вычисляли площадь и объем различных геометрических фигур, умели вычислять площадь круга. Дроби употребляли только с единицей в числителе (кроме 3/4 и 2/3), решали уравнения с одним неизвестным. В «тетрадях» записывали ход решения задачи и ответ, после которого часто встречается фраза «Ты нашел хорошо».
Кроме наук, в египетской школе уделялось внимание гимнастике, плаванию и воспитанию хороших манер, говоря современным языком, навыкам культуры поведения.
Но в школе царила суровая палочная дисциплина. Это подтверждают дошедшие до нас древние папирусы и содержащиеся в них школьные поговорки (например, такая: «Уши мальчика на его спине»).
Обучение в школе писцов было столь же долгим, сколь и дорогим. Оно не было доступным для детей ремесленников и земледельцев. Только знатные чиновники и богатые рабовладельцы могли обучать своих сыновей в таких школах.
Как уже говорилось, в школе писцов обучали мальчиков в возрасте от 5 до 16 лет; начиная с 12 лет ученики уже работали в канцеляриях, выполняли простейшие из обязанностей писцов. Занятия продолжались с раннего утра до позднего вечера, обед приносили из дому, обычно он состоял из 3 хлебцев и 2 кружек пива.
В жреческих школах содержание образования было более широким и многопредметным. Так, в школах для жрецов и судей в Вавилонском государстве, кроме обычных основ общей грамотности (письмо на клинописной основе, счет, чтение), преподавались право, астрономия, астрология, медицина, давалось религиозное образование.
Кроме названных выше школ, дети египетской знати обучались в военных школах, которые готовили начальников войск. Самой привилегированной школой, куда даже дети из богатых и знатных семей могли попасть только по протекции, была школа колесничих. Об элитарном характере всех указанных школ можно судить по следующей записи на папирусе, сделанной одним из придворных: «...по приказу фараона учредил я школы со всеми их учениками из сыновей людей (т. е. знатных. — Авт.), но не из сыновей бедняков».
Среди стран древневосточной цивилизации известным своеобразием в развитии систем образования выделялись Индия и Китай. Это определялось их национально-историческими традициями и присущим данным регионам Востока менталитетом. Однако специфические особенности образования в этих странах выделяются не более отчетливо, чем свойственные им общие черты.
Прежде всего характерно, что первые школы и различные формы образования возникли почти одновременно и в Индии, и в Китае в долинах больших рек, где благодаря плодородной почве широко
развивались земледелие и в целом хозяйственная жизнь, производственная деятельность народов этих стран.
Археологические данные свидетельствуют, что уже в третьем тыс. до н. э. в долине Инда возникли рабовладельческие государства с достаточно высокой для той эпохи культурой. Пришедшие им па смену (в сер. 2-го тыс.—сер. 1-го тыс. до н. э.) новые рабовладельческие общества образовались также в долинах рек Ганга и Джамны. Примерно в это же время появились первые рабовладельческие государства в Китае по берегам реки Хуанхе. Дошедшие до нас памятники письменности — надписи па костях и панцирях черепах свидетельствуют о развитии грамотности и культуры в китайских государствах той эпохи. Вывод о том, что письменность, а следовательно, и писцы, обучение грамоте в Китае появились во 2-м тыс. до н. э. основывается на археологических свидетельствах о том, что примерно в этот исторический период появляются летописи на бамбуковых и деревянных планках; па шелку начали писать в III в. до н. э., а бумага появилась в 105 г. н. э.
Как в Индии, так и в Китае развитие образования в рассматриваемую эпоху было тесно связано с религиозно-философскими учениями, и по источникам, их отражающим, можно воссоздать общую картину исторического процесса в сфере образования и культуры.
Так, основные данные об этом процессе в Индии содержатся в Ведах — древнейших памятниках индийской религиозной литературы, а также в Упанишадах (религиозно-философских произведениях). В частности, по этим источникам есть возможность судить о характере образования в школах для двух высших сословий — брахманов и кшатриев. В этих школах одновременно жили до их окончания и обучались ученики в возрасте от 6—12 лет до 22—24 лет. Большая часть учебного времени посвящалась заучиванию с большой точностью, не допускающей изменения ни одного слова, стихов, гимнов и других религиозных текстов. Уделялось внимание изучению философии и обучению красноречию, чтобы выпускники школы могли участвовать в диспутах на религиозно-философские темы. После окончания школы брахманы становились жрецами, а кшатрии получали специальную военную подготовку, поскольку представители этого сословия занимали высшие военные должности. Книги Вед характеризуют основной круг предметов, которые изучались в этих школах: грамматика и литература, математика, история, медицина, этика, танцы и музыка.
Набор предметов свидетельствует, что в школах общее образование сочеталось в известной мере со специальным (медицина), а тот факт, что кроме жрецов и военачальников школа готовила также сборщиков налогов и дани, казначеев и других чиновников, позволяет сделать вывод, что в преподавании некоторых предметов (грамматика, математика) обеспечивалась определенная жизненно-практическая направленность, ориентированность на предстоящее ученикам после школы выполнение тех или иных чиновничьих обязанностей.
Ведущим типом школы в Китае в 3-м и 2-м тыс. до н. э. являлись общинные школы. В них юноши бесплатно обучались стрельбе из лука, религиозным пениям и обрядам. Несколько позже (в сер. 1-го тыс. до п. э.) состав учебных предметов пополнился еще тремя: управление конем, письмо и счет. Но поскольку писец в китайском обществе, в отличие от египетского, не занимал сколько-нибудь значимого положения по сравнению, например, с военачальником, то последним двум предметам не уделялось должного внимания.
Важным фактором, способствовавшим совершенствованию обучения грамоте и образования в целом явилась проведенная в III в. до н. э. унификация всех иероглифов (до этого в различных провинциях одни и те же знаки писали по-разному). Правда, и после реформы количество знаков достигало нескольких тысяч.
Школьное обучение начиналось с 6—7 лет, сыновье знатных родителей получали домашнее воспитание.
Система образования слагалась из трех ступеней. Первая посвящалась заучиванию учениками с голоса фраз, текстов, приобретению умения писать и понимать значение иероглифов. На второй ступени к указанному добавлялось обучение стилистике и правилам стихосложения. Третья ступень предназначалась для тех, кто стремился стать ученым или чиновником — они должны были в течение ряда лет сдавать несколько экзаменов.
Однако охарактеризованная система общего образования предназначалась для аристократии и детей чиновников. Простолюдины получали небольшой круг необходимых практических знаний.
Высшее образование заключалось в обучении ораторскому искусству и философии.
В основе всей системы образования в Древнем Китае лежало этико-политическое учение, основоположником которого был Конфуций (551—479 гг. до н. э.). По его имени оно получило название конфуцианства. Под влиянием этого учения, ставшего официальной государственной идеологией, образование приобрело па 2 тысячи лет вперед в основном гуманитарный характер. Это негативно сказалось на развитии науки и культуры, поскольку система образования фактически игнорировала происходивший со времен династии Хань (206 г. до н. э.—220 г. п. э.) рост таких наук, как математика, астрономия, медицина, гидротехника, прогресс в области строительного дела.
Положительными чертами конфуцианства на ранней стадии его развития были призыв к нравственному совершенствованию, критика жестокого отношения правителей к народу, провозглашение принципов жэнь (гуманность, человечность) и ли (нормы, правила поведения, определяющие отношения между людьми в обществе и семье, основанные на гуманности).