II. Древневосточная цивилизация — прародина образования




ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ СТРАН

ДРЕВНЕГО ВОСТОКА И АНТИЧНОГО МИРА

В О П Р О С ЫИ З А Д А Н И Я

Прочтите текст и выполните задания

1. Каковы причины зарождения воспитания и образования как особых сфер общественной деятельности и появления государственных форм воспитания в странах Древнего Мира?

2. Каковы были общественные идеалы и идеалы воспитания в странах Древнего Востока? Как они отражались в религиозных (буддизм, иудаизм, язычество) и философских (конфуцианство, даосизм) учениях?

3. Раскройте взгляды на воспитание и образование Конфуция.

3. Составьте схему типов школ стран Древнего Востока и по следующему типу:

Страна Возраст учеников (если он указан в источниках) Тип школы (название) Содержание образования

 

4. Как Вы понимаете суть идеала калокагатии в образовательной системе Древней Греции?

5. Дайте в письменной форме сравнительно сопоставительный анализ образовательных систем в Афинах и Спарте (типы школ, цели, принципы, содержание, формы организации обучения).

6. Каковы взгляды на основные педагогические вопросы древнегреческих философов (Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит).

7. Каковы цели, особенности, ступени системы образования в Древнем Риме?

8. Дайте характеристику педагогическим идеям Цицерона и Квинтилиана.

 

II. Древневосточная цивилизация — прародина образования

Прародиной образования стали страны Древнего Востока (Вави­лония, Ассирия, Египет, Китай, Индия и др.). Здесь получили развитие три основных типа школы: жреческие школы, которые создавались при храмах и готовили служителей культа, — они относились к господствующему слою общества и были окружены почитанием как первые толкователи религиозного учения, причастные к таинствам молитв и обрядов; дворцовые школы, которые предназначались для обучения детей рабовладельческой знати — элиты общества; школы писцов-чиновников, которые были призваны удовлетворять нужды административно-хозяйственного управления, потребности в строи­тельстве ирригационных сооружений и в уходе за ними.

В таких школах, например в Египте, обучали мальчиков в возрасте от 5 до 16 лет. Содержание образования составляли письмо, чтение и счет. Обучение письму строилось на сложной системе иероглифов (их было около 700). Поучения, которые встречаются в древнееги­петских папирусах, свидетельствуют, что овладение грамотой было трудным и долгим процессом («Пиши целый день пальцами своими и читай ночью» — таково одно из поучений). Обучение грамоте состояло из заучивания иероглифов, устного чтения текста (обычно читали хором нараспев) и письменных упражнений. Когда ученик овладевал письмом, он получал «тетрадь» — длинный, узкий (16 см) свиток папируса. Судя по датам в «тетрадях», норма переписки в день составляла 3 страницы. Ученики писали тонкой тростниковой палочкой, используя черную краску. Новые абзацы начинали красной краской — отсюда происходит так называемая «красная строка». Письменные упражнения имели определенную нравоучительную на­правленность, например: «Не сиди, если стоит тот, кто старше тебя или выше тебя по чину». Текстами для переписки являлись религиозные поучения, сказки, гимны и т. п. В текстах восхвалялись положение писца и преимущества его работы по сравнению с ремесленником и земледельцем.

Сохранившиеся математические папирусы (один из них имеется в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве) свидетельствуют, что занятия счетом имели отчетливо выраженный практический характер: вычислялись объемы закрома и амбара, площадь участка поля, определялось необходимое количество рабочей силы для выполнения различных работ и рассчитывались запасы продовольствия для обеспечения рабочих питанием. Дошедшие до нас математические папирусы дают представление об уровне и объеме соответствующих знаний учащихся. Они знали 2 арифмети­ческих действия (умножение и деление производили путем последо­вательного сложения и вычитания), вычисляли площадь и объем различных геометрических фигур, умели вычислять площадь круга. Дроби употребляли только с единицей в числителе (кроме 3/4 и 2/3), решали уравнения с одним неизвестным. В «тетрадях» записывали ход решения задачи и ответ, после которого часто встречается фраза «Ты нашел хорошо».

Кроме наук, в египетской школе уделялось внимание гимнастике, плаванию и воспитанию хороших манер, говоря современным языком, навыкам культуры поведения.

Но в школе царила суровая палочная дисциплина. Это подтвер­ждают дошедшие до нас древние папирусы и содержащиеся в них школьные поговорки (например, такая: «Уши мальчика на его спине»).

Обучение в школе писцов было столь же долгим, сколь и дорогим. Оно не было доступным для детей ремесленников и земледельцев. Только знатные чиновники и богатые рабовладельцы могли обучать своих сыновей в таких школах.

Как уже говорилось, в школе писцов обучали мальчиков в возрасте от 5 до 16 лет; начиная с 12 лет ученики уже работали в канцеляриях, выполняли простейшие из обязанностей писцов. Занятия продолжались с раннего утра до позднего вечера, обед приносили из дому, обычно он состоял из 3 хлебцев и 2 кружек пива.

В жреческих школах содержание образования было более широ­ким и многопредметным. Так, в школах для жрецов и судей в Вавилонском государстве, кроме обычных основ общей грамотно­сти (письмо на клинописной основе, счет, чтение), преподавались право, астрономия, астрология, медицина, давалось религиозное образование.

Кроме названных выше школ, дети египетской знати обучались в военных школах, которые готовили начальников войск. Самой привилегированной школой, куда даже дети из богатых и знатных семей могли попасть только по протекции, была школа колесничих. Об элитарном характере всех указанных школ можно судить по следующей записи на папирусе, сделанной одним из придворных: «...по приказу фараона учредил я школы со всеми их учениками из сыновей людей (т. е. знатных. — Авт.), но не из сыновей бедняков».

Среди стран древневосточной цивилизации известным своеобра­зием в развитии систем образования выделялись Индия и Китай. Это определялось их национально-историческими традициями и присущим данным регионам Востока менталитетом. Однако специфические особенности образования в этих странах выделяются не более отчетливо, чем свойственные им общие черты.

Прежде всего характерно, что первые школы и различные формы образования возникли почти одновременно и в Индии, и в Китае в долинах больших рек, где благодаря плодородной почве широко

развивались земледелие и в целом хозяйственная жизнь, производ­ственная деятельность народов этих стран.

Археологические данные свидетельствуют, что уже в третьем тыс. до н. э. в долине Инда возникли рабовладельческие государства с достаточно высокой для той эпохи культурой. Пришедшие им па смену (в сер. 2-го тыс.—сер. 1-го тыс. до н. э.) новые рабо­владельческие общества образовались также в долинах рек Ганга и Джамны. Примерно в это же время появились первые ра­бовладельческие государства в Китае по берегам реки Хуанхе. Дошедшие до нас памятники письменности — надписи па костях и панцирях черепах свидетельствуют о развитии грамотности и культуры в китайских государствах той эпохи. Вывод о том, что письменность, а следовательно, и писцы, обучение грамоте в Китае появились во 2-м тыс. до н. э. основывается на археологических свидетельствах о том, что примерно в этот исторический период появляются летописи на бамбуковых и деревянных планках; па шелку начали писать в III в. до н. э., а бумага появилась в 105 г. н. э.

Как в Индии, так и в Китае развитие образования в рассмат­риваемую эпоху было тесно связано с религиозно-философскими учениями, и по источникам, их отражающим, можно воссоздать общую картину исторического процесса в сфере образования и культуры.

Так, основные данные об этом процессе в Индии содержатся в Ведах — древнейших памятниках индийской религиозной литера­туры, а также в Упанишадах (религиозно-философских произведени­ях). В частности, по этим источникам есть возможность судить о характере образования в школах для двух высших сословий — брахманов и кшатриев. В этих школах одновременно жили до их окончания и обучались ученики в возрасте от 6—12 лет до 22—24 лет. Большая часть учебного времени посвящалась заучиванию с большой точностью, не допускающей изменения ни одного слова, стихов, гимнов и других религиозных текстов. Уделялось внимание изучению философии и обучению красноречию, чтобы выпускники школы могли участвовать в диспутах на религиозно-философские темы. После окончания школы брахманы становились жрецами, а кшатрии получали специальную военную подготовку, поскольку пред­ставители этого сословия занимали высшие военные должности. Книги Вед характеризуют основной круг предметов, которые изучались в этих школах: грамматика и литература, математика, история, медицина, этика, танцы и музыка.

Набор предметов свидетельствует, что в школах общее образо­вание сочеталось в известной мере со специальным (медицина), а тот факт, что кроме жрецов и военачальников школа готовила также сборщиков налогов и дани, казначеев и других чиновников, позволяет сделать вывод, что в преподавании некоторых предметов (грамматика, математика) обеспечивалась определенная жизненно-практическая направленность, ориентированность на предстоящее ученикам после школы выполнение тех или иных чиновничьих обязанностей.

Ведущим типом школы в Китае в 3-м и 2-м тыс. до н. э. являлись общинные школы. В них юноши бесплатно обучались стрельбе из лука, религиозным пениям и обрядам. Несколько позже (в сер. 1-го тыс. до п. э.) состав учебных предметов пополнился еще тремя: управление конем, письмо и счет. Но поскольку писец в китайском обществе, в отличие от египетского, не занимал сколько-нибудь значимого положения по сравнению, например, с воена­чальником, то последним двум предметам не уделялось должного внимания.

Важным фактором, способствовавшим совершенствованию обу­чения грамоте и образования в целом явилась проведенная в III в. до н. э. унификация всех иероглифов (до этого в различных провинциях одни и те же знаки писали по-разному). Правда, и после реформы количество знаков достигало нескольких тысяч.

Школьное обучение начиналось с 6—7 лет, сыновье знатных родителей получали домашнее воспитание.

Система образования слагалась из трех ступеней. Первая посвя­щалась заучиванию учениками с голоса фраз, текстов, приобретению умения писать и понимать значение иероглифов. На второй ступени к указанному добавлялось обучение стилистике и правилам стихосло­жения. Третья ступень предназначалась для тех, кто стремился стать ученым или чиновником — они должны были в течение ряда лет сдавать несколько экзаменов.

Однако охарактеризованная система общего образования предназ­началась для аристократии и детей чиновников. Простолюдины получали небольшой круг необходимых практических знаний.

Высшее образование заключалось в обучении ораторскому искусству и философии.

В основе всей системы образования в Древнем Китае лежало этико-политическое учение, основоположником которого был Конфуций (551—479 гг. до н. э.). По его имени оно получило название конфуцианства. Под влиянием этого учения, ставшего официальной государственной идеологией, образование приобрело па 2 тысячи лет вперед в основном гуманитарный характер. Это негативно сказалось на развитии науки и культуры, поскольку система образования фактически игнорировала происходивший со времен династии Хань (206 г. до н. э.—220 г. п. э.) рост таких наук, как математика, астрономия, медицина, гидротехника, прогресс в области строительного дела.

Положительными чертами конфуцианства на ранней стадии его развития были призыв к нравственному совершенствованию, критика жестокого отношения правителей к народу, провозглашение принципов жэнь (гуманность, человечность) и ли (нормы, правила поведения, определяющие отношения между людьми в обществе и семье, основанные на гуманности).

Со II в. до н. э. при династии Хань реформированное конфуци­анство превращается в официально господствующую идеологию, в основе которой теперь — учение о небе как о божестве и верховном судье, определяющем и контролирующем поступки людей, о «воле неба» (тянь мин), от которой будто бы зависело восхождение государей на престол и их свержение.

Педагогические взгляды Конфуция и его учеников подробно изложены в «Луныои» и «Ли цзи». Основная цель образования, согласно учению Конфуция, — воспитать «благородного мужа», «со­вершенного человека», людей, знающих и соблюдающих принципы конфуцианской морали.

Свое учение Конфуций непосредственно передавал своим ученикам в созданной им школе, в которой он обучил 3 тысячи человек, однако только 70 из них овладели целостной системой взглядов, составлявших содержание конфуцианства.

Наряду со школой Конфуция существовали другие подобные учебные заведения, которые создавались при философах. В этих школах юнрши готовились к активной деятельности в области политики 44 дипломатии. С этой целью они изучали философию, красноречие, обучались ораторскому искусству, умению вести по­лемику, участвовать в диспутах. В дальнейшем ревностные после­дователи и поклонники Конфуция значительно исказили смысл и гуманистическую направленность его учения, выхолостили его про­грессивное содержание: установку на развитие самостоятельного мышления учащихся, внимание к формированию их способностей и склонностей, личностно ориентированный подход к каждому ученику. Книжная мудрость вытеснила живую речь и общение между учащимися, обучение логике, умению самостоятельно рассуждать уступило место зубрежке и схоластике, школа стала готовить догматиков и начетчиков, а не творчески мыслящих философов. Все это прикрывалось именем Конфуция, которому в Китае сотворили культ, объявив его национальным гением, величайшим из мудрецов. Его объявили главным покровителем школ и ученых, «учителем 10 тысяч поколений». Каждый ученик, переступивший порог школы, кланялся его портрету, в день его рождения школьники освобождались от занятий. Так называемое реформированное конфуцианство нанесло серьезный ущерб китайской системе образования — схоластика и догматизм вытеснили естественнонаучные и прикладные дисциплины, возвели барьер между школой и жизнью, теорией и практикой, отгородили обучение от полезных знаний и трудовых умений, жизненно важных навыков.

Многократные попытки реформировать систему образования, по­строенную на идеях и принципах позднего конфуцианства, оказались безрезультатными. Только в 1902 г. была отменена старая система образования с присущим ей схоластико-доктринерским стилем «багу-вэнь». По рекомендации видного государственного деятеля Чжан Бо-Си (1847—1907 гг.) была введена новая структура образовательных учреждений, известная под названием «Жэньинь», которая состояла из следующих звеньев: детский сад (4 года) — первая ступень начальной школы; вторая ступень начальной школы (3 года) и средняя школа (4 года). Но через год, в 1903 г., в эту структуру были внесены изменения, в результате которых сложилась новая система «Гуймао»: 9-летняя начальная школа (5 + 4) и средняя школа с 5-летним сроком обучения. Основные принципы этой системы образования — почитание императора и соблюдение конфуцианских заповедей. Продолжительность школьного обучения, отчасти вызванная труд­ностями овладения на начальной ступени образования иероглифами (в период господства конфуцианства на это уходило не менее 10 лет упорного труда), негативно сказывались на развитии духовной и социально-культурной сфер жизни общества, тормозила подго­товку новых кадров, способных содействовать научно-техническому прогрессу.

Цивилизация, созданная рабовладельческими государствами Древ­него Востока, явилась одним из важных источников дальнейшего развития мировой духовной культуры, в частности образования*. Ее традиции и прогрессивные тенденции были восприняты и углублены прежде всего в античном мире, где сложились три во многом схожие и вместе с тем своеобразные системы образования и воспитания: спартанская, афинская и римская.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: