Природа практического мышления




Классики, разрабатывавшие проблему практического мышления, указывали на некоторые его существенные, отличительные признаки. Главное – практическое мышление непосредственно связано с практикой, в отличие от теоретического, которое связано с практикой опосредованно. Однако, само понимание «непосредственной» связи не разъяснялось или иллюстрировалось на очень простых примерах наглядно-действенного мышления.

Особенности этого типа мышления очень хорошо пояснил С.Л. Рубинштейн. Он в качестве особого вида выделяет так называемое практическое мышление. Под практическим мышлением обычно понимают мышление, совершающееся в ходе практической деятельности и непосредственно направленное на решение практических задач в отличие от мышления, выделенного из практической деятельности, направленного на разрешение отвлеченных теоретических задач, лишь опосредственно связанных с практикой.

Встречаются такие элементарные задачи, – пишет С.Л. Рубинштейн, – для решения которых нужно только сориентироваться в данной наглядной ситуации. В таких случаях практическое мышление, т.е. мышление, включенное в практическую деятельность и направленное непосредственно на решение частных практических задач, принимает форму наглядно-действенного мышления. Но мы не можем сказать, что Рубинштейн отождествлял практическое мышление с наглядно-действенным. Он указывает ряд черт, характеризующих именно практическое мышление, такие, как изощренная наблюдательность, умение использовать особенное и единичное, свойственное этой ситуации, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно.

Особенно важно обратить внимание на отмечаемую им специфику практических задач, которые могут быть решены на основе тех данных, которые представлены в наглядном содержании самой проблемной ситуации. При такой характеристике не может быть специально опыта, а существуют только теоретические знания. Интересно и указание С.Л. Рубинштейна на специфическую мотивацию практического мышления, когда стимулом для мыслительного процесса служит «практическая действенная ситуация, непосредственная необходимость для субъекта немедленно выйти из затруднения, в котором он оказался». Эта особенность оказывается весьма существенной, отличающей практическое мышление от академического.

Совершенно на другие моменты в специфике практического мышления указывает Л.С. Выготский. Он по-своему осмысливает «наивную физику» О. Липмана и Х. Богена и считает практическое мышление высшей психической функцией. По его мнению, эта «наивная физика», специфическое знание, благодаря которому ребёнку с помощью действия удаётся «адекватно подчинить физику вещи физике собственного тела».

Это знание формируется благодаря речи, второму ряду стимулов, возникающему у ребёнка. Поведение ребёнка обретает относительную свободу от непосредственно привлекающей ситуации. Л.С. Выготский считает, что ребёнок вступает в отношения с ситуацией не непосредственно, но через другое лицо. Таким образом, критерий непосредственности связи с деятельностью несколько осложняется. Но зато укрепляется идея специфического опыта, который возникает не из теории, но при участии взрослого. Социальный фактор в формировании практического мышления признаётся, однако его природа только приблизительно намечается.

Значительным событием в разработке теории практического мышления, в понимании природы «практика» явилась работа Б.М. Теплова, в которой решительно отвергается отождествление практического мышления с наглядно-действенным. Работа практического ума здесь показана во всей её сложности.

В работе раскрыта и сложность объекта практического мышления, которая формулируется сегодня как комплексность; и включенность в деятельность («мышление в контексте» – сегодня); и опытность эксперта. Показан целый ряд особенностей этого опыта: его «интуитивность», его действенное происхождение, его специфический «язык» действий и упорядовачивающих обобщений, на который умеют переводить практики знания теоретические. По своей эвристической заряженности работа Б.М. Теплова всё ещё не превзойдена даже современными исследованиями.

Тепловская неотрывность от реализации практического мышления имеет важные последствия. Этот тезис означает, что практик ищет решение, которое должно быть реализовано сразу же или должно отличаться реализуемостью не в принципе, а реально. Вот с таким пониманием непосредственной связи практического мышления с практикой можно работать.

Практическое мышление обеспечивает реализацию найденного решения и поэтому практическое мышление направлено, прежде всего, на деятельность, на реализацию, на преобразование объекта, отыскивает такое решение, которое бы обеспечивало это преобразование, эту деятельность.

Могут быть разные случаи проявления практического мышления; в одних случаях практическое, т.е. мышление, включенное в практическую деятельность, должно по характеру тех задач, которые ему приходится решать, использовать и результаты отвлеченной теоретической деятельности. Это сложная форма практического мышления, в которое теоретическое мышление входит в качестве компонента. Могут быть такие случаи, когда для решения задачи в ходе практической деятельности отвлеченное теоретическое мышление и не требуется.

Встречаются такие элементарные задачи, для разрешения которых нужно только сориентироваться в данной наглядной ситуации. В таких случаях практическое мышление, т.е. мышление, включенное в практическую деятельность и направленное непосредственно на решение частных практических задач, принимает форму наглядно-действенного мышления. Наглядно-действенное мышление – это элементарная форма практического мышления, направленная на разрешение элементарных практических задач.

Практическое мышление является одним из наиболее распространенных типов мышления, возникших еще в глубокой древности. Наглядным ее примером может быть ориентировка на местности. Наш далекий предок – первобытный человек, еще не владевший речью, прекрасно ориентировался на местности. Основанием для такой ориентировки служило знание данной местности. Здесь не требовалось знания слов и их значений. Все действия человека выражались в осмысленных движениях. Он знал, где и что находится, он знал, каким путем нужно идти к определенному месту, что нужно делать, если попадется какое-либо животное, каким способом можно его убить, содрать с него шкуру и ее использовать.

Практическое мышление направлено на решение специфических практических проблем и задач. Это конкретные задачи, они могут возникать в специальных видах профессиональной деятельности (таких, как операторская, управленческая, педагогическая, деятельность врача, юриста, менеджера и пр.), а также в быту, в повседневной жизни. Особенность этих практических задач – их частный, а не всеобщий характер, ограниченность требованиями конкретной ситуации. Отсюда их относительная ограниченность во времени, необходимость решать их в обозримые (пусть и не краткие) отрезки времени – пока существуют условия и обстоятельства, вызвавшие эти задачи.

Можно ли считать, что их решение имеет значение только для одного конкретного человека? Нет, продукты практического мышления могут не носить частного характера, опыт решения практических проблем обобщается, суммируется, передается другим, но не как чистое знание закономерностей бытия, а как знание способов адаптации человека в конкретных условиях жизни и деятельности. Это, впрочем, не исключает существования и сугубо частных, конкретных результатов действия практического мышления, имеющих значение для одного человека.

Итог работы практического мышления конкретен, он ведет к поступкам, к необходимости действовать. Конкретные результаты практического мышления принимают форму внешних проявлений, практических действий, особенностей поведения. Практическое мышление часто создает «фазу подготовки» практической трудовой деятельности, содержанием которой является планирование, организация и управление собственной деятельностью. Работа практического мышления ведет к изменению внешнего мира, окружения.

Значение практического мышления определяется тем, что оно является средством и условием выполнения практической деятельности. Оно непосредственно вплетено в практическую деятельность и объективируется в форме промышленной деятельности. Оно служит средством адаптации к конкретным условиям жизни. Поскольку результаты практического мышления часто выступают в форме преобразования внешней предметной и социальной действительности, то это и является проверкой правильности практического мышления. Это же является и причиной достаточно быстрой, а не отдаленной во времени проверки истинности практического мышления на практике.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: