Глава 1. Становление и развитие политических партий в России.




КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Тема: «Политическая партия как субъект административного права»

 

Выполнил:

Курсант 2 курса 24 группы

юридического факультета

О.А. Ситникова

Научный руководитель

Доцент кафедры

Управления и административно-правовых дисциплин

полковник внутренней службы

А.В. Каляшин

 

Дата защиты:_______________________

Оценка:____________________________

__________________________

 

 

Владимир, 2016


 

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Становление и развитие политических партий в России………….5

Глава 2. Понятие политической партии и особенности ее положения в современной России………………………………………………………….…15

Глава 3. Участие политической партии в избирательном процессе…………24

Заключение………………………………………………………………….…..30

Библиографический список……………………………………………………33


 

Введение

 

В процессе развития государственности в России развивали и такой институт как политические партии. Все вопросы, возникающие в процессе развития и становления данного института активно используются в образовательном, научно и практическом направлении. Не стоит забывать, что процесс становления данного института был очень тернист и поэтому передовой опыт в изучении данного института будет очень полезен для изучения его и использовании в образовательном процессе, а в частности в цикле таких дисциплин как теория государства и права, административное права и других отраслевых юридических дисциплинах. Основные проблемы политических партий это, прежде всего проблемы в осуществлении государственной власти и именно поэтому им необходимо уделять пристальное внимание.

В результате принятия 11 июля 2001 г. Федеральный закон N 95-ФЗ «О политических партиях» был закреплен правовой статус политических партий, создан механизм их функционирования и дал возможность для проведения в последующем партийной реформы в Российской Федерации. Между тем стоит отметить, что политические партии в России еще не закрепились полностью как правовой институт и требуют еще многих изменений и дополнений.

Объектом исследования выступают социально-правовые отношения, связанные с организацией и функционированием политических партий как субъекта права.

Предметом исследования являются – политические партии в политической системе государства.

Основной целью работы является обобщение информации правового регулирования политических партий в России.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. рассмотреть место политической партии среди субъектов избирательного процесса;

2. раскрыть порядок приобретения и прекращения статуса политической партии;

3. проследить процесс становления и развития политических партий в России;

Для написания работы использовались нормативные документы Российской Федерации, законы и подзаконные акты, научные комментарии к ним, специальная литература

Данная тема является достаточно научно разработанной: существует множество статей, публикаций, изданий посвященных вопросам связанных с правовым статусом, деятельности политических партий. Авторами этих работ являются Юдин Ю.А., Авакьян С.А., Лапаева В.В., Баранов С.Д., Тур А.И. и ряд других ученых.

Структура: работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.


 

Глава 1. Становление и развитие политических партий в России.

 

Политическая жизнь в России достаточно разнообразна и непредсказуема. Постоянная создание политических партий, распад уже существующих, расколы на два фронта, создание коалиций дает нам право сделать вывод, что жизнь политических партий развивается весьма динамично и имеет непостоянных характер.

Что бы понять каков статус политических партий сейчас, необходимо узнать их истоки и провести краткий экскурс по истории, а именно в дореволюционную эпоху (до октября 1917 года). Это даст нам огромную пользу в анализе политических партий на сегодняшний день по следующим направлениям: традиция, заимствование зарубежного опыта, новаторство и оригинальность.

Политической системой является организованная совокупность норм, институтов, организаций, идей и так же отношений и взаимодействий между ними, в ходе которых реализуется политическая власть.[1]

Такое понятие как «политическая система» более объемно, чем понятие «государственное управление», поскольку она затрагивает все лица и институты, участвующие в политическом процессе, а так же неформальные и неправительственные факты и явления, которые оказывают воздействие на механизм явления и постановки проблем, на выработку и реализацию решений в сфере государственно-властных отношений. В самом широком толковании в понятие «политическая система» входит все то, что имеет отношение к политике.

Политическая система отличается:

1) Политической идеологией

2) Политической культурой

3) Политическими обычаями, традициями и нормами

Политическая система выполняет нижеследующие функции:

1) Конверсии, т.е. трансформировать общественные требования в политические решения

2) Адаптации, т.е. приспособления политической системы к изменяющимся условиям жизни общества

3) Привлечения людских и материальных ресурсов, таких, как денежные средства, избиратели и т.д., для достижения политических идей

4) Охранительная функция - защита общественно-политического строя, его базовых, фундаментальных ценностей и принципов

5) Внешнеполитическая функция - установление и развитие взаимовыгодных отношений с иностранными государствами

6) Консолидирующая функция - координирование коллективных интересов и требований различных социальных слоев общества

7) Распределительная функция - создание и упорядочивание материальных и духовных ценностей

Иным признаком будут являться пределы вмешательства государственных органов в регулирование отношений, складывающихся внутри общества.

Можно предположить, что в каждом обществе формируется своя специфическая политическая система, поскольку составляющие ее элементы в разных обществах различны. Следует так же отметить, что политика представляет собой открытую систему, т.е. она взаимодействует с другими сферами жизни общества: экономической, духовной, социальной, оказывая на них влияние и получая то же в ответ.

Политическая организация - объединенная группа людей, которая действует совместно для достижения каких-либо политических целей, например: политическая партия, общественно-политическое движение, инициативная группа граждан, выдвигающая кандидата в депутаты, общественное объединение, оказывающая влияние на государственную политику, ячейка революционеров и т.д. Так же выделяют такие организации, как церковь или профсоюзы, которые имеют политические цели, но они не являются основными. И наконец, выделяют организации, которые не имеют политических целей, например, клуб грибников, но при определенных условиях они могут выступать как политическая организация.

Политический институт - более сложный элемент политической системы, который представляет собой устойчивый вид социального взаимодействия, регулирующий определенный сектор политической жизни общества. Институт выполняет важную функцию или несколько функций, которая имеет значение для всего общества, формируя при этом упорядоченную систему социальных ролей и правил взаимодействия.

Примерами политических институтов могут служить парламентаризм, институт государственной службы, институты исполнительной власти, институт главы государства, президентство, монархия, судопроизводство, гражданство, избирательное право, политические партии и т.д. Основным институтом в политической системе выступает государство.

Для осуществления своих политических задач участники политической деятельности (институты, организации, большие социальные общности, отдельные лица) должны образовывать различные отношения между собой и социальной средой.[2] Связи, формы взаимодействия, складывающиеся в этих отношениях, представляют собой коммуникативный компонент политической системы общества. Например, это взаимодействие парламентских комитетов; связи, возникающие между партиями и государственными органами; отношения между органами исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти; общение государства с населением и т.д.

Каналы связи играют важную роль в коммуникативной подсистеме, поскольку они позволяют донести потребности населения государству, это могут быть социологические опросы, открытые слушания, комиссии по расследованию, и обратно от государства к населению, где важное место занимают СМИ, которые знакомят население с политическими решениями, принятыми законами.

Нормы политического взаимодействия состоят из политических, правовых и моральных норм, а так же традиций и обычаев.

Политическая психология сосредоточена на поведении отдельных лиц, групп и целых обществ, а так же на их мотивации, настроениях, эмоциях, убеждениях, заблуждениях и т.д. Особую роль здесь играют психология толпы, харизма лидеров, манипуляция массовым сознанием и т.п.

Политическая идеология представляет более высокий уровень и включает в себя политические идеи, концепции, теории, учения. Центром политико-идеологической ступени является политическая культура.

Под политической культурой понимается составная часть духовной культуры человечества, включающая в себя систему политических ценностей, знаний и моделей поведения, а так же политический язык, символы и традиции государственности.

Становление политических партий в России отличалось своей самобытностью. Самой первой была партия социал-демократии, а затем к ней присоединились другие партии, которые отличались своей непролетарностью.

К октябрю 1917 года в Росси действовало 15 общенациональных и не менее 35 региональных политических партий. Некоторые источники сообщают, что в России могло существовать более 75 политических партий и организаций партийного типа. Среди них можно выделить наиболее крупные и влиятельные: социалисты-революционеры (эсеры)- более 500 тысяч членов; Российская социал-демократическая партия (большевики)- 350 тысяч членов; Российская социал-демократическая партия (меньшевики) -193 тысячи членов; Конституционно-демократическая партия народной свободы (кадеты) - 70 тысяч и другие.

С 12 декабря 1917 года по 15 марта 1918 года функционировало коалиционное правительство.

Как отмечают зарубежные СМИ становление однопартийности в России произошло скорее по стечению обстоятельств и давлению эпохи, нежели по заранее разработанному плану. Тем не менее не смотря на это в России все же были попытки создания многопартийности, но в результате все сошлось к тому, что более чем на 70 лет развитие многопартийного демократического государства было приостановлено.

Отечественный опыт показывает, что длительная монополизация властных функций одной партией крайне отрицательно сказывается на обществе: сковывается демократия, народ отчуждается от власти, а власть - от народа, устраняется возможность соревновательности в политической жизни. Монополия на власть создает простор для произвола, развращает носителей властных полномочий и разрушает гражданское общество.

Но стоит сказать, что и многопартийная система далеко не идеальна, она имеет свои изъяны и об этом не раз говорили зарубежные политологи, которые много лет изучали ее особенности изнутри. Но не смотря на все это, демократическую систему все же в большей степени связывают, именно с большим количеством партий и уважением права выбора.

Процесс формирования многопартийности в обществе, которое не имеет никакого представления о таком обществе, и действует в слепую опираясь лишь на домыслы и слепое наблюдения за другими государствами изначально обречено на провал. И именно поэтому путь России к демократической многопартийной системе государства был долог и тернист. Наивно было полагать, что многопартийность получиться внедрить сразу, к примеру после издания закона СССР об общественных объединениях. Данный нормативно- правовой акт лишь дал возможность выхода на политическую арену уже существовавших партий и преобразование в них ряда общественных объединений.

Сам процесс многопартийности в России принято выделять в несколько этапов. Первый этап становления многопартийности нередко называют "неформальной волной" (1986 - весна 1988 г.). окончание данного этапа характеризуется становлением массовых политических движений.[3]

В то время КПСС все так же сохраняло в своих руках всю полноту политической и государственной власти. Изначально многопартийность формировалась с помощью просто массовых политических движениях и лишь к концу 1990 года многопартийных режим политической системы обретает самостоятельный облик.

Скачок в развитии выразившийся в самостоятельном политическом движении населения, так называемых «общественных инициатив», стал следствие кардинального изменения внутреннего и внешнего климата страны, связанный с замыслом руководства КПСС осуществить новый ряд реформ для большей либерализации политической системы. Именно в это время происходит легализация «неформалов» осенью 1988 года ЦК КПСС в рамках «политики широкого диалога». Организации которые ранее именовали неформальными, получили реальную возможность реализовать себе в политической жизни государства. Новые веяния наступали и об этом ярко свидетельствовало критические заметки в СМИ и общее настроение и движение в пользу перестройки, а так же падением железного занавеса, а в итоге и появление открытого диалога с западом.

Волна движения народного фронта в России сложилась в ходе массовых акций социального протеста весны-лета 1988 года и достигла своего апогея в 1989 году. В Москве, в городах Поволжья, в Южно-Сахалинске прокатились многотысячные митинги по вопросом осуществления социальной справедливости для представителей неформального движения. Результатом данных акция явилось проведение подготовки к выборам депутатов СССР. Сотни митингов сформировали постоянную аудиторию в сотни тысяч человек.

К этому периоду относиться появление первых «партий». Они представляли из себя по сути те же неформальные группы, только являлись меньше по численности.

1988-1990 года явились пиком партийного строительства. Это обусловилось тем, что начала прорастать реальная многопартийность. В ходе избирательных компаний 1989-1990 годов "народные фронты" предпринимали усилия по развитию территориальных организаций в качестве опоры для расширения массовой базы в виде постоянно действующих митинговых активистов, инициативных групп избирательной направленности и различных форм самодеятельного народного контроля.

В начале 1991 года сложились первые политические партии: Социал-демократическая партия РФ (СДПР), Республиканская партия РФ (РПРФ), Партия свободного труда (ПСТ), Либерально-демократическая партия Советского Союза, Демократический союз. Крестьянская партия РФ и ряд других. По оценкам экспертов численность партий к началу 1990 было около 40. К 1991 году, в год первых выборов Президента РФ, данные партии уже имели своих лидеров.[4]

Принятие в октябре 1990 года Закона СССР "Об общественных объединениях" дало толчок к следующему этапу формирования партий. Этот этап начался в августе 1991 года и фактически продолжается по сей день.

Важно отметить, что до конца 1993 года выборы и формирование органов власти происходили не на многопартийной основе. После выборов в Государственную думу и принятия Конституции Российской Федерации, статья 13 которой признает политическое многообразие и многопартийность, партии, казалось бы, получили реальную возможность влиять на государственную жизнь через своих представителей. Однако как показывает практика это возможность не дала не каких реальных результатов, так как сами партии из за рыхлой организации не могли никак повлиять на своих представителей в Государственной Думе. В реальности в большинстве своем партия изолирована от возможности принятия государственного решения.

В современной России зарегистрировано около десятка политических партий, но это не показатель многопартийной системы, о многопартийности можно будет сказать, лишь тогда, когда в обществе сформулируется представление по поводу базовых ценностей, идеалов и целей общественного развития. А нормальное функционирование многопартийности возможно лишь на базе признания и поддержки таких ценностей основными политическими силами общества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: